Сериал публикаций под этим названием — читательский пропуск в Академию APSI. В Академию отрасли профессиональных услуг. Здесь к осени 2022 года был задуман, разработан и вот уж месяц продолжается уникальный научно-практический эксперимент. О нем и речь. Шестерым самым разным молодым людям до того малознакомым или вообще не знакомым с определенными отраслями, их историей, теорией и практикой, за 3 месяца предстоит погружение на глубину знаний-пониманий классической и современной деловой жизни. И эта новая для них, непознанная и неосвоенная прежде среда, должна стать вполне своей — обжитой, понятной и профессионально освоенной сферой.
Эксперимент и его регламент подсказан и много десятилетним опытом Академии, и динамикой нашей современности: в прежние времена на подобное приходилось тратить годы учебы. А после доучиваться и переучиваться в реальной повседневной практике. Помните интермедию? Принимая на предприятие выпускников ВУЗа, директор объявил: забудьте все, мол, чему вас учили в институте. Все это вам никогда не понадобится. Забудьте, дескать, индукцию и дедукцию — давайте продукцию! И в этой шутке Аркадия Райкина, собственно шутки почти нет.
Учебный курс данной программы напрочь исключает все, что соискателю никогда не понадобится. Продуман он и отработан, можно сказать, филигранно. И опирается на научную базу Академии, ее библиотеку и документацию, опыт ученых и других специалистов. Да, наука! Но задача вовсе не в том, чтобы ускоренным курсом произвести соискателей в светила науки. Нужно чтобы они, изучали дело, во-первых, энергично и, во-вторых, рационально, хорошенько разобрались в теоретической и прикладной сферах современной деловой жизни.
Совершенно очевидно, что ритм нашего времени многими трактуется слишком буквально. Учатся и работают в какой-то горячке. Между тем, в бизнесе чрезмерная поспешность не менее вредна, чем ленивая проволочка. Настоящему деловому миру вообще чужда какая-то бы ни была чрезмерность. Вот в спорте, знаете, грацией называют оптимальное соотношение затраченных усилий и полученных результатов. Настоящему бизнесу также свойственна грация. Ее то, в сущности, и предстоит познать участникам эксперимента. Они обзаведутся полноместным минимумом теоретических знаний, усовершенствуют свои деловые навыки. Можно сказать, состоится знакомство с отраслью по Бразильской системе. Рационально. 3 месяца. Ничего лишнего. С полученными ключами отрасли можно будет идти дальше, и добиваться большего. В ходе погружения в среду выявятся наклонности соискателей, их деловые перспективы.
Первый месяц позади — что он показал?
- ЭКОНОМНАЯ ЭКОНОМИКА…
Будьте знакомы: наш собеседник — Рублевский Вячеслав Юрьевич. Брокер, финансист, бухгалтер. Был торговым представителем, мерчендайзером. Работал в ресторанной сфере. В Академии APSI изучает тему «Экономика».
— Почему именно экономика?
— По разным причинам. Согласен с теми, кто понимает экономику, как основу основ. Мне очень интересна эта сфера. Давно ею интересовался. Много читал по этому поводу. Общался с экономистами. И вот появилась возможность такого углубления — уже не любительски, а вполне профессионально, сочетая теорию с практикой. И в контакте с учёными, серьёзными авторитетными специалистами. Я это называю так: Настоящая Экономика.
— Настоящая? Что же, есть экономика ненастоящая?
-Да как сказать… Есть экономика, о которой подозрительно много и долго говорили. Я вот в старых выпусках газеты «Вечерней Одессы» натыкался на рубрику — «Экономика должна быть экономной». И под ней — публикации, публикации. Вроде — трезвая мысль. Но смущала её азбучность. Ну, а какой же быть экономике? Неэкономной? Затратной? Тогда ведь и назвать её нужно по-другому. Вчитался в материалы. Нет, к настоящей экономике всё это почти не имело отношение. Да и самый общий анализ предыдущей формации оставляет вопрос: Ну, и что сэкономили? И где сэкономленное?
— И сегодня можно много всего прочесть об экономике. И в полиграфическом варианте, и в электронном. Интересно, а какую бы рубрику вы предложили?
— Я? Я бы сказал так: «Экономика должна быть настоящей». А для этого ею должны заниматься хорошо подготовленные люди. Всесторонне. Потому я и погружаюсь в эту сферу. В её историю, в её классику и современность, в её географию, если хотите.
— Вообще говоря, экономическая основа — таблица умножения, а она одна для всех историй и географий. Можно ли говорить: есть настоящая и ненастоящая таблицы умножения?
— Есть разные уровни экономики. Школярски говоря «2 х 2 = 4» и это правильно. Как правильно и то, что существует и высшая математика. Элементарной экономикой увлечена одесская хозяйка, отправляясь на «Привоз» с некоторой суммой денег. Она, конечно, старается поточнее подсчить предстоящие затраты. И спланировать-распределить: какие продукты купить, что и на сколько ей должно хватить. И не удастся ли что-нибудь сэкономить. То есть, это не чрезмерно образованная женщина выступает в роли экономиста. Экономиста семьи. Старшего экономиста…
— Кстати, об Одессе и экономике: когда-то был популярен такой диалог. «Мама, вот все говорят — Карл Маркс! Карл Маркс! Кто это?» «Ну… был такой… экономист», «Как наша тётя Софа?» «Да нет, тётя Софа — старший экономист!».
— Забавно, конечно. Но вот вам и две экономики. Уровни разные. Есть экономическая стратегия и экономическая тактика. Что до географии — специфичны экономика той или иной компании, города и села. Юг и Север. Многое связано с дислокацией и масштабностью. При постижении экономики исключительно важны опыт и среда деловых людей.
— Среда? В смысле сообщество?
— Да, в первую очередь. И в эту среду, в это сообщество я углубляюсь уже месяц. И предстоят еще два, как минимум. А вообще в эту сферу следует погружаться всю жизнь. Сказано: век живи — век погружайся…
— Что принес этот месяц погружения?
— Принес в общих чертах теорию и историю вопроса. Можно сказать исторический опыт. Собственно бизнес — явление не такое уж давнее. А в нашем отечестве и того меньше. Приблизительно 150 лет.
— Но сама по себе экономика несколько старше. Если верить древним, «Экономико» означает буквально: «поиск выгоды». Собственно, ни эта ли тенденция в основе прогресса? И ни к этому ли стремится современная экономика? Во всяком случае, должна стремиться.
— Сейчас затрудняюсь определенно и исчерпывающе ответить насчет современной экономики, я ведь еще только изучаю материал. Но нет сомнений в том, что здесь нужно опираться на опыт науки. Изучая вопрос, я встретился с таким интереснейшим материалом: в одной из книг академика Мальцева Олега Викторовича среди прочего говорится о происхождении бизнес-элементов (компании, отрасли и рынки), истоки природы которых — в истории человечества. Очень многие не добиваются никаких результатов в бизнесе, потому что они не понимаю природу того, чем занимаются. Академик Григорий Семенович Попов глубоко исследовал природу происхождения многих явлений. И вот один из его выводов: «Исторически ничего не меняется, в будущем все принимает некие формы абсурда предыдущего». Я изучаю этот вопрос еще и для того, чтобы понять движение, диалектику экономики: откуда и куда она движется.
