ОТ РЕДАКЦИИ: Внимательный наш читатель хорошо знает-понимает: с почётными гостями, с гражданами иных стран, беседы в гостиной «Вестника» ведутся при посредстве переводчиков. За что благодарность нашей редколлегии им просто безгранична. Естественно, нередко о присутствующем госте в публикациях этих говорится в третьем лице. Наш собеседник, мол, считает…, говорит… хочет подчеркнуть… Не сочтите это признаком дурного воспитания журналистов: простая особенность комментированного перевода. Таким образом, честь имеем представить нынешнего собеседника…
1. ВСТУПЛЕНИЕ. ДОСЬЕ НАШЕГО ГОСТЯ
Почетный профессор социологии Бизнес-школы Мюррей Коппельман. Профессор Школы гуманитарных и социальных наук. Президент Европейской академии наук Украины.
Почетный член редакционного совета «Визуальные исследования» — журнал Международной ассоциации визуальной социологии. Профессору Красу в 2019 году объявлена благодарность Ассамблеи штата Нью-Йорк за общественную работу в качестве журналиста, педагога и писателя. Плюс — ряд других наград и благодарностей.
Профессор Крас — эксперт в области социологии и джентрификации (джентрифика́ция — реконструкция пришедших в упадок городских кварталов путём благоустройства и последующего привлечения более состоятельных жителей. В результате джентрификации происходит повышение среднего уровня доходов населения района за счёт замены жителей с низкими доходами на более состоятельных.Термин был введён в 1964 году Рут Гласс в работе «Лондон: Аспекты изменения» («London: Aspects of Change») для описания процесса вытеснения рабочего класса из отдельных районов Лондона средним классом). Как эксперт в области социологии и джентрификации, профессор Крас исследует такие направления: этнические группы и итало-американская политика, особенно в Бруклине и его окрестностях; культура, класс, городская жизнь, городская культура, этничность и раса в Нью-Йорк.
Профессор Крас является общественным активистом-ученым и выступает в качестве консультанта государственных и частных организаций по вопросам городских сообществ.
Он — соредактор журнала «Городские среды» («Урбанистика»…«Urbanities»), член редакционного совета издания «Визуальные исследования» и «CIDADES» (о сообществах и территории).
Странички биографии:
профессор Крас родился в Бруклине, штат Нью-Йорк, США. Он называет себя «настоящим бруклинцем», как Берни Сандерс.
Отец — Стивен Крас — родился в Трамбалле, штат Коннектикут, в семье Яноша Храска и Элизабет Валя. Они были эмигрантами (русинами) из Австро-Венгрии.
Мать проф. Краса — Марта Крас — родилась в Бруклине, штат Нью-Йорк, в семье Гераламо Кангелози и Мари Трентакоста, иммигрантов из города Марино на Сицилии. В 1964 году Джером Краз женился на Сюзанне Николетти. Жена — доктор медицинских наук. Вышла на пенсию с должности администратора больницы. У них три дочери: Кристин Марта Крас (магистр наук, психолог по вопросам образования); Карен Роуз Крас (врач-педиатр, терапевт); Кэтрин Сюзанн Крас (консультант по правовым вопросам и вопросам образования).
У Джерома и Сюзанны сейчас пятеро внуков.
После окончания Бруклинской высшей технической школы в 1960 году, продолжил обучение в кампусе Блумингтонского университета Индианы.
В 1963-1966 годах пошел добровольцем в армию США.
После трехлетней службы в армии США в 1967 году он получил степень бакалавра социологии, со специализациями по истории и философии.
