Почему одному можно, а другому нельзя?

Дон Иеронимо де Карранза и Джордано Бруно. Очерк про двух бунтарей и две разные судьбы.

В современном мире, одно из самых любимых занятий человека думать о справедливости и несправедливости. Сколько раз в своей жизни вы задавались вопросом: Разве это справедливо?

На вопросы о справедливости, человеку (если только он — человек) ответить достаточно сложно. Одна только мысль о них, превращает человека задумчивого в человека печального. Эти вопросы существовали всегда, во все времена. Данная статья, некое путешествие в далекое прошлое, которое до сих пор влияет на настоящее. Ее герои известны по-разному. А иные читатели узнают о них впервые. Конкретнее: Кто же не слышал о Джордано Бруно? А вот имя Иеронимо де Карранза вряд ли что-то говорит многим нашим современникам. Перенесемся мысленно в XVI век. Эпоха Ренессанса! Ее еще называют эпохой Возрождения, при том что она была замешана на крови, инквизиции, предательствах, придворных интригах. По сути, только с парадигмы прошлого нам станет понятно, почему иногда одному можно, а другому нельзя. И сколько таких ситуаций происходило не так давно, по тем же законам и причинам. То что мы называем роком, фатумомявляется повторением.

Как говорится: Без уроков прошлого, мы не сможем понять настоящее

Вернемся к нашим героям. Я расскажу о том, какие все-такие разные судьбы — двух величайших ученых одной эпохи,  дона Иеронимо де Карранза и Джордано Бруно.

Их вклад в науку бесспорно велик. Их труды фундаментальны для науки и человечества в целом.

Так кем же они являлись на самом деле, на что стоит обратить пристальное внимание? Дон Иеронимо де Карранза — рыцарь, командор рыцарского Ордена Иисуса Христа, создатель науки фехтования — Дестреза,

, основного ключевого навыка той эпохи, один из самых известных фехтовальщиков, ученый.  Лично участвовал в войнах, прошел более 1 тыс. поединков, при жизни назван святым, его также называли «Свет Истины»

Биография Карранза в какой-то степени напоминает историю другой исторической личности — Сталина. Дело в том, что существует множество версий биографий как у Карранзы, так и у Сталина. По этой причине непонятно какая из них соответствует действительности. Известно только что Карранза: родился в Севилье около 1539 года. Получил образование в университетах Севильи и Саламанки.  Рыцарь Карранза вместе с 7-м герцогом Медина-Сидония  участвовал во вторжении в Алгарви, части военной кампании, которая в конечном итоге привела Филиппа II Испанского на португальский трон. За заслуги перед Испанской Короной, Карранза назначен командором Ордена Иисуса Христа.

Благодаря знаменитому трактату «Философия оружия», вошел в историю, как автор философского труда, который впервые вводит на аренду академических наук науку о фехтовании. Написан труд на стыке 8 наук, что в принципе, многим сегодняшним академическим умам, вряд ли подвластно. Истинное мастерство оружия, созданное Карранзой было противоположностью так называемого в то время фехтования, которое он считал вульгарным набором уловок, без какой-либо научной строгости. Трактат, послужил истоком испанской школы фехтования, которое по настоящий момент времени, практикует как древнее или историческое фехтование. Впоследствии его труд был продолжен другими выдающимися мастерами оружия, его последователями, такими как дон Луис Пачеко де Нарваэс.

По сути, фехтование разделилось на два этапа, до труда Карранза и после. Слава Карранза в историческом аспекте, как создателя этой науки затмила его военные и политические заслуги.

Научный труд дона Иеронимо де Карранза открыл очень интересные, я бы даже сказала, невероятные вещи, которые творились в XVI веке. В них мы видим строительную технику и летательные аппараты, то что было скрыто от нашего взора. Современному человеку не то чтобы в это поверить, даже сложно представить. Но не верить дону Иеронимо де Карранза мы не можем, потому что это мировой гранд, титулованный ученый.

Обратите внимание: в книге по фехтованию он описывает сравнительные техники при строительстве крепостей, фортификационных расчетов, летающих подъемных кранов, действующие прототипы, которые использует армия. И при этом, в наше время ни на одной картине, ни на одной гравюре мы не видим ничего подобного. Возникает вопрос: Как в таком случае, сопоставить гравюры, которые нам показывают и то, что пишет дон Иеронимо де Карранза?

Есть еще очень интересный момент, на который стоит обратить внимание, как Карранза разобрался с дворянством, он буквально разнес, втоптал их в мостовую! В трактате «Философия оружия», он пишет:

Нет дворянского происхождения только Бог решает, кто дворянин, а кто нет. И дворянина от простолюдина отличить можно одним очень простым способом. Простолюдин ненавидит правду и если ты даже король, а ненавидишь правду ты простолюдин!