— Вы сказали — 150 лет. Принято считать, что поколение — 25 лет. Выходит — 6 поколений. А истоки видимо еще старше? Где искать начало начал?
— Ну, в Европе я бы искал начало в далёком прошлом. И возможно, в самых неожиданных местах. Например, знаете где и у кого? У… пиратов.
— Пираты? Для литературы и искусства это — романтическая экзотика. А по сути ведь они — преступники. Экономика же относится к сфере правовой. В цивилизованных странах бизнес опирается на право. И законности успешные бизнесмены уделяют много времени и средств. Пираты же — морской бандитизм, активная коллективная преступность. Формально говоря, насильственный отъём чужой собственности. В скобках — ограбление. Как это связанно с экономикой?
— Если иметь в виду, так сказать, внешний рисунок роли, серьёзные бизнесмены, конечно же, придерживаются известных норм и законов. Они и сами изучают Право, и подбирают в сотрудники хороших правоведов. Но что такое, к примеру, борьба за новые рынки сбыта и сырья? Конечно и борьба бывает всякая. Но историческая практика такова, что конкуренты нередко уподобляются пиратам. Не говоря уже о некоторых особенностях пиратства, дававших им возможность действовать долго и конкурентно-успешно.
— Сама по себе конкуренция — вполне естественное явление. Закон природы, не преступление и не правонарушение. Конкур. Между прочим, по большому счету, очень полезная в бизнесе вещь. Именно конкуренция стимулирует бизнесмена — не зевать, не ловить ворон, быть в форме. И думать, думать, думать.
— Так-то оно так. Конкурентоспособность жизненно необходима в самых разных сферах. В бизнесе — подавно. В состязательности побеждает сильнейший, опытнейший. Умнейший. Способнейший. Удачливейший. Но в повседневности бывает всякое. И мне хотелось бы изучить самые разные стороны этого явления. Кто же не знает, что конкуренция в бизнесе не всегда бывает… как бы это выразиться… вполне спортивной. Как, впрочем, и в самом спорте. Знаете, был когда-то такой популярный, хоть и детский: киножурнал «Хочу все знать». Вот и я тоже хочу все знать — о бизнесе. И хорошо было бы создать такой кинотележурнал: «Хочу всё знать о бизнесе…». Уверен — это был бы серьёзный и популярный проект. А пока он не осуществлён, я погружаюсь…
— Бог в помощь! За несколько недель погружения на какой вы глубине?
— Нужно сказать, по традиции Академии погружение должно быть постепенным. Пловцы и водолазы знают, чем чревато быстрое погружение на большую глубину. В познании бизнеса тоже возможна кессонная болезнь. Нужно на каждом уровне осматриваться и адаптироваться, смотреть на мир сквозь призму новой информации. И в постоянном контакте со зрелыми специалистами. Конечно, хочется быстрее, но известно: поспешишь — людей насмешишь.
В первую очередь стараюсь это делать постепенно, осмыслять каждый новый фрагмент, адаптироваться. И смотрю на мир другими глазами сквозь призму новой полученной информации. Уже изучены основы маркетинга, математические данные. Статистика также необходима. Но, опять-таки, с оговоркой: историческая практика показывает: официальная статистика не всегда объективна. Помните популярный телесериал «Служебный роман»? Любое случайное или умышленное искажение статистика тяжко отражается на экономике. Особенно в тоталитарном обществе. Основание только на статистических данных чревато чувствительными ошибками в бизнесе. Нечто подобное вышло с пандемией…
— Но без статистики тоже не получается…
— Её, статистику, нельзя исключить. Просто: к ней нужно аккуратнее относиться. На неё нельзя полагаться всецело. И её учёт нужно сочетать с другими данными. Иначе предприятие может элементарно прогореть.
— В прежние времена фабрики, заводы, комбинаты, колхозы и совхозы, тоже бывало, прогорали. Взяли у державы кредит, а по итогам не вышли на планируемые параметры. Но тогда никого не объявляли банкротом. Могли наказать руководителей. Могли их сменить. Собственником-то средств производства было само государство. Так что, даже когда арбитраж штрафовал одно предприятие в пользу другого, то это просто перекладывали денежки из одного кармана в другой. По сути, народ брал такие расходы на себя.
— Кстати, об экономике: в этом одна из причин невысокого уровня жизни народа. Бесхозяйственность. Затратность производства. Поэтому и беспокойство бизнесменов другое. Он может в один момент потерять все безвозвратно. Кто возьмёт на себя его расходы? А вот, чтобы этого не случилось, и требуется весь комплекс практики и теории. И соответствующие специалисты. Включая социальную и индивидуальную психологию, науку информации и рекламы. Без последнего в бизнесе, работающем на массового потребителя, невозможно. Потребителя этого нужно хорошо проинформировать и убедить приобрести произведенное. Тут и бехтеревская наука кстати. Важны труды Жанна Бодрийяра. При всей существенности экономической науки, бизнес ею одной сыт не будет. В особенности то, что касается природы и закономерностей Общества Потребления.
— Вероятно, в этом важна и, так сказать, техническая, технологическая сторона. Бизнесу нужно что-то открывать, разрабатывать и добывать, складировать и сохранять. Транспортировать. Сбывать.
— Конечно, и этот аспект входит в комплекс изучения, как существенная часть жизнедеятельности делового человека. Нужно погрузиться в знание-понимание этих принципов и механизмов, чтобы ими управлять и не зависеть от случайностей.
— Ну, случайности, стечения обстоятельства возможны в любом деле. Кто от них застрахован. Всё предвидеть — возможно ли?
— Всё нельзя. Но многое — можно. Такой опыт бизнесом накоплен. Кроме того, комплекс знаний и навыков даёт возможность при любых поворотах правильно оценить стечение обстоятельств и принять верное решение. Жизнь, конечно, богата на разные зигзаги. Да она со временем и меняет очень многое. И с каждым этапом — всё кардинальнее. Но овладевший наукой бизнеса тоже не лыком шит. И сам процесс познания должен сопровождать бинесмена и его сотрудников практически всю жизнь. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь, как мало на самом деле знаешь.
— Что касается практики?
— Я же сейчас стараюсь связывать познанное с практикой. Если три месяца или полгода только читать и размышлять — едва ли что-то всерьёз изменится к лучшему. Тем более, один из принципов нашей Академии — связь с практикой. Теоретические знания должны способствовать навыкам, иметь практический смысл. Что нисколько не умаляет роль теории. В том-то и штука, что многие бизнесмены далеки от нашей науки… Они находят некую схему, какой-то «кусочек». И зарабатывают на этом, пока зарабатывается. Какие-то деньги есть, нет знаний, нет глубокого понимания дела. Что как раз и чревато неожиданностями. И специалисты, накопившие такие знания и навыки, очень кстати современному бизнесмену.
