Философия Липота Сонди

Мысль о том, что каждый более или менее нормальный человек хочет жить хорошо, достичь  благополучия, успеха, признания, а бывает — даже триумфа (в своём, конечно же, понимании),  едва ли кого-нибудь удивит. Кто же себе враг. Рассуждений об этом и в быту, и в литературе предостаточно. Существует довольно обширный диапазон эпитетов в данном контексте, однако, не это главное.  Мало ли кто чего желает. В народе говорят, хотеть не вредно. Куда более существенен вопрос — как этого достичь? В той или иной мере, именно таковы  мысли, перевод с теоретического языка на практический, занимают умы самых разных людей, нередко объединяясь в  префикс-идею. И кто же не встречал людей, считающих себя как бы знатоками человеческих душ и своей в первую очередь, как бы постигшими извечные вопросы о смысле бытия, как бы  разгадавшие механизмы достижения власти и благополучия. Разобрались. Однако, много ли тех, кто стопроцентно доволен своей жизнью. И уж, во всяком случае, едва ли обыватель,  традиционно уделяющий внимание вопросам «хорошей жизни» и  «Благополучия», догадывается  о том, что проблематика эта интересует и большую науку.   Как сказал поэт —

« Не так уж он понятен,

Понятный этот мир,

В нём много белых пятен,

А также чёрных дыр.

И то, что так знакомо

Лежит по сторонам,

Как третий глаз дракона,

Подмигивает нам…»

Жизнь землянина пронизана бесчисленным множеством неизвестных, тайных и даже мистических явлений. И обывательские премудрости далеко не всегда связаны с объективной реальностью. Скажем, будущее человека, иными словами — судьба. Кто позволяет себе безразличие к этому явлению? И, однако – сколько откровенных глупостей можно услышать на сей счёт. Что формирует судьбу? Можно ли ею управлять? Классифицировать её? Какие виды судьбы существуют? Ах, если бы за ответами на эти животрепещущие вопросы простые смертные обращались по адресу – к науке!   Тогда бы мало кто на Земле мог по популярности сравниться с ученым по имени Липот Сонди. Несколько слов о нём самом: швейцарский ученый венгерского происхождения, выходец из  бедной еврейской семьи.  Отец – раввин, что уже само по себе определяло прямоту дорожки сына.  Но вышел его путь  долгим, тернистым и совершенно непредвиденным: от мальчика, которому пророчили будущее священника, до учёного мужа с мировым именем, создавшего такое направление в науке, как судьбоанализ, и основавшего школу  «Судьбопсихология». Как говорится, ни много — ни мало.

Швейцарский ученый, психолог, психиатр Липот Сонди

Пять основных трудов Липота Сонди в полной мере раскрыли психологические аспекты категории «судьба». Философия же представлена отдельными фрагментами, но нет единой и стройной системы.  Учение его бессмертно, но самого  учёного  нет в живых. Соответственно, как это не раз складывалось в большой науке,  завершить свои исследования он не может. А серьёзных последователей и экспертов в судьбопсихологии в мире практически нет. По крайней мере, до предпоследнего времени никто не отважился свести воедино  и издать «философию Сонди».  Хотя востребованность такого труда очевидна.

         Кстати, о судьбе: у академика Олега Викторовича Мальцева она сложилась таким образом, что именно ему выпало заполнить в науке этот пробел. Научные разработки судьбоанализа, наследие великого Липота Сонди в 2016 году во время официального визита украинской делегации ученых  в институт Сонди в Цюрих, были переданы Фридъюнгом Юттнером одесскому  научно – исследовательскому институту «Международное судьбоаналиическое сообщество», основателем которого и является  академик О.В. Мальцев, глава Одесского регионального отделения Украинской академии наук. Сегодня  это —  единственный институт в мире, который профессионально  и всерьёз занимается судьбопсихологией. Да, единственный: институт Сонди в Цюрихе существует лишь номинально, скорее как некий фонд Сонди.

