ПОГРУЖЕНИЕ В МОРЕ БИЗНЕСА… Часть 2

Как вы уже знаете из предыдущей статьи материал публикаций под этим названием – читательский пропуск в Академию APSI — в Академию отрасли профессиональных услуг. Напомним: здесь к осени 2022 года был задуман, разработан и вот уж месяц продолжается уникальный научно-практический эксперимент. О нем и речь. Шестерым самым разным молодым людям, до того малознакомым или вообще не знакомым с определенными отраслями, их историей, теорией и практикой, за 3 месяца предстоит погружение на глубину знаний-пониманий классической и современной деловой жизни. И эта новая для них, непознанная и неосвоенная прежде среда, должна стать вполне своей – обжитой, понятной и профессионально освоенной сферой.

Эксперимент и его регламент подсказан и много десятилетним опытом Академии, и динамикой нашей современности: в прежние времена на подобное приходилось тратить годы учебы. А после доучиваться и переучиваться в реальной повседневной практике. Помните интермедию? Принимая на предприятие выпускников ВУЗа, директор объявил: забудьте все, мол, чему вас учили в институте. Все это вам никогда не понадобится. Забудьте, дескать, индукцию и дедукцию – давайте продукцию! И в этой шутке Аркадия Райкина, собственно шутки почти нет.

Учебный курс данной программы напрочь исключает все, что соискателю никогда не понадобится. Продуман он и отработан, можно сказать, филигранно. И опирается на научную базу Академии, ее библиотеку и документацию, опыт ученых и других специалистов. Да, наука! Но задача вовсе не в том, чтобы ускоренным курсом произвести соискателей в светила науки. Нужно чтобы они, изучали дело, во-первых, энергично и, во-вторых, рационально, хорошенько разобрались в теоретической и прикладной сферах современной деловой жизни.

Совершенно очевидно, что ритм нашего времени многими трактуется слишком буквально. Учатся и работают в какой-то горячке. Между тем, в бизнесе чрезмерная поспешность не менее вредна, чем ленивая проволочка. Настоящему деловому миру вообще чужда какая-то бы ни была чрезмерность. Вот в спорте, знаете, грацией называют оптимальное соотношение затраченных усилий и полученных результатов. Настоящему бизнесу также свойственна грация. Ее то, в сущности, и предстоит познать участникам эксперимента. Они обзаведутся полновесным минимумом теоретических знаний, усовершенствуют свои деловые навыки. Можно сказать, состоится знакомство с отраслью по Бразильской системе. Рационально. 3 месяца. Ничего лишнего. С полученными ключевыми знаниями-умением можно будет идти дальше, и добиваться большего. В ходе погружения в среду выявятся наклонности соискателей, их деловые перспективы.

  Первый месяц позади – что он показал?

4. РЕЛИГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И ДРУГИЕ…

 Наш собеседник – Евгений Сапсай, предприниматель. Автор ряда эффективных бизнес-проектов. Несколько слов о себе и о них.

 — Давайте – сначала о них. Я задумал и разработал ряд бизнес-проектов, преимущественно связанных с онлайн. Это онлайн-образование, маркетинг. Последнее нередко формулируется, как система процессов получения прибыли удовлетворением спроса потребителя. Отсюда необходимость знать и понимать этот спрос, наблюдать за его стабильностью и переменчивостью, изучать его, разбираться в возможностях ответа на него. В данном случае привлечение клиентов и связь с ними осуществляется, главным образом, посредством Интернета. У меня и моего партнёра была академия, которую прошли более двух тысяч человек — предприниматели и маркетологи.

Евгений Сапсай

 — Почему для изучения вы избрали в Академии APSI именно это направление?

 — Так сложилось, что я вращался в бизнес-среде. Можно сказать, принципиально разобрался в ней, в проблематике и потребностях предпринимателей, маркетологов. Мне в целом интересна тема бизнеса, связанные с ним идеи, разработки и инструментарий масштабирования этого дела.

 — Образование?

 — Я инженер-механик строительных машин.

 — Политех?

 — Нет. КИСИ (Киевский инженерно-строительный институт).

