«…Паруса нас к себе возвращают,
Хоть и кажется — в море несут».
Анна Опарина
– Василий Иванович, недавно прошел Кубок острова Змеиный. Поделитесь вашими впечатлениями об этих соревнованиях: как все прошло? Что нового было?
– Первое, что хотелось бы отметить, регата удалась. Это самое главное. Именно эта регата проходит не так часто – раз в год. До того лет 5 или 6 она не проводилась. В прошлом году мы ее вернули к жизни и подняли на достаточно серьезный уровень. Раньше, то ли не было желания, то ли возможностей – не знаю.
В этот раз нам здорово помог Александр Сивак. Помог согласовать многие вопросы и сейчас активно помогает мне в подготовке к регате «Бабье лето», которую мы планируем провести в 20-тых числах сентября. Гонки планируется совместить с посещением и ночевкой в бухте острова Майский. Заявлено порядка 25 яхт, что есть рекорд по количеству участников в данной гонке. Саша контактирует с командованием ВМФ, за счет чего нам удалось безопасно провести Кубок о. Змеиный и теперь готовиться к новой гонке.
Хотелось бы отдельную благодарность выразить директору Черноморского яхт-клуба Альберту Васильевичу Кабакову. На нем была основная нагрузка, фактически без особых затрат мы все провели. Дмитрий Иванников –главный судья, и его помощник Дима, которые достаточно много времени уделили для качественного судейства. Потому что яхты приходили и ночью, и рано утром, в любое время, и нужно было зафиксировать время. И судьи, как настоящие мужчины, не спали, принимали финиширующих. Мой экипаж, к примеру, в 6 утра финишировал. Это очень важно, потому что когда финишировал и не знаешь, приняли тебя или нет – это, конечно, очень тягостно для спортсмена. Также благодарность Олегу Васильевичу Елисееву – он фактически основал Sail Racing, которая позволяет моментально подсчитывать результаты гонок.
– Почему именно эта система выбрана?
– Нужно сказать, что 100%-ной справедливой системы измерения никогда не будет. Но эта система наилучшая на данный момент времени для гонок проводимых у нас, да и вообще по всему миру. Для думающего гонщика, очень важно иметь возможность сравнивать маршрут, иметь хотя бы примерное понимание, как ты движешься относительно других, видеть свою скорость, которая зависит от параметров судна – это очень важно. Фактически мы, одесситы, первые кто в Украине так охотно внедряем эту систему.
В мире существует система измерения параметров яхт ORC, её разрабатывает целый научно-исследовательский институт, который беспрерывно совершенствует эти формулы. Они исходят не только из параметров твоей яхты, парусов, веса и т.д., но еще и от того, каковы ветровые условия, потому что в разных географических точках разные яхты могут идти по-разному и в зависимости от направления, и в зависимости от длины. Да, нельзя достичь идеальной справедливости.
К слову, я например, сделал такую хитрость: яхтам при регистрации, которые обмерились по ORC системе в этом году, мы делали скидку 50% стартового взноса. Стартовый взнос, честно говоря, минимальный – пару сотен гривен с человека. Потому что регистрация каждой лодки в ORCi стоит 50-60 евро, а люди иной раз думают «Ну, ладно… Если соревнование – одно или два – по этой системе, то стоит ли 50 евро тратить? Нет, не стоит». Поэтому мы сделали как бы стимулирование яхтсменам. Но это ничего не определяет: кто захочет, тот пойдет гоняться, даже если чуть дороже будет. Поэтому все желающие могут обращаться к мерителю ВФУ Александру Степанову.
– Расскажите о самой гонке, об участниках.
– Победителями являются те, кто прошел дистанцию. Есть шикарный анекдот: команда израильских альпинистов обошла Эверест. У нас не без этого (смеется). Вообще я считаю, все кто прошли гонку, заслуживают уважения, как минимум.
– Почему Вы привели этот анекдот? Были нарушения?
– Вот у нас из 10 яхт 2 яхты не финишировали, но они «взяли» Змеиный, они обошли его. Дело в том, что вокруг острова 12-мильная пограничная зона, которая является территориальными водами. Поэтому изначально судьями было всем доведено условия прохождения, огибания острова в конкретных точках. Этими условиями некоторые гонщики пренебрегли, из-за чего выиграли достаточно много времени и прошли в ТОП-три победителей. Надеюсь, в дальнейшем такое не повторится.
Очень жаль, две яхты вышли из гонки, потому что ночью было сильное усиление ветра. На первой яхте «Маргарита» был весь женский экипаж. Не знаю, участвовала ли где-то раньше Екатерина Драгун, но для такой гонки у нее опыта мало, тем не менее она выдержала все эти точки и прошла дистанцию, как подобает, правильно. Они, конечно, молодцы, ведь когда их под Лебедевкой застиг сильный встречный ветер, волны – потребовалась мастерская лавировка, то они сообщили: «Мы обогнули Змеиный. В следующий раз финишируем как положено». Они сообщили организаторам что вышли из гонки и пошли на двигателе в яхт-клуб. Почет им и уважение, и они просто молодцы.
Вторая яхта Volantis – примерно так же вышла. Она маленькая, всего 21 фут. Им сложно было пройти само окончание. И конечно, они тоже сошли. Но, абсолютно достойно, ведь главное — что они смогли обогнуть остров, что далеко нелегко, особенно в Черном море на короткой волне.
– Насколько мне известно, для экипажа «Маргариты» это была первая гонка в такой дальний путь?
