Я – часть той силы, что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.
Гете. «Фауст»
Кто не слышал библейский миф о Каине и Авеле? Вероятно, даже тому, кто совершенно далек от религии, довелось соприкоснуться с проявлениями этих фигур в литературе и искусстве. Несколько менее заметным, но неизменным образом встречаются наклонности этих ветхозаветных персонажей в судьбах очень многих землян. Неспроста символичными – в плане добра и зла, — стали имена и судьбы Каина и Авеля. Дошли они до наших дней в разных вариантах и трактовках, однако – бессмертны. Припомним:
Каин и Авель — дети Адама и Евы. Старший сын Каин возделывал землю; стало быть, был земледельцем, землепашцем, хлеборобом. Агрономом. Человеком земли. Человеком оседлым. Младший, Авель, пас стада. И значит, был скотоводом, животноводом. Ветеринаром. Постоянно перемещался. Кочевал. Однажды, в соответствии с требованиями веры, братья принесли Богу жертвы: Каин — плоды своих посевов, Авель — первенцев животных своего стада. Жертва Авеля была принята Богом, а жертва Каина отвергнута. Каин, которого обуяла зависть к брату, ушел от душевного этого дискомфорта просто: убил Авеля. А совершив это преступление, был вынужден удалиться. Однако мудрый Бог почему-то не пожелал смерти Каина. В те времена «Зуб за зуб, око за око» было правовой нормой. А вот Каина сие не коснулось. Почему? Трудно сказать. Ясно, однако, что нас не спросили. И для того, чтобы старший сын Евы не был убит в изгнании, Бог сделал ему знак — «Каинову печать» — и объявил, что если кто-то убьет Каина, ему «отомстится всемеро». Имя Каина стало нарицательным, означает «изверг», «преступник», «вероломный убийца». Имя же Авеля символизирует добро, первую жертву, праведность.
Каин и Авель
Мотивы конфликта Каин-Авель запечатлены и в архитектуре – возьмите рельефы на фасаде кафедрального собора в Линкольне (Англия, ок. 1145 г.), на капитуле собора в Солсбери (Англия, XIII век), на бронзовой двери собора Санкт-Михаэль в Хильдесхейме (Германия, IX-XI вв.): божья рука указывает на жертву Авеля; витражи собора Шалон-сюр-Мари (Франция). Известна группа из двух фигур в мраморе итальянского скульптора Джованни Дюпре (1817-1882) (Эрмитаж, Петербург) и, наконец, знаменитая картина Тинторетто «Каин убивает Авеля» («Галерея Академии», Венеция, 1550-1553. Вообще говоря, сюжету этому в искусстве и литературе не счесть числа. К ним обращались Лермонтов («Два брата»), Салтыков-Щедрин («Господа Головлевы»), Лесков («На ножах») и, как говорится, др.
Сторона изображения бронзовых дверей собора в Хильдесхайме
Мифы, легенды, исторические события, передаваясь из поколения в поколение, сохраняются в мировой памяти и находят отражение в психике отдельного человека и людских сообществ. Фигурируют эти персонажи и их, можно сказать, эффекты в разных школах и направлениях психологии.
В данной статье читателю поведает о своём взгляде на некоторые явления и вопросы Александр Николаевич Сагайдак — кандидат психологических наук, юнгианский аналитик, гипнолог, руководитель Психолого-философского общества, преподаватель в Ассоциации Теурунг, преподаватель психологии, антропологии, социологии. Материал этот учёный представил в рамках мастер-класса «Одесского психолого-философского общества». Есть у нас возможность – познакомиться и со взглядом швейцарского психолога и педагога Мартина Ахтниха, описанный в книге ««Профессиональный фото-тест. Проективная методика для определения профессиональной предрасположенности».
Сагайдак Александр Николаевич
Материалы Александром Николаевичем были представлены в контексте рассмотрения комплекса неполноценности, поскольку, согласно исследованиям, эти два радикала – Каин и Авель, — имеют непосредственное отношение к формированию ядра данного комплекса. Как отметил Александр Сагайдак, существует два основных взгляда на комплекс неполноценности: первый рассматривает сей комплекс как негатив, от которого нужно избавиться, второй, более выраженный в аналитической психологии и судьбоанализе, полагает ядром комплекса неполноценности именно уникальную индивидуальность человека, то, что мы называем аутентичностью. Приведу определение комплекса неполноценности, принадлежащее Александру Николаевичу, поскольку из этой формулы будет проистекать понимание радикалов Каина и Авеля:
«Комплекс неполноценности – это трагическая непохожесть человека на весь окружающий мир. Ощущение своей инаковости, которая при максимальном погружении воспринимается как непреодолимая. Ощущение такой глубины своей индивидуальности, которое никогда не будет понята ни самим человеком, ни социумом на 100%. Такое ощущение экзистенциального одиночества своей аутентичности, которое, как ни старайся, не будет приспособлено к окружающему миру, и является ядром комплекса неполноценности».