 — Технарь-бизнесмен. Это интересно. Как формулируется направление этой своеобразной науки-практики, в изучение глубин которой вы сейчас, погружаетесь?

 — В общем — социология. И в частности, так сказать, поднаправление – социология религий.

 — Углубленное изучение этой сферы длится уже недели три. А с чего оно для вас начиналось?

 — Вообще говоря, я начал изучение с работ Массимо Интровинье. Кто не знает – знайте: итальянский юрист и социолог религии. Он основал и возглавляет Центр изучения новых религий. Представлял председателя ОБСЕ в борьбе с расизмом, ксенофобией, дискриминацией религий. Этому исследователю принадлежат многие, очень многие труды широкого круга. В нашей беседе мы наверняка к нему ещё вернёмся. А в ответе на ваш вопрос подчеркну: начинал я, в частности, и с изучения деятельности религиозных культов и религиозного экстремизма. Как это, скажем, зарождалось на рынке США? Как в последующем перешло на рынок Европы? Какова причинно-следственная связь этого явления? На чём фундаментировался бизнес? С поиска ответов на эти и другие вопросы и началось моё теоретическое углубление в тему.

Научный руководитель Академии APSI Олег Мальцев и профессор Массимо Интровинье

 — История и теория – вопросы существенные. Но забежим немного вперёд: в чём практический смысл изучения такого комплекса?

 — О том, что теория без практики мертва, знали ещё в древности. Как и о том, что практика без теории слепа. Конечно, я и мои коллеги углубляются в историю и теорию вопроса отнюдь не из чисто-академического интереса. Наука, особенно прикладная, должна, обязана быть практически полезной. Но наше углубление в тему началось относительно недавно. В Академии APSI этот принцип соблюдается неукоснительно. И нужно начинать с самого начала, с основ. А в перспективе – конечно, «Наука и жизнь», связь с практикой.

 Прежде всего, нужно определить и постичь основу — фундамент, на котором создавались те или иные проекты, в том числе и религиозной направленности. От такого познания зависит и остальное. Как, скажем, в строительстве (это я уже говорю, как специалист), зависят все этажи и кровля здания. Почему те или иные предложения вызывали активный ответ потребителя? И почему некоторые, наоборот, вызывали слабую реакцию потребителя? Или вообще оставались безответными? Считаю понимание этого очень важным. На модели того, как всё было фундаментировано и организовано, можно строить наш современный бизнес. Собственно говоря, это работает по сей день — в различном виде. В том числе в виде религий. И наоборот, религия, которая, можно сказать, перенесена в бизнес и благодаря этому привлекает внимание людей к тем или иным продуктам.

 — Итак, бизнес и религия. Религия и бизнес. Для многих наших современников, в том числе и читателей, нечто несовместимое…

 — И? тем не менее, связь имеется. Нужно только всмотреться в явления, углубиться в их изучение. К примеру, религиозный экстремизм исключительно важен и как механизм крайне обострённой конкуренции, корпоративной борьбы. Поскольку в нашу науку входит и раздел безопасности бизнеса, нужно изучить и эту, так сказать, борьбу без правил, борьбу за переманивание, вредительство и даже уничтожение. Наука обязана вооружать практику, оборонять её от случайностей – поскольку это вообще возможно.

 — На мой взгляд, существенна эта оговорка – «Поскольку возможно…». Знаете, когда-то популярным был кинофильм «Улица полна неожиданностей». Можно сказать это и об улице под названием «Жизнь». Предусмотреть можно многое, но – не всё. И жизнеустойчивость человека, его дела, его сообщества ещё и в готовности к встречам с неожиданностями, быстрой и верной оценке изменившихся обстоятельств, оптимальной на это реакции.

 — Наука, в которую я и мои коллеги сейчас углубляемся в Академии, трактует и этот вопрос. Говорят, информирован – защищен. Постепенное погружение в нашу науку многое открывает, расширяет представления о сущем. Как не банально звучит, но Знание – Сила. Особенно когда теоретические материалы тесно связаны с практикой, основаны на реальном опыте и концентрируют его.

