Ущербность – по мотивам произведений братьев Стругацких

Волчица говорит своим волчатам: «Кусайте, как я», и этого достаточно, и зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я», и этого тоже достаточно, но человек-то учит детеныша: «Думай, как я», а это уже преступление.

(А.Стругаций, Б. Стругацкий. «Гадкие лебеди»)

Братьев-писателей, о которых речь, принято считать самыми известными из всех отечественных писателей-фантастов. Даже и за рубежом. Их книги всерьёз повлияли на мировоззрение значительной части нескольких поколений. Несомненно, и поэтому «инстанции» предшествующей формации пристально вглядывались в эти произведения. Хотя дозволенные их публикации тоже, сами понимаете, не случайны. Братьев Стругацких знатоки числят в реестре тех литераторов, которые заглянули в будущее — поскольку немало вещей и явлений, фантазиями о которых они некогда поделились с миром, в свой час появились в реальности. Накаркали? Предвидели? Предчувствовали?

Статистика, как всегда, холодна и красноречива: на начало 1990-х годов в 27 странах мира издано около 320 произведений Стругацких. Всего же их работы были изданы на 42 языках в 33 странах мира.  Комментарии, как говорится, излишни…

Аркадий и Борис Стругацкие

Считать ли произведения Стругацких  чисто-фантастическими? Критики именно так определяют основной жанр их творчества. Но серьёзные критики уже давным-давно предположили: произведения этих авторов, возможно,  содержат некие коды, раскодирование которых открывает иные смысловые пласты. Как реставратор, снимая верхний слой живописного полотна, открывает её изначальный глубинный смысл, внимательный читатель может увидеть иные, более глубокие пласты этих произведений. Сказано: большое видится на расстоянии. Отсюда, из двадцать первого века, острому глазу особенно заметны философские и социальные предвидения этих авторов, и будущие инженерно-технические новшества. Припомним: неоднократно упоминался в романах Большой Всемирный Информаторий, Линия Доставки и Нуль-связь. Разве не фактическое предвидение интернета и Википедии. Самый насыщенный сбывшимися предвидениями роман — «Хищные вещи века» (1965), в котором описаны «рыбари» (спортсмены-экстремалы), «слег» (сильнодействующие синтетические наркотики), «дрожка» (рейв-дискотеки). В романе «Гадкие лебеди» предсказано поколение «детей индиго», а в «Отягощенных злом» — движение антиглобалистов и агрессивные экологические группировки.

Разные читатели, впрочем, и трактовали эти произведения по-разному.  Иные пишут, что в повестях Стругацких отразилась практически история небывалого подъема и медленного угасания социалистического проекта. А кто и предполагает, что Стругацкие в своих произведениях выражали презрение к читателю. И приводят в качестве аргумента тот факт, что Борис Стругацкий прямо сказал: любимое его произведение — «Улитку на склоне» — поняли адекватно всего два человека.

Академик, руководитель Одесского регионального отделения УАН, PhD Мальцев Олег Викторович

Предлагаю читателю взгляд известного ученого, академика, PhD Мальцева Олега Викторовича, который рассматривает произведения в контексте исследования категории «ущербность». В книге «Психология фотографа», которая является введением в эту категорию, поскольку она новая для академической науки, автор пишет:

«Необходимо уделить особое внимание творчеству, пожалуй, одних из самых известных писателей-фантастов XX века — Аркадия и Бориса Стругацких. Их фантастика стала своего рода религией, основой мировоззрения для це­лого поколения, впрочем, и сегодня не утратив своего магического влияния. Ни для кого не секрет, что братья Стругацкие в своей фантастической прозе «запаковывали» или зашифровывали немалую долю объективности, некую часть фактического положения вещей. Речь идёт, конечно, не об иноплане­тянах и магах, но о вопросах социума и будущего, как отдельного индивидуу­ма, так и человечества в целом. Более того, ознакомившись даже с самыми известными повестями и рассказами братьев Стругацких, невозможно не заметить, насколько ущербно подавляющее большинство героев буквально в каждом произведении. Мы могли бы с тобой предположить (и небезосно­вательно), что авторы описывали психологию ущербности в самом широком смысле и делали это по-разному. Как правило, герои Стругацких то и дело оказывались в определённых непростых и даже экстремальных условиях, что проявляло их истинную сущность. Одним из ярчайших таковых персо­нажей является самый что ни на есть ущербный Сталкер, Рэдрик Шухарт. Взгляни на то, как он живёт, какая у него семья, какая у него дочь, даже по­чивший отец восстал из могилы и вернулся домой пить водку… Шухарт не может жить по-другому, он не способен жить без Зоны, ему несвойственно то, к чему ты так привык: утренний кофе и восьмичасовой рабочий день, нет. Он может жить по-настоящему только в Зоне. И да, сталкерство — это социально неприемлемо и опасно, однако, в определённых кругах без стал­керов никак, а без таких, как Шухарт и вовсе не обойтись, ибо ходить в зону без его навыков и знаний — равносильно самоубийству».

