«Тварь я дрожащая или право имею?»
Ф.М. Достоевский
Прежде, чем приступить к изложению основной идеи — каким образом человек обретает силу, какие этапы он проходит и становится независимой и сильной личностью, — небольшое уточнение: сила или силовой компонент человека будет рассматриваться не с физической, а с психологической и философской стороны. При сопоставлении этих граней человеческой силы, выясняются некоторые коллизии… Кто же не слышал историй, в которых внешне сильные парни, способные «горы свернуть», впадают в панику при виде медицинской иголки.
Тема отнюдь не нова и ты, дорогой читатель, согласишься с этим, если, минуя длинную тираду на счет обретения человеком силы, приведу некую категорию, ради которой и пишется этот материал. ВЛАСТЬ! Как много в этом звуке для ума и сердца взрослого человека! Верно? Давнее, древнее дело. И давняя, древняя проблема. Всю историю человечества (за исключением, пожалуй, доисторического периода, поскольку нет документов) можно представить себе ещё и как историю борьбы за власть. В былые времена вопрос о власти, тоже не простой и противоречивый, социально разрешался просто: власть, как правило, разыгрывалась в высших слоях общества и попадала в руки их представителей – исключения не в счет. Конечно, даже так называемая абсолютная власть (абсолютизм) на деле были не безграничны. И все же, это была именно власть, в своих границах влиявшая на все и вся – близко к абсолюту.
Раскольников. Художник И. Глазунов
Д. Шмаринов. Старуха-процентщица
Эта тема ярко и многогранно отображена в литературе и искусстве, стала центральной во многих произведениях. И касается не только мифических богов и героев, королей, князей, графов и баронов, но и простых смертных – отдельных людей и их сообществ. Чего только стоит роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и коронная фраза его героя, ставшая крылатой и не потерявшая актуальность в наше время: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». У Раскольникова, как вы знаете, не было ни власти, ни денег. У него не было даже приличного костюма. Но в его душе бушевали страсти, порожденные ужасающим не соответствием желаний и возможностей. Он, его автор и их современники, конечно же, даже не догадывались о том, что исторически скоро – в XXI веке академик О. В. Мальцев проанализирует эту и подобные ситуации с позиции науки.
«Качественно сформированные движки определяют, насколько прочны эти связи, насколько велик, соответственно, силовой компонент, и насколько вы усердны в ретрансляции этого силового компонента. Таковы и власть, и положение в обществе, и профессии, и всё остальное. По факту, как следствие, ровно такую жизнь и форму бытия индивид себе и построит». (из монографии «Философия Юга Италии)
Альфред Адлер – австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии. Согласно теории Адлера, стремление к власти (доминирование над другими), основная движущая сила поведения и деятельности человека. Вместо сексуального влечения (которое, по Фрейду, является основным мотивационным фактором поведения человека) Адлер вводит формулу другого влечения — стремление к власти. Согласно положениям его теории индивидуальной психологии, стремлением к власти над другими людьми субъект пытается компенсировать ощущение своей неполноценности. Ученым были написаны такие труды, как «Комплекс неполноценности и комплекс превосходства», «Мотив власти» и многие другие. Психолог утверждает: главной движущей силой поведения и деятельности человека является стремление к преимуществу, доминированию над другими людьми. Именно стремление к власти, с его точки зрения, является тем фактором, который предопределяет активность субъекта.
«Стремление к превосходству никогда не исчезает, и фактически, именно оно формирует разум и психику человека. Как мы говорили, жизнь — это достижение цели или формы, а стремление к превосходству — это движущая сила для достижения формы. Это своего рода поток, несущий вперед весь материал, который может найти» (Адлер А.Наука жить)
Альфред Адлер (Alfred Adler)
Невротическое стремление к власти нашло отражение в теории Карен Хорни (американский психоаналитик и психолог, одна из ключевых фигур неофрейдизма). Ощущение власти, по мнению К. Хорни, может возникнуть у нормального человека в результате реализации (или осознания) своей способности и силы. Его стремление к власти может вызываться также политическими, семейными обстоятельствами, идеей. Однако невротическое стремление к власти, как утверждает Хорни, возникает из тревожности, ненависти и ощущения собственной неполноценности. Иными словами, нормальное стремление к власти возникает из ощущения силы, а невротическое — из слабости.
