Я хочу под ветром яростным
Плыть, плыть, плыть на судне парусном.
Право, нравятся мне очень мало
Корабли без парусов.
Может быть, они удобнее
И во многом бесподобнее,
Все равно они подобны старым
Капитанам без усов.
Капитан без усов, усов
— Словно судно без парусов,
А капитаны с усами
— Словно суда с парусами.
В чем клянусь вечно юными
Рыболовными шхунами,
Яхтой, баркасом, вельботом
И старичком пакетботом…
(Новелла Матвеева).
1.
…Итак, гонка к острову Майскому была задумана, как продолжение «Бабьего лета». Но припомним, само «Бабье лето» родилось тоже интересно. Фактически, в 2015 году, когда я стал командором Черноморского яхт-клуба, мы задумались о не бесконечности лета. И — как бы продлить сезон занятия парусом в осеннее время. Я вспомнил, как говорил Генрих Августович Иттер, мой лучший друг и учитель (от которого фактически я получил в «наследство» яхту «Ариэль»), о том, как замечательны погоды в середине сентября! Осеннее равноденствие. И погоду определяет, как правило, Азорский антициклон. Легкие ветра, уже нет беспощадной жары. Утречком прохладненько. И рыба уже жирненькая. А во время сильных ветров… это же одно удовольствие — гоняться. Хотя Гарик говорил, да и я все время тоже повторяю, что в сильный ветер и бревно плывет, а ты попробуй выиграть, когда ветра нет. Думаю это и подсказало-вдохновило меня организовать гонки с шутливым названием «Бабье лето». Оно действительно соответствовало тому периоду времени, в который мы проводили гонки, в 20-х числах сентября. Мы привыкли к гонкам, которые проводились – кубок губернатора, кубок президента, кубок еще кого-то. А так хотелось — чисто для себя, для души, для спортсменов, для яхтсменов. И фактически с 2015 года мы стали проводить гонки. Активную помощь мне в этом оказывала Тамара Николаевна Поветкина.
Это был неизменный секретарь, которая максимально прикладывала усилия к тому, чтобы все было комфортно, документы были в порядке, мы сами занимались документацией, разрабатывали положения, гоночную инструкцию. И фактически силами организовывали всё вдвоём. Нам периодически помогали яхтсмены, которые давали судно на стартовые и финишные процедуры. Таким образом, мы обходились минимальными средствами для того, чтобы провести гонку.
Гонки вокруг буев возле яхт-клуба, в конце концов, тоже надоели. Мы все-таки крейсеристы. И решились на проведение «Бабьего лета» по маршруту «Одесса-Березань», с ночевкой на острове Березани. И затем обратная гонка на Одессу. Мы не ставили задачу провести коммерческие гонки. Поэтому я на своей яхте «Ариэль» обеспечивал судейство, а в прошлом году организовали и провели старт. То есть, стали на якорь, обеспечили стартовую процедуру и пошли догонять весь флот, ну, и так получилось, что еще и пришли первыми.
Остров Березань имеет достаточно интересную структуру и там великолепный пляж. Есть возможность пристать, подняться на берег. Там много работали археологи, можно посетить место гибели Петра Петровича Шмидта и его товарищей, здесь казнённых. Хранится здесь память и других героев. Необычные места.
Погода периодически баловала, а иногда – и не очень. Удавалось иногда половить рыбу. Ночевка возле острова была очень хорошей. Но погода не всегда устойчива и часто преподносит сюрпризы. При северном ветре там стоянка отличная, а если дует западный или южный, там стоянка неуютная. В этих случаях мы переходили на ночевку возле острова Майского, за которым всегда можно было укрыться в любой ситуации. Даже если ветер резко менялся, несложно было поднять якорь, переместиться на другую сторону и спрятаться за островом.
Когда мы проводили гонки вокруг острова Змеиного в этом году, я разговаривал с Александром Сиваком, одним из помощников командующего ВМФ, и предложил — а почему бы нам не пойти на остров Майский. Знаю, что там есть хорошая бухта и можно расставить даже флот. Где-то, месяц назад, мы двумя яхтами прошли по этому маршруту, посетили остров Майский и убедились, что действительно очень интересный был бы формат проведения «Бабьего лета» с посещением этого острова. Таким образом, мы запланировали гонку. Первый этап – это Одесса, буй на траверсе острова Аджияск. А затем свободный переход, поскольку я еще не знал, как разместить 15 яхт – это общее количество стартовавших. А предварительно заявка была на 21 борт. Поскольку Саша Сивак договорился с руководством, и нас встречали в бухте, помогли швартоваться, то мы распределились таким образом: у Медицинского причала мы поставили большие яхты, у Штабного – маленькие яхты, меньше 8 метров. И оказалась там еще парочка причалов, возле которых смогли три яхты, а маленькие яхты, длиной 5,5 метров, без труда вообще пришвартовались буквально прямо к берегу.
