Итак, 10 августа, воскресенье. О выходном, разумеется, и речи не было. Какие там выходные! Война…
В этот день противник рассчитывал уже маршировать по улицам Одессы. Разведчики Приморской армии добыли документ румын, предписывавший… «Одессу взять к 10-му августа, после чего дать войскам отдых». И это у них не вышло. Парад пришлось отложить. Хотя и защитникам пришлось туговато – они вынуждены были в это утро и днём опять отойти на новые рубежи. Из захваченного накануне района «Сербка – Белка» противник стремился дальше на юго-восток и пытался прорваться к черноморскому побережью. Но части 1-й кавалерийской дивизии вступили смело и умело вступили в бой с наступающим противником, остановили его на линии «Кайры – Ираклиевка», а затем отбили у него село Иповку.
Части 95-й дивизии под прикрытием сильных арьергардов в течение воскресного дня отходили на указанные им позиции, отражая все попытки врага опередить их и прорваться на ближние подступы к Одессе. Войска группы комбрига Монахова – 1-й полк морской пехоты, 26-й полк НКВД и 54-й стрелковый полк – до исхода дня стойко сдерживали натиск частей противника, наступавших из того же района «Сербка – Белка» на юго-восток в направлении Буялык – Павлинка – Мариновка. Ночью, под покровом темноты, они оторвались от врага и начали отход на новый рубеж, отведенный им накануне приказом командования армии. На левом фланге, где оборону держала 25-я Чапаевская дивизия, противник пытался с ходу захватить Беляевку. Она имела особо важное значение, там находилась насосная станция, обеспечивающая Одессу водой из Днестра. Атаки 10-го августа врага были отбиты 287-м полком, которым командовал подполковник С. И. Султан-Галиев. Не молчало и небо над Одессой. Летчики 69-го истребительного авиаполка за день произвели 68 самолётовылетов, сбили 7 вражеских самолётов, обстреляли пулемётами и реактивными снарядами пехоту, мотомехчасти и артиллерию противника на участке «Сербка – Белка», куда накануне прорвались вражеские войска.
Боевой журнал обороны Одессы этой датой зафиксировал чрезвычайный случай: на гражданском аэродроме неожиданно приземлился немецкий самолёт. Его прохлопали службы слежения-обнаружения. Из него выскочили 17 немецких автоматчиков. И, подняв стрельбу, пытались захватить аэродром для приема десанта. Да видать, не в добрый для них час: бойцы истребительного батальона Ильичевского района, охранявшие аэродром, быстро уничтожили обнаглевших гитлеровцев и захватили вражеский самолёт. Их дерзкая операция оказалась просто авантюрой.
Войска 95-й и 25-й дивизий закреплялись на новых позициях. Протяженность передового рубежа превышала 100 километров — при совершенно недостаточной численности войск. Командованию Приморской армии пришлось строить боевые порядки линейно, в один эшелон. Только так можно было создать сплошную, без разрывов, линию обороны. При этом, конечно, требовались исключительное упорство и стойкость войск, чтобы не допустить прорыва противника. В таких условиях особое значение приобрел Бог войны — артиллерия . Танков, как вы уже знаете , Приморская армия в начале обороны Одессы фактически не имела совсем. Да и самолётов в её распоряжении было очень мало. Основной силой поддержки пехоты на наиболее угрожаемых участках, была артиллерия, хотя и её не хватало. Приморская армия имела немногим более 300 орудий, 44 пушки были в распоряжении военно-морской базы береговой артиллерии. Порядка 30 орудий разных калибров могли вести огонь с боевых кораблей отряда Северо-Западного района. Таким образом, средняя плотность всей артиллерии составляла от 3 до 10 орудий на километр фронта, что было совершенно недостаточно для создания сплошной завесы огня. Чтобы наиболее эффективно использовать эту силу, вся артиллерия войск, оборонявших Одессу, была подчинена единому руководству. Из частей и подразделений корпусной, дивизионной и береговой артиллерии были созданы большой ударной силы артиллерийские группы, способные к быстрому и широкому маневру огнём. Управление всей артиллерией было возложено на начальника артиллерии Приморской армии полковника Н. К. Рыжи.
Очень трудный участок фронта – на северо-западе от Одессы обороняла 95-я стрелковая дивизия. Здесь на пути противника не было почти никаких естественных преград, что открывало ему широкий простор для маневра в направлении Одессы. Для улучшения руководства боевыми действиями на этом направлении командиром 95-й дивизии был назначен генерал-майор В. Ф. Воробьев, до того занимавший должность начальника оперативного отдела штаба Приморской армии. Интересно, что начальником оперативного отдела штаба армии стал полковник Н. И. Крылов – бывший заместитель начальника этого отдела. После войны он стал маршалом Советского Союза, первым в истории главкомом ракетных войск стратегического направления.
К 22 часам воскресенья наши части начали закрепляться на линии «Александровка – станция Буялык – Павлинка – Старая Вандалиновка – Бриновка – х. Новоселовка – Мангейм—Беляевка – Каролино-Бугаз». Новый удар врага был отбит. Черноморский флот перенес свою основную боевую деятельность в Северо-Западный район моря и сосредоточил силы собственно на защите Одессы.
Вы уже знаете о дерзкой переправе из нашего порта 9-го августа в Николаев нескольких десятков паровозов с запасом угля, воды и паровозными бригадами – в тяжелом доке, буксируемом каботажниками. Это было невиданное-неслыханное решение. В это воскресенье они прибыли на место, не смотря на постоянные бомбардировки и обстрелы Люфтваффе. 10-го же числа из Одесского порта на плавдоке, буксируемом тремя судами, эвакуировали еще одну партию железнодорожных локомотивов. В море экспедиция подверглась неоднократным ожесточенным налётам вражеской авиации. Об этом сообщается в записи вахтенного журнала морского буксира «Тайфун»: «10.8 вместе с ледоколом № 5, буксирным катером «Симеиз» взяли плавдок, груженный паровозами, и пошли в Николаев. С утра появились неприятельские самолёты и стали сбрасывать фугасные бомбы, начиная от траверза Сычавки до самого Очакова. До 19 часов было 11 налётов, сброшено 78 бомб». На следующий день док с 35 паровозами и тендерами благополучно прибыл в Николаев. Доставленные локомотивы увели в глубокий тыл составы с оборудованием судостроительных заводов.
Продолжение следует
Подписывайтесь на наши ресурсы:
Facebook: www.facebook.com/odhislit/
Telegram канал: https://t.me/lnvistnik
Почта редакции: info@lnvistnik.com.ua