Свежий ветер в паруса одесского яхтинга

Непосвященным иногда кажется, что вот — яхта застыла на месте. На самом деле она никогда не бывает абсолютно неподвижной. Даже на якоре в полный штиль. Ещё древние знали: всё течёт. Всё так или иначе движется. Неспроста  время сравнивают с водой. Существуют и подводные течения. И само явление яхтинга, занятие им, не замирают ни на миг. Это – очень динамичная сфера. Можно сказать, Страна по имени Яхтинг – вечный двигатель и вечный движитель.   

Это известно не понаслышке в Одесском национальном морском университете. Полпреды старшего поколения называют его по привычке Водным институтом. Непрерывное движение, постоянные перемены и новации – закон жизнедеятельности этого вуза.  К примеру, решением Ученого Совета ОНМУ и усилиями группы яхтсменов-энтузиастов в 2021 году была организована межкафедральная лаборатория «Яхтинга». Наш корреспондент побеседовал с Хлебниковым Сергеем Леонидовичем — знаменитым яхтсменом и заведующим межкафедральной лаборатории «Яхтинга» на кафедре «Навигация и управление судном» ОНМУ, и с Калиниченко Евгением Владимировичем – заведующим кафедрой «Навигация и управление судном» Одесского национального морского университета, кандидатом технических наук, доцентом, членом Лондонского института навигации, капитаном дальнего плавания.

Одесский национальный морской университет
«Водный институт»
Ректорат Одесского национального морского университета

— Сергей Леонидович, для начала, расскажите пожалуйста, с чего начался Ваш яхтинг? Расскажите немного о себе.

— Ну, мой яхтинг начался в детстве, в лет десять. В Ильичевском порту еще. Естественно,  все началось с детских классов, потом юношеские увлечения. И  затем в Одессе уже взрослым спортом занялся. Первый большой мой выход в море, участие в соревнованиях состоялся в 1975 году, в честь столетия Черноморского яхт-клуба — большой кубок Чёрного моря. Мой первый выход был в качестве юнги,  в команде Ильичёвского порта. Чем я очень  тогда гордился. Мне  было неполных 16 лет. Тогда я был совсем ещё зелёным в вопросах моря, паруса, ветра. Затем, я продолжил заниматься и каждый год участвовал в тех или иных соревнованиях. Что позволило мне накапливать опыт, и потом уже самостоятельно применять эти знания, уже как шкиперу, на лодках разного класса. 

— Здорово. Расскажите об открытии новой лаборатории. Должно быть, это приятная новость для сердца каждого яхтсмена.

— В начале мая 2021-го года в стенах Морского университета была создана, а с 1 сентября начала и функционировать лаборатория яхтинга. Исторически так сложилось, Морской университет, в прошлом Водный институт, всегда имел свой парусный флот — из яхт разного класса. У нас  всегда имелись   преподаватели  и студенты,  “инфицированные” этим замечательным делом. И увлечение это передавалось  из поколения в поколение. Лодки обновлялись, конечно,  не так часто, как их  экипажи. Часть этого флота дошла до наших дней. И   сегодня практически вся дислоцируется в Черноморском яхт-клубе, в Отраде.

На этих лодках в качестве шкиперов представлены —  в основном, нынешние и бывшие сотрудники университета. Остальные – во-первых,  студенты, а во-вторых —  желающие примкнуть к этому увлекательному  занятию, которое издавна  нас объединило в клуб любителей паруса, парусного спорта, яхтинга и яхтенных круизов. 

Сегодня все лодки находятся под нашим началом в лаборатории яхтинга. Во многом, в связи с известными и понимаемыми причинами, они финансируются и поддерживаются энтузиазмом тех, кто на них обозначен  шкиперами. Трудновато, конечно. Да что там, попросту – трудно. Тем не менее, люди не отказываются, наоборот — стремятся лодки улучшать, поддерживать на современном уровне. А это,  как правило: новые паруса, новое оборудование, бегучий и стоячий такелаж и прочее. Конечно же, наше дело связано с соревновательным процессом — это всегда азарт, адреналин, желание оказаться первым. Все это объединяет людей и на спортивной основе.

Для Морского университета это хорошая возможность дать студентам традиционно начальную морскую практику под парусами,  которая основана на использовании энергии ветра, подводных течений. Ведь паруса – история и современность мореплавания. Далеко не всякий занимающийся парусным спортом и всем, что  с этим связано,  понимает — почему так, а не иначе природные условия влияют на движение яхты и т.д.. 

В яхт-клубе вы наверняка заметили, что диапазон возрастов тех, кто этим занимается — колоссальный. Парусный спорт не имеет возрастного лимита. Если говорить о яхтинге — это вообще без обсуждений.

