Защита чести и достоинства. От Пушкина до наших дней

 “Если Вы меня застрелили на дуэли, значит Бог с Вами, а не со мной”,

К. Б. Каневский (часть 1 из серии научно-литературных вечеров)

О чести и достоинстве…

Из истории Российской Империи известно: в конце XIX, в начале XX веков появились 4 дуэльных кодекса. Примерно тем же временем датируется рождение судов чести, которые действовали на основании этих кодексов. Решение такого суда зависело от тяжести нанесенного оскорбления – от первой крови до тяжелой раны. «Только кровь может смыть пятно обиды — заявил в споре о дуэли один из героев купринского «Поединка». Оскорбленный направлял тем или иным способом обидчику письменный вызов. Стоит отметить, что статусом обладателя чести располагали только и исключительно дворяне. Это и предоставляло им право на вызов и выход к барьеру. Ниже стоящие по классовой лестнице обладали статусом по имени «Достоинство». Но об этом в другой раз. Давайте обсудим понятие “Чести”: что нам о ней известно? Кто же не знает старинной и всегда актуальной народной пословицы: «Береги платье снову, а честь смолоду!» На этом тезисе базируется и чисто дворянская поговорка: «Жизнь Родине, честь никому!»

     Академик Мальцев О. В. в ходе беседы на одном из литературных вечеров “Дуэль в русской литературе: честь, традиции, загадки” — высказался таким образом:

В источниках XVI XVII веков.<…> Один из европейских грандов пишет: “Честь” это тайна для простолюдинов. Дворянину положено знать, что такое честь, всем остальным не положено. Формулировка слова: честь право на власть, право на определенный образ жизни; право вершить суд. Эти три компонента составляют честь дворянина. Дворянин с детства должен защищать честь. <…> Корни берутся из европейского рыцарства. Рыцарь был универсальным человеком в Европе. Он был землевладельцем была единая его власть на определенной территории. Его образ жизни был непререкаем на этой территории, он имел право на результат все что его подданные на его территории производили (он обеспечивал им еду, кров, достойное существование), а результат был только его. И он был и прокурор, и судья на своей территории. По сути, Честь — дворянская привилегия. И когда оскорбляют Честь это значит, сомневаются в одном из этих прав: в праве на власть, в праве на результат и в праве вершить суд.”

(Академик О. В. Мальцев часть 1 из серии научно-литературных вечеров)

Итак, дворянин не должен был допустить, чтоб его честь подвергалась хоть малейшему сомнению. А тем паче, поруганию. Цель поединка – защита чести. Ее еще называли – суд Божий. Ее носитель не мог по сути, обязан был требовать сатисфакцию. И противник не мог ему в этом отказать, не утратив своей чести. Согласно кодексу, имелись и исключения, но они только подтверждали правила. Практика невыхода к барьеру и отказа от дуэли при Николае Втором, впрочем, уже не предполагало лишение чести. Но офицер в этом случае, оставаясь дворянином, должен был покинуть службу и уйти в запас.

     Интересен в этом смысле, спор офицеров армейской пехоты, о котором поведал поручик Куприн Один из спорящих утверждал, что дуэль хороша в гвардии. Так и сказал: «Для разных фигель-мигель.» И пояснил: если он, спьяну закатит товарищу в ухо что тому делать? Не выйдет к барьеру вон из полка. Спрашивается, что его дети будут кушать. А выйдет к барьеру влеплю ему пулю в живот. Опять же детям кусать нечего. Ерунда все это…

Разговор характерен: даже во дворянской среде разные люди воспринимали этот способ защиты чести по-разному. В диапазоне от подставления груди под пулю за один косой взгляд или обиходное слово, и до ситуации, характеризующейся поговоркой «Ему плюй в глаза, а он божья роса». Так что едва ли стоит непомерно обобщать и идеализировать в этом смысле весь класс дворян…

В той же истории можем наблюдать и различные виды дуэлей. Насчитывалось их большое количество, как на пистолетах, так и на холодном оружии. Так сказать, на любой вкус, тут уже было где развернуться дуэлянтам. И вариантов дуэльных условий на пистолетах было значительно больше, чем при холодном оружии. Возможно это связано с тем, что поединки на холодном оружии в России, считалось делом чуть ли не криминальным. Для этой цели существовали специальные наборы однозарядных пистолетов для дуэлей – гарнитуры.

Комплект дуэльных пистолетов, автор фото Nfutvol

     Такие наборы, как и отдельные виды оружия, в те времена можно было заимствовать у друзей и знакомых. Или свободно приобрести в любой из оружейных лавок. Если, конечно, позволяло состояние – товарец был финансовоёмкий. Зачастую хранились в дворянских домах. Обычно дуэлянты приезжали к месту поединка в назначенное время. Опоздание считалось позорным. И каждый мог привезти свою дуэльную гарнитуру. Честным словом они свидетельствовали о том, что оружие не пристреляно. Затем жребием определяли, из чьих именно пистолетов будут стреляться. В наиболее традиционных дуэлях каждый из оппонентов делал по одному выстрелу. Всяко бывало. К примеру, за время от ссоры и вызова до встречи на месте дуэли «пар немного выходил» и ситуация уже не казалась дуэлянтам столь безысходной. Просто примирялись. И даже обменивались рукопожатиями. И даже отправлялись в кабак – пить мировую. Или обменивались выстрелами, но умышленно – не целясь, в белый свет – как в копеечку. Бывали случаи, когда оба давали промах и дуэлянты оставались невредимы. Или, наоборот, оба получали ранения. Пушкин, скажем, уже получивший тяжелейшую рану (пуля раздробила тазобедренный сустав и пробила кишечник), лёжа в снегу, произвёл ответный выстрел. И попал. Его противник от пулевого удара летел кубарем. По официальному сообщению, он был тяжело контужен, спасла его якобы мундирная пуговица на мундирной груди, в которую попал Александр Сергеевич. Что породило множество слухов-сплетен о стальном нагруднике или кольчужке, надетой Дантесом под рубаху. Что на деле маловероятно – с учётом восприятия офицером понятия «Честь».