Карен Хорни
Эрих Фромм (немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик) мотивацию к власти выводил из стремления индивидуума избежать изоляции (одиночества). Субъект власти (человек-садист), по Э. Фромму полностью зависит от слабого человека, которым распоряжается. Садисту нужен тот, кто ему принадлежит безраздельно, поскольку его собственное ощущение силы основывается на том, что он может кем-то владеть или руководить. Эта зависимость, как правило, является целиком неосознаваемой.
Эрих Фромм
Академик, руководитель Одесского регионального отделения УАН, PhD Мальцев О.В. в одной из глав монографии «Философия Юга Италии» подробно проанализировал то, каким образом человек может управляемо обрести силу. К слову, монография получила высокую оценку в рецензии доктора философских наук, профессора Максима Лепского. Приведу несколько цитат:
«Изучив данную монографическую работу, могу со всей определённостью сказать, что уже вижу тенденции будущих исследований и открытий, новых экспедиций и создание концептуальных двигателей философии, психологии, социологии, криминологии и теории управления на серьёзном философско-мировозренческом и историко-культурном фундаменте закономерностей развития человека, социальной группы, общности, социальных институтов. Думаю, очень скоро нас ждут новые философские открытия и концепции в традиции перипатетики, в любви к мудрости как способе жизни.»
С полной версией читатель может ознакомиться здесь.
Согласно приведенной в монографии концепции об источниках формирования силового компонента личности, данная система состоит из четырех двигателей. Как отмечает ученый, проблема заключается в том, что они бессознательные, то есть человек об этом ничего не знает и об этом не думает. Но бессознательное его толкает на этот путь обретения силы.
Первый бессознательный двигатель запускает дефицитарность, возникает конфликт между человеком и окружающей средой:
«Дефицитарность порождает для человека необходимость компенсации. Человек всегда стремится к тому, чего у него нет. Это и есть проявление конфликта с внешним миром. То, чего вас лишали с самого детства, чего вам остро не хватало — это и стало вашим двигателем».
Чтобы более подробно познакомиться с категориями дефицитарности человека, каковых существует четыре разновидности, предлагаю читателю познакомиться с предыдущей монографией Олега Викторовича «Философия Липота Сонди» . Здесь же приведу краткое пояснение:
«В рамках научной парадигмы о четырёх бессознательных векторах-двигателях, представленной в предыдущей главе отметим, что у каждого человека существует один ключевой движущий вектор (он же двигатель, как в автомобиле). Итак, получается: один вектор = двигатель, и он основной, а остальные три вектора — второстепенные. Из данной модели произрастает ряд логических вопросов, как-то: почему движущий вектор один-единственный; как он становится непосредственно двигателем; что определяет, какой вектор из четырех станет двигателем?
-Если, например, в семье не прекращались скандалы, вы росли в постоянном состоянии напряжения, вам не давали разрядки, лишали внимания и признания, отбирали то, что вы хотели, вас никто не любил — вашими двигателями стали «h — s».
-Если вы жили в грязи, антисанитарии, с родителями алкоголиками/наркоманами или были беспризорником — вашими двигателями стали «e — hy». Люди с таким «двигателем» постоянно размышляют о справедливости и несправедливости, в результате чего становятся фанатиками и преданными тем, кто вытащит их из этого «дна».
-Если вас били, постоянно унижали ваше достоинство, предавали, разменивали, всячески демонстрировали, что вы «никто» и зовут вас «никак» — вашими двигателями стали «k — p».
— Если у вас было голодное детство, вам нечего было есть — вашими двигателями стали «d — m»».
Согласно пояснениям, которые приводятся в труде «Философия Липота Сонди», двигатель формируется до 14–16 лет, и остаётся неизменным на всю оставшуюся жизнь, причём со временем его влияние только усиливается. Ведущие движущие факторы создают, в свою очередь, предрасположенность к профессии, поэтому М. Ахтних (швейцарский психолог, педагог и ученик Леопольда Сонди) не рекомендовал проводить тест профессионального ориентирования детям до 16 лет. Выбор профессии должен компенсировать дефицитарность, поэтому человек выбирает тот вид деятельности, который восполнит дефицит. Более того, это может оказаться, как социально приемлемая профессия, так и преступная.
Но вернемся к той системе, которая позволяет сформировать человеку силовой компонент, стать личностью и реализовать потребность во власти. Второй двигатель возникает у человека в тот момент, когда он присоединяется к организации, которая позволяет реализовать ему фантомный образ своего будущего.
«Совокупность фантомов и представлений о будущем, как должна ретрансформироваться жизнь человека, включают второй двигатель в момент присоединения к организации. Второй двигатель это то, что позволит обеспечить желаемое будущее».