Исследования данного направления показали: во глубине комплекса неполноценности человека находится своего рода чужак и не один, а два – это фигуры Каина и Авеля.
Пост-юнгианец Дональд Калшед проводил аналогичное исследование. Он описывал фигуры инфантильно-уязвимого эго и преждевременно адаптированного эго. Разница между этими фигурами заключается в том, что первая фигура стремится к слиянию с окружающими миром, но осознает невозможность этого слияния, потому что его индивидуальность оказывается слишком чужда и непонятна, а иногда даже и угрожающа для окружающего мира. Другая полярность, преждевременно адаптированное эго – это стремление человека изменить и себя, и окружающий мир, для того чтобы как-то избавиться от чувства отчуждения. С одной стороны, это огромное чувство вины, а с другой – масштабные притязания на то, чтобы завоевать свое место под солнцем и добиться признания в окружающем мире.
Между двумя вышеописанными эго и радикалами Каина и Авеля, как пояснил Александр Сагайдак, прослеживается очень четкая связь. Он их описал так:
«Каин – это чувство вины и связанное с этим чувство преодоления. Это своего рода чувство обречённого, который, вопреки всему, стремится сделать невозможное. В основе этого желания сделать невозможное лежит побуждение искупить неискупаемую вину. Это «каинова печать», «каинов грех» — когда человек ощущает себя виноватым не за то, что он сделал или не сделал, а за то, каков он есть на самом деле. Он чувствует себя виноватым за своё естество, за свою природу, и пытается изменить свою природу. Авель – это ощущение своей глубинной правоты и естественности. В своем самоощущении, выражая свое естество, человек не может быть неправ. Например: «я женщина, и значит, я права». Авель — это состояние человека, который ощущает свое глубинное право быть таким, какой он есть, и ждёт от мира такого же принятия. Так как он принимает себя, то он ожидает, что и мир должен принять его».
Под влиянием этих двух радикалов и связанных с ним двух полюсов аутентичности человек приходит к диссоциации личности. У ребенка эта диада формируется в дошкольном возрасте, по мере взросления становится глубоко бессознательной и влияет на сознание с особенной силой тогда, когда препятствия и боль, с которыми сталкивается человек, воспринимаются им как субъективно непереносимые и, главное, не обнаруживающими смысла.
При сильных, разрушительных психотравмах у человека утрачивается чувство идентичности. Он не понимает, кем и каким он должен быть, чтобы это всё преодолеть. Когда человек погружается в такой смысловой вакуум и в утрату собственной идентичности, появляется фигура Каина, что проявляется в ощущении неискупаемой вины и ощущении себя изгоем. Человеку кажется, что то, что с ним произошло закономерно. Происходит заполнение смыслового вакуума и, как бы это дико не прозвучало, к человеку приходит чувство облегчения, потому что ему становится понятно, что происходит.
Как отметил Александр Николаевич, фигура Каина, хотя может быть и фигура Авеля, со временем проецируются на внешнее окружение. Любой человек, у кого есть эта внутренняя диада, минимум на одного человека, а на самом деле и большее число личностей проецирует эту внутреннюю фигуру. Как правило, это предложение принимается, и образуются отношения, основанные на моральном садомазохизме или созависимые отношения. Это объясняет ту ситуацию, когда личность, внутренне содержательнее, умнее и даже успешнее, находится в позиции жертвы у личности, которая, как искренне удивляются все окружающие, ему даже в подметки не годится.
В большинстве случаев причиной является то, что человек делегировал внешнему лицу ту власть, которую над ним имеет внутренняя фигура, то есть власть внутреннего садиста. Как пояснил Александр Сагайдак, если человек начинает преодолевать влияние внутренней фигуры садиста, то тот человек, которому была делегирована власть, теряет ее на процентов 70.
Данная вынуждения дисгармония личностного развития является неким испытанием, или этапом взросления, после которого человек должен вернуться к интеграции личности.
Согласно же психологии Мартина Ахтниха, которая является продолжением психологии побуждений Липота Сонди, рассматриваются фигуры Каина и Авеля, как две тенденции одного социального фактора в структуре психики человека. Мартин Ахтних описал характер людей, которым в большей степени присущ тот или иной радикал. Хотя, некоторые люди обладают и двумя радикалами, и они могут изменять свое поведения от Каина к Авелю и наоборот. Поскольку основным направлением исследования Мартина Ахтниха все же было профессиональное ориентирование, то, помимо характеров этих двух внутренних фигур, читатель узнает, к каким видам деятельности предрасположен человек, у которого преобладает один из двух радикалов.