 — Вы помянули безопасность в деловом мире. Имеется в виду опасность со стороны преступности? Или — о нечестной конкуренции?

 — И то, и другое. Неспортивное поведение конкурентов? Да, имеются и такие случаи. Доход любой ценой! И в ход идут клевета, склока, компрометация другой компании в глазах потребителей и смежников. Бывало и бывает – дело заходило ещё дальше. Это нужно изучать, знать и понимать, что также сделает наши познания полезными делу. Такие обстоятельства не должны заставать врасплох.

 — О социологии в наших краях заговорили много позднее, чем в Европе и Новом Свете. И теоретические, и методические материалы сначала и ещё очень долго приходили к нам «оттуда». То есть, изначально они опробовались и внедрялись в ином менталитете. У нас-то он… ну, мягко скажем, несколько иной?

 — В своём погружении я ещё до такого пласта не дошел. Но к этому всё идёт. Конечно, вопрос менталитета более чем существенен. Логика настоящего бизнеса, его принципы едины. Но люди есть люди. И нередко в дело вмешивается так называемый человеческий фактор. Который, бывает, запутывает всё простое и ясное. Кстати, в одной из своих лекций академик Олег Викторович Мальцев обращал на подобное внимание. Теория, знаете ли, – теорией, правила – правилами. А менталитет – менталитетом. Его нужно изучать и учитывать. Иначе, даже очень неглупый бизнесмен может остаться в дураках. Как тут не припомнить Станислава Ежи Леца: «Всегда найдутся эскимосы, которые выработают для жителей Бельгийского Конго правила поведения в тропическую жару».

 — Насколько я знаю, так или иначе этого вопроса касался в своих исследованиях и Массимо Интровинье?

 — Ну, вот, я же чувствовал, что мы к нему ещё вернёмся. Большой психолог и социолог, он не мог не коснуться подобных проблем. Изучение его работ весьма полезно и в этом плане; он ведь охватывает вопросы и философии, и социологии права, исследует религиозные меньшинства. Чрезвычайно интересны его исследования взаимоотношений религии и общества. Природа религиозного экстремизма. Крайние фундаменталистские движения. И многое, очень многое другое…

 — Речь о Европе?

 — Вообще в Европе социология религий во второй половине прошлого века была достаточно новой. Где-то с шестидесятых годов более активно перетекали в наш субконтинент различные религии и религиозные течения. Стали развиваться и некие антикультовые движения, переправляющиеся на Американский континент.

 — Хотя и в давние времена нечестная экономическая конкуренция также вуалировалась религиозными и политическими мотивами. Взять хотя бы незабвенную Варфоломеевскую ночь. Протестанты и католики. Из той же оперы?

 — Да, в общем-то, если смотреть в корень – из той же. Плюс, опять-таки, феномен менталитета. А многие исследования связаны, например, с феноменом национализма. Или — коммунизма. Очень интересовало американцев коммунистическое явление. Популярным было мнение о некой целенаправленной методике «промывания мозгов»: почему люди, собственно, становятся коммунистами? Как бы разъясняя этот вопрос, создавали некий негативный фон по отношению к носителям коммунистических идей и идеалов — запугивали американских обывателей. Значит, можно «промыть» любому человеку эти самые мозги. И нужно мобилизоваться против уже «промытых» и «промывающих». Ату и! Улю-лю!

 — Было такое. В 50-е годы бушевала комиссия палаты представителей конгресса США по расследованию антиамериканской деятельности. Она действовала с тридцатых по семидесятые года. После второй мировой – в статусе постоянной. Толковали о враждебной, подрывной деятельности. Чуть ли не о массовом гипнозе…

 — Так называемое промывание мозгов американцев интересовало и в китайском варианте. Китайцы тоже подпадали под интересы такого рода. И изучался феномен «промывания мозгов» в Китае. Скажем, в Гонконге. Подобные явления вообще небезопасны – не только для бизнеса. И в них опытный глаз различает политические, экономические тенденции. И всё это для нас, приступивших к самому серьёзному изучению темы, желательно глубоко познать. Вопрос в Академии

 — Комментированный вопрос, который ставится перед всеми вашими коллегами. Забежим вперёд: наступит момент, когда вы достаточно глубоко и прочно освоили предмет. И предлагаете современному бизнесмену свои услуги. Ну, в бизнесе, даже самом успешном, лишних денег нет. Как убедить его в том, что ваши наука и практика принесут ему пользу? В чём может быть эта польза?

