Несмотря на то, что цифровое искусство по сравнению с иными видами искусств весьма молодое направление, оно быстрыми темпами распространялось в унисон развитию цифровых технологий. А карантинные ограничения в прошлом году содействовали еще большей их популяризации, ведь зачастую онлайн-выставки были чуть ли не единственной возможностью насладиться прекрасным.
Существует мнение о том, что цифровое искусство — это «ненастоящее» искусство. Есть, разумеется, и мнения противоположные. Так искусство это или нет? Что может ему преграждать вход в храм Искусства? И что включает его в великую эту сферу? Действительно ли это направление своим появлением и популярностью обязано неким временным явлением современности? Или на наших глазах становится звеном в бесконечной золотой цепи подлинного искусства? Эти и другие вопросы мы адресовали одесскомумедиа-художнику, работающему в области цифрового искусства — Степану Рябченко. Степан широко известен своими работами в Украине и за ее пределами. В 2015 году цифровой художник вошел в список тридцати самых успешных молодых украинцев по версии журнала Forbes «30 до 30», а в начале 2021 года в рейтинг лучших цифровых художников от британского издания Electric Artefacts. Представляем читателем интервью с одесским художником в третьем поколении.
Проект «Герои» (2009-2015)
-Вы являетесь представителем цифрового искусства. И, конечно, знаете о том, что существуют критики, которые заявляют: цифровое искусство — это не искусство. Или холодное искусство. Как бы вы это прокомментировали?
-Компьютер — это мой инструмент. С помощью цифрового искусства, я успешно занимаюсь архитектурой, скульптурой, создаю световые инсталляции и графические работы, мне интересно творчество в широком диапазоне. Главным для меня всегда является уникальность идей и образов, а технология реализации может меняться. Что касается непосредственно критики цифрового искусства, мне доводилось слышать подобные вещи в 2007 году, когда я только начинал создавать свои художественные работы. В то время на все, что не являлось живописью или не входило в привычную парадигму, смотрели с недоверием, но с тех пор все радикально изменилось. Сегодня цифровое искусство в авангарде, мои работы изучают, публикуют отечественные и зарубежные издания, показывают в музеях и коллекционируют, а я все также последовательно продолжаю свой творческий путь, чему очень рад.
Архитектурный проект «Счастливый домик» (2011)
-Как вы пришли в цифровое искусство?
-Мой путь начался с архитектуры, которую я всегда воспринимал как произведение искусства, обладающее утилитарной функцией. При проектировании архитектурных проектов, я использовал компьютерное моделирование, которое со временем стало основой для создания моих художественных работ, я начал проектировать среду в формате изображения и заниматься компьютерной анимацией. Также меня всегда интересовало понятие синтеза искусств, соединение различных видов искусства в единый организм. Есть работы, в которых я комбинирую цифровую работу с неоновыми элементами или же скульптуру с компьютерной анимацией. Благодаря своему брату Сергею Рябченко, я имею возможность сегодня синтезировать свои работы с его музыкой, получаются динамичные произведения, в которых я вижу большие перспективы развития и применения таких видеоинсталляций в общественных пространствах.
«Источник» (2017)
—Вы художник в третьем поколении. Есть ли у вас какие-то методы, секреты создания произведений, которые передаются из поколения в поколение?
-Когда я был маленьким, я имел возможность наблюдать, как дедушка и отец совершенно по-разному выражали себя. Дедушка искал совершенства в графике, работая в техниках рисунка, офорта, линогравюры, литографии, акварели… Много работ посвятил Одессе, передавая ее уникальную романтичную атмосферу и красоте природы, которую он любил и чувствовал. Иногда я выставляю его работы на своих страницах в интернете и всегда слышу восхищенные отзывы, в том числе молодых людей. Действительно, то мастерство и тонкость, с какой были созданы эти работы, сегодня сложно представить. Отец же экспериментирует в различных областях, работает в области живописи, графики, инсталляции и фотоискусства. В круг его интересов входит и архитектурное проектирование. Характерной особенностью отца является отзывчивость на происходящее в мире, в семье, в его душе… Все это прослеживается и в творчестве. Также он обладает врожденным внутренним артистизмом и талантом наделять эстетикой вещи, которые на первый взгляд не поддаются такому свойству. Его разносторонность, широкий кругозор и возможность применить свой талант в различных областях оказалась близка и мне. С детства я любил рисовать, лепить, конструировать. Всем этим я занимаюсь и сегодня. Я думаю, что каждый из нас создал свой неповторимый и по-своему красивый мир и это является тем, что объединяет нашу семью.