В 1973 году получил докторскую степень по социологии в Нью-Йоркском университете. Докторская диссертация «Представление сообщества в городском обществе» касалась незаслуженной стигматизации чернокожих жителей Бруклина, тем самым поставила под сомнение необоснованные негативные расовые стереотипы в целом. Заслуги Джерома Краса перед Бруклинским колледжем и университетом исключительны, он посвятил Бруклинскому колледжу CUNY более 50 лет. Дважды возглавлял факультет социологии Бруклинского колледжа. Был директором Центра итальяно-американских исследований, входил в консультативный совет Института мексиканских исследований CUNY, был членом-основателем, сотрудником и членом правления Академии гуманитарных наук и наук Городского университета Нью-Йорка. Участвовал и организовывал онлайн различные научные встречи, круглые столы, форумы, семинары и конференции. Автор многочисленных публицистических и научных статей.
Участник дискуссии «Чему нас учат фотографии», вебинары Филадельфийского центра фотоискусства — «Поиск фокуса во времена кризиса» в 2020 году. Сделал доклад «Жизнь во времена Ковид-19 в Гипер-Супер-Джентрифицированном районе». В 2020 году проф. Крас был докладчиком на международных междисциплинарных онлайн-конференциях «Город как учебная аудитория», «Нарисуй субкультуру» и «Реальная жизнь и реальная экономика», организованных Европейской академией наук Украины. Участвовал в создании документальных видеофильмов, таких как «Волшебный автобус» (2004) и «Услышать каждый голос», документальный фильм Службы национальных парков о его визуальной социологии и работе с иммигрантами (2009).
На протяжении многих лет профессор Крас входил в состав Советов Директоров, комитетов по наградам, грантам и премиям, председательствовал или помогал в организации ежегодных встреч: Американской социологической ассоциации, Международной социологической ассоциации, Международной ассоциации визуальной социологии, Восточного социологического общества, Общества по изучению символического взаимодействия, Ассоциации гуманистической социологии, Американской итальянской исторической ассоциации, Польского института искусств и наук в Америке, Польско-американского исторического общества, Международного симпозиума по урбанистике, Американской ассоциации содействия развитию науки и Общества по изучению социальных проблем.
Профессор Крас активно выступает с докладами в Европейской социологической ассоциации и Восточном социологическом обществе.
Его часто приглашают читать лекции и участвовать в работе различных групп по всему миру, такие как: проведение семинара по визуальной социологии для аспирантов в Ягеллонском университете (Краков, Польша) в 2018 году и лекция по городской жизни и культуре в Чжэцзянском университете (Ханчжоу, Китай) в 2017 году.
Профессор Крас выступил с основными докладами на мероприятиях: Симпозиум по полевой фотографии 2016 года в Университете Центрального Ланкастера, Престон, Великобритания; «Культурное, архитектурное наследие и социальная интеграция» в Университете Суор Орсола Бенинкаса, Неаполь, Италия в 2015 году; докторский семинар: «Видеть неравенство» в Университете Тренто, Италия в 2014 году и много других.
Профессор Крас часто выступал в качестве консультанта и руководителя туров по программе международных визитов Государственного департамента США. В 1983-1995 годах он был назначен губернатором в совет директоров Нью-Йоркского совета по гуманитарным наукам.
Общественная деятельность. Долгое время был активистом и общественным ученым. При этом продолжает консультировать государственные и частные организации по вопросам городского сообщества и культурного разнообразия. Много писал и фотографировал о городской жизни и культуре, читал лекции, выставлялся и проводил исследования городских кварталов в США и за рубежом.
В прошлом он работал и продолжает работать в редакционных советах журналов и в качестве рецензента рукописей в издательствах. Работал во многих общественных организациях Нью-Йорка, таких как Корпорация развития Говануса, Коалиция организаций американских итальянцев и TAMKEEN (Центр по расширению прав и возможностей арабов-американцев).
Он консультировал Общество исторического сохранения Гринвич-Виллидж, Офис контролера Нью-Йорка и Корпорацию экономического развития Бруклина.
Был членом Целевой группы президента Бруклина по вопросам равенства (в 2004-2008 годах) и консультировал Комиссию по правам человека города Нью-Йорка.
Фото-выставки.
— Куратор фотовыставки «Итальянцы Бруклина в повторном рассмотрении».
— Студенческая фотовыставка Центра изучения итальянской Америки. Библиотека Бруклинского колледжа, 4 октября — 4 ноября 2016 г.