— Как даётся вам эта наука?
— Не скажу, что просто-запросто. Дело очень серьёзное, требуется сосредоточенность, терпение. Усилия, конечно. Но есть ощущение того, что я не трачу силы, а вкладываю. И на полученное, на накопленное (тоже ведь — капитал), буду жить. Ноша-то своя. А она, как известно, не тянет. Тем более, мне это и в самом деле очень интересно. И сама атмосфера Академии, сама среда стимулирует процесс познания. Изучаю исследования академика Мальцева Олега Викторовича. Консультируюсь с его научным ассистентом — Ириной Игоревной Лопатюк. Предстоят рабочие встречи с другими авторитетами. Многое можно почерпнуть в источниках библиотеки Академии, в материалах её экспертов. И в ходе научных и научно-практических конференций этого круга.
— И наконец: чем может это твоё погружение заинтересовать читателей? В особенности молодых, желающих выбрать свой путь в жизни?
— Люди пассивной позиции (как ни странно, в горячее наше время есть и такие), может быть, не заинтересуются вообще. Но те, которые хотят чего-то в жизни добиться, ищут своё собственное место и дело по себе, наверняка этим заинтересуются. Пройти наш курс, самодеятельно погрузиться на нужные глубины просто невозможно. Другое дело — наша Академия. С её авторитетными специалистами, инструкторами высшего класса, экспертами из разных сфер, библиотеки и архивы. Да, это не быстрый, но настоящий, фундаментальный путь.
Вячеслав Рублевский ведет дневник в Telegram-канале, где описывает ход своего погружения в настоящую экономику и выкладывает материалы на эту тему.
2. ТАИНСТВА СУБКУЛЬТУР…
Далее наша собеседница — Виктория Абуселидзе. Несколько слов о себе.
— Применительно к нашей теме, я бы разделила свою жизнь на две части: до и после прихода в Академию APSI. До — в общем-то, всё обычно. Жизнь как жизнь. Я не очень-то и вникала в то, что было и происходит. И не заглядывала за горизонт. А после, — точнее во время пребывания в Академии, всё пошло совсем иначе. Здесь пробудили во мне какую-то любознательность, какой-то аппетит к познанию. Привычка всматриваться в жизнь, в людей. Не только смотреть, но и видеть. Не только слушать, но и слышать. Пришли знания и понимание того, куда, зачем и к чему стремиться. Уже несколько лет я соискатель «Академии отрасли профессиональных услуг». Здесь обрела много полезных навыков, освоила журналистскую профессию. Стала участником закрытого международного бизнес-сообщества. Процесс познания продолжается благодаря мощной научной базе, технологическому подходу, авторитетным учёным и опытным инструкторам. Это — так, в двух словах. Вот уже месяц участвую в очень интересном эксперименте, погружаюсь в среду субкультур в рамках проекта «Субкультуры vs Бизнес».
— Углубляетесь в сферу субкультур. Каков Ваш подход к этому явлению?
— Можно сказать, я иду от субкультур в настоящее время — к истокам этого явления в прошлом. Модель перевернутого дерева, которая была показана академиком Мальцевым Олегом Викторовичем на Международном научном симпозиуме. И в его методическом пособии «Нарисуй субкультуру». Это издание основа моего изучения субкультур. По мнению ученого, метод изучения субкультур по модели дерева Лоренса, позволяют погружение сделать наглядным и эффективным.
— Сам термин «субкультура» так или иначе связан с культурой вообще?
— Слово «культура» употребляется довольно часто и всем приблизительно понятно — в каком смысле. Тем не менее, явление «Культура» настолько многогранно, что очень не просто дать ему единое исчерпывающее определение. В разных странах, разных народах, в различные эпохи и даже в разных отраслях трактовали это явление по-разному. Вплоть до микробиологии и сортов зерна. Вот некий нидерландский философ и историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского и Лейденского университетов, сформулировать так:
«Культура, как направленная позиция общества, дана тогда, когда подчинение природы в области материальной, моральной и духовной поддерживает такое состояние общества, которое выше и лучше обеспечиваемого наличными природными отношениями, отличается гармоничным равновесием духовных и материальных ценностей и характеризуется определенным идеалом, гомогенным в своей сущности, на который ориентированы различные формы деятельности общества».
— Мудрено…
— Есть, конечно, и иные определения. Вы ведь знаете, что в мире существуют предметы, явления и, соответственно, слова, не имеющие четких однозначных определений. Их достаточно много. К таким, думаю, относится и «субкультура».
— Что есть «субкультура» («субкультуры») в вашем понимании — на основании личного знакомства с историей и теорией вопроса?
— На первом этапе погружения изучаю признаки субкультуры, чтобы отличить их от иных явлений. Анализируя феномен субкультуры, ученый выделил десять основных ее признаков: 1) наличие в ней идеи или легенды; 2) отсутствие в ее составе «священников», но наличие иерархии авторитетов; 3) отсутствие отбора людей; 4) ей свойственны места, но не свойственны храмы; 5) наличие символики и атрибутов; 6) наличие в ней блоков-направлений; 7) большинство субкультур (92%) являются продуктом синтеза; 8) наличие идеи Смерти; 9) система «Края» — «Насос» (в ней имеются способы получения «быстрых денег» — «насосы», но ни одна структура в мире не имеет объёма оправданий, равных субкультуре); 10) перевёрнутое дерево как модель субкультуры (в ней крона дерева и есть субкультура, корни — это её истоки, а некий ствол, состоящий из людей, соединяет субкультуру и её истоки).
— Что особенно важно в этом явлении?
— Пока, на данном этапе погружения, могу сказать так: субкультуры крайне магнетичны и эффективны, со свойственной той или иной субкультуре философией, которая определенным образом формирует человека, его мировоззрение. Вовлечься, стать приверженцем той или иной субкультуры не так уж и сложно. Допустим, вы прочли книгу, посмотрели фильм или анонс выхода какого-то продукта и почувствовали: вам этот образ жизни близок или анонсированный автомобиль, мотоцикл или новый гаджет и т.д. — это то, что вы всю жизнь искали. И все… И вы уже попали в ту или иную субкультуру.
— Ну, это косвенное попадание и присоединение. Так сказать, в широком смысле. А если иметь в виду смысл прямой?
— В прямом смысле субкультуре свойственна самоорганизация. Она вырабатывает и поддерживает в этом режиме правила взаимоотношений друг с другом. Мировоззрение субкультуры обязательно должно быть эффективным — вопрос выживания. Отсюда в ней так называемая функция насоса. То есть, она постоянно требует денег. Большинство субкультур материально достаточно дорогие, что заставляет быть эффективным.
— Например?