 — Польза в том, что – внедряя мои рекомендации, он сможет, не увеличивая свои затраты (а возможно, даже уменьшая их), повысить качество услуг и продукции расширить, осовременить ассортимент, рациональнее переставить и составить сотрудников на отдельных участках. Изменить позиционирование, направление деятельности. Пересмотреть политику сотрудничества. Подачу информации. И получить совершенно другой эффект покупательской способности. Это может быть всплеск продаж без дополнительных затрат на рекламу. Получать бо́льшие результаты при тех же усилиях, при тех же затратах. Как говорится, всего-навсего…

 — Вами изучаются и бизнесмены, и их клиентура. То есть потребители?

 — Конечно. Наука поможет найти подход к целевой аудитории, которая будет покупать, например, именно этот товар. Потому что он будет считаться модным в определённом кругу и слое. Скажем, среди подростков. Мы подберем ту идею, которая найдёт чуткий отзыв у этой аудитории. Почему? Да именно потому, что мы разобрались, вооружились знаниями. Всмотрелись в какой-то срез целевой аудитории (их увлечения, лидеры, за кем идут, на кого хотят быть похожими). Сможем подобрать нужных персонажей под брэнд для того, чтоб выпустили конкретную линейку продукции именно под эту аудиторию. И она будет сама покупать продукцию, идти именно за этой продукцией в маркет.

Следовательно, вы должны изучать социально-психологические закономерности. Психология – тоже наука древняя. И не бесспорная, кстати. Чужие души – потемки.

 — Подходы к изучению аудитории — это и персональные интервью с выбранной целевой аудиторией, это и фокус собравшейся группы. Вопросы, статистические данные, которые можно собрать более массово. Консультации с экспертами, которые непосредственно взаимодействуют с этими людьми, но наблюдают их со стороны. И по результату подобных исследований, опросов, которые занимают не очень большой промежуток времени, можно сделать достаточно точный срез аудитории, понимать, что ею движет, что увлекает, за что они готовы платить деньги. И за что они точно никогда не будут платить. Можно сказать: что — в моде…

 -То есть, идти за модой. Выходить на рынок жизни, спрашивать обывателя — что ему нужно. И предлагать ему, как говорится, по потребностям. Так?

 — В общем-то так. Констатировать такие факты – дело существенное. Но следующий, более высокий уровень работы – влиять на потребителя. Формировать его взгляды, вкусы, наклонности. Моду, если хотите.

 — А тут без знания законов рекламы и СМИ едва ли можно обойтись?

 — Само собой. Нужно разбираться и в вопросахсредств массовой информации, использовании медиаканалов для того, чтобы донести какие-то идеи, мысли, настроения до целевой аудитории. В положительном варианте это приносит серьёзный эффект. Прорыв. Но опять-таки, при постепенном терпеливом проникновении в эту науку. Открывая и усваивая…

— Вот за три начальные недели погружения — что нового для себя вы открыли и усвоили?

 — Уже многое. Вот, к примеру: сделал вывод — есть множество бизнесов, которые построены… на страхе.

 — На чём?

 — Да-да, на страхе. Мало кому не ведомо такое чувство и явление. Отчасти антикультовые движения в первую очередь строились на страхе человека. И в результате этих эмоций люди готовы были отдавать имущество, здоровье. Даже сами жизни. Деньги. Например, для того, чтобы решить свой вопрос – вытащить ребенка из так называемой «секты».

 — Ну, и наоборот – отдавать все свое имущество для того, чтоб участвовать в секте. Ведь были же такие варианты.

— В том-то и дело.

 — А как это соотносится с бизнесом?