Итак, предлагается читателю окунуться в невероятный мир произведений Стругацких, увиденный академиком Мальцевым Олегом Викторовичем.

«Пикник на обочине»

Произведения братьев Стругацких условно подразделяются на категории или типы, в которые входят целая серия произведений. Одним из таких типов является «зона», а ключевой книгой – «Пикник на обочине».

Повесть «Пикник на обочине» впервые издана в 1972 году, а эпиграфом к ней ста­ла крайне многозначительная цитата американского писателя Роберта Пенна Уоррена: «Ты должен сделать добро…  если хочешь его. И должен сделать его из Зла. Знаешь, почему? Потому что его больше не из чего сделать» («Вся королевская рать»). Книга эта стала бестселлером для читателей многих поколений.

Главный герой Рэдрик Шухарт — крайне противоречивая личность, верх во­площения ущербности и совершенства единовременно. Его дочь Мартышку можно обозначить, как отражение самого Шу­харта, которое он прячет в себе самом. Это нечеловеческая часть сталкера. У самого же Шухарта где-то внутри, в недрах памяти, как будто установлен ключ, который попеременно переключает в нём ущербность и совершенство.

Повесть «Пикник на обочине» описывает абсолютное зло, которое, по сути, неуязвимо. Абсолютное зло придает человеку неуязвимость, но при этом не делает из него человека в полном смысле этого слова, Человека с большой буквы. Неуязвимость позволяет человеку много достичь, придает уверенность и мужество совершать поступки, но быть человеком – не значит быть неуязвимым. Зло нужно превратить в добро, чтобы стать человеком.

Фауста писал: «Я часть той силы, кто вечно хочет зла, но совершает благо»

«Малыш»

Повесть «Малыш» («Операция Маугли») рассказывает о том, как ребёнок, будучи воспитанным инопланетянами, снова оказывается среди людей. Не зря первоначальное название повести было  («Операция «Ковчег»). После длительных попыток людей «исправить» мальчика, стало понятно, что сделать это невозможно, так как он был воспитан другой цивилизацией. Всё, что в нём было человеческого, смешали с инопланетным, а значит, в нём практически не осталось ущербности, в отличие от остальных людей. Писатели чётко показали, как ребёнок не желает обретать ущербность, чтобы стать в понимании людей нормальным. У людей возникает гиперреальность, когда они понимают, что этот ребенок не перевоспитуем. Чтобы с ним не делали, он отвечает на это своими уникальными способностями. Изменить его не получается, потому что он выше по уровню взрослых. Для взрослых этот ребенок — зло.

Иллюстрация к книге И. Я. Рубинштейна

«Туча», «Хромая судьба», «Гадкие лебеди»

Данная трилогия описывает разный подход к одной и той же проблеме – борьба со злом или трансцидентом. В качестве зла здесь выступают одаренные дети, вундеркинды, которые и являются злом для людей, потому что они во сто крат умнее и способней людей. Они представляют угрозу для человечества.

Кадры из фильма «Гадкие лебеди»

«Далекая радуга»

В данной фантастической повести речь идёт о противостоянии человечества стихии, о некой искусственной волне, что идёт, не останавливаясь, сметая всё на своём пути. Это, своего рода обман читателя в виде постановки героев в искусственную ситуацию «нет выхода» и «все умрут». Стругацкие показывают, как ведут себя люди, которые должны остаться на планете и принять собственную смерть, как слетают ма­ски и проявляются настоящие ценности, как слова оказываются пустышкой, а люди, от которых не ожидал ничего «эдакого», проявляют героизм и реши­мость. «Далёкая радуга» в полной мере показывает ущербность людей.

«Град обреченный»

Роман считается одним из последних произведений Стругацких и одним из самых сложных, потому что описывает глубокую философскую мысль. В произведении речь идет о городе, в котором был проведен эксперимент, в результате чего он становится обреченным. Описывается поведение человека, которое в силу созданных обстоятельств, показывает всю его сущность. Показывает человека с разных сторон и, безусловно, не лучшие его качества, а ущербность. Показывает разные грани ущербности и матрицу причин, почему человек ущербен.