— Ну, например, субкультуры, связанные с экстремальными видами спорта: дайвинг, спидрайдинг, скайсерфинг, различные прыжки с парашютом (бейсджампинг, параглайдинг или полет в вингсьюте и так далее) — весьма дорогое удовольствие. И находящиеся в этих субкультурах зарабатывают деньги, чтобы ими иметь возможность заниматься. Или возьмите субкультуры, связанные с мотто- или автодвижением. Уже покупка одного байка или автомобиля выльется в немалую сумму. Но они это делают, потому что хотят принадлежать к этим субкультурам.
— С этим явлением и понятием — отраженным в литературе, кино, театре, ТВ, прежде вы встречались в реальной жизни? Возникал ли к этому интерес?
— Да, встречалась. Впрочем, как и многие. К чему-то возникал интерес, к чему-то — нет. Помню, после выхода в прокат фильма «Хакеры» была заинтригована, и приняла решение поступить на компьютерную специальность. Но потом нарисованная, так сказать, реальность столкнулась с суровой действительностью. И оказалось, что у них мало общего. Откровенно говоря, до этого погружения, как уже сказала, вообще о многом не задумывалась. И многое не классифицировала, как субкультуру. С самим явлением встречалась в большей степени посредством кинематографа. Ведь огромное количество было и есть фильмов на эту тему. Взять, к примеру, фильм «На гребне волны», на канале часто использую его в качестве примера. Или «Затяжной прыжок». Множество фильмов снято об альпинистах, стритрейсерах, гонщиках, хакерах, геймерах и тому подобное. «Тайна падшего ребенка» Джерри Шацберга — малоизвестная кинолента Нового Голливуда о супермодели, перемолотую системой. Или «Отрыв» Милоша Формана — культовый фильм, взявший в 1971 году Гран-при в Каннах — о конфликте поколений в Штатах, только-только переживших хиппи-революцию.
После начала погружения узнала, что есть даже отдельное направление кинематографа, называется «Байкерское кино». Наибольшее развитие «байкерский кинематограф» получил во второй половине 1960-х — первой половине 1970-х, когда движение байкеров привлекло внимание американского общества, хотя и ранее, и позднее выходили киноленты данной тематики. В основном это были низкобюджетные картины. Однако среди фильмов о байкерах есть ленты, получившие высокие оценки критиков и публики — «Дикарь», «Беспечный ездок» и ряд других. В фильмах о байкерах отражались те проблемы, которые волновали общество в различные периоды — от войны во Вьетнаме, расового неравенства, роста криминалитета до классической проблемы «Отцы и дети».
А какое множество фильмов снято о криминальной субкультуре! Многими любимые сериалы «Крестный отец», «Спрут» — про мафию. «Ноль Ноль Ноль» — про калабрийскую Ндрангету или «Гоморра» — про неаполитанскую Каморру, снятые по одноименным романам Роберто Савиано.
— Литература и кинематограф — конечно, далеко не единственные источники, вдохновляющие вас на изучение темы?
— Конечно. По приглашению академика Олега Викторовича Мальцева итальянский профессор Антонио Никассо — автор более 30-ти книг — приезжал в одесское отделение УАН и читал лекции о Ндрангете, Каморре и сицилийской Мафии, касаясь социологического, психологического и экономического аспектов. В соавторстве с калабрийским прокурором Николой Граттери сеньор Никасо написал в 2008 году самый известный из шести своих бестселлеров «Братья по крови». По другой книге, «Бизнес или кровь: Последняя война босса мафии Вито Риззуто», в 2017 году был снят нашумевший сериал «Bad Blood» («Дурная кровь»), транслировавшийся по каналу Netflix.
— Сам академик Мальцев известен и научным интересом к этому тематическому кругу.
— Олег Викторович не один десяток лет занимается исследованиями в этой области, издал множество монографий на тему криминальных субкультур; «Философия Юга Италии» — создана по результатам Калабрийской экспедиции 2019 года. На страницах изложено порядка 16 научных открытий. «Обманчивая тишина» описывает результаты научных исследований в области калабрийской криминальной традиции. «Вечный двигатель» — в книге представлено уникальное криминологическое исследование, которое рассматривает Каморру не как временную составляющую какого-то века или периода, а комплексно, на протяжении всей истории. «Черная смерть», «Черная логика» — о южноафриканской криминальной традиции. «55», «54» — о цифровых бандах. «На ножи», «Лепка» — о русской криминальной традиции. «Вечная боль» — о мексиканской криминальной традиции. Ну и, конечно же, четырехсерийный документальный фильм «Своя религия», который был снят по результатам исследований Экспедиционного Корпуса во главе с Олегом Викторовичем Мальцевым.
— Какая (какие) из субкультур вызывали или вызвали, вызывают наибольший ваш интерес — чем и почему?
— Их несколько. На канале приводила пример эталонного на мой взгляд байкерского клуба — MC «Los Honorables». Потому как можно заключить следующее относительно его ключевых положений: 1) Правильные устремления ведут человека к эффективной философии; 2) Деятельность (а не праздность) делает его сильным; 3) Рыцарский статус делает человека способным преодолевать жизненные трудности; 4) Стремление к безопасности побуждают его прогнозировать и осознанно принимать решения и оставаться в целости и сохранности в условиях риска (что нередко забывается иными представителями субкультур, как проксимити-полеты, сёрфинг, банджи-джампинг и пр.). Именно в такой клуб стремятся попасть люди. Мой интерес вызывают также и криминальные субкультуры.
— Криминальные?
— Их инструментарий крайне эффективен. Изучение этого эффекта может быть очень полезно для бизнеса. Ведь сам по себе инструмент — нейтрален, другое дело кто и как его пускает в ход — во благо или во вред. Конечно, преступность — враг общества и государства. Но и у врага есть чему поучиться. И потом: вот, положим, у кого-то в руках нож — это просто инструмент, ни больше, ни меньше. С его помощью можно кому-то навредить. А можно нарезать продукты и приготовить какое-то блюдо. Или выстрогать дудочку…
— Принадлежность к некой субкультуре может быть и неосознанной?
— Конечно.Вот: телефон и прочая техника у меня фирмы Apple. О чем это может говорить? Я — приверженец, условно говоря, бизнес субкультуры «яблочников». Условно, потому что такого названия субкультуры не существует. Удивительно получается, названия — нет, а субкультура — есть. Перепроверьте сами, все вышеперечисленные признаки указывают на то, что мы больше имеем дело с субкультурой, нежели с чистой бизнес-моделью. Если не все, то очень многие люди сами того не осознавая, являются единовременно приверженцами нескольких субкультур. И каждый, кто захочет, может самостоятельно в этом убедиться. Попробуйте ответить на вопрос: почему без особой на то необходимости человек жаждет приобрети какую-то определенную марку? Например, какой-то райдер бредит мотоциклом Harley Davidson. И в конечном итоге становится его счастливым обладателем. Спрашивается, а другие мотоциклы — что, не ездят? Но человек страстно желает именно Harley, тянется к носителям таких же тенденций. Почему?… Ответы на такие вопросы очень интересны.