Третий двигатель включается, когда человек начинает поиск авторитета или Наставника, и это происходит по определенной причине:
«В определенный момент жизни у человека наступает разочарование в родителях. Разочарование в собственных родителях — обязательный элемент в жизни человека. Поэтому все находятся в поиске великих родителей».
Еще мэтр глубинной психологии К. Г. Юнг писал о том, что индивидуация начинается только в момент, когда человек уходит от родителей и начинает самостоятельную жизнь.
Четвертый двигатель включается, когда человек начинает эксплуатировать иерархию:
«Иерархия позволяет человеку иметь власть над другими людьми, находящимися вне этой иерархии. Когда возникает четыре двигателя — у человека возникает власть. Инстинкт власти человек реализовывает в двух направлениях: в свою пользу и в пользу той иерархии, частью которой он является».
Система обретения человеком силового компонента, состоящая из четырех двигателей, работает по определенным принципам:
— второй и третий двигатель могут меняться местами, то есть изначально возникает авторитет или Наставник, а затем только организация;
-первый и четвертый двигатели всегда располагаются неизменно на своих местах;
— четвертый двигатель возникает только после включения третьего двигателя.
Проявление работающих трех двигателей у человека выражается в наличие трех компонентов: интеллекта, силы и решимости.
Как отмечается, проблема — в следующем:
«Мы акцентируем внимание на том, что двигатели, то есть факторы или побуждения человека, формируются бессознательно. Вся «соль» этой машины заключается в том, что она бессознательная. То есть, никто не знает, как её сформировать сознательно. Она автоматическая.
Человек инстинктивно ищет реализацию удовлетворения дефицита, он инстинктивно ищет способы реализации будущего, он инстинктивно ищет компенсацию своих родителей, и он инстинктивно ищет власть. Всё это инстинктивно происходит у среднестатистического человека. И поэтому формирование может длиться 10–20, а то и несколько десятков лет (мы никогда не знаем, сколько)».
Зачастую возникают ситуации, когда у человека работает только один из четырех двигателей, но почему-то уверен, что у него действуют все четыре. И он стал частью некой иерархии. Человек может занять должность, например, прокурора и почувствовать себя частью «государственной иерархии». Однако данная система таким образом не работает. Что в результате? В результате крах: все может закончиться просто увольнением, а может быть и намного хуже – например, возбужденное уголовное дело, крушение карьеры. А все — по причине того, что у человека не сформированы двигатели, как упоминалось выше, отражающиеся на интеллекте, силе и решимости. Внешний мир создает ситуации и указывает человеку его место.
За человека, безусловно, этот путь никто не пройдет и только он вправе решать, формировать собственный силовой компонент, становиться личностью или нет. Однако, у всего есть свои последствия, и в данном случае, они подробно описаны в монографии Лунёвым Виталием Евгеньевичем — академиком УАН, кандидатом психологических наук, профессором.
«Однако не стоит ли нам пойти от обратного (или как сказали бы математики, «от противного») и рассмотреть последствия тех психических и психологических отклонений, которые возникают в жизни человека, не желающего причащаться к силовому компоненту и вообще как-то заботиться о включении четырёх двигателей?
Как бы можно было охарактеризовать такого рода жизнь человека, чем она полна?
Полагаю, ответить на эти вопросы возможно одним сочетанием — и это «комплекс неполноценности». Так, люди без силы — неполноценны»».
Как отмечает профессор, человека делает неполноценным накопительный эффект неудач. И в заключении, для пущей убедительности, приведу его слова для тех, кто еще сомневается, нужно ли формировать четыре двигателя и становится сильной личностью:
«Неспособность человека делать выводы, нежелание что-то менять, а самое главное, нежелание на базе фундаментальной науки разбираться в сути проблемы и продолжать действовать бессознательно — гарантированно ведут человека к неудачам и поражениям. Через некоторое время у него сформируется комплекс ненужности и неполноценности, с которым человек будет вынужден жить.
Вся проблема в том, что окружающая среда начнет реагировать на человека, как на бесполезную личность, неудачника, а то и вовсе как на опасную личность, потому что таким людям что ни поручи, какую задачу ни поставь — они обязательно все испортят, все провалят и создадут массу неприятных последствий. Обычно таких людей обходят стороной, в результате чего возникнет не только комплекс неполноценности, но и достаточно серьезное состояние одиночества».
Автор: Хамицевич Анжела