СЕНТЯБРЬСКИЕ ВЗРЫВЫ В ОДЕССЕ…

 …Тогда к приходу осени тоже многое, очень многое изменилось до неузнаваемости — и в области, и в стране, и на субконтиненте. Да и в мире, пожалуй. Собственно, в мире уже не было мира. Не остался в стороне от обвала метаморфоз и наш город. Уже месяц, как вошли бы в привычку горожан вой воздушной тревоги и взрывы бомб – если бы к этому вообще можно было привыкнуть. В документальной отчётности за июль-август-сентябрь-41 всё выглядело, в общем-то, однообразно: непрерывное тревожное ожидание, тревожнейшее оповещение, смертоносный прилёт, работа МПВО, взрывы. Отбой. Новые развалки. Пожары и борьба с ними, спасение пострадавших пожарными, сандружинницами, воинами и милицией. Ранения, контузии, гибель. Медицина. Но каждый такой прилёт был особенным, имел своё лицо, поскольку бил по людям – тоже во многом одинаковым и при этом совершенно разным. К тому же ко всему, в городе падали-взрывались и артиллерийские снаряды из Новой Дофиновки. Та батарея метила в порт, но были и недолёты, и перелёты.

 1-го сентября вечером накрыло дом на улице Известковой. Прямое попадание. Сандружинница В. Кузнецова в рапорте указала, что из подвала этого дома выбрался мальчик – сообщил о том, что там остались люди. Несколько дружинниц проникли в очаг поражения. Обвал там настиг десятерых жителей, ранены были восемь. Первую помощь им оказали на месте, после эвакуировали на носилках в больницу – довольно далеко, километра за два. Пришлось делать несколько рейсов. Документы сохранили фамилии девушек санпоста: В. Кузнецова, В. Шапошникова, О. Базерова и Т. Добровольская. Известно, также, что все они – доноры, отдали раненым по 500-700 кубических сантиметров крови.

 Конечно, бомбовозы люфтваффе много больше интересовались нашим портом, железнодорожным узлом, крупными заводами-фабриками и другими оборонными объектами, нежели жилыми домами окраин и центра. И лётчики часто сбрасывали бомбы где попало — поскорее уносились восвояси. Но портовый комплекс, как и ряд других важнейших объектов, был хорошо оснащён средствами противовоздушной обороны. Потому бомбы нередко падали в других местах. Осаждавшие Одессу вели по ней и артиллерийский огонь из дальнобойных орудий. Приостанавливать же работу порта и его структур было невозможно: в общем-то отрезанный с суши от Большой земли, город сообщался со страной морем и воздухом.

 2-го сентября с главной базы ЧФ пришел и к девятнадцатому причалу пришвартовался пароход «Белосток» — с грузом артснарядов и других боеприпасов. Разгрузочные команды и сами моряки немедленно приступили к разгрузке судна. И тут же полтора десятка вражеских бомбардировщиков атаковали порт. Зенитчики открыли интенсивный огонь, но отогнать все вражеские самолёты не смогли. Зачастила и артиллерия противника. Чтобы уменьшить вероятность попадания бомб и снарядов в транспорт, следовало отвести его на рейд. Но фронт испытывал крайнюю нужду в снарядах, за ними прибыли в порт с передовых позиций 20 автомашин. А выход судна на рейд надолго задержал бы доставку боеприпасов. И разгрузка продолжалась под огнём, её координировали капитан порта В. И. Коваль и замнач политотдела Черноморского пароходства В. В. Попов. Никто из портовиков не бросил работу. Хроника называет имена грузчиков А. П. Полешук и Ф. П. Цапок. На причале рвались бомбы и снаряды. Погиб военком парохода Н. А. Руденко, несколько рабочих были ранены. Но судно уцелело,драгоценный груз был доставлен на позиции.

 Один из старейших заводов города по производству сельскохозяйственных машин (бывш. Гена), перепрофилировался на выпуск обрудования бронепоездов и бронетракторов, производство миномётов и мин. Предприятие, волею судеб расположенное на Пересыпи, с конца августа находилось в шести километрах от линии фронта, и подвергалось авианалётам, и артиллерийским обстрелам. В иные дни сентября-41 на его территорию падало до шестидесяти артиллерийских снарядов, десятки фугасных и зажигательных бомб.

