От редакции. Едва ли на странице какого-либо общедоступного календаря, помеченной двадцатым апреля, мы найдём эту дату, как выделенную судьбой из прочих. Между тем, она более чем достойна особого нашего внимания. Обратим же его на событие и личность, в тот день — в ряду открытий истории, литературы, вообще культуры и даже сферы широкого потребления-увлечения, ставших в полный рост. И — навсегда.
Цитата для вступления: «Так называемые аналитические способности нашего ума сами по себе малодоступны анализу. Мы судим о них только по результатам. Среди прочего нам известно, что для человека, особенно одаренного в этом смысле, дар анализа служит источником живейшего наслаждения. Подобно тому, как атлет гордится своей силой и ловкостью и находит удовольствие в упражнениях, заставляющих его мышцы работать, так аналитик радуется любой возможности что-то прояснить или распутать».
20 апреля 1841 года в филадельфийском журнале «Graham’s Magazine» (редактором которого был Эдгар Аллан По) был опубликован первый, можно сказать, в истории литературы детективный рассказ «Убийство на улице Морг». Рассказ, вышедший из под пера самого По, положил начало популярнейшему жанру литературы — детективу. И именно с этого произведения принято начинать отсчёт развития детективного жанра. Отметим — в то время, когда был написан и опубликован рассказ, о котором идет речь, даже термина «детектив» не было, он появился лишь четверть века спустя, а сам автор называл свои произведения «логическими» или «рассказами об умозаключениях».
Действие «Убийства…» происходит в Париже, где на улице совершается зверское убийство двух женщин, а главным героем является эксцентричный частный детектив Огюст Дюпен, который успешно проводит расследование, противопоставляя безупречную логику, примененную на практике, бездарным действиям официальных органов. Автор, вернее, лирический герой, от имени которого и ведется повествование, так описывает Дюпена: «Но что ни говори, он добрый малый; в особенности восхищает меня та ловкость, которая стяжала ему репутацию великого умника. Я говорю о его манере «de nier се qui est, et d’expliquer се qui n’est pas» (авт. отрицать то, что есть и распространяться о том, чего не существует)… Поразила меня и обширная начитанность Дюпена, а главное — я не мог не восхищаться неудержимым жаром и свежестью его воображения. Одной из фантастических причуд моего друга — ибо как еще это назвать? — была влюбленность в ночь, в ее особое очарование; и я покорно принял эту bizarrerie (авт. странность) как принимал и все другие, самозабвенно отдаваясь прихотям друга… не мог не восхищаться аналитическим дарованием Дюпена, хотя и понимал, что это лишь неотъемлемое следствие ярко выраженной умозрительности его мышления». Этот, как другие герои произведений писателя, отличались удивительной яркостью личности. Некоторые биографы писателя утверждают, что прототипом Дюпена стал Эжен Франсуа Видок, с которыми Э. По был хорошо знаком.
Да-да, тот самый Видок, преступник-рецидивист с отсидками и побегами. Он же, как ни странно, — основатель «Sûreté» — парижской службы криминальной безопасности и «отец» уголовного розыска в его современном виде. А в дальнейшем — частный детектив, известнейший писатель, мемуарист и теоретик-методист сыска. Но восхищение рассказами По объясняется не только его умением выбирать для позирования яркие модели своих героев — прежде всего, срабатывал его талант, умение блестяще изобразить действующих лиц, их взаимоотношения и движение по жизни.
Талантом Эдгара По восхищались Бодлер (первый переводчик По, именно с его «подачи» рассказ был опубликован в 1855 году, под названием «Double assassinat dans la rue Morgue»), Конан-Дойл, Честертон, Оноре де Бальзак, Жорж Сименон, Достоевский, Бальмонт, Брюсов. Один из биографов писателя Джеффри Майерс резюмировал значение «Убийства на улице Морг» следующими словами: « он (рассказ) изменил историю мировой литературы», А. И. Куприн даже заметил, что «…Конан-Дойль, заполонивший весь земной шар детективными рассказами, всё-таки умещается вместе со своим Шерлоком Холмсом, как в футляр, в небольшое гениальное произведение Э. По — «Преступление в улице Морг».
Сегодня произведениями детективного жанра и, в частности, Эдгара По продолжают зачитываться миллионы читателей во всем мире. Сам рассказ «Убийство на улице Морг» лёг в основу нескольких кинопостановок, и даже вдохновил музыкантов культовой британской рок-группы Iron Maiden на создание композиции «Murders in the Rue Morgue» из альбома « Killers».
Эдгар Аллан По известен не только детективными произведениями, он — признанный классик мировой литературы, оказавший огромное влияние на развитие культуры в целом.
Автор — Игорь Каневский,
член историко-литературного общества
ОРО Украинской Академии Наук.