Академик  Мальцев О.В. исследовал и изложил философию Липота Сонди в книге, которая будет издана и представлена общественности в 2020 году. Однако уже сейчас  фрагменты этого труда  позволят читателю вникнуть  в основную концепцию философии Сонди. Речь о том, что жизнь человека  включает и множество различных конфликтов — внутренних и внешних. У бессознательных побуждений —  разнонаправленные векторы, они прямо противоположные по своей сути, что значительно усложняет жизнь человека. А порой и превращает её  в сущий кошмар. Руководствуясь бессознательными тенденциями (в простонародье – стресс, паника, истерика), человек нередко бросается от одной крайности к другой. Что, конечно же, ситуацию не упрощает. А самое главное,  человек бывает  глубоко убежден в том, что  решения принимает и действует самостоятельно и осознанно.   Однако научная концепция судьбопсихологии и тест Сонди, который прошел неоднократно валидизацию, свидетельствуют об обратном. Человек, безусловно, может достичь определенного уровня развития и управлять своими поступками, выборами, и, следовательно, в значительной мере и своей судьбой, но не просто сам по себе: этому предшествует определенный путь.

Особое внимание  Липот Сонди уделил изучению «Я» индивида и такой категории как Pontifex Oppositorum  или как он его еще называл  — «священный объединитель противоположностей», без формирования которого человек не способен строить свою судьбу и управлять ею. Впервые этот  терминологический оборот учёный  ввёл  ещё в 1948 году, поскольку не существовало обозначений для описания особенных свойств «Я» — да ещё и непростого «Я», а «Я» могущественного и способного. Исследуя историческую парадигму мировой научной практики анализа «Я», необходимо отметить:  никто, кроме Липота Сонди, не уделял феномену «Я» комплексного академического внимания. Он — единственный ученый, который задался поистине энциклопедической целью: собрать все знания о «Я», существующие в мировых научных дисциплинах: начиная с философии древних времен, европейских трактатов и заканчивая антропологией, культурологией, генетикой, такими науками как психология и социология. Главным трудом в области исследования «Я» является его четвертая книга — «Я-анализ».

В книге этой  Липот Сонди пишет: «Судьбопсихология ставит понятие «Я», как строителя моста, соединяющего все душевные противоположности, и утверждает: «Я» есть Понтифекс Оппозиториум — священный объединитель противоположностей. «Я» есть распределитель власти, организатор и администратор комплиментарного сосуществования, дополняющий кооперацию противоположных полюсов сознательной и бессознательной душ.

«Я» социализирует и сублимирует, индивидуализирует и гуманизирует все противоположности человеческой природы инстинкта. «Я» есть мост, который пытается соединить все противоположные полюса в душе. «Я» есть комплексная множественная ось колеса судьбы, на полюсах которого висят душевные пары противоположностей».

Сонди, в частности, исследовал и описал следующее:  у человека существуют два «Я», так называемое «Я1» и «Я2»: одно «хорошее и доброе», второе «плохое и вредное». Это несложно проверить, поскольку многие мысленно (да, пожалуй, и не только мысленно) любят разговаривать сами с собой — в этот момент «Я1» беседует с «Я2». В основе природы «Я» лежит двойственность. Два «Я» всегда находятся в активном взаимодействии друг с другом и одновременно их взгляды кардинально разные.  Они «думают» по-разному, благодаря этим двум «Я» человек воспринимает мир по-разному и одновременно! Кардинально противоположные мнения по отношению к одному и тому же явлению и обеспечивают двойственность структуры «Я».  То есть эти две субстанции находятся в состоянии «перетягивания каната». Поэтому необходима третья величина, которая способна их примирить – это и есть «Верховное Я» или «Я первосвященное» — или Pontifex Oppositorum.

           Сонди пишет следующее:

         «Что распределяет силы и власти души среди стремящихся к власти инстанций бытия? Это твое «Я», распределитель власти. Что несет все противоположные пары души на своих полюсах, как могущественное колесо с различными осями — это и есть твое «Я», первосвященник противоположности, строитель моста всех противоположностей. Что двигает противоположные пары души друг к другу, что их принуждает к взаимозаменяемости? Это твое «Я», то, что дополняет и делает целостным. Что принуждает человека к совершенствованию, к объединению мужчины и женщины, что движет к двуполому — это и есть твое «Я», честолюбец совершенствования».