 Ещё до прихода сентября В двадцатых неприятель приблизился к Одессе с северо-востока на дистанцию, давшую обстрела города и порта из дальнобойных орудий. У защитников Одессы возникла мысль о создании дополнительных, вне порта, временных причалов в местах, куда бы вражеские снаряды не долетали. Например, в курортных районах Одессы, на Большом Фонтане и в Аркадии. И такое решение было принято, проект появился немедленно. В строительных работах под руководством инженера военно-морской базы А. С. Цигурова, фортификационные , инженераные подразделения и части, и семьсот жителей Одессы. К 6-му сентября, через две недели после начала строительства, были готовы два причала. Длина каждого пирса составляла более 100 метров, глубина дна у причалов — до 3 метров. Здесь можно было принимать мелкие и даже средние транспорты.

 Под бомбами и снарядами пришлось разгружаться боевым кораблям — лидеру «Харьков» и эсминцу «Дзержинский», нескольким транспортным судам, доставившим в Одессу пополнение для частей оборонительного района, 120 миномётов крупных калибров с боекомплектами мин, 150 станковых и 200 ручных пулемётов, 5000 винтовок, 300 автоматов, много патронов. Жизнь города и порта отслеживала авиаразведка противника —

во время разгрузки начался и налёт его авиации, и артиллерийский обстрел. В трюм парохода «Ташкент» попала 250-килограммовая бомба. Она не разорвалась, но образовала большую пробоину, в которую хлынула вода. Члены экипажа остановили её брезентовым пластырем. Совсем рядом, у борта ложились вражеские снаряды, осколки сыпались и в открытые трюмы, заполненные оружием. Но работа продолжалась. Это была коллектив грузчиков однофамильца известного композитора – бригадира X. Р. Покрасса. Разгрузка и откачка воды из судна велась одновременно. Одна из бомб разорвалась недалеко от выгруженных ящиков со смертоносным грузом. Прибывшие за боеприпасами военные шоферы Г. Расулбеков и А. Мазур под р бомбами и снарядами вместе с грузчиками стали оттаскивать ящики в сторону и рассредоточили их. Боеприпасы были спасены и доставлены на передовую.

 Только за два дня — 6 и 7 сентября — были разрушены 59 зданий, убиты 92 и ранены 130 человек, повреждены водопровод и канализация, в пяти местах разбита трамвайная линия. Зарегистрирован 21 пожар. В ночь на 10 сентября продолжался методический обстрел города вражеской артиллерией, а самолёты сбросили на Одессу порядка тридцати фугасных бомб. Разрушения были значительны. Город решил оказать единовременную помощь пострадавшим от бомбардировки вражеской авиации вэти дни: ассигновал 150 тысяч рублей. Райисполкомы выдали единовременные пособия.

 Бомбардировки и артобстрелы часто выводили из строя контактную сеть, трамвайные пути и вагоны. Работники трамвайного парка, немедленно устраняли все разрушения и повреждения. На Пересыпи, Московской улицей соединявшие центр города с фронтом Восточного сектора обороны, бомбардировкой было нарушено около 120 метров сети и 10 метров трамвайного пути. Еще рвались те бомбы, а путеец А. В. Щербаков и монтеры контактной сети А. А. Панюйщин и Д. К. Прокопенко уже приступили к ликвидации повреждений. Через два часа движение было восстановлено.

Круглосуточно трудились рабочие трамвайно-ремонтных мастерских. Поврежденные за день вагоны, как правило, за ночь восстанавливались и к утру снова выходили на линию.

 В этот день рабочая тетрадь командующего OOP адмирала Г. В. Жукова появилась следующая запись: крейсер «Крым» доставил 107-милиметроввые зенитки, противотанковые гранаты… аммониевой селитры 3 тонны… Погибли четыре человека, семеро из числа работающих по разгрузке «Крыма» ранены от разрывов снарядов. Порт и город страдают от обстрела».

 И 12-го сентября, в пятницу,городу приходилось нелегко.

Неприятельские попытки наступления на фронте сопровождались ожесточенными налётами вражеской авиации. Многим самолётам удалось прорваться к центру города. Были убиты 129, ранено 162 человека, в суточной сводке о жертвах среди гражданского населения таких цифр еще не было ни разу. Вечером 12-го сентября два бомбардировщика попытались прорваться к порту. Зенитчики 15-й бригады ПВО открыл огонь по вражеским самолётам. Боевая сводка этого дня оставила память о расчёте лейтенанта В. М. Кочергина из 162-го отдельного зенитно-пулемётного батальона: оба бомбардировщика были сбиты.

