«Я уверен, что врата ада не одолеть, но каждый из нас должен бороться за добро, как это ни звучит пышно и высокопарно…». (Художник Илья Глазунов).
Да, в некотором царстве-государстве жил-был на свете художник Илья Глазунов. Среди прочих его произведений особо знаменитой стало монументальное полотно «Мистерия ХХ века». Критика писала – таким образом, мастер помогал мыслящим и чувствующим согражданам и вообще землянам переосмыслить весь фон столетия, его основные социальные и политические этапы последнего века второго тысячелетия нашей эры.

Кстати, он и эту картину привозил в Одессу – показывал в нашем Художественном музее. Впечатление было огромное. Видели? Для лучшего понимания этого моего рассказа, нажмите соответствующую кнопочку компьютера, освежите в памяти ту своеобразную панораму века, его основной фон. Ну, и узлы-детали, конечно. Вот подумалось: что, если сейчас среди нас живёт-может художник некий, ещё только замышляющий нечто подобное? Именно: мистерию нашего, ХХ1 столетия – первого века третьего тысячелетия от Рождества Христова. Каким может, в конце концов, быть изображен основной фон и какие люди, какие события на нём могут фигурировать и разворачиваться? Вот если бы этим художником были вы, дорогой читатель? Каков был бы ваш ответ?
По мне (всё-таки, какой-никакой, художник-график), прежде всего это была бы война, вдруг откуда ни возьмись сломавшая столько отдельно взятых судеб и поставившая мир на грань общей катастрофы. Но в данном случае я это – к тому, что даже на таком контрастном и динамичном фоне едва ли затеряется «Дело академика Мальцева», о котором уже сказано немало и, вероятно, многое прочесть-услышать ещё предстоит.
Как известно, по «Делу» этому проходит и ряд других граждан. Да мало сказать «Проходит» – изолированы от общества уже три сотни дней и ночей. Но именем учёного оно окрещено не случайно. Один из академиков “European Academy of Sciences of Ukraine” (EUASU), известный далеко за пределами современной Украины, адвокат, писатель и путешественник, ученый содержится под стражей. Есть ли смысл здесь и сейчас рассказывать о том, в связи с чем и де-юре на каком основании Олег Викторович и его сотрудники лишились воли? Об этом уже давно знают даже самые нелюбознательные. Что также даёт основания считать случившееся и происходящее более чем заметным на фоне будущего полотна «Мистерия ХХ1 века».
Но вот из публикаций стало известно, что «Дело» это (вроде как наше, внутреннее), самым серьёзным чином рассматривается на международном уровне. И в докладах на конференции французской правозащитной организации “Coordination des Associations et des Particuliers pour la Liberté de Conscience”, на заседании бельгийской организации “Human Rights Without Frontiers” и в ходе 58-й сессии ООН по правам человека, причиной резонансного ареста украинского ученого чётко и недвусмысленно названа… фабрикация уголовного дела конкретным сотрудником СБУ.
Более того, во-первых, международная эта инициатива трактует арест учёного, как незаконный, а само «Дело» заведомо надуманным. А во-вторых, считает: на самом деле академика Мальцева судят в Украине не за конкретные действия, а очень даже за его убеждения.
Между тем, законодательство ни одной цивилизованной страны мира не относит убеждения человека к правонарушениям или, тем паче, преступлениям. Для рассмотрения этих явлений собралась “Global expert & scientific coalition” – “Глобальная экспертная и научная коалиция” или “Всемирное объединение экспертов и учёных”. Вот такой, можно сказать, виток этой спирали.
Вернёмся на миг к весне 2022 года. Насколько в дальнейшем стало известно, ещё тогда правоохранительные органы и силовые структуры так или иначе получили сведения о некоем закрытом совещании EUASU. Что именно обратило на себя внимание госдепартамента? Учитывая его специфику, вопрос конечно, непростой.
Например, по сведениям человека компетентного – адвоката академика Евгении Тарасенко, правоохранительные органы и силовые структуры Украины восприняли опасным одно из закрытых совещаний EUASU (EUROPEAN ACADEMY OF SCIENCES OF UKRAINE).
Там и тогда О.В. Мальцев выступил перед теми, кем руководил и за кого, соответственно, взялся отвечать. Вот в ходе этого мероприятия он и поделился со своими молодыми коллегами и сотрудниками некоторыми сомнениями. В чём? Да в том, что в случае городских боев за город защита людей и маттехнической базы Академии ляжет на плечи самих сотрудников и защищать себя придётся самим. И убеждением в необходимости самообороны.