«Охотник» (2020)
—2020 год заставил людей на многие вещи взглянуть по-иному— эпидемия, карантин, закрытые границы, запрещение мероприятий. В силу этого, прошлый год знаменовался значительным ростом онлайн-выставок, где были представлены, в том числе, и произведения, созданные с помощью цифровых технологий. Сложилось такое впечатление, что в прошлом году цифровое искусство стало особенно популярным. Это на самом деле так?
-Да, цифровое искусство и технологии показали свою мобильность и созвучность времени. Когда только начался карантин и все институции закрылись, я решил использовать эту ситуацию и впервые выступить в роли куратора. Вместе с командой, в рамках творческого объединения «Арт Лаборатория», мы реализовали первую в Украине масштабную международную выставку в виртуальном пространстве «Strange Time», в которой на сегодняшний день приняли участие 54 художника со всего мира, в том числе такие звезды современного искусства как Кенни Шарф, Феликс Шрамм, Роберт Лаззарини и другие.
«Фиолент-Хрустальная Кроха». Из серии «Виртуальный сад» (2018-2020)
—На каких выставках были представлены ваши произведения?
-В 2020 году мои работы были показаны на выставке Keeping the Balance: Works from the Art Collection Telekom в музее Людвига в Будапеште, в международном проекте цифрового искусства Electric Artefacts, Data CTRL Centre в Центре современного искусства М17 в Киеве и «Традиции модернизма. Одесская эстетика» в Литературном музее в Одессе. Также я представлял Украину на Changwon Sculpture Biennale в Южной Корее. Сейчас проходит моя персональная выставка «Виртуальные ландшафты» в галерее Al-Tiba9 в Барселоне.
«Штиль» (2020)
—Какова направленность ваших произведений? Что хотите донести до тех, кто видит ваши картины?
-Направленностью моих произведений является моя фантазия. Я создаю свой мир, который наполнен воображаемыми ландшафтами и фантастической архитектурой, вымышленными животными и растениями, героями и романтиками виртуального мира. Во время работы весь мой жизненный опыт интуитивно отражается в моем творчестве. Я надеюсь, что мои работы, их образы, пластика и цветовые решения дают людям положительные эмоции и пробуждают их воображение. Этого вполне достаточно, чтобы жизнь стала богаче во всех отношениях!
Неоновая инсталляция Степана Рябченко «Рука благословляющая» в Saatchi Gallery в Лондоне
—Цифровое искусство — это настоящее или будущее?
-Настоящее.
—А каким вы видите цифровое искусство в будущем? И есть ли у него будущее?
-Цифровое искусство будет развиваться параллельно с новыми технологиями, видоизменяя свой облик и активно применяясь во всех сферах и на всех уровнях, как в более камерных форматах, так и в масштабных публичных проектах, и в архитектуре, становясь с ней единым целым. Это будет единая материально-цифровая среда. Что касается будущего, я думаю оно есть у всего, что в талантливых руках может дать положительные смыслы и эмоции, а также обладает живучестью. Цифровому искусству на сегодняшний день принадлежит звание «бессмертного». У произведения есть цифровая основа, а также возможность материализовываться в различных формах и материалах. Если «тело» погибает, его всегда можно «воскресить», причем уже в более совершенном виде. У традиционных видов искусства такой возможности нет. Одним словом — у цифрового искусства грандиозные перспективы.
«Электронный Эвр». Из серии «Электронные ветры» (2015)
—Существуют ли, так скажем, «недостатки» или сложности, невозможность что-то передать при создании произведения с помощью цифровых технологий, в отличие от других методов создания? Или, наоборот, одни преимущества. Приведите, пожалуйста, примеры.
-Если речь идет о технической стороне, то нужно понимать, что каждая техника в искусстве имеет свою специфику. Графика не может превратиться в живопись, а живопись запечатлеть момент так, как это умеет фотография. Та творческая модель, которую разработал я, может трансформироваться в любые материальные формы. Цифровой образ может быть частью виртуального мира или дополненной реальности, может быть напечатан, может реализоваться как скульптура с помощью трехмерного принтера, а затем в любых традиционных материалах, как в случае с работой «Гуляющее облако», а может стать компьютерной анимацией как «Электронные ветры» или «Компьютерные вирусы», которые до этого момента были картинами.
«Рассвет» (2020)
—Расскажите, пожалуйста, о своих планах на ближайшее будущее?
-Хочу открыть свою художественную студию в Киеве.
Степан Рябченко. Автор фото: Юлия Абрамович
Подписывайтесь на наш Telegram канал: https://t.me/lnvistnik
Автор Анжела Хамицевич