Лучшая оборона – контрнаступление…

Продолжение

В день этой публикации, то есть, 19-го сентября   2021 года, как вам ясно-понятно, на дворе воскресенье.  80 лет назад,  19-е сентября сорок первого, сорок с боя взятый год,  был пятницей. И как при Робинсоне Крузоэ (которого мы упорно называем Робинзоном Крузо), он был чёрным. Собенно в Южном секторе, где с середины сентября и по сей день,  было горячо. И в  Восточном секторе ночью противник неоднократно атаковал наши части в районе Ильичевки, Он  попытался подтянуть сюда резервы, однако наши летчики сорвали замысел врага. Экипажи капитанов И. В. Арсентьева, П. Ф. Семенюка, Ф. И. Чумичева в районе села Свердлово обнаружили колонну танков и мотопехоты. В воздухе появились вражеские истребители, с земли по нашим самолётам был открыт плотный зенитный огонь. Несмотря на сильное противодействие врага, наши летчики начали бомбежку. Через несколько минут вражеская колонна была рассеяна.

С прибытием 157-й стрелковой дивизии и маршевого пополнения подготовка к контрудару по вражеским войскам приблизилась к завершению. Хотя  командование Черноморского флота и Военный совет ООР приняли решение нанести контрудар прежде всего в Восточном секторе. Это объяснялось следующими причинами: во- первых, крайне необходимо было поскорее избавить город и порт с ведущими к нему фарватерами от артиллерийских обстрелов с северо-востока; во-вторых, принималось во внимание, что успеху операции наших войск в Восточном секторе сможет в значительной мере способствовать огонь кораблей Черноморского флота. Контрудар намечалось нанести в полосе между Куяльницким и Большим Аджалыкским лиманами – из Крыжановки и Корсунца – силами 421-й и 157-й стрелковых дивизий, перед которыми ставилась задача наступать в северном направлении и разгромить 15-ю и 13-ю румынские пехотные дивизии. Одновременно планировался удар в полосе между Аджалыкским и Большим Аджалыкским лиманами. Для этого предусматривалось высадить в районе Григорьевки десант – 3-й полк морской пехоты, который должен был прибыть из Севастополя. Ему предстояло пройти по тылам противника на северо-запад и затем соединиться с дивизиями, наступающими с одесского плацдарма и выполняющими основную задачу. Вместе с морской пехотой намечалось высадить на берег корректировщиков корабельной артиллерии, на которую возлагалась задача сначала прикрыть высадку десанта, а затем перенести огонь в глубь расположения вражеских войск. Для нарушения линий проволочной связи противника (чтобы затруднить управление его войсками) предусматривалось выбросить в районе Шицли небольшой парашютный десант. Флотская и армейская авиация общими силами должна была нанести мощные бомбовые удары по аэродромам врага, скоплениям его живой силы и техники, а также прикрывать наши боевые корабли. Таким образом, контрудар готовился как совместная комбинированная операция армии и флота. Начало её было назначено на 22 сентября. До осуществления этой операции крайне необходимо было во всех секторах удержать занимаемые рубежи обороны.

Между тем ожесточенный натиск противника не ослабевал. 19 сентября он вел наступательные действия на всех участках фронта. Утром, после массированной артиллерийской подготовки, на позиции 1330-го стрелкового полка и 162-го отдельного зенитно- пулемётного батальона вновь двинулись густые цепи атакующих, и снова они вынуждены были откатиться назад. В этом бою наши подразделения захватили три орудия, один миномёт, два пулемёта и девять повозок с военным имуществом. В Западном секторе неприятельская пехота при поддержке артиллерии пыталась прорвать оборону на стыке 161 -го и 90-го стрелковых полков. Ружейно-пулемётным и артиллерийско- миномётным огнём враг был отброшен. На одном из участков, обороняемом 1-м батальоном 161-го полка, около ста вражеских солдат пошли в атаку. Горстка наших бойцов  поддерживаемая миномётным огнём, заставила противника возвратиться в исходное положение. Поле боя было усеяно трупами вражеских солдат и офицеров. 95-я дивизия удерживала свои рубежи по всей линии обороны.

В Южном секторе противник вклинился в нашу оборону в районе Татарки и ввел в этот клин свою кавалерийскую бригаду, намереваясь прорваться в тыл наших войск. По приказу командования Приморской армии сюда из Восточного сектора в конном строю был спешно переброшен 7-й кавалерийский полк. Помощь подоспела вовремя. Стремительной атакой наши конники нанесли неприятельской кавбригаде существенный урон и отбросили её назад. Устойчивости обороны в значительной степени содействовали непрекращающиеся работы по оборудованию оборонительных рубежей вокруг города. К исходу дня 19 сентября было отрыто 223 километра противотанковых рвов и 68 километров эскарпов, установлено 30,4 километра оплетенных проволокой надолбов, 75,8 километра проволочных заграждений, оборудовано 299 наблюдательных и командных пунктов, 7034 пулемётных,миномётных, артиллерийских и пехотных окопа, 137 пулемётных дзотов. Значительная часть этой работы выполнена гражданским населением.

