Притворяйся этим, пока не сделаешь это правдой…
«Весь мир — театр.
В нём женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль...»
— монолог Жака из комедии «Как вам это понравится
автор Уильям Шекспир (1564—1616),
пер. Татьяна Львовна Щепкина-Куперник (1874—1952).
Мнение о том, что нельзя жить в обществе и быть вполне свободным от его законов, в том числе и негласных, не принадлежит исключительно автору этих строк и сложилось не вчера. Как и невооруженному глазу заметно глухое сопротивление законам этим не такого уж малого числа умов и душ. Поделить носителей этой тенденции можно, по принципу «От общего к частному», на два основных разряда. Первый, меньшим числом — составляют люди прорыва вперёд и вверх: протестуя против сложившегося и отживающего, но привычного и стойкого, они — в удачном случае (всякое бывает) — осовременивают старые законы или утверждают новые. Так живут-могут настоящие учёные, настоящие преобразователи, вообще настоящие люди. Известен и иной разряд землян, которым тесноваты и положительные, рождённые, проверенные и утверждённые временем животворные законы жизни.
Протест полпредов этого разряда против них — обычно скрытый, глухой, исподволь отравляющий жизнь общества. И цикута эта, главным образом, — тот двойной стандарт, который исподволь навязывается обществу: на уроке одно, на переменке – другое, на лекции одно, а в курилке — другое. На собрании — одно, дома — другое. И так далее, и тому подобное. Даже те, кто вполне искренне ностальгируют за ушедшей формацией, стараются не вспоминать о такой разнице между жизнью на кино- или телеэкране, в первомайской и октябрьской колоннах демонстрантов — и на коммунальной кухне, во дворе, как бы вне всевидящего ока «партии и правительства». Уж к лучшему ли, к худшему ли (разные на сей счёт имеются мнения), а только многое, очень многое изменилось. А вот тенденция этого, условно говоря, второго разряда современников наших, кажется, выжила и продолжает своё дело. Его и сегодня можно свести к простой и ядовитой формуле, ставшей заголовком данного материала.
Элементарную эту мысль, считаю, всё же полезно время от времени повторять ещё и потому, что речь — об одном из судьбоносных явлений, так пакостно влияющих на нашу жизнь. Ведь при всех переменах — куда деваться людям мыслящим (Homo sapiens) от вопросов: что диктует, что навязывает современная социальная среда? В каком состоянии находится украинское общество? И на какой из двух основных приведенных разрядов оно на самом деле ориентируется — на тех, кто по-настоящему есть или стремятся по-настоящему быть? Или на тех, кто не хочет (не может) по-настоящему быть, а стремится казаться, симулировать, имитировать, маневрировать и уютно сидеть в чужих санях? Каково, к примеру, истинное качество информации, которой мы питаемся? Какая лечит, а какая калечит? И как простому смертному её потребителю отделить зёрна от плевел? Ведь не только провизоров имел в виду Михаил Жванецкий, восклицая: «Тщательнее, ребята — потравим друг друга!».
А разве не вопрос нашей современности — почему общества так терпимо к этим «кожзаменителям», к откровенным суррогатам государственных и общественных деятелей разных уровней, учителей, журналистов и прочих сограждан, по определению имеющих существенное влияние на жизнь всех и каждого?
В данном случае я это — к тому, что уже более пяти лет многие представители украинской молодежи вооружены лозунгом: «Fake it till you make it» (с англ. буквально — «Притворяйся этим, пока не сделаешь это правдой!»). Что таит в себе это убеждение, каковы последствия для приверженцев идеи — да и для всех остальных?
Наш специальный корреспондент побеседовал на эту тему, с последовательницей Венецианской школы Прикладных наук, эксперта-психосамолога, научного ассистента PhD Олега Викторовича Мальцева в НИИ «Памяти» и научного редактора в журнале «Экспедиция» — Ирины Игоревны Лопатюк.
Справка:
Прикладная наука — наука достижения результатов. Наличию прикладной науки сегодня мы во многом обязаны нашим соотечественникам, выдающимся советским ученым, военным академикам: генерал-лейтенанту Алексею Самуиловичу Яковлеву и генерал-лейтенанту Григорию Семеновичу Попову. Академик Яковлев занимался исследованиями в области сознания человека, академик Попов — линией памяти. О них сказано и написано немало, не сказано и не написано ещё больше. Здесь же вполне достаточно подчеркнуть: методики и разработки этих выдающихся учёных позволили – ни много, ни мало, — выиграть… вторую мировую войну.
В рамках рассмотрения понятия прикладной науки, необходимо выделить несколько направлений: исследование памяти, реставрация знаний, наука выполнения задач (НВЗ), исследование психики человека.
Психосамология (Х’арийская медицина) — это наука о самостоятельной тренировке и работе над собой с целью достижения результатов, состоящая из свода инструментов, методик и технологий, которые позволяют человеку в сжатые сроки повысить уровень подготовки до состояния абсолютной результативности и многофункциональности.