— О, да! Для меня это было большим удивлением. Особенно когда я познакомился с Василием Ивановичем Фертюком,  с Тамарой Николаевной Поветкиной, с которой у нас, к слову, тоже было интервью. Живые примеры. Личности.

— Да. Тамара Николаевна — патриарх! Пускай не обижается, это не намёк на возраст. Для тех, кто в парусном яхтинге — возраст значения  не имеет. Она подготовила много девочек. Женщина с мужским характером. Их традиционный женский экипаж яхты “Эллада” многое одолел.

Так вот, имея подобный флот, наш университет все эти направления может развивать.

Конечно, сложно сравнивать моторные яхты с парусными. Пусть меня простят любители моторных яхт. Но, никак нельзя сравнить шум мотора с плеском волны, заполаскиваеним парусов.  Молодежь, конечно, прилипает к этому делу надолго, часто и вовсе на всю жизнь. При том, что сегодня и многие девочки занимаются яхтингом.

— Какое количество и какого типа яхты  состоят на балансе университета?

На балансе всего 9 яхт, одна из них знаменитый, но, увы, с деревянным корпусом «Гриф», к сожалению ожидает списания. Далее — одна лодка Carter 30 «Садко», две Conrad 25R — «Ариэль» и «Одиссей», Conrad 25RТ — «Меркурий», и три лодки Cruiser 22 – «Афродита», «Арго» и «Архимед» . Еще одна лодка Conrad 25R – знаменитая «Эллада» сейчас находится на территории университета — на ремонте. По объективным причинам она пока не в состоянии находиться в эксплуатации. Несмотря на то, что  яхты маленькие — они достаточно неплохие “моряки”, в состоянии выдержать даже сложную погоду. На сегодняшний день их возраст сам по себе об этом говорит: они пережили на своём веку всякое-разное, и свежее и крепкое. Поэтому они до сегодняшнего дня по-прежнему в эксплуатации и приносят радость тем, кто этим занимается.

— Какие задачи стоят перед лабораторией помимо практики студентов?

— На данный момент в большей части мы вырабатываем и определяем  перед собой задачи. Парусный спорт, мягко говоря,  не дешёвый вид занятия,  все связано с определёнными вложениями. Пока что развитие основано  на  энтузиазме шкиперов. Также занимаемся организацией соревновательных процессов, планируем организовать парусные ралли.  Всё это сейчас — в процессе обсуждения, согласования и решения. В 2022-м планируем провести в акватории Одесского залива, на некоторое время забытый, Кубок водного института – а теперь Кубок ОНМУ. Помимо этого, в планах — провести ралли,  соревновательные походы с ночевками, перестоями. Здесь главенствует соревновательный дух и массовость участников. Обсуждаем и эту тему.

— Как руководство университета смотрит на данные инициативы?

— Руководство нас поддерживает и одобряет наши инициативы. Более того, благодаря руководству,  в этом году у нас и появилась лаборатория яхтинга. И шкиперы не были бы сотрудниками университета, не могли бы  передавать студентам свой колоссальный опыт. И конечно же — сохраняется традиция, что немаловажно. Поэтому, естественно, помощь администрации университета велика.

— Что касается перспектив?

— Вы знаете, находясь на берегу, периодически  сам бываю суеверным. Я бы не загадывал очень далеко, но где-то внутри такая надежда теплится. Сейчас главное реализовать то, что задумано.

— О покупке новых яхт речь пока не идет?

— Вот это то, о чем осторожно приходится мечтать, а мечты сбываютя. Будем надеяться. 

— А как со спонсорской деятельностью?

— Сам по себе вопрос очень важен. Вообще,  большой мир паруса, самые популярные и весомые регаты мира не обходятся без спонсорства. Однако, они проводятся не у нас. Исключение этот год — чемпионат Европы проходивший в Одессе в классе Platu 25. Это было здорово. На самом деле, такого масштаба регаты Одесса давно не принимала. Не помню даже как давно. Так или иначе,  без спонсоров обойтись нельзя. Но, при поиске спонсоров отклик не всегда тот, который ожидаешь. Как уже сказано, яхтинг сам по себе дорогое дело, и считается если вы этим занимаетесь, значит в состоянии быть достаточно финансово независимым. Но, тем не менее,  отклик присутствует. Занимаемся рекламой, работаем со СМИ.

Много чего можно рассказать, много интересных случаев и веселых историй. Не хотелось бы своей скромной персоной уводить вас от курса беседы. Я хотел бы уступить слово Евгений Владимировичу Калиниченко, он один из главных инициаторов и энтузиастов в нашем деле.

— Спасибо. Евгений Владимирович, с чего началось образование лаборатории?