Нужно ли подробничать об особенностях того исторического момента? Вспомните сами, как волнами накатывались тревожные сообщения, напряжение росло. Ну, как есть – «Мистерия ХХ1 века»! На фоне полномасштабного вторжения неприятеля в украинские пределы угроза вражеского прорыва в Одессу воспринималась вполне реальной. И внятно ощущалась даже сугубо штатскими и далёкими от политики гражданами. Разные наши земляки и их сообщества реагировали на это по-разному. Нужно сказать, исторически не впервые Одесса оказалась в таком положении. Не забыть бы нам в августе отметить очередную годовщину начала обороны города в сорок первом, сорок памятном году. Как и тогда, и на сей раз кто терялся, откровенно паниковал и паковал вещи, кто активно готовился к обороне.
Руководитель ОРО УАН академик Мальцев предложил сотрудникам-сотрудницам план действий самообороны в тяжелом случае, при возможном вандализме и мародёрстве – а сама такая возможность подсказывалась и той же историей, и сведениями о ситуации на оккупированных ныне территориях. Так он смотрел на вещи, так понимал свою личную ответственность за дело и тех, кем руководил. Это было его убеждением. Насколько мне известно, оно таковым остаётся по сей день.
Вообще говоря, давненько предполагалось, что обсуждать проблематику уголовного преследования граждан за убеждения разумно лишь правоведам-теоретикам и историкам права. На то есть рубрики «Странички былого», «Дела давно минувших дней» или «Тени незабытых предков». Автору больших усилий стоит удержаться от приглашения читателей полистать те странички, страницы и страничища прошлого, когда тюрьмой, каторгой и ссылкой вроде как решались серёзные вопросы – на голову будущих поколений. Но то, что такая необходимость возникает и присутствует в наши дни, тоже само по себе говорит о многом. Да, этот историко-правоведческий раздел содержателен и поучителен. И человечество на тернистом своём пути к совершенству слишком дорого заплатило за то, чтобы теперь начинать всё сначала всё с теми же «граблями». Может ли это не тревожить, даже на фоне почти непрерывных боевых тревог, нас – граждан демократической страны, стремящейся к участию в Евросоюзе? Но с некоторых пор это касается не только нас самих…
Неужели кому-то неясно, что наши европейские коллеги вникают в суть и нюансы этого дела и заняли в его отношении активную позицию неспроста. Люди более чем серьёзные, влиятельные и занятые имеют, как говорят в Одессе, чем заниматься. Значит, выступают и в данном случае в соответствии со своими (читай – европейскими) представлениями о хорошем и скверном, справедливом и несправедливом, законном и незаконном. Этому предшествовало их знакомство и глубокое изучение «Дела Мальцева». Судя по всему, они были буквально потрясены.
Их вывод: здесь нет повода для сомнений и споров, обсуждать нечего: преследуются убеждения. Что для современного цивилизованного европейца ужасный и постыдный абсурд образца советского 1937 года. Естественно, европейцы ничего подобного не ждали и, можно сказать, просто шокированы развитием у нас этих событий. Но настроены они решительно, солидаризируются и обращаются в Amnesty International и другие международные правозащитные структуры – в «Деле», наконец, явно ощутим переворот…
Оно конечно, а la guerre comme à la guerre, война (как бы её там не называли), не позволяет нам роскошь умиротворительных настроений и милейшего теоретизирования – отложим это до лучших времён. Но тот же исторический опыт, тот же сын ошибок трудных учит ничего не списывать на войну. Ибо и она сама в своё время ничего не списала – и нонича не спишет. Как бы ни упрощало ситуации, как бы ни удобно было «Хватать, тащить и не пущать…», отношение это к законам Украины не имеет. Не говоря о её Высшем Законе и европейских ценностях. Насколько я понимаю, инициатива global expert & scientific coalition именно этот тезис адресует тем, кто в столь драматическое и противоречивое время оказались у власти решать человеческие судьбы или, по крайней мере, существенно влиять на них. Да и нам, простым смертным, хорошо бы в сплошной лихорадке буден не терять из поля умозрения будущее полотно «Мистерия ХХ1 века» и его деталей. Оно пишется сейчас…