Учёный описал следующие пары противоположностей  и классифицировал их на основании структуры противоположных понятий «Я»:

  • Всевластие — потеря сознания
  1. Дух — природа
  • Бессознательное — сознательное
  1. Мир субъекта — мир объекта
  2. Мужественность — женственность
  3. Тело — душа
  • Состояние бодрствования — сны
  • Этот мир — потусторонний мир

 Противоречивые пары исключают друг друга, и поэтому человек никогда не может их интегрировать целиком и полностью; ему приходится «выбирать» среди противоположностей что-то одно. Например, выбор «не быть» может привести к самоубийству. А выбор в пользу «потери сознания» вместо того, чтоб всему научиться, делает человека зависимым и несамостоятельным. Соответственно, интегрировать и объединять, разрешая проблемы обеих противоположностей — одна из основных задач судьбопсихологии. В человеческой природе заложена специальная субстанция, которая «умеет» не просто выбирать, но и интегрировать, что делает ее сильнее и могущественнее – это и есть  «Я-верховное», действующее как Бог. «Я- верховное» или «жреческое», иными словами можно было обозначить термином «Капитан», ведь жизнь человека –  как корабль, который плывет по волнам, преодолевая различные трудности и невзгоды. А кораблем, как известно, управляет Капитан. Нужны ли капитану судна специальные навыки и умения, чтобы он не разбился о рифы и прибыл в соответствующий пункт назначения? Безусловно! Аналогично и человеку или той Высшей субстанции, необходимы навыки, чтобы смочь управлять своей судьбой.

На данном этапе возникает главный вопрос:  КАК выглядит философия движения вверх, от юнги до Капитана корабля?  КАК прийти в это состояние умений и способностей?

Как и на корабле, где есть два пути стать Капитаном,  в жизни существуют два направления «движения вверх». Прежде, чем описать их, необходимо кратко познакомиться с теорией побуждений Липота Сонди. Система побуждений Липота Сонди построена на таких понятиях, как векторы и факторы. А факторы в свою очередь называются структурными элементами теста. Объяснению природы этих структурных элементов Сонди посвящает две книги «Судьбоанализ» и «Экспериментальная диагностика побуждений». Изучив труды Сонди, академик Мальцев Олег Викторович написал книгу «Машина судьбы», в которой  описана природа векторов и факторов. Центральным понятием в судьбопсихологии является «влечение» или радикал, то есть источник действий человека, который вне времени развития человека, всегда, в виде конкретного содержания толкает человека в определенном направлении на бессознательном уровне.

         Система влечений Липота Сонди:

S— вектор сексуального влечения. Включает в себя женский фактор «h», мужской фактор «s».

P— влечение к пароксизму (пароксизм — спазм, стресс), это влечение к неожиданностям, сюрпризам. Включает в себя женский фактор «e», мужской фактор «hy».

Sch— Я-влечения, это влечение к власти, «быть и иметь». Включает в себя женский фактор «k», мужской фактор «p».

C— влечение к контактам, коммуникации. Включает в себя женский фактор «d», мужской фактор «m».

Система влечений Липота Сонди

Согласно теории побуждений Липота Сонди,  существует 4 бессознательных вектора и 8-мь факторов. Важно отметить, что внутри фактора всегда присутствуют полярно противоположные тенденции. Например, потребность влечения к мужественности состоит из тенденции к агрессии, активности, садизму и одновременно из тенденции к пассивности, покорности и мазохизму. Происходит встреча двух противоположностей, а в результате их взаимодействия, определяется характер  влечения. То есть внутри фактора постоянно происходит борьба противоположностей.

Возвращаясь к вопросу «движения вверх» или — как стать Капитаном своей судьбы, — следует отметить:  у каждого человека ключевыми являются два фактора из восьми, его двигатели, толкающие его вперед.  Например, если у человека основными факторами являются «k и p» – его толкает вперед стремление «быть» и «иметь». Данное стремление  отражается в поведении человека, его поступках и действиях на видимом поведении – что называется превалирующей реакцией психики. Всего существует четыре реакции психики, как и четыре вектора в тесте Сонди, и они согласуются между собой, то есть  каждому вектору соответствует определенная реакция психики.  У человека существуют все четыре реакции: хищническая, интеллектуальная, собирательная и рептилоидная, однако одна из них занимает более длительный временной интервал, чем все остальные – это и есть основная реакции психики человека, и одновременно выражаясь в определенных факторах – двигателем человека вперед.