 — Например, та же Церковь Саентологии — так называются последователи нового религиозного одноименного движения. Была основана ещё в середине 50-х годов американским писателем-фантастом Лафайетом Рональдом Хаббардом. Одних только сотрудников у неё – больше полутора десятков тысяч в ста странах. А всё это — больше про бизнес. И все в ней построено как в коммерческой структуре. Более того, модели, по которым была построена эта Церковь, принципы, подходы, и сейчас используются и внедряются в другие бизнесы. Там определена иерархия, взаимодействие, язык, на котором говорят между собой люди, ставятся задачи. То, что было перенято у Церкви Саентологии, внедрено по всему миру сейчас, в различных предприятиях, в т.ч., украинских. Я тоже знаю несколько предприятий, которые приглашали консультантов для того, чтобы они в течение года помогли выстроить внутри вот эту организационную систему, организационную структуру, по которой будет взаимодействовать предприятие.

 — Это, вероятно, не единственный подобный пример?

 — Нет, не единственный.И очень хорошо, что беседу мы завершаем ответом на этот вопрос. Ведь известно: последнее запоминается лучше.Определенные вера, элементы, ритуалы, не только применимы в бизнесе, но и необходимы в нём. Это просто называется по-другому – скажем, «корпоративная культура», «корпоративная мораль» и прочее. Сотрудники тех или иных компаний или корпораций при правильном подходе могут быть глубоко привержены компании, верить в неё и в своего основателя. Не просто так появились миссия, цель компании, «для чего мы это делаем». Когда человек приходит на работу не только ради того, чтобы работать, а ещё и ради некоей миссии (возможно – прежде всего и главным образом ради неё), он гораздо больше вкладывается в это, это его больше удерживает и превращается в образ жизни. Люди в компании уже не просто работают, уже не просто служат. Они в ней как бы живут. Это – суть их жизни.

Евгений Сапсай ведет дневник в Telegram-канале, где описывает ход своего погружения в социологию религий и выкладывает соответствующие материалы.

  5. ДЕТЕКТИВ – ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ И ПОЛЕЗНЫЙ…

  – Нынешний наш собеседник Артем Рыбалка. Предприниматель. В Академии APSI приступил к изучению криминальных структур Юга Италии. Где учились?

– Средняя школа и КПИ. Факультет электроники. В дипломе сказано «Специалист». Инженер.

Артем Рыбалка

– С чем связан выбор темы?

– Предлагалось несколько вариантов, этот оказался для меня наиболее интересным.

– Желательно понять: в чем именно этот интерес?

– Он многогранен. Дело, конечно, не только в остросюжетности буквально всего, что связанно с этим тематическим кругом. Вернее, не только в этом. Криминальные структуры вообще и Юга Италии в частности существуют очень давно и очень успешно. И пусть ключевыми здесь будут не только «существуют», но прежде всего – успешно. Как часть истории преступности это явление испытает на себе известное давление правопослушного общества, и соответственно, государства на протяжении всей жизнедеятельности и того и другого. Эта конфронтация длится не годы-пятилетки-десятилетки. Имеют свою отнюдь не тусклую историю. Ярко отражена в литературе и искусстве. И при всех переменах оказывается удивительно современной и малоуязвимой.

– Жизнеспособность?

– Именно. Жизнеспособность. Работоспособность. В конце концов, боеспособность. Эффективность – если угодно. Может ли это не привлекать внимание исследователя в эпоху, когда такие явления становятся во главу?

– Но не забудем, что речь идет об очень своеобразном мире. Мире преступности.

– Ну, это само-собой. Как говорится, не забываемое нельзя забыть. Есть ли смысл толковать об исконной и непримиримой вражде общества и преступности? Но современная жизнь не так схематична, как это кажется обывателю: есть, мол, Они и Мы. Они – преступники, а Мы – с ними боремся. На деле и Они у нас чему-то учатся. И нам не лишнее вникать в их таинства и кое чему поучиться. Разумеется, на благо общества. Это и феноменальное долголетие, рационализм. Эффективность философии и тактики, подходов к решению конкретных задач. Подбор, расстановка и перестановка кадров – тех самых, которые решают все. И это лишь некоторые из интереснейших элементов, которые с годами выработали криминальные организации. Нельзя ли их использовать во вполне законной деятельности? Скажем, в бизнесе?