— Какими путями-дорогами вы пошли для углубления в этот материал? Из каких источников, в основном черпали теоретические знания? С кем консультировались?
— Я уже называла методическое пособие «Нарисуй субкультуру». А для большего погружения в среду у меня есть доступ к научной библиотеке Академии APSI. И это не просто научная библиотека с множеством монографий, научных открытий, лекций и книг. Уникальность ее наполнения в том, что все материалы — результаты научных экспедиций Экспедиционного Корпуса НИИ Памяти, который за 8 лет своей жизнедеятельности побывал на всех субконтинентах. То есть вся научная работа выстроена от практики к теории. А не наоборот, как бывает у кабинетных ученых. И в этом для меня большая ценность.
По всем возникающим вопросам консультируюсь с Мариной Николаевной Ильюшей (воспитанницей академика Мальцева Олега Викторовича), за что ей глубоко благодарна. Марина Николаевна — консультант Академии APSI, она — руководитель НИИ «Международного судьбоаналитического сообщества», последовательница Венецианской школы.
— Стоп! Чтобы читателю было понятно, несколько слов о самом НИИ:
— Основное направление исследований Института — прикладные аспекты судьбоанализа, глубинной психологии, фундатором чего законно признан швейцарский психолог, психиатр и психоаналитик Леопольд Сонди. Это направление глубинной психологии исследует родовое бессознательное, позволяет выявить родовые программы предков и освободиться от них. Результаты исследования НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество» освещаются в рамках научных встреч, научно-практических семинаров, а также в формате международных симпозиумов, которые проводятся в Палермо (Сицилия).
— Субкультуры — явление давнее. Можно сказать, древнее, переходящее из года в год. И некоторые — даже из века в век. Как на эту сферу повлияли рывки-прорывы НТР — научно-технической революции?
— Исторически совсем недавно трудно было представить, что человек или команда людей, сидящих за компьютером и играющие в видеоигры, могут представлять для кого-то интерес кроме разработчиков этих игр и производителей техники? Но они собирают стадионы. Я говорю о киберспоре. Более того, в некоторых странах он признан официальным видом спорта. А компьютерные игроки — спортсменами. Геймеры — огромная субкультура, процветающая сегодня среди молодёжи. Она не требует особых затрат: компьютер, веб-камера, интернет, доступ к стриминговым платформам (например twitch) — а дальше создание своего канала, подключение системы донатов и подписок — и полный вперёд! И в этой субкультуре вращаются миллионы долларов: от гейминговых корпораций, которые создают «видеоигры» нового поколения, до мировых кибертурниров и планомерного развития киберспорта (например, турниры по CS GO, Overwatch и т.п.). Есть и другие примеры, более скрытых субкультур; компьютерные преступники — хакеры, нетраннеры и пр.- отдельная субкультура, предпочитающая не «выходить на поверхность» и жить в собственном теневом цифровом мире. Как видите, прослеживается еще и такая тенденция — надо быть bаd boy. «Иначе вам удачи не видать»…
— Что можете сказать о роли субкультур, их месте в жизни современных народов, обществ, стран, государств?
— Есть такое явление, как «Вайтаха» — научное открытие Экспедиционным корпусом феномена состоялось в первой Хорватской экспедиции. Дословно «Вайтаха» — «Невидимый ангел» — по сути, это невидимый механизм, заложенный в устройство города, который обеспечивает реализацию основного замысла создателей города, независимо от уровня восприятия или познания самого замысла его резидентами. И что особенно важно, «Вайтаха», как механизм, в том числе отвечает за формирование личности: он, словно невидимый резец среды города, с самого рождения «вытачивает» личность, придавая ей уникальную огранку, что свойственно исключительно потенциалу и колориту этого города. Каждый горожанин, пускай и бессознательно, сам того не ведая, вступает во взаимодействие с «Вайтахой», и как итог — происходят неминуемые и необратимые изменения его личности. А вот как «Вайтаха» связана с субкультурами, это еще предстоит изучить в скором времени.
— Такая теоретическая работа, конечно, интересна и сама по себе: субкультура — всегда ещё и экзотика. Но принцип Академии — связь с практикой. Как связаны изучение вопросов субкультуры и сами субкультуры со сферой бизнеса? Попросту говоря: какова тут польза с деловой, практической точки зрения? Что может предложить-порекомендовать специалист, разобравшийся в вопросах субкультур, современному бизнесмену? Какой интерес может представить для него?
— Предполагаю, многие бизнесмены задумывались когда-либо о таком глобальном явлении как бесконечные очереди людей, ожидающих покупки последней модели iPhone. Помните, как она начала выстраиваться за две недели до начала продаж и за пять дней до презентации нового смартфона компании Apple у фирменного магазина в Нью-Йорке? Люди с палатками и складными стульями, драки незнакомцев за упущенное место. И даже объявления о продаже мест. Мы все были свидетелями этих событий.
И вот мне хочется разобраться в причине: почему одни компании имеют поток лояльных и преданных клиентов, а другие с трудом могут привлечь их в бизнес? Оказывается, ключ к разгадке этой тайны могут дать субкультуры. Причиной изучения подобного рода явления стала для меня бросающаяся в глаза эффективность и длительность существования этих организаций. Я изучаю, как идея может построить тысячи людей. Когда мы видим субкультуру, должны понимать: их соединила и объединила идея. И вот как генерировать эти идеи — в этом и есть прикладной аспект.
С другой стороны — в разрезе текущей неопределенности в разных странах, люди будут находиться в поисках того, что их может соединить. Сегодня в мире мы имеем дефицит идей и концепций, но не дефицит денег. Деньги — это очень фрагментарный и временный клей. Лишь элемент, который должен встать в субкультуре, а не быть главной ее составляющей. И люди в большом количестве будут искать — к кому примкнуть, для того чтобы найти некую форму определенности в своей жизни. И тот, кто предложит первым подобную концепцию, претендует на роль лидера рынка.
Виктория Амбуселидзе ведет дневник в Telegram-канале, где описывает ход своего погружения в мир субкультур и выкладывает материалы на эту тему.
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ…
В беседу нашу вступает соискатель Андрей Францев. Знакомимся с читателем нашего «Вестника». Где учились?
— Несколько университетов видели меня в своих стенах. Образование получал в Европейском университете финансов, в Одесском национальном университете.
— Факультет?
— Социологии. За мной и Академия управления. Учился и в Киевском национальном университете культуры — по специальности «Управление отельно-ресторанным бизнесом». Это был поиск того образования, которое, мне казалось, будет полезно в жизни.
— Нашли?
— Нашел ответ на жизненный вопрос: цель высшего образования не столько в дипломе, сколько в уверенности работодателя в моей надёжности, как сотрудника. И, в конце концов, бывшие мои однокурсники, вполне последовательные и успевающие студенты, приходили ко мне на работу. Официантами.
— А что сказано в дипломе?
— «Менеджер». Специалист по управлению предприятием.