– Да. Они начали только в этом году ходить, а собственно говоря, соревнований-то не было. Ветра нормального не было летом. Был кубок Черноморского яхт-клуба, в рамках которого только одна гонка состоялась и та при слабом ветре. Были гонки Одесского гоночного клуба, но они, кажись, не во всех участвовали. А этот Кубок тяжел для них. Мы сами стартовали в общей толпе, удачно схватили ветерок, поставили дополнительный парус и до Большого Фонтана шли вторыми за «Буяном» Альберта Васильевича. Так мы шли, некоторые яхты потеряли из виду, которые, как мне кажется, пошли вообще не совсем правильно и, возможно, через территориальные воды напрямки (смеется). Мы до ночи шли первые в своей группе. Это был подъем, это было очень захватывающее и интересно, впрочем, как всегда.
– Расскажите о своём экипаже — «Ариэли»?
– Нас было четверо: я, Владимир Бондаренко, Константин Цвиговский, Александр Богомолов. Саша кормил нас — это был восторг, ведь вкусно и главное — сытно подкрепиться крайне важно. Ночью нам шкипер Володя Бондаренко рассказывал про звезды, показывал Юпитер, который светился настолько ярко, было ощущение, что к звездной дорожке рукой подать. На воде была гладь — это фантастика. Он рассказывал нам о небе и о созвездиях. Потрясающе, когда нет засветки города, а только море и небо. Это было очень красиво — романтика. Потом нас встретили дельфины, впятером выпрыгивали вокруг яхты, какое-то время сопровождая нас. Такие походы — это всегда интересно, это азарт, желание быть первым.
– Кроме романтики и азарта, могли бы Вы описать условия, при которых обычно проходят гонки, к примеру на Вашей яхте? Вы шли два дня и две ночи! Приготовление еды, душ, сон, вахта. Как это обычно происходит?
– Ну, вахта само собой. Два человека не спят по-любому. Остальные двое могут отдыхать в это время. У нас конкретно на яхте две койки.Максимальное время отрулил Костя, я рулил эпизодически. Костя настолько крепкий и выносливый, что может долго рулить. К примеру, в 2012 году мы с ним прошли в гонке 2/3 пути Одесса – Батуми – Одесса. Мы вместе с ним находились – либо он рулевой, а я на подвахте, либо он на подвахте, я рулевой. Т.е. Костя может рулить сутками. Здесь погода была достаточно неплоха, и он на «автомате» рулил.
Сами вахты четыре через четыре мы не выдерживали. Могли меняться раньше. Благодаря тому, что мы организовали достаточно хорошо питание, мы были сыты и с хорошим настроем. В основном Саша руководил кухней, потому что три «хозяйки» на кухне не бывает… Татьяна Владимировна, моя супруга, сварила гречневую кашу на свином сале, с мясом. Каждый заварил кофе и чай в термосах. Первые сутки у нас был отличный кипяток. На следующее утро умудрились кофеек сделать и чай горячий попить.
– Во время гонки, я так понимаю, не готовили. Некогда. Сух паёк?
– Да. Бутерброды, яйца, помидоры, черный шоколад, чай, кофе, печенье, пряники. Особенно ж не двигались, поэтому расход калорий не значительный. Еда была отличная.
– Т.е. можно сказать, что данная гонка не для слабаков, не для слабонервных, потому что находиться два дня и две ночи полноценных в постоянном движении далеко не легкая задача…
– Ну, это специфика. Я поэтому и назвал в прошлом интервью наше яхтенное дело: «Эверест парусного спорта в Одессе». Немногие решились пойти побороться за этот Кубок.
– Ну, вообще это достаточно серьезная нагрузка и на органику, и на психику.
– Конечно. А тем более для маленькой яхты. На некоторых яхтах, даже небольших, извините, камбуз, можно поставить чай, а тут вся одежда в мешках, не понятно, где что найти. Это не для слабаков, и поэтому, конечно, немногие на это решились не потому что неинтересно. Поэтому повторюсь, девушкам на «Маргарите» – просто почет и уважение. Для яхт побольше, как у Альберта Кабакова, он кстати пришел первым в Одессу и взял первое место, этот поход больше похож на прогулку. Хотя напряжение не меньше – большие паруса, большие скорости и т.д. Конечно, это тяжело прогулкой назвать, но по сравнению с нами при том, что мы там на сутки больше были, это, конечно, как говорят в Одессе, две большие разницы. Я еще и удочку брал для ставриды, но понятно, что мы ее даже не открывали (смеется).
– В общем можно сказать, что регата весьма удачно прошла. Планируется ли она на следующий год опять? Может, что-то новое?
– Да, надеюсь, в следующем году мы снова проведем Кубок острова Змеиный, и будем проводить в дальнейшем, а участников будет больше и гонка будет еще интереснее. Сейчас мы готовимся к регате «Бабье лето», которая пройдет 24-26 сентября. А чуть позже в Одесском Черноморском яхт-клубе пройдет Чемпионат Европы. Это очень серьезное мероприятие. Мы ждем гостей из Европы и всей Украины. Директор клуба Альберт Васильевич сейчас активно занимается подготовкой.
– Что ж, Вам и всем участникам успехов и хорошего ветра во время гонок.
– Спасибо. Спасибо и Вам за внимание к нашему яхтенному делу. Надеюсь, нам удастся вывести яхтинг в Одессе на новый уровень.
Продолжение следует…
Подписывайтесь на наши ресурсы:
Facebook: www.facebook.com/odhislit/
Telegram канал: https://t.me/lnvistnik
Почта редакции: info@lnvistnik.com.ua