 Об Одессе в тот день говорили… в Лондоне. В телеграмме ТАСС из Лондона сообщалось: «На состоявшемся в Бристоле митинге была принята следующая резолюция: «Население Бристоля шлет самые теплые братские приветствия гражданам Одессы. Мы с вами в этой замечательной борьбе против общего врага, ибо мы знаем, что счастье, прогресс и прочный мир для всего человечества могут быть достигнуты только после уничтожения фашизма. Граждане Бристоля, которые столь много пережили от фашистских орд, торжественно обещают сделать все возможное, чтобы помочь вам в вашей героической борьбе против врага всего человечества». Но до открытия Второго Фронта, как мы теперь знаем, ещё было далековато…

 Сложившаяся на фронте ситуация разрешалась некоторым сокращением и, таким образом, уплотнением линии обороны. Что имело, однако, и отрицательные последствия. Противник получил возможность обстреливать город из дальнобойных орудий не столько с северо-востока, но уже и с юго-запада; в частности, подвергать обстрелам недавно сооруженные временные пристани в Аркадии и на 16-й станции Большого Фонтана. Полоса морского побережья, на которую опирались войска оборонительного района, сократилась до 30 километров, а это затрудняло маневрирование кораблей на подступах к Одессе. Теперь из-за опасности обстрела корабли и транспорты вынуждены были входить в порт и покидать его только под покровом ночной темноты.

 Авиация противника предприняла новую попытку заминировать порт и выходы из него с воздуха. Службой противоминного наблюдения были зафиксированы, а потом обвешены места падения в воду пяти мин. Обстрелянные ПВО Одессы, экипажи противника занервничали и поспешили избавиться от бомбогруза. Так что десять мин упали в городе, из которых половина взорвалась при ударе о землю. При тралении фарватера наши сторожевые катера атаковались неприятельскими самолётами, один из которых был сбит и упал в море. Авиация противника произвела 14 налётов на город. По сводке в результате бомбардировки убито 20 и ранено 85 человек, разрушено 14 зданий. Из строя выведен 2-й хлебозавод, что поставило под угрозу бесперебойное снабжение города хлебом.

 Артиллерия противника продолжала обстреливать Одессу и порт. И её снаряды в полёте перехватить и отогнать противовоздушная оборона не могла. 15-го сентября артогнём были разрушени 17 зданий, возникло 5 пожаров. Для обстрела порта вражеские батареи в качестве ориентира пользовались Воронцовским маяком. Чтобы лишить врага возможности вести прицельный огонь, командование Одесского оборонительного района вынуждено было принять решение… взорвать знаменитый Воронцовский маяк. Стоит ли говорить, как обливались кровью сердца одесситов. Но иного выхода просто уже не было. А в ночь на 18 сентября в бомбардировке участвовали 30 самолётов противника. И с каждым днем,
 с каждой ночью усиливались ночные налёты авиации противника на город. С 18-го на 19-е сентября враг совершил 34 групповых и одиночных налёта с интервалами 15–20 минут: воздушная тревога продолжалась непрерывно в течение более 8 часов, фактически с вечера и до утра. Сброшено большое количество фугасных и зажигательных бомб. Городу причинены огромные разрушения, было много жертв среди гражданского населения. 18-го и 19-го сентября тяжелая батарея противника во второй половине дня обстреливала аэродром № 1. К этому времени под вражескими снарядами оказались аэродромы № 2, 4, 5. Наши самолёты обстреливались и на стоянке, и на взлете, и при заходе на посадку. Действовать в таких условиях становилось все труднее.

 В течение последних суток авиация противника сбросила на город 33 фугасных бомбы. Разрушены 21 здание, возникли 7 пожаров. Погибли 60 человек, ранения получили 70 жителей. За полтора месяца осады Одессы — с 5 августа по 20 сентября — вражескими бомбами и снарядами было убито 948 и ранено 1765 горожан, возникло 155 пожаров, разрушено и повреждено 405 зданий. Таков он был в одесской судьбе, сентябрь тысяча девятьсот сорок первого года. И продолжение следовало…

Автор – Юрий Климов.

Подписывайтесь на наши ресурсы:
Facebook: www.facebook.com/odhislit/
Telegram канал: https://t.me/lnvistnik
Почта редакции: info@lnvistnik.com.ua

Комментировать