“Если Вы меня застрелили на дуэли, значит Бог с Вами, а не со мной”,
К. Б. Каневский (часть 1 из серии научно-литературных вечеров)
О чести и достоинстве…
Из истории Российской Империи известно: в конце XIX, в начале XX веков появились 4 дуэльных кодекса. Примерно тем же временем датируется рождение судов чести, которые действовали на основании этих кодексов. Решение такого суда зависело от тяжести нанесенного оскорбления – от первой крови до тяжелой раны. «Только кровь может смыть пятно обиды — заявил в споре о дуэли один из героев купринского «Поединка». Оскорбленный направлял тем или иным способом обидчику письменный вызов. Стоит отметить, что статусом обладателя чести располагали только и исключительно дворяне. Это и предоставляло им право на вызов и выход к барьеру. Ниже стоящие по классовой лестнице обладали статусом по имени «Достоинство». Но об этом — в другой раз. Давайте обсудим понятие “Чести”: что нам о ней известно? Кто же не знает старинной и всегда актуальной народной пословицы: «Береги платье снову, а честь — смолоду!» На этом тезисе базируется и чисто дворянская поговорка: «Жизнь — Родине, честь — никому!»
Академик Мальцев О. В. в ходе беседы на одном из литературных вечеров “Дуэль в русской литературе: честь, традиции, загадки” — высказался таким образом:
“В источниках XVI — XVII веков.<…> Один из европейских грандов пишет: “Честь” — это тайна для простолюдинов. Дворянину положено знать, что такое честь, всем остальным не положено. Формулировка слова: честь — право на власть, право на определенный образ жизни; право вершить суд. Эти три компонента составляют честь дворянина. Дворянин с детства должен защищать честь. <…> Корни берутся из европейского рыцарства. Рыцарь был универсальным человеком в Европе. Он был землевладельцем — была единая его власть на определенной территории. Его образ жизни был непререкаем на этой территории, он имел право на результат — все что его подданные на его территории производили (он обеспечивал им еду, кров, достойное существование), а результат был только его. И он был и прокурор, и судья на своей территории. По сути, Честь — дворянская привилегия. И когда оскорбляют Честь — это значит, сомневаются в одном из этих прав: в праве на власть, в праве на результат и в праве вершить суд.”
(Академик О. В. Мальцев часть 1 из серии научно-литературных вечеров)
Итак, дворянин не должен был допустить, чтоб его честь подвергалась хоть малейшему сомнению. А тем паче, поруганию. Цель поединка – защита чести. Ее еще называли – суд Божий. Ее носитель не мог — по сути, обязан был требовать сатисфакцию. И противник не мог ему в этом отказать, не утратив своей чести. Согласно кодексу, имелись и исключения, но они только подтверждали правила. Практика невыхода к барьеру и отказа от дуэли при Николае Втором, впрочем, уже не предполагало лишение чести. Но офицер в этом случае, оставаясь дворянином, должен был покинуть службу и уйти в запас.
Интересен в этом смысле, спор офицеров армейской пехоты, о котором поведал поручик Куприн Один из спорящих утверждал, что дуэль хороша в гвардии. Так и сказал: «Для разных фигель-мигель.» И пояснил: если он, спьяну закатит товарищу в ухо — что тому делать? Не выйдет к барьеру — вон из полка. Спрашивается, что его дети будут кушать. А выйдет к барьеру — влеплю ему пулю в живот. Опять же детям кусать нечего. Ерунда все это…
Разговор характерен: даже во дворянской среде разные люди воспринимали этот способ защиты чести по-разному. В диапазоне от подставления груди под пулю за один косой взгляд или обиходное слово, и до ситуации, характеризующейся поговоркой «Ему плюй в глаза, а он — божья роса». Так что едва ли стоит непомерно обобщать и идеализировать в этом смысле весь класс дворян…
В той же истории можем наблюдать и различные виды дуэлей. Насчитывалось их большое количество, как на пистолетах, так и на холодном оружии. Так сказать, на любой вкус, тут уже было где развернуться дуэлянтам. И вариантов дуэльных условий на пистолетах было значительно больше, чем при холодном оружии. Возможно это связано с тем, что поединки на холодном оружии в России, считалось делом чуть ли не криминальным. Для этой цели существовали специальные наборы однозарядных пистолетов для дуэлей – гарнитуры.
Комплект дуэльных пистолетов, автор фото Nfutvol
Такие наборы, как и отдельные виды оружия, в те времена можно было заимствовать у друзей и знакомых. Или свободно приобрести в любой из оружейных лавок. Если, конечно, позволяло состояние – товарец был финансовоёмкий. Зачастую хранились в дворянских домах. Обычно дуэлянты приезжали к месту поединка в назначенное время. Опоздание считалось позорным. И каждый мог привезти свою дуэльную гарнитуру. Честным словом они свидетельствовали о том, что оружие не пристреляно. Затем жребием определяли, из чьих именно пистолетов будут стреляться. В наиболее традиционных дуэлях каждый из оппонентов делал по одному выстрелу. Всяко бывало. К примеру, за время от ссоры и вызова до встречи на месте дуэли «пар немного выходил» и ситуация уже не казалась дуэлянтам столь безысходной. Просто примирялись. И даже обменивались рукопожатиями. И даже отправлялись в кабак – пить мировую. Или обменивались выстрелами, но умышленно – не целясь, в белый свет – как в копеечку. Бывали случаи, когда оба давали промах и дуэлянты оставались невредимы. Или, наоборот, оба получали ранения. Пушкин, скажем, уже получивший тяжелейшую рану (пуля раздробила тазобедренный сустав и пробила кишечник), лёжа в снегу, произвёл ответный выстрел. И попал. Его противник от пулевого удара летел кубарем. По официальному сообщению, он был тяжело контужен, спасла его якобы мундирная пуговица на мундирной груди, в которую попал Александр Сергеевич. Что породило множество слухов-сплетен о стальном нагруднике или кольчужке, надетой Дантесом под рубаху. Что на деле маловероятно – с учётом восприятия офицером понятия «Честь».