 — Довольно неожиданный поворот темы. Изучать преступную деятельность для совершенствования деятельности законной.

 — Ну, жизнь вообще, сама по себе, не без парадоксов. Но в данном случае, думаю, знание мира преступности необходимо и для защиты от него мира законности. В чём, ясное дело, нуждается бизнес. Бизнес – деньги. Материальные ценности. А эти самые деньги и вообще материальные ценности и механизм их получения-накопления – можно сказать, кормовая база преступности. Сама природа последней такова, что она постоянно атакует эту базу. Живёт за счёт такой экспансии. Преступность ведь, в основном, не производит, а отнимает и перераспределяет. Для чего и атакует – когда явно, дерзко и фронтально, в лоб. А когда и прикровенно, хитростью и ловкостью, неожиданными маневрами. И перефразируя одного экс-вождя, можно сказать так: всякий бизнес чего-нибудь стоит, если умеет себя защищать.

 — С этой точки зрения, – какое качество преступного мира для изучения интереснее?

 — Трудно выделить что-нибудь одно. Многое полезно. Если идти от общего к частному, поначалу удивляет жизнеспособность преступного мира. Веками, тысячелетиями общество и государство с ним борется. Правоведы, историки права во всех подробностях проследили эту борьбу. Постоянно развивались, усиливались и совершенствовались стратегия и оперативно-тактическое искусство этой борьбы, её наука и техника, оружие. Хрущёв в шестидесятые годы даже умудрился объявить победу над преступностью в СССР – ликвидировал МВД (сменил его МООПом – министерством охраны общественного порядка). Ну, и где теперь тот Хрущёв? А преступный мир – там же, где и был.

 — Приспособляемость?

 — Да, можно сказать и так. Опыт, внимание к былым и текущим переменам. Прогнозирование возможных и неизбежных изменений в будущем. Готовность к ним. Да, всё это – коренные свойства преступного мира. Но ведь они же и присутствуют в природе вообще. Мы сейчас беседуем с вами отчасти и потому, что исторически и доисторически далёкие наши предки обладали подобными свойствами. И из поколения в поколение, приспосабливаясь к переменам, передали нам эстафету жизни. Если хорошенько всмотреться, нечто подобное можно наблюдать в выживании и развитии преступного мира.

 По сути, эти организации идут в ногу со временем. Современная мафия, естественно, отличается от той, которая была в XII-XIV вв. Эта адаптация под реалии – то, чему можно поучиться. Плюс еще, конечно же, сохранились принципы, которые прошли сквозь века. Моменты воспитания кадров, выстраивания иерархии, дисциплины. Тайные знания, которые передаются в Ндрангете. Как говорится – и многое другое.

 — Как шло это Ваше погружение?

 — Алена Дмитриевна, мой наставник в этом погружении, посоветовала начать с монографии Олега Викторовича Мальцева и Лунёва Виталия Евгеньевича и ряда других авторов. И в этом труде я обратил внимание на среду, которая воспитывает героев. Среда – это как раз Юг Италии, где безостановочно 400 лет подряд шли войны. Войны воспитывают героев. Среда накладывает отпечаток на организации, которые в ней были созданы. Три организации – Ндрангета, Мафия и Каморра. И, соответственно, организации своей философией программируют людей, членов этой организации. Вот обратил внимание, как все строится сверху вниз: сначала среда, потом – организации, потом – кадры (члены организаций).

Научный руководитель Академии APSI Олег Мальцев и профессор Виталий Лунев

 — Можно рекомендовать, например, современному бизнесмену идти таким же путем в отношении своих кадров?

 — Думаю, да. Хотя я еще не очень углубился в тему. Но такой опыт работы с кадрами мне представляется эффективным. Создавая определённую среду, погружая в неё сотрудников и прививая им эффективную философию – весьма полезно для дела.

 — Мы говорим о преступности Европы. В какой мере Вам может быть интересен путь такого мира в нашем отечестве?

 — Алена Дмитриевна в общих чертах поведала мне о русской криминальной традиции, её своеобразии, многовариативности и эффективности. Возможно, её следует признать самой эффективной среди всех криминальных традиций мира. Если иметь в виду живучесть, прикладной аспект в легальном поле и криминальный традиционализм.  