Вы дворяне, и ваш долг служить государю. А если вы не способны служить государю как положено, значит вы преступники государевы и мы вас будем мучить и казнить. И поэтому начало всего ИСТИНА.

Вот так “лечил” он дворянство от недуга. Считая что человек, который не способен держать оружие в руках, который не упражняется, не учится, не получает достойное образование, не упорствует в науках, а занят только игрой в кости и угнетением своих подданных — это плохой дворянин и королю Испании служить не может. Дон Иеронимо де Карранза растирал их в порошок, безусловно преследуя благие цели, потому как королю Испании должны служить люди, самого высокого качества.

По сути, он требовал от испанского дворянства поступков, подвигов и демонстрации преданности королю и испанской короне. У меня возникает вопрос:  Как написав такую работу, ему в страшной Испании, ничего не было? Ведь в период средневековья, такое могло привести к чему угодно, потому что могло коснуться любого, придворного или любого дворянина. Но Карранза во времена Инквизиции, когда труды проходили жесточайшую редактуру, не просто не предают еретизму, с последующей казнью сжиганием на костре, его труд подписывает и лицензирует сам король. Такое могло случиться, только с благословения монарха, хотя труд был очень противоречивым для того времени. И при этом всем, стоит упомянуть, он оставался другом короля Филиппа II до самой смерти, а его труду поклоняются по сегодняшний день. Стоит отметить что умер дон Иеронимо де Карранза своей смертью в статусе командора ордена Иисуса Христа Иерусалимского.

О втором нашем герое Джордано Бруно, с с самого детства вы конечно, кое-что слышали, в основном помнят его за трагическую смерть, которую он понес на костре. Философ, астроном, математик и оккультист, безусловно его теории предвосхитили современную науку. Наиболее известными из них были теории бесконечной вселенной и множественности миров, в которых он отверг традиционную гелиоцентрическую астрономию. Историки согласны с тем, что его ересью судебный процесс не был ответом на его астрономические взгляды, а скорее ответ на его философские и религиозные взгляды.
Стоит обратить особое внимание, что в дополнение к космологии, Бруно также много писал об искусстве памяти, он решил превзойти «Театр Памяти»  Джулио Камилло* и попытался представить модель своего собственного театра памяти. Нельзя сказать, что он в этом преуспел. Господин Бруно, современной академической наукой считается преемником Платона. В 1582 году  в Париже публикует 5 книг: Ars memoriae («Искусство памяти») и De umbris idearum («Тени идей»), Cantus Circaeus («Песня Цирца ») и другие, все книги были основаны на его мнемонических моделях организованного знания и опыта.

Так почему Джордано Бруно, написал труд и был отправлен на костер? Почему он известен людям нашего времени с самого детства? А о правдивом, принципиальном, без оттенков доне Иеронимо де Карранза, знают только ученые, разве это справедливо? Возможно Д. Бруно стал популярен, потому что церкви было выгодно оправдывать свое действие, это ведь церковное решение — осуждение за ересь. Регулярно напоминая всем — мы не ошиблись, он негодяй, что впоследствии привело к узнаваемости в наше время.

Обратите внимание, то что говорил Д.Бруно, не нравилось большому количеству людей, но кто были эти люди? В первую очередь церковники. А в случае Карранза — дворяне, но что ты скажешь командору ордена Иисуса Христа, который был духовным преемником Тамплиеров? Количество врагов было огромным и в одном и во втором случае. Следует подчеркнуть, что Джордано Бруно, потерял жизнь именно из-за того, кем являлись его враги и за ним, не стояло той силы, которой обладал дон Иеронимо де Карранза. Безусловно они оба определили свой выбор в жизни и выбрали себе врагов, но с церковниками господин Бруно не справился. Хотя именно благодаря им, мы сегодня знаем со школьных лет, кто такой Джордано Бруно и вероятнее всего, если бы у него были другие враги, он сейчас находился в забвении. Церковь для обычного человека может сыграть такую злую шутку и в наше время, не так много изменилось. Такой вот странный парадокс.

Послесловие

Человеку, по сути, дано только одно право — это право выбора. Своими мыслями, действиями, день за днем мы формируем судьбу. Своим примером мы формируем общество. С помощью знаний, применяя их на практике, мы получаем навыки и обретаем силу. С помощью знаний, истинной историй мы понимаем кто мы есть и не предполагаем что нас ждет, а точно знаем, не допуская ошибок в настоящем.

«Те, кто не помнят прошлое, обречены проживать его заново» Джордж Сантаяна**

__________________________________________________________________________________
Примечания:
* Джулио Камилло Дельминио, итальянский философ, гуманист
** Джордж Сантаяна, американский философ и писатель

Статью подготовила Виктория Флинт

One thought on “Почему одному можно, а другому нельзя?

Комментировать