Дуэли в русской литературе…
Русские писатели авторы оставили нам дуэльные картины разного плана. Поединки приходят к нам со страниц к важной его составной. В тургеневском «Путешествии в Висбаден» однажды остро запахло дуэлью, но она не состоялась – офицеры, валявшие дурака, открестились и извинились. А вот А.С. Пушкин, кажется, просто не мыслил житие своих героев без дуэлей с тяжелым исходом. “Выстрел”. “Капитанская дочка”. “Евгений Онегин”. Да и старый богатый барон бросил собственному сыну перчатку. И между ними сверкнули клинки. Помните, конечно, «Скупого рыцаря» из пушкинских «Маленьких трагедий».
В повести “Выстрел» встречаются даже не одна, а две дуэли. Или, точнее, одна дуэль в двух актах, антракт между которыми составил несколько лет. При первой встрече один из них дал промах – прострелил фуражку противника в двух пальцах от лба. И преспокойно ожидал ответный выстрел, с аппетитом уплетая вишни. И его враг, некто Сильвио — гусар и отличный стрелок, прервал поединок. Он решил, что вернёт противнику выстрел позже, когда он создаст семью, от офицерской бесшабашной холостой жизни перейдёт к оседлости и будет больше дорожить самой жизнью. Его враг пожал плечами: «Ну, что же, ваш выстрел остаётся за вами…». И впрямь – дрались они ещё раз через несколько лет, когда тот счастливчик уже женился на красивейшей и богатейшей женщине, вышел в отставку, осел в своём прелестном имении и горя не знал. Сюжет общеизвестен и благодаря прелестной экранизации – по крайней мере, среди культурных людей. Но мало кто знает о том, что ситуацию, связанную с этим сюжетом, Пушкину подсказала сама жизнь. Будучи в Одессе у Воронцова, а после – в Молдавии у Инзова, он не раз слышал истории такого рода…
В повести “Капитанская дочка” также описана дуэль с перерывом: в ход поединка вмешались обстоятельства. И уже начавшуюся дуэль пришлось остановить и отложить. Партнёры даже были наказаны за эту попытку – но очень легко, условно. А через какое-то время ссора вспыхнула с новой силой. И герои повести опять дрались, причём один ранил другого тяжело и бесчестно – когда того окликнули. Дуэль проходила без секундантов, иначе бесчестный враг был бы заклеймён.
В “Евгении Онегине” герой стреляется со своим личным другом-приятелем, да ещё и поэтом. Полушуточный беззлобный розыгрыш привёл к драме вызова и трагедии дуэли. Что вовсе не было редкостью в те времена. Лермонтов был давним добрым приятелем Мартынова – они знали друг друга ещё юнкерами. И дружили до последнего момента. Однако же это не помешало им выйти к барьеру. И эта, далеко не первая в биографии Михаила Юрьевича, оборвала жизнь поэта. То же – и у Пушкина: хоть и не был его другом Жорж Дантес (скорее – наоборот) но поединок зимой тысяча восемьсот тридцать седьмого года был не первым и не десятым. Даже его тёзка – куда более мирный, в службе удачливый Александр Сергеевич Грибоедов – тоже дрался на дуэли с Якубовичем, будущим декабристом. И был им ранен. Кстати, в «Путешествии в Арзрум» Пушкин вспоминает, как на одном из перевалов Военно-Грузинской дороги встретил арбу с гробом. Поинтересовался – кого везут. Кавказцы ответили: Грибоеда. Это было тело А. С. Грибоедова, погибшего отнюдь не на дуэли – в схватке с озверевшими людьми тегеранской улицы, натравленными на русское посольство. Зверски были искалечены и убиты все сотрудники диппредставительства и конвой. Среди груды истерзанных тел удалось обнаружить Александра Сергеевича только по той ране, которую некогда на дуэли нанесла ему пуля Якубовича.
Сам термин – «ПОЕДИНОК» – с тех давних-давних пор обрёл более широкое значение. Столкновение. Схватка. Выяснение отношений. По-украински – двобій. В истории второй мировой войны этими терминами не раз назывались столкновения противоборствующих сторон, полководцев и разведчиков. «Поединок» — название советского кинодетектива, в котором померялись силами две спецслужбы: гитлеровская и советская. А самое занятное – во время последней мировой войны были зарегистрированы несколько случаев чего-то вроде дуэлей – и в немецкой, и в советской армиях. Причём, в отечественном случае стрелялись отнюдь не дворяне. Но случаи эти уже были крайне нетипичны и не привлекали внимание историков. Не будем останавливаться на них и мы. Бог с ними. А вот мнение читателей наших о самом явлении было бы весьма интересно. «Вестник Грушевского» готов предоставить для этого свои страницы.
Автор: Виктория Флинт