 И специальная, и художественная литература, кинематограф свидетельствуют: у нас деловые люди и в старину строили взаимоотношения с преступным миром по-разному. Кто-то усиливал полицейскую или свою частную защиту. А кто-то предпочитал идти на компромисс с преступниками и просто откупаться от них. И даже, в какой-то мере, нанимать их. Это учитывается в Вашем курсе?

 — Как-то ещё не дошел до такого поворота темы. Не успел. Теперь учту, спасибо. Да, это стоит иметь в виду – у бизнеса разные подходы в проблематике взаимоотношений с криминалом.

 — А что касается просвещенной Европы, скажем, той же Италии, там контакты с преступным миром, судя по всему, тоже имеются у деловых кругов? Мафия – организация, насколько я понимаю, богатая, аналогично – и Ндрангета и прочее. Там же сосредоточены большие средства. Они работают. Оборачиваются. Даже в некоторых кругах не считаются чем-то преступным – наоборот.

— Не знаю, насколько это можно назвать компромиссом. Но вот, судя по видеофрагментам лекций Антонию Никасо в Украинской Академии Наук (он приезжал к Олегу Викторовичу и к коллегам в гости), некоторым бизнесменам подобные контакты не чужды. В Канаде мафия начала активно скупать недвижимость и особо не торговалась. И тем самым взвинтила цены на рынке так, что наблюдался «Большой скачок». Мафия при некоторых обстоятельствах может влиять существенно на рынки.

 — Как вы воспринимаете гипотезу, несколько странную, но присутствующую в современности всерьёз: преступность – не сама по себе, а уже давным-давно – часть природы общества. И если её изъять, это подорвёт общественную экологию?

 — Ну, прежде всего, думаю, сослогательность этого вопроса не случайна: скорее всего, изъять её просто практически не возможно. В истории ни одна страна цивилизованного мира никогда не ставила вопрос о ликвидации преступности. Кроме СССР эпохи Хрущёва. Говорилось о некоторых волнах некоторых видов преступности, об их эпидемии. С этим справлялись успешно. Но полное исключение – это не серьёзно. Что же, теоретически можно допустить, скажем, такое (со ссылкой на Антонио Никасо): если криминальные деньги из оборота изъять, то экономика Европы «ляжет»…

 Между прочим, бизнес в некоторых точках соприкасается с криминальными структурами. И даже может не знать, что это деньги — криминального происхождения.

— Криминолог должен, по идее, быть практически полезен бизнесмену. Если вы придете к нему с этими познаниями, обязательно спросит, а что эта ваша наука дают его бизнесу непосредственно. Что Вы тогда ему предложите?

 — В первую очередь безопасность. Например, человек хочет купить завод. Есть группа людей, которые владеют этими заводами. Кто дает гарантию, что эти люди не криминальны. Не аферисты? А это можно проанализировать и точно вычислить. С явной пользой для бизнеса.

—  Для бизнесмена, конечно, безопасность – это очень важно. Деньги любят тишину, а тишина предполагает защищённость. Но вот у очень крупного бизнесмена спросили — откуда у него деньги. Я готов, ответил, отчитаться за любой свой миллион. Кроме первого. Обыватель нередко считает: бизнес сам по себе, преступный мир — сам по себе. Но ведь с чего-то бизнесмены начинали! Наши новые отечественные верхи бизнеса – с чего? Ведь у нас не было частной собственности на средства производства. И вдруг она появилась. Откуда? От сырости? Или все-таки какая-то диффузия, взаимопроникновение существует?

 — Хороший вопрос. А все ли предприниматели не готовы отчитаться за первый миллион? Нет у меня такой информации. Возможно, не весь крупный бизнес готовы рассказать о своём начале. Но может быть, есть и те, которые честно заработали первые-вторые-третьи и следующие деньги. И скорее всего, это – те, кто был не чужд нашей науке и её полпредам.