— Судья и представитель искусства на фото-выставке «Меняющееся лицо Бруклина» летом 2008 года в Бруклинском музее.
— Сокуратор выставки «Бруклин восстанавливается: 70-е и 80-е годы, истоки современного Бруклина» в Бруклинском колледже. Были выставлены архивы и специальные фонды Института Вулфа и Центра изучения Бруклина.
— Куратор архивных фотографий в книге «Итальянцы Нью-Йорка: Пять веков борьбы и достижений» в 1999 году
— Фотографии профессора Краса для глав книг «Анализ» и «Использование документов и изображений в качестве качественных данных» автора Кэрол А.Б. Уоррен, и книга Трейси X. Карнер «Знакомство с качественными методами» в 2005 году.
— Куратор выставки «Итальянцы Бруклина: Прошлое и настоящее». Студенческая фотовыставка Центра изучения итальянской Америки. Бруклинский колледж, май 1982 года.
2. ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ. О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ…
— Для вступления: в реестре ваших чинов и званий, подготовленных специалистами для более полного знакомства с читателем «Вестника Грушевского», первой строкой значится: «Почетный профессор социологии Бизнес-Школы Мюррей Коппельман». Это просто так сложилось, по биографической хронологии? Или действительно — это звание Вы считаете для себя первым? Если да, то – несколько слов об этой уважаемой школе и вашей связи с ней.
— Можно назвать это недоразумением в формулировке. Дело в чём? Когда мы говорим «Почетный профессор» — читателю нужно знать: сей заслуженный профессорский статус присуждается в Американских университетах тем деятелем науки, которые именно занимаются целенаправленно (скажем так — полный день), профессорской деятельностью. И которые вносят некий существенный вклад в науку вообще и в жизнедеятельность этого конкретного университета. И Джером Крас объясняет: он этот статус, титул получил уже после того, как вышел на пенсию. А первый статус — именно, «по бизнес-школе Мюррей Коппельман», профессор получил, когда непосредственно там учил студентов, преподавал. Причём, на тот момент времени сей колледж не был напрямую связан с бизнесом. Это расширение произошло уже позже. С самим господином Мюрреем, основателем-инвестором, который на этой базе создал именно солидную, существенную бизнес-школу, Джером Крас знаком лично.
То есть, если стоит вопрос — «какой статус ближе сердцу нашего собеседника?», он отвечает: именно — «профессор Мюррей колледж». Причём, это звание и соответственно — статус «профессора Мюррей колледж» за заслуги, за деятельность в науке (за вклад в развитие университетов), присуждается одному человеку раз в два года. Наш гость этот статус и получил.
— То же – что касается второго по упомянутому списку званий Ваших: «Профессор Школы гуманитарных и социальных наук».
— Когда мы говорим об этой школе, — гуманитарных и социальных наук, — имеется в виду, что изначально в США, лет 15 тому назад, политика была несколько иная. Вот существует Бруклинский колледж. И у него есть различные школы. Раньше эти школы, действительно, были разными. Отдельно по социологии, по гуманитарным наукам, по искусству, по литературе и т.д. То есть это было 5-6 разных школ. И Джером Крас говорит: «не думаю, что это так только в Америке; и в Европе, в том числе, так же». В дальнейшем произошла тенденция слияния. И в итоге теперь это — одна действительно большая масштабная школа, в которой существуют разные факультеты. И профессор Крас уверен: это очень хорошая идея, всё аккумулируется в одном месте.
Во-первых, он по духу, сам по себе, междисциплинарный исследователь и междисциплинарный ученый. Говорит: «Вы же знаете, я специализируюсь и в социологии, и в философии, и в психологии, и в криминалистике/криминологии». Наш собеседник считает: «В дальнейшем мы ещё будем идею междисциплинарного подхода обсуждать, потому что это очень хорошая вещь — комплексное понимание дела».
