Внимательные наши читатели обратили внимание на серьёзный интерес Одесского регионального отделения Украинской академии наук и, соответственно, «Вестника Грушевского» к теме и идее анархизма. С учётом того, как формировалось многие десятки лет обывательское восприятие самого явления «Анархия», эта тенденция наверняка многим показалась… ну, скажем, странноватой. Ясно, однако никак не возможно считать случайностью научную инициативу академика Мальцева О. В., приступившего к работе над этой темой. Как известно, Олег Викторович случайностей не любит и их не допускает. Автор предлагаемой публикации совместно с академиком О.В. Мальцевым готовят к изданию цикл монографий по теории анархизма в нашем журнале мы будем публиковать материалы имеющие отношение как к монографии так и к ее основой идее.
Ясно, также, что это — не наше ноу-хау: интерес этот давно заметен в Европе и на других континентах. Впрочем, сам по себе он и не пропадал, никуда не девался с тех дней, когда само явление и оформляющие его термины «Анархия» и «Анархизм» вообще явились миру. Между прочим, дело было, мягко говоря, очень давно. И нынешнее это заметное идейно-тематическое оживление в природе общества — конечно же, не случайно. Уже хотя бы потому, что и в природе вообще, и в природе людских сообществ случайностей такого масштаба не бывает.
Более чем значительный вклад в изучение и развитие анархического движения не только в Запорожье, но и в Украине, да и в мире внес Владимир Николаевич Кириченко — выпускник ОГУ им. И. И. Мечникова, специалист в различных сферах и замечательный человек. Его серьёзнейшим интересом к истории махновского движения и многими историческими «раскопками» мы обязаны, как исследователю этого исторического феномена. В 80-х годах, когда информационные блокады, как внешнего, так и внутреннего характера теряли былую «мощь», особое внимание привлекали «белые пятна» истории и, в частности, история махновского движения. Информация, распространенная на тот период, была крайне куцей и однобокой (мы неоднократно говорили о том, что и портреты анархистов, и само направление подавалось под углом, скорее негативным и недружески-шаржированным, нежели исторически-справедливым). Серьезные же исследования свидетельствовали: махновское движение было одной из немногочисленных проб реализации анархической идеи построения свободного и безгосударственого, в общепринятом понятии, общества. Общества, основанного на народном самоуправлении.
Увлекаясь всерьёз исследованиями, Кириченко в 1988 году основал неформальную организацию Международное Братство Анархистов. Но времена были неспокойные, и, хотя в 1989 г. МБА разрешили проведение конференции «Человек. Свобода. Революция», приуроченной к 100-летию Нестора Махно. Впрочем, провести её так и не удалось — на кафедру философии ЗГУ, где должна была пройти конференция, участникам попасть чисто случайно не вышло, университет был закрыт в эти дни. Организаторы не отступили от задуманного — конференция состоялась: в первый день — на частной квартире, во второй — на малой сцене Театра Молодежи, третий — на т/х «Александр Корнейчук».
МБА занимались не только аналитическим рассмотрением политических и исторических вопросов, Братство активно участвовало в общественной жизни. Так, например, в борьбе за экологию МБА и их сторонники провели несколько серьезных акций, приведших к закрытию нескольких вредных производств в Запорожье и созданию Запорожской экологической организации, что исключительно важно в таком индустриальном регионе. И это было только начало. В последствии проводились акции, имеющие не менее важное значение. Но и историко-просветительская работа тоже не останавливалась: проводились конференции в Запорожье, Гуляйполе, на о. Хортица.
Опираясь на концепции анархизма, изучая труды Бакунина, Кропоткина, Аршинова, Махно, и связанные с этим исторические материалы, В. Н. Кириченко продолжал развивать собственные философские идеи, собирал материал и готовит к изданию альманах «Гуляй Поле: проблемы анархизма» (который, к сожалению, так и не был издан).
С детства увлеченный космосом, Владимир Николаевич, изучивший множество философских трудов, пришел к философии Космического Анархизма (по его собственному определению) и именно так «Космическим Анархизмом» называют философию Кириченко его последователи и почитатели.
Осведомлённому читателю этих строк не так уж трудно представить, до чего неожиданными для многих его современников, в том числе и коллег и власть придержащих, было появление и развитие его изысканий. Соответственно, ясны сопромат околонаучной среды и личные качества учёного, не взирающего ни на что — не сворачивающего с такого, заведомо тернистого, пути. Особенно важно: теоретические его разработки были и есть теснейше связаны с повседневной жизнью общества. В. Н. Кириченко, талантливый, многогранный и любознательный философ, педагог и общественный деятель, владея очень серьезной теоретической базой, предвидел многие судьбоносные для Украины события и задолго до их происшествия дал им верную и актуальную сегодня оценку.
P.S. Как автор этих строк, горячо благодарю профессора М. А. Лепского и К.С. Гуленко за предоставленную рукопись и отдельные материалы по данной теме.
Автор Игорь Каневский,
член историко-литературного общества ОРО УАН.