Олег Викторович Мальцев — ученый с мировым именем, академик УАН, доктор философии, кандидат психологических наук, руководитель одесского регионального отделения «Украинская Академия Наук», руководитель НИИ «Памяти», реставратор фундаментальной прикладной науки выполнения задач, действительный член АПА (Американская психологическая ассоциация), действительный член редакционной коллегии международного научного журнала «Fundamental and applied researches in practice of leading scientific schools», награжден Медалью Выготского в области психологических наук.
Научно-популярный журнал «Экспедиция». Научный мир сквозь объектив фотоаппарата (ISSN 2699-8815)
— Ирина Игоревна, откуда и у кого изрядная часть нашей молодёжи позаимствовала лозунг «Fake it till you make it» — «Притворяйся этим, пока не сделаешь это правдой»? И кто они, эти люди, живущие вышеупомянутым лозунгом?
— Как известно, нет ничего нового, чтобы не было далеко забытым старым, всё прокручивается и выходит на круги своя. Начну с истории. Было дело в моей грешной жизни, полгода прожила в США. Умолчу причины пребывания в этой знаменательной стране. Скажу только, что работала там и поступала на обучение. На одной из работ в штате Мэриленд, в городе Джорджтаун находились якобы именитые товарищи, крупные маститые дядьки, рассказывающие о том, как надо правильно жить. Они давали часовой мастер-класс по поводу того, как правильно проводить презентацию, что я и переводила на русский язык. Вы же понимаете, презентация для американской общественности — один из рычагов создания управления общественным мнением. Целое искусство, они его любят и культивируют чуть ли не с самого детства. Один из ведущих предметов в американской начальной школе — презентация. У них в обществе существует определенная догма, которая с пятилетнего возраста массированно воспитывается: неважно что ты говоришь, можешь нести всякую ерунду. Важно, как ты это говоришь. Главное, чтобы было максимально убедительно.
Эти знаменитые товарищи рассказывали одну простую вещь: суть power of presentation (с англ. — силы презентации) заключается в том, как ты подаешь информацию. Твоя задача make rest of the crowd and believe what you say (с англ. — собрать толпу и верить в то, что ты им говоришь) и всё. Неважно насколько ты эксперт или не эксперт, разбираешься в вопросе или нет. Существует понятие, превалирующее в американском консенсусе, — логика достаточной очевидности — если ты лепечешь так, что у тебя из-за щёк летят миллиарды слов, объединяющиеся в один словесный поток, ласкающий уши слушателей, снабженный историями и шутками, то ты на пути овладение силой презентации. Ты должен войти в колею того, что рассказываешь, прочувствовать и стать этим.
В лозунге, о котором – речь, нет ничего нового. Во все времена, это объединяется одной догмой, — логикой достаточной очевидности. Если люди видят игру и то, как ты строишь из себя невесть что, то их убеждает в том, что ты — профессионал. И глубоко разбираешься в вопросах, которые освещаешь. Почему? Да потому, что ты нравишься. Весь пузырь держится на одном простом принципе в силу того, что люди не умеют отделять зёрна от плевел, отличать истину от лжи. А соответственно, всё, что они умеют — это ориентироваться исключительно бессознательно, по принципу «нравится» или «не нравится». Ты должен нравиться публике, сыграть так, чтобы ей зашло. Так и говорят: меня зацепило.
— Как вы думаете, почему это утверждение нынче настолько популярно среди многих представителей молодого поколения?
— Оно как было популярным среди определенной прослойки людей, так и остаётся, слегка видоизменяясь из поколения в поколение. Как говорил великий академик Григорий Семёнович Попов: «нет ничего такого, что нельзя было бы довести до крайней степени абсурда». Со временем, всё только становится абсурднее и абсурднее. Если раньше говорили: «Делай представление и играй так, чтобы остальные тебе поверили» — это определённая ретрансформационная догма, уходящая корнями в театральное искусство. И можно было бы предположить, что это каким-то образом относится к ролевому моделированию, но все далеко не так, мы имеем дело с простейшими рефлекторными показателями: «нравится», «не нравится». Если мне нравится спикер, то всё, что он говорит, мне тоже будет нравиться, и я буду воспринимать его слова за чистую монету. Так это работает на самых низких диапазонах восприятия человека, живущего на уровне подмены понятий в автоматическом режиме.
— Речь идёт о бессознательном, неосознанном или вполне сознательном обмане и самообмане? И может ли, в первом случае, наступить такой момент, когда эти люди поймут, что они обманщики, устыдятся и покаются?
