Очевидное — не вероятное

                  Рецензия на документальный фильм «Своя религия. Акт 2»

В том огромном разнообразии кинолент и документальных фильм, которые снимались и приходили к зрителю в последние десятилетия, лишь немногие хочется пересматривать снова и снова, каждый раз открывая для себя нечто новое в толще лиц, фактов и событий, в них запечатлённых.  Одно из таких произведений, на мой взгляд,  — документальный фильм под мистическим названием «Своя религия. Акт 2»,  подзаголовком к которому выступает «Европейская история еврейского народа. Своя религия рыцарства европейского». Фильм снят кинокомпанией «Статус» при поддержке газеты «Нераскрытые преступления» и руководителя Экспедиционного Корпуса Ph.D. Олега Мальцева, и основан на реальных событиях.

Тема европейского рыцарства, их доблести и чести, воинского мастерства  и мужества стали давным-давно легендарными, ярко воспетыми в искусстве и литературе, и не обойдены исторической наукой. Житие отдельных именитых рыцарей и их сообществ,  были и остаются привлекательнейшим примером для значительного числа последующих поколений. И однако же искусство — искусством, литература – литературой, а всё ли действительно известно о европейских рыцарях? Об их каноне? Их вере? О традициях? О конкретике их жизни, походов и боёв? Памятники и изображения рыцарей стоят по всей Европе, да и не только там. Но, как ни странно это прозвучит,  мало кто из ученых по-настоящему, фундаментально исследовал это явление. Тем ценнее, на мой взгляд, данный документальный фильм – и не только потому, что снят он непосредственно там, где и зарождалось некогда не киношное, а вполне реальное Европейское рыцарство: материалы ленты базируются на первоисточниках, найденных в архивах и библиотеках Гейдельберга, Мюнхена, Вены, Мадрида, Палермо и других городов Европы. Достаточно посетить, к примеру, Гейдельбергский университет в Германии или выйти на центральную площадь в Вене, чтобы задуматься о неслучайности такого  интереса к этим страницам прошлого и столь яркого, выразительного их воплощения.

При знакомстве с историей обычно полагаются на учебники. То есть, на изложение материалов, опосредованных авторами этих изданий. Всякий разумный-трезвый человек понимает: учебники пишут именно эти люди, а не господь Бог – носитель истины в последней инстанции. А люди есть люди, будь они и трижды историческими писателями. Даже в самом лучшем случае тут известного минимума субъективности не избежать. Не говоря уже о социальном заказе. На школярском уровне  тут толковать особенно не о чём – других вариантов нет. Но нельзя всю жизнь оставаться школяром. И слава тому же Богу —  есть те, кто исследует историю и теоретически, глубоко изучая-систематизируя всю сумму (единую и противоречивую) накопленных человечеством данных, и фактически, посещая места событий, фиксируя факты и доказательства на пленку, на видеокамеры. Это – долгая, терпеливая и отнюдь не малобюджетная  работа в экспедициях, в архивах, библиотеках и музеях, на местах исторических событий. Это – изучение древних документов и трактатов, долгие, порой мучительные размышления над собранным.

Этот хроникально-документальный фильм совершенно четко отражает факты истории, о которых мало кто знает и, во всяком случае, мало кто говорит. И выходит, мы – чуть ли не слепоглухонемые от рождения: не видим, не слышим очевидных вещей, не говорим о них. Но для того, чтобы, наконец, вещи эти стали вот такими, очевидными, нужны были инициатива, горячая любознательность, глубокие знания и владение профессиональной методой.  В фильме, о котором – речь, очень ярко и красочно поданы видео-иллюстрации, снятые экспедиционной группой во время Венской экспедиции (как в самой Вене, так и в других городах Австрии и Германии). В свое время великий мастер, гранд и дворянин Испанской империи Иеронимо  Санчес де Карранза писал в своем трактате «Философия оружия»: «все постигается в демонстрации». Уже само появление подобного рода фильма наводит на мысль: та история, которая описана в канонических учебниках, лишь в малой степени соответствует фактической истории. И это, как ни странно,  легко проверить, просто доехав до Гейдельберга или Мюнхена, Вены и других городов. Всюду вас встретят  памятники европейским рыцарям, рыцарские ордена украшают множество архитектурных сооружений, а большое количество замков, крепостей и дворцов восхищают пытливый ум не только архитектурой и конструктивностью, богатством отделки, изысканными произведениями искусства, уникальными работами средневековых мастеров, но и тем обилием холодного и огнестрельного оружия, которое использовали их хозяева еще в те, не такие  уж далекие, времена.