— Сначала 1 февраля 2021-го года в Одесском Национальном Морском университете была образована кафедра Навигации и управления судном. С первого мая при кафедре была создана лаборатория яхтинга на базе тех яхт и того опыта, который присутствует в нашем университете. Это межкафедральная лаборатория, потому что она охватывает уже сейчас две судоводительские кафедры и кафедру предпринимательства и туризма, которая ввела новую дисциплину: круизный и яхтенный бизнес. Сергей Леонидович начал успешно ее преподавать. Планируем привлечь к делу и другие кафедры университета.

Эта лаборатория была создана с одной простой целью — поддерживать в нормальном техническом состоянии наш флот, а это 9 яхт, одну из которых надо списать. Яхта «Меркурий» передана в долгосрочную аренду Военно-морскому лицею. Еще одна яхта — “Эллада” сейчас стоит на территории университета в ожидании ремонта. Все наши шесть действующих и базирующихся в ГП «Черноморский яхт-клуб» в Отраде: Одиссей, Архимед, Ариэль, Арго, Афродита и Садко регулярно участвуют в соревнованиях, и мы все стараемся и поддерживаем их в рабочем состоянии.

Сейчас наша задача объединить все яхты и их капитанов для возможности прохождения практики студентами и восстановления интереса к парусному делу. С 2017 года это все было утрачено. Так вышло, что все наши энтузиасты решили объединиться и возродить давнюю традицию. Все  шкиперы и капитаны наших яхт сейчас преподаватели кафедры. Сам я начинающий яхтсмен, но с большим с опытом капитана дальнего плавания.

В ближайшей перспективе —  восстановить “Кубок водного” – Кубок ОНМУ, который будет проходить 3-4-го июля, в День Морского Флота Украины в Черноморском яхт-клубе. Уже предварительно договорились с Альбертом Васильевичем Кабаковым и Василием Ивановичем Фертюком об этом. Конечно, будем стараться участвовать во всех остальных регатах клуба.

В данный момент разрабатывается программа для чтения теоретического курса студентам, которая будет соответствовать как национальным, так и зарубежным требованиям. А если у нас появится еще и тренажер, который мы очень ожидаем, то у нас появится возможность полноценной подготовки всего маломерного флота по всем направлениям. Речь идет о Full Mission Bridge. Это полноценный тренажёр для управления судном, в том числе и маломерным. Практически это полная иллюзия мостика. Что и позволит нам вести теоретические занятия на кафедре в зимний период, а практику на яхтах в летний период.

Сергей Леонидович:

Касательно тренажера хотел бы уточнить. Речь идёт в части тренажёра по катерам и моторным яхтам. Потому как модели парусных яхт предельно тяжело ложатся на математические расчеты. Т.е. по моторным яхтам это всё присутствует, можно заниматься, обучаться на тренажёре. Я сам 6 лет проработал в компании, которая занимается тренажерной подготовки плавсостава (на Канатной), конкретно на этом тренажёре, с помощью которого готовили судоводителей маломерного флота. Идея очень хорошая.

—  Пока готовится теоретическая программа, какие учебники вы могли бы порекомендовать желающим?

— Литературы много. А сегодня много переводов с английского. Первое, что могу порекомендовать, лучшая классика: “Школа яхтенного рулевого”, “Школа яхтенного капитана”. Они так и называются. Они есть в свободном доступе в интернете. Авторство может быть самое разное. Это позволит хорошо теоретически подготовиться. Самая практическая выжимка из этих учебников относится к такелажным работам, потому как наряду с тем, что мы там пытаемся управлять парусами, мы учимся этому делу. А прежде всего мы учимся чувствовать частями тела откуда работает ветер, мы ещё и учимся заниматься такелажными работами, потому что без знаний в общем-то ничего не получится.

Я вам больше скажу, бывалые матросы парусных судов всегда в свободное время учились вязать узлы, изучали плетение. Юношам и девушкам навык владения основными узлами, основными приёмами работы с кончиками нужны. Моя бабушка всегда удивлялась, когда я очень просто и быстро вязал бельевую веревку. Это всегда ее поражало, так как казалось чем больше узлов, тем лучше.

Так что дело это нужное в любом случае. В итоге хотел бы повториться: наша задача возродить хорошее морское дело, которое было рождено в стенах нашего университета, долгое время проводилось и имеет право снова быть. А главное, это создаст условия для практики наших студентов, которым приобретенные навыки могут пригодиться в море. Помогут точнее определиться. И возможно — связать свою судьбу с яхтингом на всю жизнь. Будем стараться! И – так держать!!!

Автор Мирослав Бекчив

Подписывайтесь на наши ресурсы:

Facebook: www.facebook.com/odhislit/

Telegram канал: https://t.me/lnvistnik

Почта редакции: info@lnvistnik.com.ua

Комментировать