Дуэли в русской литературе…

Русские писатели авторы оставили нам дуэльные картины разного плана. Поединки приходят к нам со страниц к важной его составной. В тургеневском «Путешествии в Висбаден» однажды остро запахло дуэлью, но она не состоялась – офицеры, валявшие дурака, открестились и извинились. А вот А.С. Пушкин, кажется, просто не мыслил житие своих героев без дуэлей с тяжелым исходом.  “Выстрел”. “Капитанская дочка”. “Евгений Онегин”. Да и старый богатый барон бросил собственному сыну перчатку. И между ними сверкнули клинки. Помните, конечно, «Скупого рыцаря» из пушкинских «Маленьких трагедий».

В повести “Выстрел» встречаются даже не одна, а две дуэли. Или, точнее, одна дуэль в двух актах, антракт между которыми составил несколько лет. При первой встрече один из них дал промах – прострелил фуражку противника в двух пальцах от лба. И преспокойно ожидал ответный выстрел, с аппетитом уплетая вишни. И его враг, некто Сильвио гусар и отличный стрелок, прервал поединок. Он решил, что вернёт противнику выстрел позже, когда он создаст семью, от офицерской бесшабашной холостой жизни перейдёт к оседлости и будет больше дорожить самой жизнью. Его враг пожал плечами: «Ну, что же, ваш выстрел остаётся за вами…». И впрямь – дрались они ещё раз через несколько лет, когда тот счастливчик уже женился на красивейшей и богатейшей женщине, вышел в отставку, осел в своём прелестном имении и горя не знал. Сюжет общеизвестен и благодаря прелестной экранизации – по крайней мере, среди культурных людей. Но мало кто знает о том, что ситуацию, связанную с этим сюжетом, Пушкину подсказала сама жизнь. Будучи в Одессе у Воронцова, а после – в Молдавии у Инзова, он не раз слышал истории такого рода…

В повести “Капитанская дочка” также описана дуэль с перерывом: в ход поединка вмешались обстоятельства. И уже начавшуюся дуэль пришлось остановить и отложить. Партнёры даже были наказаны за эту попытку – но очень легко, условно. А через какое-то время ссора вспыхнула с новой силой. И герои повести опять дрались, причём один ранил другого тяжело и бесчестно – когда того окликнули. Дуэль проходила без секундантов, иначе бесчестный враг был бы заклеймён.

В “Евгении Онегине” герой стреляется со своим личным другом-приятелем, да ещё и поэтом. Полушуточный беззлобный розыгрыш привёл к драме вызова и трагедии дуэли. Что вовсе не было редкостью в те времена. Лермонтов был давним добрым приятелем Мартынова – они знали друг друга ещё юнкерами. И дружили до последнего момента. Однако же это не помешало им выйти к барьеру. И эта, далеко не первая в биографии Михаила Юрьевича, оборвала жизнь поэта. То же – и у Пушкина: хоть и не был его другом Жорж Дантес (скорее – наоборот) но поединок зимой тысяча восемьсот тридцать седьмого года был не первым и не десятым. Даже его тёзка – куда более мирный, в службе удачливый Александр Сергеевич Грибоедов – тоже дрался на дуэли с Якубовичем, будущим декабристом. И был им ранен. Кстати, в «Путешествии в Арзрум» Пушкин вспоминает, как на одном из перевалов Военно-Грузинской дороги встретил арбу с гробом. Поинтересовался – кого везут. Кавказцы ответили: Грибоеда. Это было тело А. С. Грибоедова, погибшего отнюдь не на дуэли – в схватке с озверевшими людьми тегеранской улицы, натравленными на русское посольство. Зверски были искалечены и убиты все сотрудники диппредставительства и конвой. Среди груды истерзанных тел удалось обнаружить Александра Сергеевича только по той ране, которую некогда на дуэли нанесла ему пуля Якубовича.

Сам термин – «ПОЕДИНОК» – с тех давних-давних пор обрёл более широкое значение. Столкновение. Схватка. Выяснение отношений. По-украински – двобій. В истории второй мировой войны этими терминами не раз назывались столкновения противоборствующих сторон, полководцев и разведчиков. «Поединок» название советского кинодетектива, в котором померялись силами две спецслужбы: гитлеровская и советская. А самое занятное – во время последней мировой войны были зарегистрированы несколько случаев чего-то вроде дуэлей – и в немецкой, и в советской армиях. Причём, в отечественном случае стрелялись отнюдь не дворяне. Но случаи эти уже были крайне нетипичны и не привлекали внимание историков. Не будем останавливаться на них и мы. Бог с ними. А вот мнение читателей наших о самом явлении было бы весьма интересно. «Вестник Грушевского» готов предоставить для этого свои страницы.

  

Автор: Виктория Флинт

Комментировать