Требования Каина: «Тенденция к злу, чтобы не было перегруженности от ярости, ненависти, гнева, мести, несправедливости, нетерпимости».
Требования Авеля: «Тенденция к добру, коллективной справедливости, терпимости, доброте, полезности, благочестию».
Внутреннюю фигуру Авеля Мартин Ахтних описывает, как человека, который всегда готов прийти на помощь, поддержать, выразить сочувствие, сострадание и милосердие. В профессиональной деятельности эти люди помогают другим справиться со страданиями, трудными критическими ситуациями, душевными проблемами и переживаниями. Они предрасположены к значимой деятельности, где можно реализовать дело жизни. Они обладают внутренними принципами и чувством долга. Они стремятся решать великие проблемы человечества, вопросы добра и зла, свободы и принуждения, эгоизма и альтруизма.
Однако Мартин Ахтних не видит в радикале Авеля «чистое добро», поскольку он дает чувство неуверенности, и человек не может проявить агрессию, постоянно ее прячет, потому что считает ее «злом» и предпочитает всегда выглядеть прилично и правильно. Поэтому он в подавляющем большинстве случаев следует общепринятым морали и нормам. Профессии, которые выбирают эти люди: врач, медсестра, директор интерната, миссионер, священник, проповедник, учитель, психолог и другие, социально направленные виды деятельности.
Учитель
Люди радикала Каина являются лидерами в бизнесе, политике, строительстве, организаторами производства, у которых есть не только идеи, рациональные планы, но и духовная энергия для их реализации. Хоть они и являются властными людьми, но их личное тщеславие может играть определенную роль, и выражается это в том, что они делают не только для себя, но и для общества. Эмоциональность и импульсивность, присуща данному типу людей, является одновременно и силой, и слабостью. Радикал Каина характеризуется движением и энергией. Движущая сила и стремление к деятельности объединяются в общем направлении. Все ориентировано на будущее, новое, грядущее, достижение целей, поэтому направлено против существующего, поэтому оно убирается в сторону или побеждается в поединке. Такое отношение ведет к жизни, полной борьбы и постоянных решений.
Для такого человека характерно брать на себя ответственность, добивается самостоятельности и независимости. В тоже время профессиональное подчинение трудно переноситься и часто приводит к конфликтам. Возможны импульсивные, неконтролируемые аффекты и действия в состоянии аффекта, которые могут привести к преступлениям. Взрывной характер Каин можно направить в правильное русло на достижение положительных целей. В дополнение к его интеллектуальной деятельности (что является далеко не всегда на первом плане), ему нужна двигательная активность. Настойчивость, которой обладают эти люди, ценится на рабочем месте. Религиозный аспект Каина выражается как праведное рвение, также как святая ярость. Боевое оружие, завоевания, начало различных культур, новаторский дух многих народов связаны с характером радикала Каина.
Положительными социальными функциями Каина считается, что без противостояния и революций, без «жестов» и политических убийств, и всех многочисленных войн, проводимых военачальниками и «героями», не было бы истории человеческого общества. Каин может сказать «нет» какой-то текущей ситуации, но он всегда принимает активные изменения и инновации. Он не только разрушительный, но и конструктивный. Если его что-то не устраивает, то это будет тотчас изменено. Он не останавливается на разговорах, а начинает сразу действовать.
Радикалы Каина и Авеля — это всего лишь части психической структуры человека, однако, как правило, у человека они не интегрированы в единую систему, что впоследствии проявляется как акцентуация характера или различные комплексы.
Следует отметить, что радикал Каина человека движет к руководящим и динамичным профессиям. Среди них: менеджеры, руководители предприятий, политики, новаторы, революционеры, военачальники, профессии авиации, судоходства, лидеры экспедиций. И это лишь небольшой перечень.
Летчик
Приведу цитату из книги Мартина Ахтниха:
«Разделение кажущегося единства человека на многие фигуры приводит к тому, что человек сходит с ума, в науке это называется — шизофрения. Наука права, поскольку множественность без управления, без определенного порядка и группировки, является неуправляемой. С другой стороны, она ошибается в том, что она считает, что возможен только единый, обязательный, пожизненный порядок многих «Я».
Мартин Ахтних вводит понятие «искусство строительства». И этим утверждает: даже, если человек испытал распад личности, то есть «Я», то части можно собрать в любом порядке, тем самым достичь бесконечного разнообразия жизни. Как автор создает драму из множества фигур, так человек может создавать бесчисленное множество разнообразного «Я».
Подписывайтесь на наш Telegram канал: https://t.me/lnvistnik
Автор Анжела Хамицевич