— Ну, вот: для первого знакомства с нашим читателем достаточно. А что касается идейно-тематического направления, в котором вы теперь погружаетесь. Это…
— Направление, которое называется «Альтернативная история».
— Как это перевести на язык простого смертного? Ну, «история» — это понятно, история — это все, что в прошлом. А вот «альтернативная» это как?
— Ещё называю это так: «Фактическая история». Попросту говоря — как оно было на самом деле. Я изучаю непосредственно исследования фактической истории прошлого. Есть официальная история, конечно. История, так сказать, общепринятая на данном этапе. И есть альтернативная ей. Альтернатива от общепринятой истории. От официальной, если хотите.
— Это какая-то… оппозиционная история?
— Да, пожалуй. История ведь нередко и неоднократно переписывается. Этапы сменяют друг друга. Неспроста переименовываются города, улицы-площади-переулки. Неспроста и нечто подобное наблюдается с главами истории. С историческими личностями. И даже с целыми учебниками. Было-то, на самом деле, каким-то одним образом, а отображается почему-то вариативно. Есть такая характеристика: непредсказуемое прошлое. Отсюда и потребность в фактической, альтернативной истории. Хотя, конечно, и с ней всё не просто…
— С позиций науки, в которую вы погружаетесь, что означает сия диалектика?
— Ну, разговор этот тоже непростой. Но в принципе — море истории ведь не входит в реестр явлений природы. Она не дана людям, как море или океан, флора и фауна. Времена года. То есть, история — часть так называемой второй натуры, природы человеческого общества. Историю наблюдают и описывают. Делает это человек, который и сам по себе воспринимает всё сущее по-своему. А ещё и есть так называемый социальный заказ, который выполняет историк. Это уже ближе к тому, что я изучал прежде: к бизнесу. Потому что заказывает заказчик. Примеров в истории множество.
— Проиллюстрируйте.
— Как говорится, для чистоты эксперимента обложимся несколькими учебниками истории и историческими энциклопедиями. Пусть даже одного издания (скажем, советского «Госполитиздата» и «Учпедгиза»), — но разных времён. Открываем наугад. Первая мировая война, к примеру. Февральско-мартовская революция в России. Октябрь-17-го. Гражданская война и интервенция. Вторая мировая. Это ведь писали не случайные обыватели — историки! Почему же столь различны позиции? Да, особенно это заметно в изданиях разных лет. Разных исторических этапов. Даже в рамках одной формации власть хоть как-то, да менялась. Менялся и заказ.
— А что, были времена, когда власть-заказчик умывала руки, а историки и публицисты объективно излагали исторические факты для современников и поколений?
— Может быть, такие времена и были, но не на моей памяти.
— Увы, и на моей. Когда давно живёшь на свете, перестаёшь удивляться таким метаморфозам. Заметна в этом закономерность: властитель по определению не может быть равнодушен к тому, как характеризуется для нового современника и будущего. Явление это вполне логично, хотя и относится к некому пороку общественного устройства. К его несовершенству. Что тут изменить-переделать?
— Нет-нет, я не ставлю перед собой цель переделывать это. Но хочу познать. И разобраться в этом самостоятельно.
— С чего начался ваш интерес к такому погружению?
— Трудно сказать. Может быть, так: несколько лет назад я прочитал, что Одесса и Санкт-Петербург — города дружественные, тесна их связь. Они — на одной долготе, т.е. по прямой линии. Есть схожесть и в архитектуре. И один из факторов, который меня заинтересовал, — наш памятник Дюку де Ришелье, по официальной истории, в свое время был заказан и отлит в Санкт-Петербурге и зачем-то за тысячи километров привезен и установлен в Одессе. И мне было не очень-то понятно, зачем проектировать памятник аристократу эпохи французской революции в римской тоге, отливать Бог знает где, и везти сюда за тысячи километров? Была еще одна связь — одна биржа в Одессе и вторая — в Питере. Очень много общего у этих городов. Но, опять же, я думаю, что наверняка можно было заказать скульптуру где-то в Европе, в Италии, Испании. Почему именно в Питере? И начал изучать…
— Это можно было и в Одессе сделать…
— Про это уже просто не говорю. Я подумал (с логикой человека XXI века), что, наверное, кто-то решил на этом заработать, купить подешевле, продать подороже, заказать это все, привезти…
— Ну, не без того.
— Наверняка. И начал сравнивать архитектуру. Меня очень удивил Исаакиевский собор. Я просто всмотрелся — как был построен Исаакий Далматский. Возникло еще больше вопросов, потому что я понял: есть объяснение тому, как это можно было построить, но это явно не доказывает, что все было сделано именно так. Толкуем о широко известном, том, что, наверно, 5000 лет назад строились пирамиды. Со школы знаем об этом. И нет свидетельств тому, как это происходило. А Исаакиевский собор — это не 5000 лет назад — и мы все равно не понимаем. Начинаем разбираться — находим то, чему вроде бы 200 лет. А как их сейчас повторить, люди не знают. Монолитная ванна недалеко от Питера, весом в 200 тонн. Нынешний профессионал во всеоружии современных инженерно-технических сооружений признаёт: не знает, как это повторить.
— Сегодня это нельзя сделать…
— Да, сегодня нельзя. А в старину — можно? И когда я увидел массу того, что есть и это было создано исторически недавно, но люди не знают сейчас, как это повторить, вот тут на какое-то время меня сильно «переклинило», если честно. Я увлекся альтернативной историей, изучая эти несостыковки. Все больше и больше их замечал. Как и недостаточность знаний.
— Столько ВУЗов и еще чего-то не хватает?
— Ну, да. Не хватает для того, чтобы сделать правильные выводы. Я вижу проблемы, но могу ли делать правильные выводы? Вопросы возникают. А вот правильные ответы получить было сложно. Я уже изучаю исследования других людей — ученых, у которых есть и методология, и подход, и методики, и исследования. Те выводы, которые делают они, проверены многократно, и мне в этом плане проще гораздо. Я, по крайней мере, не сомневаюсь в этом, и мне остается лишь возможность находить дополнительные доказательства тому, что это именно так и никак иначе. Ну, и внимательный взгляд в историю, конечно…
— Стало быть, всматриваться в прошлое, читать, слушать, познавать. Тоже ведь — школа. Штудия. Но вот ученики пошли в школу, начинаются уроки, учебники и учителя истории. Фильмы о прошлом. Так или иначе, они формируют свои представления о прошлом, свои исторические представления, опосредовано. Через чьё-то восприятие, ощущение, понимание. Трактовку. Ведь учащиеся сами тогда не жили. Альтернативно этому — как познавать историю? На основании чего?