Газета «Красная звезда» опубликовала рассказ о героическом рейде к берегам Румынии советской подводной лодки (командир капитан-лейтенант Поляков, комиссар старший политрук Атран). Действуя смело и изобретательно, её экипаж в этом своем четвертом походе к вражеским берегам потопил неприятельское судно. Важную роль в обороне Одессы играли, как уже отмечалось, моряки транспортного флота Черноморского бассейна – достойные боевые соратники военных моряков. 19 сентября политотдел Черноморско-Азовского бассейнового управления обратился с письмом ко всем партийным, профсоюзным и комсомольским организациям, командирам и политработникам, морякам, рабочим и служащим бассейна, в котором приводил яркие примеры героизма моряков и портовиков:

«…Наши боевые капитаны, политработники, механики, кочегары, матросы, машинисты, грузчики, механизаторы, коки и радисты, – говорилось в письме, – пренебрегая опасностью для жизни, отражают налёты вражеской авиации, смело отбивают разбойничьи нападения фашистских стервятников и с честью выполняют ответственные задания партии и правительства. Отважные моряки теплохода «Крым» во главе с боевым капитаном Слипко и помполитом Карпенко, выполняя героические рейсы по специальным подвозкам в зоне военных действий, неоднократно подвергались атакам самолётов и артиллерийским обстрелам противника. Воздушные пираты сбросили на судно огромное количество бомб. Но благодаря умелому руководству по отражению воздушных атак, стойкости, храбрости и мужеству замечательного экипажа каждый раз судно выходит невредимым из-под огня. В совершенстве владея механизмами и неся боевые вахты у орудий, славные комендоры корабля сбили вражеский самолёт. Замечательные примеры героизма и отваги проявляет экипаж теплохода «Калинин» под командованием волевого и мужественного капитана беспартийного большевика Ивана Федоровича Иванова и верного сына партии помполита Побережного. Они… ни на минуту не оставляют своих боевых постов. Мужественно отбивая атаки противника, неизменно уводят судно из-под обстрела и продолжают рейс по намеченному курсу.

Группа наших моряков под командованием капитана Георгия Викентьевича Баглая получила правительственное задание вывести из зоны военных действий караван судов несамоходного флота с помощью буксирных катеров речного типа. В пути караван неоднократно подвергался пулемётным обстрелам вражеской авиации и бомбежке. Фашисты разбрасывали на пути следования каравана магнитные мины. Несмотря на это, славный коллектив огромного каравана пересек море на речных судах, преодолел все препятствия и успешно прибыл в порт назначения. Задание Государственного Комитета Обороны было выполнено с честью.

Пароход «Советская Буковина» в одном из дунайских портов оказался под двойным огнём – с воздуха и с вражеских батарей. Судно находилось под грузовыми операциями. В результате обстрела среди экипажа оказались убитые и раненые, в том числе капитан и старший механик. На судне осталось всего семь человек, в машине – один кочегар Н. Д. Дыга. Он проявил находчивость и смелость, заменил механиков, машинистов и кочегаров, в течение трех суток не отходил от котла и машин и обеспечил прибытие парохода в место назначения… Чувство восхищения вызывают героические дела капитана буксира «Тайфун» И. К. Омельянова, капитана парохода «Зырянин» В. М. Слюсаря и боцмана 3. И. Культа, группового механика М. С. Куличенко, капитана теллохода «Полина Осипенко» А. А. Орлова и помполита Е. Г. Поветкина, капитана К. И. Мощинского, директора завода № 2 Н. И. Потипаева, докмейстера С. И. Лазукина, старшего механика теплохода «Грузия» Д. Т. Андриевского, кочегара парохода «Красный флот» Г. Г. Фурдуя и капитана И. В. Граня, старшего механика теплохода«Крым» И. В. Врублевского, капитана ледокола «Макаров» Д. Т. Черткова, капитана теплохода «Армения» В. Я- Плаушевского и др.».

С каждым днем усиливались ночные налёты авиации противника на город. В течение ночи с 18 на 19 сентября враг совершил 34 групповых и одиночных налёта с интервалами 15–20 минут: воздушная тревога продолжалась непрерывно в течение более чем 8 часов, с вечера и до утра. Сброшено большое количество фугасных и зажигательных бомб. Городу причинены огромные разрушения, было много жертв, среди гражданского населения. 18 и 19 сентября тяжелая батарея противника во второй половине дня обстреливала аэродром № 1. К этому времени под вражескими обстрелами оказались аэродромы № 2, 4, 5. Наши самолёты обстреливались и на взлете, и при заходе на посадку.

Действовать в таких условиях становилось все труднее.

Продолжение следует…

Подписывайтесь на наши ресурсы:

Facebook: www.facebook.com/odhislit/

Telegram канал: https://t.me/lnvistnik

Почта редакции: info@lnvistnik.com.ua

Комментировать