Профессор также рекомендует, чтобы у нас, в нашей Академии (имеется в виду — в Европейской академии наук Украины) тоже появилось это направление литературы и журналистики. И надеется с вами поговорить об этом чуть позже — в рамках следующих вопросов.
— Изначально они, отрасли эти, жили-были по отдельности. И вот реализуется теперь тенденция объединения. Чья, изначально, это идея? Чья политика? И главное: с чем это связано? У нас тенденция такого слияния чаще всего на деле мотивируется рациональными, чисто экономическими соображениями. Так сказать, не от хорошей жизни. И облагорожено называется – «Оптимизация кадров»…
Изначально в США очень важным вопросом является финансирование. И касается сие не только публичных, но и частных университетов. Профессор говорит: «Вообще такая тенденция… она просматривается ещё с 60-х годов. Именно – в связи с ростом массированного интереса к социальным и гуманитарным наукам, было принято подобное решение. Наш собеседник, впрочем, это не утверждает категорически: «Не могу сказать, что это истина в последней инстанции, но полагаю, что такое объединение — ещё и ради того, чтобы уменьшить определенного рода рвение к социальным наукам и всему подобному». Почему он так думает? Потому что, говорит, «До сих пор существует вот соблазнительная такая тенденция сокращения. А не подсократить ли нам факультет социальных наук?». Профессор говорит: «Добавьте, эта тенденция была одобрена Американской социологией».
— Возможно, профессору будет интересно, что социальные и психологические науки в СССР пришли в современном понимании где-то в 1960-х годах. И именно оттуда, из-за границы. У нас этим в таком плане и масштабе практически никто не занимался. Электрификация страны, её индустриализация, великие наши стройки и вооруженные силы обходились без социологов и психологов. В 60-е наше правительство, побывав в Европе и Америке, объявило: у нас социология и психология должны быть в теории и в практике любого завода, любой фабрики. Любого полка и эскадрильи. А методики никакой не было. И настоящих специалистов явно не хватало. Так что брали зарубежную методику. А она совершенно не годилась к нашему менталитету. Но занятно, что теперь всё это у нас вроде как остается на своих местах, а в иностранных вузах сокращается.
— Действительно, любопытное наблюдение. Но ведь многое в дореволюционную Российскую империю и потом, в СССР приходило из-за рубежа. Из Европы или Америки. В конце концов, не так уж важно, откуда пришло. Важно – что пришло, насколько оно полезно. И как его использовать.
— Теперь – о том, с чего следовало бы, вероятно, начать. Вы — Президент Европейской академии наук Украины. РПТ: «Европейской – Украины». Что Украина – волею Божию европейская страна, знает всякий школьник. Уже хотя бы потому, что геодезический знак центра нашего субконтинента находится именно в Украине. Поэтому вполне привычно и понятно название «Украинская Академия Наук», сотрудником которой я имею высокую честь быть. Расскажите читателю о таком явлении, понятии, объединении, как Европейская Академия Наук Украины. И о Вашем президентстве в ней.
— Короткая заметка от профессора. Вы сформулировали вопрос достаточно большой. Например, говорите: каждый ребёнок знает, что Украина — это часть Европы. И что об этом многие знают. Уточняю: знают — не центр Европы, а принадлежность чисто географически к Европе.
Профессор говорит: «Проблема в том, что американский ребёнок (да и взрослый) вообще не в курсе о том, что Украина – это часть Европы. Есть люди, которые даже неправильно произносят название страны. То есть, они её произносятся с определённой частицей «the» — как The Ukraine. По тому принципу, что говорят «The United States of America». По этой привычке к названию страны «Украина» применяют такую частицу – «the».
(Примечание переводчика: это не правильно с точки зрения верности названия страны на английском языке, правильно говорить просто — «Ukraine»).
…Для многих людей Украина-Польша-Россия — это вообще одно пространство, называемое Терра Инкогнита. Потому что, профессор говорит, «Во-первых, у нас централизована американская точка зрения, и единственная карта, в которой американец хорошо разбирается — это карта его страны, именно США. И другие карты для него – это большая новость, что они в принципе существуют. Это так, в плане менталитетного аспекта.