Важно отметить, что у Европейского рыцарства была «своя вера», которая представляет из себя некий объём знаний и навыков, заключающихся не только в том, как человек умел держать оружие в руках. Эти знания включают также и умение, к примеру, управлять кораблем, строить города,  создавать “книги” в виде храмов, владеть системой управления государством, понимать процесс  создания церкви и многое другое. Этот объем знаний и навыков позволил европейскому рыцарству быть настоящими хозяевами Европы. Но в определенный период времени в Европе, в результате многих изменений, возникает две веры: первая предназначалась для правящего сословия (та вера, о которой вслух не говорят), вторая предназначалась для простолюдинов и была широко распространена.

Два слова о режиссёрской работе: живые кадры фехтования, в сочетании с монументальными архитектурными сооружениями — красочная и динамичная иллюстрация увлекательного рассказа академика Олега Мальцева о фактической истории Европы, как результат более 20 лет исследований. Музыкальное сопровождение органично вплетается в ткань повествования, подчеркивает сюжетную линию произведения и переносит зрительские настроения  в эпоху происходящих событий.

С начала фильма режиссер сразу обращает внимание на основную идею, на очевидные факты, которые нельзя отрицать, поднимая вопросы о том, кто такие евреи, и почему, к примеру, все дворянские титулы, все дворянские европейские фамилии не переводятся никак, кроме как на идиш (поскольку они читаются и переводятся только с  этого языка). К примеру, невозможно прочитать и понять значение (о чем там идет речь) ни французской дворянской фамилии, ни немецкой, ни австрийской, ни швейцарской, ни даже итальянской, кроме, как на языке идиш. Любой дворянский титул можно прочитать и понять суть, заложенную в этом имени, только на этом языком. Например, «граф де Бюсси» в переводе на идиш дословно означает «лицо чести», а «граф де Монсоро» дословно переводится как «рыцарь печального образа».

Это сразу фокусирует  внимание зрителя на основной сюжетной линии исследования.  Съемкам предшествовал другой документальный фильм, также снятый кинокомпанией Статус, но уже на Сицилии — «Своя религия», где присутствуют две религии: одна – общедоступная, а вторая религия — тайная, недоступная многим людям, о которой не хотят говорить. И обращая внимание на другие части мира, известные человечеству, академик Мальцев обнаружил, что подобного рода явление, как двоеверие, существует не только на Сицилии, оно присутствует по всему миру. И единственная религиозная конфессия, которая, даже не являясь общепризнанной религией (это религиозное миропонимание еврейского народа) — не имеет второй веры.

Кто такие евреи? Обывательская легенда признаёт обычно один тип: хилого, трусоватого, прижимистого, изворотливого, суетливого, картавого, бурно жестикулирующего торговца с пейсами из под шляпы. Как это не похоже на очень многих великих, но в то же время мало известных,  личностей еврейского происхождения! Если задуматься над вопросом, как же выглядели евреи, то будет понятно, что существуют и такие евреи, которые ходят в черных шляпах (к примеру, представители хасидизма, появившиеся в XVIII веке), но есть другие евреи, к тем не имеющие никакого отношения. Какие же из них настоящие? Кого из евреев знают во всем мире? Первыми приходят на ум великие мыслители Ребе и РАШИ, которые жили, по сути, в Европе. И если обратить внимание, то и другие великие еврейские мудрецы – были вполне европейскими людьми. Документальный фильм «Своя религия. Акт 2» раскрывает европейскую историю еврейского народа, настоящую, невыдуманную историю. Фильм рассказывает, в том числе, и о европейском мистицизме, который являлся религией европейской знати, европейского дворянства и европейского рыцарства.

Творческая и научная удача ленты связана ещё и с операторской работой; важно сказать о  высоком профессионализме съёмки, качества изображения,  разнообразие собранного и поданного материала, выбранных ракурсов, темпоритма подачи материала, что создает эффект присутствия и сопричастности  к передаваемым событиям.

Высокой оценкой этой ленты стали отзывы именитых специалистов и, конечно же,  её перевод на английский язык авторитетной американской продакшн-компанией ActionX.

Автор журналист Майя Шнедович

Подписывайтесь на наш Telegram канал: https://t.me/lnvistnik

One thought on “Очевидное — не вероятное

Комментировать