Иллюстрации к произведению «Град Обреченный» (vatikam.com)

«Попытка к бегству»

Эта уникальная книга о том, как товарищи отправились в отпуск на необитаемую планету, и попали в очень неприятную ситуацию. Дело в том, что на планете, оказывается, живут люди, но их образ жизни крайне отличается от привычного – они живут в концлагере и это их устраивает. Поэтому прибывшие на эту планету, решают их спасти. Они готовы отдать все, что у них есть – продовольствие, одежду, но в ответ на свой благородный жест, они получают удар ножом. Вместо того, чтобы освободиться от битья кнутом, они защищают своих обидчиков и угнетателей. Книга «Попытка к бегству» описывает эталон человеческой ущербности. Показывает, что человек ничего не хочет менять, он не хочет жить по-другому. Показывает, почему люди хотят жить в гиперреальности и мире иллюзий.

«Трудно быть богом»

Книга, заслуживающая особого внимания — «Трудно быть Богом» изданна в 1963 году. На далёкой планете – нечто вроде земного средневековья. Город Арканар, невероятно тошнотворный и мерзкий город, погрязший в косности, разврате и прочих прелестях дегра­дации, мы без преувеличений могли бы назвать светочем ущербности. Всё усугубляется для героя невозможность как-либо это исправить, ведь Антон — внедрённый сюда космонавт, не имеет права наводить там порядок и вмешиваться в своеобразную экологию этой цивилизации, по условиям его экспедиции. Он как бы условно делит этот мир на ущербную юную служанку, которую любит, и всех остальных обитателей Арканара, считая их полными ничтожествами. Сам Антон показан, как ге­ний, само совершенство в тайных операциях, воин, прекрасно владеющий двумя мечами. При этом, служанка Антона является, своего рода, символом его ущербности. Но когда она погибает от рук серых опричников дона Рэбэ, правителя Арканара, в виде Антона возникает абсолютное зло и он не щадит никого на своём пути, убивая столько людей, сколько возможно. Про Анто­на можно сказать, что на Земле он был ущербным, а в Арканаре — совер­шенством, которое оказалось безусловным злом.

Из фильма «Трудно быть богом»

«Обитаемый остров», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер»

Главный герой этих трех романов – Максим Каммерер проходит три этапа и трансформирует свою ущербность.

Первый этап — это унижение в «Обитаемом острове», когда Максим, высокоразви­тая личность, становится одним из «них», жителем Саракша. Причиной этому была девушка, которую ему, как рыцарю, необходимо спасти. По сути, произведение «Обитаемый остров» — это путь осмысления неполноценности.

В произведении «Жук в муравейнике» мы видим персонажа Максима Кам­мерера в ином амплуа — уже экспертом высочайшего профессионального уровня. Это некий спокойный философ, прошедший многое и на собствен­ной шкуре ощутивший силу сопротивления различных препятствий, неудач и происшествий. Он становится мастером, виртуозом, непобедимым.

В завершающем трилогию произведении «Волны гасят ветер» Максим — и вовсе, словно странный волк, крайне эффективный и результа­тивный организатор-руководитель.

«Чародей», «Понедельник начинается в субботу», «Сказка о тройке»

Из серии этих книг можно сделать вывод, что мир может быть безущербным, и мир может быть безущербным, только в том случае, если он волшебный. Когда заканчивается волшебство, начинается ущербность.

Существование волшебства – исключает ущербность. Волшебство и ущербность – крайние точки и если нет волшебства, все остальное становится ущербным.

По сути, путь человека в состояние нормального человека – это всего лишь дорога от ущербности к волшебству. А человек всего-то навсего становится способным, результативным.

Абсолютное зло – это пол пути к освобождению от ущербности. Но это то, что человеку придется пройти на стадиях освобождения от ущербности. Поскольку ему же еще нужно зло превратить в добро, а это значит стать волшебником.

Внимательный читатель из этих небольших комментариев к произведениям братьев Стругацких (рекомендуется их прочитать) сможет понять всю полноту и грани человеческой ущербности. Осознание своей ущербности, а для этого, безусловно, необходима некая степень мужества, повлечет за собой необходимость что-то с этим делать. Ключи и ответы пытливый ум также сможет отыскать в приведенных комментариях и книгах братьев Стругацких.

Автор Анжела Хамицевич

Подписывайтесь на наш Telegram канал: https://t.me/lnvistnik

Комментировать