— Кстати, при царе Николе Втором Украина, Белоруссия, Финляндия, Польша и Россия – было одно и тоже. У Маяковского в «Стихах о советском паспорте» таможенник удивляется насчет Польши. «На польский глядят – как в афишу коза. На польский выпячивают глаза. В тупой полицейской слоновости: Откуда, мол, и что это за Географические новости?» Многие в мире тогда вообще не знали, что это за государство такое. Было…
— Профессор говорит: «Что касается моего личного понимания Европейской Академии Наук Украины. Первая поправка — я её не основывал. Я сначала присоединился, и мне выпала огромная честь, чему я очень счастлив — быть избранным её президентом. Изначально для меня важно эта сама концепция — то, что не ограничено. То, где нет границ. Изначально — это нечто глобальное. То есть, сам смысл этой Академии: да, Украина — это некий центр, это некая центральная составляющая. Но не важно, где ты находишься. В любой стране. В любом месте глобуса. Человек любой страны может присоединиться. «Как вы видели, мы участвуем в конференциях, в рамах Академии всегда интереснейшие дискуссии, мероприятия, публикации. Это именно международная глобальная среда, в которой нет преград и нет препятствий».
— Но академия украинская?
— Да, конечно. Украина – это центр, который создает вот такие возможности. Чему, говорит гость, он несказанно рад.
— Нам, журналистам, конечно же, небезынтересно всё, что связано с журналистским цехом: Вы — Почетный член редакционного совета издания «Визуальные исследования», — журнала Международной ассоциации визуальной социологии. Что можно сказать об этом?
— Об этом? Во-первых – новость. И это произошло не так давно. У профессора Краса — можно сказать, повышение. Он теперь уважаемый член редакционной комиссии. До этого он был просто членом редакции. Отныне – уважаемый член редакционной комиссии. В переводе, может быть, это не звучит. Но для этой сферы традиционно сие считается очень высокой категорией, почётной категорией.
Относительно этого журнала Международной ассоциации визуальной социологии. Первое, «Журнал визуальных социологических исследований» — это издание, по мнению господина Краса, №1. То есть, он лидирует в теме именно визуальной социологии. Первый и лучший во всем мире. Профессор говорит: «Изначально, именно премьер — на что должны равняться все остальные.
Изначально, когда мы начинали, это была колея визуальной социологии. Сейчас этот журнал стал в большей степени междисциплинарным. Но, несмотря на то, что он уже междисциплинарен, тесно связан с различными науками и имеет общность подходов — всё равно у нас остался очень четкий определенный фокус. Это не тот журнал, который попросту публикует фотографии. Притом, он не лишён своей эстетического своеобразия. Для журнала дорога суть визуально-социологических исследований.
Профессор дополняет: «Журнал, разумеется, насыщен и иллюстративно. Когда я помещаю в журнале фотографии, именно свои визуальные исследования (в том числе — исследования, связанные с журналистикой) – я публикуюсь как Джерри Крейс (Jerry Krase). А когда это социальное исследование, именно — социальный уклон, – тогда, как Джером Крейс (Jerome Krase).
— А читатели знают, что это — не два разных человека?
— Иногда — да, иногда – нет. Как когда и как кто…
— В уже помянутом списке, своего рода «Досье», значится: Вы награждены Ассамблеей штата Нью-Йорк, как общественный деятель, педагог, журналист и писатель. Так и сказано: «…и писатель». Что хороший журналист не может по определению не быть общественным деятелем и педагогом, ясно, поскольку сверхзадача настоящей журналистики – влиять на формирование умонастроений современников. Вопрос, который на наших страницах появляется не впервые (и к которому я особенным образом не равнодушен): как по-Вашему: верно ли в этой справке отделены «Журналист» и «Писатель»? Не считаете ли Вы, что это – одно и то же? И что журналистика – род литературной, писательской деятельности?