— Для того, чтобы познавать альтернативную историю, нужно обладать и некоторыми природными качествами, и определенным набором навыков. Без чего вряд ли можно в этом разобраться. Школярская наука живёт нередко по принципу «Лопай — что дают». «Вызубрил-сдал-забыл». Мало кто в том не грешен. Но нельзя же всю жизнь быть школяром-недоучкой. Есть ведь, слава Богу, и другой уровень. Я изучаю исследования людей, которые, что совершенно ясно, гораздо выше интеллектуально, по уровню образованности и навыкам. Их континентальный… и даже — межконтинентальный авторитет в науке, конечно же, не случаен. Я, можно сказать, пожинаю плоды их трудов. И то, что они пережили, отработали и мне передали, понять и перепроверить.
— Инструментарий?
— Один из главных факторов — непосредственно присутствие на месте. Например, хотим разобраться в истории какого-то города, какой-то страны? Сидя в кабинете за 1000 километров, подобраться к истине просто не возможно. Но научная экспедиция приводит к объектам исследования, к собственно историческим местам. И как бы давно не имело там место-действие, И впрямь ничто на Земле не проходит бесследно. Следы всегда остаются. Нужно только уметь их найти, увидеть, осмыслить. Иногда их умышленно скрывают от новых поколений. Но если и возможность такого камуфляжа иметь в виду — многое можно обнаружить. Нужно не только смотреть — видеть. И не только слушать — слышать.
Экспедиционный корпус в Португалии
— Зачем скрывают исторические следы?
— Ну, по разным причинам. В принципе — затем же, зачем переписывают историю. Что-то подправить, что-то нужно подогнать, что-то округлить. Или, наоборот, обострить. Иногда в экзотическим местах это делается для туристов-ротозеев, чтобы охотнее приезжали-приходили. И больше платили. Тут ведь — не столько «Наука и жизнь», сколько «История и бизнес». Не говоря уже об идеологии и политике.
— Что в этом смысле вы уже извлекли для себя в ходе погружения в историю?
— Исключительно важна в этом деле архитектура. Её трудно «переписать». Хотя попытки камуфляжа наблюдаются и в этом. Если здание (или его часть, фасад), не было реконструировано, перестроено, можем понять определенные вещи. Помните сериал «Чисто английское убийство». Из всего, что написано было в туристском буклете о старинном Замке Уорбеков, учёный-историк подлинным обнаружил… только кусочек обивки в кухне. И ещё очень важно: оружие. Ведь по-своему правы военные историки, утверждая, что всё прошлое человечества — военная история. Всегда люди производили оружие. А оно не обманывает, как и архитектура — его трудно переделать.
— А источники? Вы ведь их не отрицаете?
— Нет, конечно. Нужно только иметь в виду: источник источнику рознь. Но даже для того, чтобы не принять тот или иной первоисточник, с ним нужно встретиться, его нужно изучить. Весьма полезен навык чтения «между строчками». И ещё: кладезь мудрости для таких исследований — источники нашей академической библиотеки. В том числе и на полузабытых или даже совсем забытых, мёртвых языках, которые сегодня обычный человек без соответствующей подготовки не сможет перевести. Я говорю, например, о древнеиспанском, древнеитальянском языках.
— Шумеров давно вроде как расшифровали. И древних египтян. Хотя некоторые ученые считают, что это неправильная расшифровка.
— Вообще переводы — штука не надёжная. Переводчики — опасные люди, потому что они могут как-то «не так» перевести. Они тоже выполняют социальный заказ, переводят под определенным углом. Была в науке и публицистике шумная история о Князе Игоре… Книга Олжаса Сулейменова «Аз и Я», наделала большой скандал. Однажды он, хорошо знавший тюркский и русский, перечитал «Слово о полку Игореве» И оказалось, рассказ о другом. А сколько всего до этого было написано о «Слове» и в научной, и в художественной литературе.
— Ну, вообще говоря, бывает и наоборот. Русскоязычные читатели любят стихи дагестанского поэта Расула Гамзатова. Который никогда не писал по-русски. Он говорил: «У меня были восхитительные переводчики. Так переводили мои плохие стихи, что они тут же становились хорошими. Если бы не было этих переводчиков, меня бы никто, наверно, никогда не узнал»…
— Вот-вот, что-то в таком роде. Очень многие читатели переводной литературы уверены в истинности перевода. Но в науке такая вера — непозволительная роскошь. Кроме того, очень важно понимать временной контекст. Вне его истины не отыскать. Нужен учёт философии, психологии, традиции той или иной эпохи.
Нам, например, тяжело понять людей XVII, XVIII и даже XIX веков. У нас — иное мироощущение и мировосприятие. И нынешняя норма, в то время потрясла бы многих. Все постоянно меняется и притом очень-очень быстро.
— Вы помянули о неких личных качествах, необходимых тем, кто углубляется в такую толщу.
— Кроме тех, которые уже привёл, нужно развивать в себе… как бы это поточнее выразиться… здоровое чувство недоверия к тому, что читаешь. Не нигилизм, не априорное отрицание, а некая бдительность. Да и источников должно быть множество. Их следует сопоставлять. Тогда у исследователя больше шансов подобраться к истине. И не сесть в лужу.
— А разве кабинетная работа отрицается?
— Ни в коем случае. Это — предварительная и последующая за экспедицией составная. Плюс современные технологии. Например, сегодня существует программа, которая позволяет, сидя в кабинете, полностью пройтись, скажем, в 3D-пространстве внутри пирамиды Гизы. Это фотография и полное погружение в историю всей пирамиды. Цифровой контент. Насколько он соответствует действительности? Во всяком случае, максимально близок к ней.
— Как бы объективен ни был объектив фотоаппарата, это тоже нечто, подготовленное субъектами — людьми.
— Естественно. И там может быть что-то заменено, не показано, скрыто, чего обычный человек никогда не узнает. Это те же самые учебники, о которых мы говорили, только более обновленные. Сам фотограф может чего-то не заметить и не понять. Или что-то закрасить, убрать, добавить. Есть спецэффекты. Вон, всем показали хождение космонавтов по Луне. Где, вполне возможно, их и близко не было. А сотни миллионов людей это посмотрели. И абсолютно уверены, что так оно и есть. Им предоставили как бы доказательства, этот 3D-тур, но мы не знаем, он действителен или нет, Или другой момент. Если, например, вы своими глазами увидели тысячи храмов в Европе. И за тысячью храмов начинаете замечать определенные закономерности, некий паттерн схожести. Вы осознаёте, что храмы XV века строились по определенным принципам, правилам. Скажем, расположение алтарей, фигуры на входе. А в 1001-м храме, что-то не так. А вам говорят, что это та же эпоха. У вас непременно возникнут сомнения. Нормальное, здоровое критическое чувство. И путём научного анализа — разберётесь. Не по одной фотографии — всем комплексом средств. Есть такая практика у Экспедиционного корпуса. И соответствующие материалы в её библиотеке.
Экспедиционный корпус с профессором Антонио Никасо работают в архиве Палермо (Италия)
— Библиотеки с древних времён считаются богатством. Академическая тоже хранит капитал?