Первая гонка на Березань у нас была протяженностью 27 морских миль и, стартовав в 10:00, мы достаточно быстро пробежали этот участок. Поскольку ветер был северный, для яхт это был оптимальный курс. Например, яхта лидера «Дифур-31», поставили кодзеро и, как по генеральному курсу, прошли и финишировали первыми на буе.
Понятное дело, в гонке при таком ветре работает число Фруда: предел максимальной скорости для водоизмещающих яхт определяется длиной яхты. И те, которые больше 9 метров, естественно, идут быстрее, чем яхта длиной 7,5 футов. С достаточно большим напряжением мы финишировали третьими. Конечно, мы надеялись на то, что по пересчету обгоним лидера. Но, к сожалению, этого не получилось. Больше того, яхта «Волантис», пришла через полчаса после нас, и в итоге мы оказались третьими.
2.
Поскольку были заявлены 15 яхт, стал вопрос о распределении. Тут нам и пригодилась формула ORC, которая примерно уравнивает шансы разных типов яхт – это достаточно прогрессивная формула. И у нас было, к сожалению, только три яхты, обмеренных по этой формуле. Это была первая группа. 12 оставшихся яхт были разделены по признаку больше 8 метров длиной по ватерлинии и меньшей длины по ватерлинии. Поэтому мы и планировали назвать трёх победителей – 1-е, 2-е, 3-е место в каждой из этих трех групп. Но мы решили пойти даже дальше. Во-первых, для демократизации этого процесса, поскольку я не ставил задачу заработка или коммерциализации регаты, мы уменьшили стартовый взнос по сравнению с прошлыми нашими гонками в два раза – мы брали 100 гривен с человека чисто на проведение мероприятия. Мы решили, что учредим награды, памятные подарки всем участникам, которые пройдут эту дистанцию. Таким образом, награды у нас получили все.
Гонка назад. Поскольку мы ночевали на острове Майском, мы поставили старт между «мальчиком» (это такая высокая ажурная мачта в центре Днепро-Бугского лимана) и диспетчерской очаковского порта. Старт был оттуда. Естественно, поскольку до Березани оставалось еще 8 миль, расстояние было увеличено на 8 миль. В итоге, длина дистанции второй гонки была 35 миль. Естественно, это увеличивало время прохождения дистанции, но, по иронии судьбы, если мы очень быстро долетели в первый день, назад у нас была лавировка, как говорят яхтсмены, по зубам. В этой ситуации путь удлиняется в 2 раза. Кроме того, яхты вынуждены идти против волны, против ветра – скорость замедляется. Таким образом, первым лидерам, которые финишировали у ворот яхт-клуба, удалось финишировать еще при светлом времени суток, а остальные яхты приходили уже ночью.
Получилось, что результаты по двум гонкам распределились следующим образом. Первая группа ORC: первое место занял Николай Мельников на яхте «Старта», второе – яхта «Ариэль» Фертюк Василий, третье место – Залевский Алексей на яхте «Волантис». Среди яхт больше 8 метров первое место досталось Мовчану Ивану из яхт-клуба «Сосновый берег» на яхте «Эмилия», второе занял Баженов Олег на яхте «Ангел» из нашего Черноморского яхт-клуба, и на яхте «София» занял третье место Фарид Аляраши. Среди маленьких яхт первенствовал Павлищев Александр на яхте «Меркурий», на которой были военнослужащие, второе место занял Керш Владимир на яхте «Анталия», и третье место занял Николай Михеев на яхте «Отрада», который, как ветеран, традиционно участвует во всех наших начинаниях.
Включение острова Майский в маршрут регаты, мне кажется, привнесло особую изюминку в гонку. Но, поскольку мы – парусники, нам интересны сами гонки прежде всего. Первая состоялась таким образом, что можно было стать, как на железнодорожный путь, и идти по главному маршруту, хотя некоторые искали и другие возможности. Хочу отметить, на яхте «Ангел» Олег Баженов сделал очень интересный маневр – после старта он пошел круче к берегу и, хотя он и прошел по большой дуге, тем не менее, где-то с середины дистанции он поставил спинакер и шел с достаточно хорошей скоростью. Таким образом, он сумел прийти вторым на финиш первой гонки.