 А вообще идея стопроцентно отгородится от криминала, на мой взгляд, утопична. Даже на примере той же Ндрангеты: её люди и в политике, и в полиции, и в госорганах, и в журналистике, и в церкви. Можно никогда не докопаться до причастности человека, с которым ты взаимодействуешь, к криминалу.

 — Не представляется ли Вам, что между миром преступности и миром накопительства, производства, транспортировки, складирования и сбыта материальных средств идет нечто вроде непрерывной гонки вооружений? Средства защиты собственности постоянно укрепляли, развивали и усложняли. Как и, соответственно, средства нападения на собственность.

 — Да, пожалуй. По сути, это гонка вооружений. И некриминальный мир постоянно проигрывает, потому что обороняется. Но и тут – ниша бизнеса: это возможность выпускать обновления, улучшать защиту и на этих обновлениях защиты зарабатывать. Тоже очень полезный бизнес.

 — Разговор наш касается любого времени. Но у нашего есть принципиальная особенность: время военное. Опыт отечественной жизнедеятельности предыдущей войны во многом, конечно, полезен. Но тогда не было бизнеса. А сейчас в независимой Украине он есть. И в такой ситуации – впервые. Что следует рекомендовать современному отечественному бизнесмену?

— Поскольку война – это всегда ещё и задача с несколькими неизвестными. Это — постоянная нестабильность. Некоторая растерянность тут неизбежна. Рекомендовать? Идти к науке, ближайшей к практике. Идти к консультантам, которые вооружены всей суммой знаний, накопленных в этой сфере, и знают, как действовать.

 — Всякий разумный предприниматель, как на Западе и в Новом Свете, так и у нас, понимает необходимость обращения к специалистам такого рода, получения консультации, рекомендации и прочее. Но «преступный мир» — тоже не дураки, попросту говоря. Он интересуется такими вещами, как криминология, история, теория, ее рекомендации?

 — Пока определённо не скажу. Но думаю: раз они эффективны, идут в ногу со временем, вероятно, интересуются какими-то исследованиями. Т.е. люди с головами на плечах, информацию достают, причем информацию объективную. Наверняка у них тоже есть такие консультанты, причем для Ндрангеты эти консультанты могут быть в разных слоях населения.

 — Нужно ли для дальнейшего применения ваших наработок – хорошо знать сферу бизнеса?

 — Безусловно. Ты же должен понимать, что ты защищаешь.

 — А нужно ли хорошо знать при этом сферу криминала?

 — Конечно. Потому что ты должен понимать, что тебя атакуют, кто тебя атакует, и как будут атаковать. Что это за зверь вообще такой – криминал. Из каких элементов состоит, с какой скоростью движется, какие методы использует, как кусает – может, исподтишка, а может, напрямую. Насколько он вынослив. И бизнес следует изучать и знать, и криминал.

— Ну, и в заключение такой вопрос. Ведь мы должны смотреть в будущее. Нужно, чтобы сейчас молодые люди, юные люди тоже заинтересовались этой темой, идеей, направлением криминологии и хотели бы ее изучать под этим углом для того, чтобы в дальнейшем содействовать развитию отечественного бизнеса. Вот, допустим, нас кто-то читает, видит, слышит и человек выбирает себе путь. Что должно его привлечь в том, во что вы углубляетесь сейчас?

 — Его должен привлечь как раз этот практический аспект, который можно почерпнуть, изучая историю, практику криминальных традиций, разбираясь в тех методах, которыми они действуют и за счет этого как раз почерпнуть эффективность. И возможность затем ее применять в бизнесе. Точно так же можно почерпнуть, каким методом безопасность выстроить. Именно вот эти прикладные аспекты должны привлечь людей для того, чтобы изучать криминологию. Ну, и не без некоторой экзотики-романтики: сфера-то какая интересная…

Артем Рыбалка ведет дневник в Telegram-канале, где описывает ход своего погружения в криминологиию и выкладывает соответствующие материалы.

Продолжение следует…

_____________________________________________________

Подписывайтесь на наши ресурсы:

Facebook:  www.facebook.com/odhislit/

Telegram канал:  https://t.me/lnvistnik

Почта редакции:  info@lnvistnik.com.ua

Комментировать