— Знаете, тут только одна мысль: даже в 21-м высокотехнологичном веке, когда мы развиваемся великолепными темпами и запускаем ракеты в космос, и скоро будем шнурки завязывать силой глаза или чайник включать силой мысли, что-то не похоже, что Царствие Небесное как-то близко. Я думаю, такой момент, теоретически говоря, может наступить. Но опять-таки, для кого? В нашей школе прикладной науки принято: каждый человек отвечает за свою жизнь сам. Ты можешь быть самым лучшим экспертом, у тебя может быть семья, море друзей, но понятие ответственности всё расставляет на свои места. Ты сам в никто кроме тебя, даже Господь Бог за это не отвечают.Только сам человек делает выбор — быть ему человеком результативным или подобием человека — автоматической конструкцией, тут всё очень просто.
Кстати говоря, есть такое выражение: «it’s like a power of choice» (c англ. — сила выбора) — это всё равно что пересказ шекспировского Гамлета: «to be, or not to be, that is a question» (c англ. — быть или не быть, вот в чем вопрос). Поэтому, я не думаю, что такое время когда-нибудь наступит, это вряд ли. Только сам человек в силах изменить что-то в своей жизни. И когда он начнет ее менять, то есть менять к лучшему, работая над собой, проявляя и развивая новые способности, обретая навыки, у него, — как следствие, появятся новые перспективы и изменится взгляд на жизнь.
— Как Вы бы могли охарактеризовать приверженцев этой идеи?
— Это самооправдание современных людей, настроенных на то, чтобы ничего не делать. Принцип: «Зачем мне долго-долго учиться, обретать какие-то навыки, прилагать усилия и всё остальное? Если я могу просто притвориться и копировать что-то или кого-то, не быть, а казаться профессионалом — это же линия минимального сопротивления. То есть я специально делаю выбор, потому что он мне нравится, более того, так делают все. Тут хорошо очерчен диапазон автомата — циничной подмены понятий. Вот и всё – «Я просто копируют других».
— Как вы полагаете, что послужило причиной такого помешательства некоторых людей? И каковы могут быть последствия?
— Безусловно: современная система работы с информацией и ее донесение. Что сегодня делают многие дети? Они не висят на турниках, не играют в «казаки-разбойники», а сидят в электронных устройствах. В интернете у них целая индустрия, которая стала, на мой взгляд, субкультурой или таковой оформляется на данный момент — это фото, видео, увлечение компьютерными играми, наличие технологии виртуальной реальности и многое другое. Дети уже живут в интернете. И понятное дело, если в сети с утра до вечера «лидеры мнений» рассказывают о том, что тебе не надо утруждаться, забивать мозги школьными предметами: математикой, анатомией бери видеокамеру, она у тебя под рукой в мобильном телефоне, начинай снимать и выставлять контент в социальные сети. Что ты сидишь, занимаешься глупостями? И всё это, многократно повторяется с определенной долей абсурда, чем дальше, тем хуже. Вы посмотрите — какую среду им предлагают: путешествия, солнце, бесплатные подарки, а твоя задача — только красиво все показать. Что им сегодня обещают? Что тебе не придется ничего делать. Тебе даже работать не надо. Живи, путешествуй, радуйся жизни. Не производи! Потребляй! Это определенный стиль жизни, который многие хотят и желают быть частью подобной субкультуры. Вокруг — миллионы авторитетов, действительно существующих, они носят очень дорогие часы, ездят на дорогих машинах, и рассказывают с утра до ночи о бессмысленности подлинного образования и легких деньгах. Совершенно понятно, что ребёнок будет к этому тянуться, если у родителей нет реальной, влияющей системы воспитания, как таковой. Ни контроля, а именно воспитания. Если человеку не даются другие примеры, то у него и понятий как таковых нет: ни чести, ни достоинства, ни ответственности, ни перспективы, ни будущего… Есть, конечно, редкие-уникальные случаи. Но в общем-то в народе не зря говорят: яблоко от яблони…
Что касается детей и подростков, давайте не будем забывать, что это определенного рода категория людей, которая на самом деле бывает очень зла, мстительна, они часто издеваются друг над другом. И если ты в чем-то не такой, как все, всего этого не исповедуешь, тебе нравится совершенно другое, например, книги о драконах, о пиратах, о космонавтах, сверстники начнут считать, что у тебя, возможно, с головой что-то не в порядке, будут унижать и говорить: та ты что? Посмотри, послушай Катю Клэп или ещё кого-то, какие они крутые, а ты занимаешься всякой ерундой. И ребёнку, даже если у него совершенно другое восприятие, становится страшно, потому что он один против группы. Бывает, что такие дети начинают строить из себя то, кем они не являются, потому как не хотят, чтобы эта группа их поглотила, унижала и издевалась. Вы ведь в начале очень точно заметили: нельзя жить в обществе и быть свободным от его законов – писаных и неписаных. Ну, то есть, кому-то это дано. Но – не всем…
Продолжение следует…
Виктория Флинт
One thought on “Fake it till you make it… Часть первая”