Вторая гонка была, еще интереснее, но и намного сложнее. Несколько качеств нужно для того, чтобы выиграть гонку в лавировку. Первое – это рулёжка, т.е. должно быть отменное руление естественно на руле. К примеру, в моем экипаже были старые «волки», по возрасту они, конечно, помоложе меня, но по опыту они прошли со мной достаточно большой путь – это Костя Цвиговский и Сережа Ткач. Костя Цвиговский, например, был трижды чемпионом Украины, дважды выигрывал со мной чемпионат Украины. И, конечно, когда мы ходили даже на гонку Одесса-Батуми, при наличии трех рулевых Костя Цвиговский, я и Дима Жуков делили вахты на троих и, шестеро или семеро суток беспрерывного хода. Конечно, тут и практика, и рука набилась, и опыт появился. Понятно, что рулили иногда с закрытыми глазами, а иногда в полудреме. Во второй гонке рулили сначала Сережа первую половину, Костя был на стакселе, я сидел на тактике.
Именно контроль скорости, контроль за направлением и изменением ветра, особенно, за погодной обстановкой, за облаками, которые иногда давали существенные изменения направления, нам позволил возглавить гонку. И, несмотря даже на то, что рядом с нами проходила яхта Николая Мельникова, которая длиннее нашей, тем не менее, мы 70%, если не 90%, шли впереди за счет именно тактики. Одна из ошибок, которые Николай допустил – пытался идти по генеральному курсу, не всегда отыгрывая на заходах ветра. За счет того, что мы уловили тенденцию и пошли ближе к берегу и ушли от большой волны, которая была встречной, мы могли достигать хорошей скорости… Разница в скоростях между той, когда мы шли морем и когда шли берегом, была ровно 1 узел. 4,6 узла либо 5,5 узла – это, конечно, огромная разница. За счет этого мы финишировали в яхт-клубе фактически рядом, 200 или 300 метров позади Мельникова, но с учетом гандикапа мы, естественно, пересчитали и стали первыми во второй гонке.
Фишкой нашего мероприятия было посещение острова Майский, швартовка в неизвестных местах. Я думаю, что здесь проявилось и мастерство людей, которые получили новую практику. Одно дело – швартоваться в яхт-клубе на привычный буек, или – в неизвестном месте. И нужно сказать, что это было иной раз у некоторых достаточно хлопотно. Поэтому такая практика, я считаю, очень полезна для моряка-парусника. Бухта достаточно большая, глубина посередине метра три. На Медицинском причале – порядка 5 метров, поэтому все наши большие яхты могли спокойненько зайти и пришвартоваться. Бухта закрыта. Она закрыта и с зюйда, и с веста — самим островом, она закрыта и с востока, потому что северный ветер, который может дуть со стороны Очакова, не может раздуть большую волну, поэтому бухта достаточно закрыта. Она закрыта и от оста. И я думаю, что, поскольку имеется волнолом, закрывающий от оста, стоять можно достаточно надежно практически при любом ветре.
3.
Я думаю, что можно много информации почерпнуть из Интернета, из других источников о том, что значит остров Майский. Каждый может зайти, почитать. Но когда ты ходишь ногами и смотришь на то, что там осталось… Остров не используется сейчас по тому предназначению, как был создан изначально. Он фактически весь рукотворный. Нам рассказывали рыбаки из Очакова — для того, чтобы получить разрешение выйти в море на ловлю рыбы, их заставляли перевозить грунт и сбрасывать на месте строительства острова. Таким же образом вывозили туда камни, этот остров является искусственным, насыпным. И затем уже построили систему казематов, три яруса, которые распределялись уже по назначению. Первая часть, западная, которая выходит на запад, непосредственно была оснащена орудиями и вела огонь, защищая с этой стороны вход в Днепро-Бугский лиман. Там были помещения, где проживал обслуживающий персонал, военные, складские залы, хранились боеприпасы, имущество и т.д. На протяжении всей истории, видимо, были различные направления использования этого острова. Многие знают про подводных пловцов. На сегодняшний день все переживает неопределенность, и скорее всего использование острова будет в определенном виде, но мы пока не будем об этом говорить.