            Осознание ведущей реакции психики позволяет начать движение к «Высшему Я», но это только начало пути. Чтобы сделать следующий шаг, наиболее эффективно будет обратиться к тесту профессионального ориентирования Мартина Ахтниха — последователя Липота Сонди. Данный тест позволит определить стартовую профессию согласно его движущим факторам. С освоением данной профессии человек справится быстрее всего, поскольку в родовом наследии у него сформирована предрасположенность, что позволяет очень быстро освоить соответствующие навыки. Так называемая «первая профессия» по Ахтниху – это профессия, дающая быстрые результаты. Впрочем, это только трамплин и начало движения, поскольку далее существуют ещё три профессиональные вехи. То есть человеку поэтапно нужно освоить четыре профессии, что и приводит его  к триумфу.

Существует и другой метод, который требует поставить под контроль одновременно все реакции психики, а не только реализовать превалирующую.  Секрет второго метода заключается в перепрограммировании прототипологического блока памяти человека.

Ниже приведен рисунок  устройства памяти человека.

Второй метод предполагает движение в самую  глубь памяти – прототипологический блок. Как известно из учения о памяти выдающегося советского академика Григория Семёновича Попова, среда нашей памяти могла бы быть охарактеризована посредством модели, приведенной выше: прототипологический блок – архетипологический бок – блок родовой концепции (то самое «родовое бессознательное» по Сонди»).

Принцип действия второго метода следующий: перепрограммирование прототипологического блока впоследствии регулирует архетипологический блок и отстраивает родовую систему.  Следует отметить, что при использовании второго направления, свойства человека кардинально изменяются –  появляется новая личность. Выдающийся академик Григорий Семёнович Попов именно так и называл данный метод – «метод составного прототипа».

         Относительно прототипологического блока памяти, его устройства и роли в жизни и судьбе человека, рекомендуется обратиться к книге «Мина замедленного действия». Липот Сонди также писал о возможности использования метода составного прототипа для достижения состояния Pontifех Oppositorum, однако этот способ подробно описан  академиком О.В. Мальцевым  в книге «Мина замедленного действия». Цитата из этого издания: «Здесь [в памяти] живут три прототипа, из которых затем выходят три тамплиера, три мушкетёра, три вершителя. Тройка появляется из устройства человека, многие называют эту троицу так: мировоззрение, навыки и трансцендент. Монах объяснил совершенно недвусмысленно, что это фигуры — фигуры поиска. Человеку они неизвестны, ему предстоит их найти».

Человек создан таким образом, что в нём изначально заложены предпосылки к успешному поиску этих трех фигур, поскольку от рождения человеку даны три роли:

духовная роль, роль профессиональная, и роль принадлежности к полу. Философия Сонди гласит: и требований к «Я», чтобы оно стало «Высшим жреческим», тоже три, что выражается в трех способностях:

  1. Интеграция– способность к восстановлению целого из его составных частей.
  2. Трансцендентность –способность к переходу из одной области (невидимого, божественного, духовного) в другую (физическую, материальную).
  3. Партиципация(участие, воплощение) – способность воплощаться в положении вещей, то есть, добиваться результатов.

Три роли позволяют обрести силу всех трёх способностей «Я», при этом человек двигается вверх, к состоянию «Капитана», то есть «Высшего Я».

         На данном этапе обратим свой взор в историю 19 века; оказывается, система побуждений была известна определенным людям и до возникновения глубинной психологии. Об этом свидетельствует трактат «Наука фехтования» Бласко Флорио, изданный впервые в 1844 году. Он был переведен при исследовании академиком Мальцевым О.В. неаполитанского фехтования.  Труд «Наука фехтования» —  пример другого подхода к теории бессознательных побуждений.

Бласко Флорио трактат «Наука фехтования» 1844 год

      Маэстро Неаполитанского стиля Испанского фехтования Бласко Флорио пишет:

«Человек  является  порождением  Природы,  живущий  в  условиях  борьбы противоположностей  —  а  именно,  между  врождённой  силой  и  инстинктом, стремясь  к  их  взаимному  сохранению  при  внешнем  воздействии, оказываемом множеством объектов, которые направлены на их разрушение. Вынужденный  в  одиночестве  следовать  меж  двух  огней,  повинуясь  силе первых,  он  был  вынужден  возродить  пути  противостояния  последнему (внешнему сопротивлению), дабы его избежать. И спасся он исключительно благодаря своим потребностям,  что  отражают  состояние  противостояния физических  и  душевных  сил.  Так  и  возникли  в  нём  первые  проявления  и акты обороны — а значит, и фехтования».