— Вопрос, профессор согласен с вами, серьёзный. Не секрет, что есть разные способы того, как мы пишем, как мы излагаем наши чувства и мысли и откуда оно вообще идёт. Речь — о сложном, сложнейшем комплексе нашего мировосприятия, мироощущения, миропонимания. И можно сказать, мироизложения. Как говорит наш собеседник, «когда я пишу стихи — это то, что идет от души, от сердца; когда я работаю над аналитическим очерком, скажем, – это то, что идет из головы. Разумеется, и тут душа не в стороне. Но преимущественно – разум, трезвость, опыт. Соответственно, фотография – преимущественно это то, что идет от зрения. Это – так, в нескольких словах. Тема и идея очень сложны.
Что касается журналистики в Америке, и как профессор полагает – «в мировом масштабе», в том числе — есть определённый контекст. Здесь присутствуют многие элементы художественногор творчества. Но намеренье настоящего журналиста реализуется через простоту и ясность изложения, ибо адресуется не тонким знатокам поэзии, скажем, а широчайшему потребителю. К тому же поэт и прозаик могут писать «В стол», на будущее. Для журналиста существует закон сиюминутности. Актуальность! Так что далеко не всегда у него есть возможность дожидаться вдохновения и творить с удовольствием». Так профессор разделяет эти понятия.
— Здесь обязательно нужно прерваться. Уточнить позицию. Возьмём галерею образов: мировые писатели, классики – все они были журналистами. И не отделяли в своей судьбе литературу от журналистики. Хотя есть, конечно, и разница. Настоящая поэзия не мыслима без особого состояния души, без вдохновения. Касаемо это и прозы, и драматургии. Не взбраняется и в журналистике. Но в ней, как правило, доминирует социальный заказ.
— Профессор говорит: «Термины далеко не всегда соответствуют сути и не исчерпывают её. Не думаю, что американская журналистика в развитии своём и в её современности сильно отличается от русского. Вопрос в другом. Скорее в семантической разнице. И фактически – да, титулы далеко не всегда соответствуют действительности. Потому что здесь тоже – с одной стороны, предполагается, что журналист должен писать о фактах и должен быть не предвзятым. Но ключевое слово здесь «предполагается». Потому что, безусловно, есть такие вещи, когда у человека имеется статус «журналиста», но он просто пишет то, что ему говорят. И это широко распространено и в истории, и в современности журналистики.
Возьмём издание «Нью-Йорк Таймс». Раньше это считалось самым солидным, базовым изданием. Лет 20 назад тенденции начали меняться. И сегодня существуют разные блоки. Есть колонка новостей, а есть – именно «editorial», то что они пишут… о своих ощущениях. По сути, это даже не анализ фактов – это то, как они видят то, что происходит, грубо говоря. И вот это четкое разделение, оно даже в «Нью-Йорк Таймсе» присутствует.
— И всё же: можно ли сказать, что журналистика – в конце концов, ничто иное, как род литературной, писательской деятельности – не зависимо от объёма, вида, жанра, рода технологии, тиража (буклет, газета, журнал, листовка, книга, радио-эфир, ТВ эт цетера)? Каково мнение профессора?
– Профессор Крас отвечает совершенно определённо: «Абсолютно! Да, тут 100%. И более того, сегодня, на мой взгляд, само понятие «журналист» уже потеряло ту изначальную семантическую характерную составляющую. Потому что сегодня человек, который называет себя журналистом, в большей степени «развлекатель» — тот, кто развлекает других. В этом его задача. И вот эта развлекательная составляющая журналистики распространена широчайше. Тут семантика совершенно другая.
От имени и по поручению читателей «Вестника Грушевского» беседовал с высоким гостем
при посредстве переводчика главный редактор Ким Каневский
Подписывайтесь на наши ресурсы:
Facebook: www.facebook.com/odhislit/
Telegram канал: https://t.me/lnvistnik
Почта редакции: info@lnvistnik.com.ua
One thought on “Наедине со всеми… Часть 1”