Что собой представляют казематы? Они были, естественно, сделаны настолько прочными, чтобы выдерживать удары снарядов. И потому казематы не были разрушены. Один из командиров части, которая здесь дислоцируется, провел нас ночным маршрутом по самому острову и показал, рассказывая об этом острове, что даже на железной станине, на которой стояло оружие, видны осколки…
В свое время в одном из казематов была оборудована церковь, которую освятил и затем периодически приезжал из Очакова и правил службу священник. В тех казематах, в которых жили служивые, можно видеть фрески, даже организовывали соревнования, кто лучше украсит свой каземат.
4.
Мои личные впечатления о состоявшихся гонках? Конечно, было много времени затрачено на то, чтобы все получилось. То, что мы перенесли начало соревнований на неделю в связи с неблагоприятным прогнозом, думаю, было правильно. И все люди с пониманием это восприняли. Все тоже грамотные, прогноз видят и одобрили перенос. В результате у нас оказалась достаточно комфортная обстановка, и люди получили, мне кажется, максимум удовольствия от проведенного времени.
На меня сам остров произвел такое, я бы сказал, тягостное впечатление. Это — как заброшенный ветеран после войны, без ноги, никому не нужный, но пытается жить и продолжает жить. Так и здесь. Конечно, все эти казематы, все эти строения не могли не пострадать. Если раньше, как рассказывал нам командир, во всех казематах и зимой, и летом была температура 18 градусов за счет того, что была очень грамотно сконструирована вентиляция, то сейчас, конечно, это все заброшено. Но люди, которые остались, которые смотрят за островом, стараются минимизировать эти затраты. И, насколько я понимаю, сегодня просто не хватает денег на то, чтобы освоить этот остров. Но есть надежда, что он будет приведен в порядок. Какое его направление использования, тяжело пока сказать. Поэтому в основном мы интересовались прошлым его назначением, функциями, и было достаточно интересно, что рукотворный остров был построен и защищал входы в Днепро-Бугский лиман, Днепр, защищал от вражеских кораблей подходы к Николаеву, Херсону, где в то время строились военные корабли, хотя это было запрещено конвенциями.
5.
В беседах с капитанами сложилось впечатление, что регата удалась, и, конечно же, люди хотели бы погоняться таким же курсом в следующем году. Да, у нас достаточно многие шкиперы выходят на самостоятельное плавание, посещают остров Тендру, Кинбурнскую косу, ходят на Березань, ну, а сегодня добавился и остров Майский. Я думаю, что в перспективе на следующий год мы будем стараться (во всяком случае, есть у меня такое желание) больше практиковать крейсерские переходы, потому что гонки у берега, честно говоря, лишены необходимости в познаниях метеорологии. Во всяком случае, прогноз погоды, конечно, смотрят все, но учитывать изменения и использовать природные показатели в открытом море во время многочасовой, многодневной гонки, конечно, это совершенно другое.
Саша Сивак, который помог нам организовать остров Майский, предложил сделать совместно с друзьями из Николаева гонку следующего формата. Одесситы выходят в гонку на Майский, николаевцы стартуют с Николаева по Бугу и финишируют тоже у Майского. Надеюсь, мы организуем ночевку и проведем встречу с друзьями из Николаева на Майском. Затем, следующим этапом мы сделаем старт на Тендровскую косу или на Кинбурн, что еще лучше, где, насколько я знаю, у наших друзей есть позиции, и сделают и хорошую уху или шурпу. Затем старт оттуда на Березань, и с Березани каждый флот уходит по своим маршрутам: мы в Одессу, николаевцы – в Николаев. Но для этого надо будет, конечно, 3-4 дня, поэтому необходимо согласование. Такой вот этап есть у нас в замыслах. Ну, а кроме того, одесситы вполне легко и просто могут 2-дневные маршруты на Тендру, Кинбурн, Березань практиковать. Я думаю, что для становления крейсеристов это будет очень достойный вариант. Важно отметить, в этот раз соревнования судил Дмитрий Иваников со своим помощником Димой.
Огромная благодарность яхтсменов им за их терпение, которое позволило принять яхты в ночное время.
Автор: Мирослав Бекчив
Подписывайтесь на наши ресурсы:
Facebook: www.facebook.com/odhislit/
Telegram канал: https://t.me/lnvistnik
Почта редакции: info@lnvistnik.com.ua