Бласко Флорио в своем труде описывает все факторы, следовательно, знания о судьбе – это часть древней европейской науки. Липот Сонди продолжил традицию, переведя философскую категорию судьбы, в психологическую категорию побуждения. Затем описал всю природу бессознательных человеческих побуждений, систему их работы и взаимодействия, а также влияние на поведение человека и принятие ключевых решений в жизни, что, впоследствии, определяет судьбу. Человек, пройдя описанный выше путь, становиться Капитаном своей судьбы, достигает уровня «Высшего Я», которое способно объединить противоположности, обрести необходимые навыки и знания, однако достаточно ли этого человеку, чтобы жизнь его  была полноценной, что называется —  в полной мере?  В философии Липота Сонди, помимо всего вышеописанного, центральной темой является – «смысл жизни». Вероятно, некоторые скажут, что смысл  жизни у каждого свой или эта тема непостижима, поскольку над ней бьется человечество уже не один век. Однако Липот Сонди в своей философской концепции четко формулирует смысл жизни в двух  уравнениях:

  1. Самому жить хорошо = другим позволять жить хорошо;
  1. Самому добиться успеха = другим позволить добиться успеха.

Может ли человек выбирать, идти этот путь или нет? Безусловно, это выбор каждого человека, а выбор человека и определяет судьбу человека. Согласно концепции Липота Сонди, категория «выбор» занимает одно из центральных понятий, поскольку он пишет:

«Выбор определяет судьбу»

Человек, делая тот или иной выбор, формирует тем самым свою судьбу, однако, как уже отмечалось ранее, согласно концепции судьбоанализа, если он не достиг определенного уровня развития, его выборы продиктованы бессознательными мотивами, которые скрываются в его родовом бессознательном. Одной из категорий, которую индивид выбирает бессознательно,  является профессия. Сонди называл профессию «вентилем», потому что правильный выбор профессии становился предохранителем от патологии. Например, люди, склонные к эпилепсии, часто выбирали профессию священника, чтобы не заболеть.

Философия Липота Сонди, в данной статье описана очень кратно, и, вероятно, у читателя возникло дополнительно большое количество вопросов. Однако, на данном этапе, следует упомянуть еще об одном компоненте, без которого путь вверх, достижения уровня «Капитана» или «Pontifex Oppositorum» — невозможен. Необходим третий элемент – это Инструмент. Именно то, что позволит и интегрировать знания в жизнь, и управляемо трансцендировать (получать инсайты, идеи, видеть решения и пр.), и партиципировать – воплощать «Я» в положение вещей, что есть результат.

При рассмотрении философии, как научной дисциплины, вспомнилось выражение: «Философия – царица всех наук». Проводя эту аналогию применительно к  жизни человека, убеждаешься: философия и в ней, в отдельно взятой, также имеет  первостепенное значение. Что уж говорить о человеческих сообществах и человечестве в целом. С глубокой древности до наших дней формировалось значительное количество различных школ и направлений философии. Читателя, вероятно, даже прочитавшего данную статью, могут одолевать  размышления и сомнения — какую же философию исповедовать в жизни? Вполне возможно, он (она, они) впервые задаться этим вопросом и задумается о значимости философии лично для себя и для других. В море философских направлений —  изберет ли он для себя философию Сонди? Вполне возможная вещь. Ибо философия Липота Сонди отличается от других философий, во-первых,  своей комплексностью. Ведь в ней можно найти ответы на главные и вполне конкретные жизненные вопросы. Во-вторых, эффективностью, позволяя человеку достичь определенных вершин, и  утверждает: только от него зависит, какими будут эти вершины. А в-третьих, отвечает на главный и вполне житейский вопрос – как этого достичь. Что, конечно же, не может не привлечь внимание разумного человека. Но самое главное, философия Липота Сонди позволяет стать человеком в истинном понимании этого слова, с такой философией можно идти по жизни с гордо поднятой головой!

Автор: Хамицевич Анжела

One thought on “Философия Липота Сонди

Комментировать