— Ещё какой! Кладезь мудрости. Взять одни только материалы Экспедиционного корпуса содержат просто сенсационные выводы. Причём, нередко в сферах, которые как будто бы давно исследованы вдоль, поперёк и по всем диагоналям. И широчайше как бы известны. А вот приехали ученые и другими глазами посмотрели. И позволили себе роскошь сомнений. А так ли это? И выяснили, и доказали: нет-с, не так-с. Эти материалы, в ходе погружения в тему, удивили меня своим нестандартным подходом, неожиданной трактовкой. И с учётом временных перемен-изменений.
Совершенно ясно: живем в мире коммерциализированном. И история, которая тянет за собой туризм — это деньги. И деньги очень большие. Естественно, многие это понимают и стремятся это развить, усилить, зарабатывать на этом. В общем, своего рода индустрия. В том числе индустрия иллюзий. Попросту: обмана. И, конечно же, не все довольны тому, что приезжают настоящие исследователи, видят совершенно не то, что подсовывают обывателю-туристу. И определяют «липу», за которую доверчивые посетители платить деньги, И отделяют зёрна от плевел — настоящее от подделки. Потому что изучили горы литературы и документации. И лично посетили-видели сотни исторических объектов. И всё, как говорится, попробовали на зуб.
— Остаётся предположить, что это возможно и с какими-то другими эпохами и странами, в т.ч., и с нашей?
— Украина — не на Марсе и не на Луне. Ничто земное ей не чуждо. Её история разными исполнителями и заказчиками также толковалась по-разному. И в этом подобраться к истине не просто: история Украины писалась-переписывалась неоднократно. Как же исключать, что и в этом плане ждут перемены? Это и есть то самое — непредсказуемое прошлое…
— Ну вот, теперь вопрос, собственно говоря, можем считать, ключевым. Ведь доктрина Академии — она на самом деле сложнее, конечно, — но коротко и доступно может быть выражена в трех словах: «наука и жизнь». То есть, практический смысл науки: как она связана с реальной жизнью, как отражается на ней, как работает на себя? Вот то, в чем вы сейчас углубляетесь, во что вы погружаетесь… По-одесски скажем: шо оно дает?
— Релокация бизнеса из Украины в Европу — это, можно сказать, захват новых территорий. Если мы берем людей, которые работали в украинском офисе, у которых все хорошо, они заработали денег, купили квартиры, показали себя достаточно успешно в Украине, но они при этом стали цивилизованными. Если мы этих людей отправим туда, у нас ничего не получится. И даже вот такая простая информация говорит о том, что для того, чтобы захватывать рынки, нужно собирать команду подготовленных людей.
(Читайте статью «Наше открытие Румынии»)
— Но борьба за территории и рынки варианты захвата бывает разной. Непосредственно, когда нужно сапогом на ней стать, по принципу «было ваше — стало наше». А ведь современный бизнес предполагает мирную, как Олимпиада, борьбу за рынок сбыта, производства, сырья; борьба за рынки может протекать мирным путем. Вот с такой точки зрения эта наука срабатывает?
— Срабатывает, конечно. Хотя в истории ясно видно: борьба за рынки сбыта далеко не всегда проходила в мирном и честно-конкурентном режиме. Но, возвращаясь к Вашему вопросу, движение из истории в бизнес рассматривается еще и изучением организаций, которые успешно присутствуют на рынке Европы и мира в течение многих-многих веков. Потому что, как утверждает Олег Викторович Мальцев, капитан Экспедиционного корпуса, и сегодня можно опираться в принятии решений только на те вещи, которые прошли проверку на историзмы, на протофакты. Т.е. если что-то работало на планете Земля в течение многих лет, оно и будет продолжать работать. Да, оно, возможно, немного видоизменится с учетом определенных современных реалий, но суть у этого работающего устройства все равно останется неизменной. Поэтому лучше опираться на то, как компании становились великими или почему уничтожались. Понимая это устройство, использовать его, добавлять его в свою философию, свой устав и в структуру своей компании, — если вы, конечно, собираетесь делать компанию, которая будет работать очень долгого времени, Украина независима только в течение последнего 31 года. До этого был, так сказать, социализм и не было никакого бизнеса — в то время, как в Европе уже сотни лет бизнес был и развивался. В украинском обществе бизнес — явление достаточно новое. И есть люди, которые готовы строить большие долговременные компании. Вот вопрос: на что им опираться, какую философию им принимать, какую структуру им создавать? Советизированные шаблоны всё ещё присутствуют в психологии. И в таком случае лучше опираться на настоящую историю отечественных ошибок и историю тех компаний или организаций, которые существуют в мире, в частности в Европе, уже на протяжении сотен лет, чем на что-то временное, которое имеет место сейчас. Вот зачем изучать фактическую историю, которую мы называем альтернативной.
— Итак, месяц погружения позади. Что впереди?
-УЭкспедиционного корпуса за плечами более 50 экспедиций. Каждая экспедиция приносит новые открытия, новые исследования, Будут еще новые экспедиции. В ходе этого эксперимента я бы хотел собрать наибольшее количество убедительных доказательств того, что тот мир, в котором мы живем, соткан во многом из неких иллюзий. Из обмана. Основан на многих ложных убеждениях и предрассудках.
— У вас был выбор?
— Выбор был. И он до сих пор еще очень большой. Всё интересно. Но всё не охватишь. И сейчас хотел бы сфокусироваться на двух главных экспедициях. Первая — которую мы уже затронули, она связана с Египтом. А вторая — это, все-таки, Украина.Мне, как украинцу, сейчас важнее разобраться и историей нашей страны. Опять же, потому что война закончится — нам придется строить нашу страну, отстраивать ее заново. И то, какой она станет, во многом будет зависеть от нас. И в этот момент очень важно осознание того, кто такой украинец. Где наши корни? Уже всему миру доказали: украинцы и казаки — не пустые слова, мы умеем воевать, и это есть в крови у наших людей. Мы в очередной раз доказали нашу казацкую воинскую славу на весь мир. Вот и хочется разобраться в этом исторически, в нашем рыцарском прошлом.
— С кем вы консультируетесь и на какие источники вы бы сослались?
— Мой ассистент — это Анна Филипова, с которой я консультируюсь. Анна — действительный член Экспедиционного корпуса. Работала как раз с первоисточниками, переводила трактаты с древнеитальянского языка, работала непосредственно и в библиотеках, и видела своими глазами множество интересных вещей. После каждой экспедиции на свет появляются определенное количество монографий. Книги для меня являются основным источником, журнал «Экспедиция» — дополнительным: там более просто все написано. В общем, работы более чем достаточно…
Андрей Францев ведет дневник в Telegram-канале, где описывает ход своего погружения в фактическую историю и выкладывает соответствующие материалы.
Продолжение следует…
_____________________________________________________
Подписывайтесь на наши ресурсы:
Facebook: www.facebook.com/odhislit/
Telegram канал: https://t.me/lnvistnik
Почта редакции: info@lnvistnik.com.ua
One thought on “ПОГРУЖЕНИЕ В МОРЕ БИЗНЕСА…”