При одесском региональном отделении Академии Наук Украины учреждено и приступило к работе гуманитарное общество.
- НАУКА И НАУКИ…
Об этом явлении мы обычно говорим и пишем в единственном числе: «Наука». Но кто же не знает о том, что наука — понятие столь же древнее, сколь и широкое. Даже если опустить наукоподобие, наукообразие и переносные варианты смысла («Впредь наука будет!», «Мои университеты», «Письмо учёному соседу» и проч., т.п.), всё едино – считать эти самые науки, не пересчитать. Физика – скажем, не то, что химия. Притом, что имеются и физическая химия, и химическая физика. Не много общего у математики и киноведения. Астрономия и история близки названием – от «Астры», «Истры», «Иштар», «Ишатар», «Эстер», «Эстеллы», то есть, от «Звезды», но занимаются совершенно разными вещами: одна увлекает нас в бесконечные глубины космоса, другая – назад, в прошлое народов грешной Земли нашей. Жизненный путь автора этих строк привёл его когда-то в одну из таких сфер, которая принадлежит семье гуманитарных наук.
Полезно напомнить: гуманита́рные нау́ки (от humanus — человеческий, homo — человек) — такие, которые фокусируются на человеке и его жизнедеятельности в обществе. Возникли они некогда, как логическое продолжение схоластики. Словечком этим в современном простонародье нередко именуют путанность, оторванность от жизни, отвлечённость суждений и прочую мертвечину. Но изначально речь шла о явлении вполне научном, синтезирующем теологические, догматические предпосылки и рационалистическую методику, моменты формальной логики.
По объекту, предмету и методологии изучения гуманитарные науки нередко отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь наукам естественным. В гуманитарных науках если и важна точность, скажем, описания исторического события, то ещё более существенна ясность понимания причинно-следственной связи, сути и перспективы этого события.
А гуманитарные науки? В этой категории вы встретитесь с некоторыми разделами философии, с культурологией, религиоведением, филологией, лингвистикой, литературоведением, искусствознанием, отчасти (во взаимодействии с социальными науками) с историей, психологией, антропологией. В этом ряду и этнография, когнитивистика, ряд других, неконвекциональных дисциплин — например, весьма актуальное изучение метаморфоз человека и человечества под воздействием техносреды (техногуманистика).
Обратимся к истокам: на основе классификации наук Ф. Бэконом, французский просветитель Д’Аламбер первым объединил логику, историю, юридическую, экономическую и политическую науки, литературу и искусство в науку о человеке, основав сегодня вполне традиционные явление и понятие «гуманитарные науки». В связи с этим, французские школы, в особенности частные, начали структурное реформирование научной системы, разделяя гуманитарные и технические науки. Современным поборникам реформ будет особенно интересно узнать о том, что ещё в начале XIX века вводились тесты на определения склонностей детей либо к гуманитарным, либо к техническим наукам. После чего составлялись расписания определенным группам. Хоть и следует заметить, в то время практика сия особого успеха не возымела.
Гуманитарные науки начинают складываться в институализированные (университетские) дисциплины только в XIX веке: гуманитарный комплекс объединяется под названием «науки о духе» (Geisteswissenschaften). Широкое хождение оборота «Наука о духе» приобретает благодаря работе В. Дильтея, которая так и называется: «Введение в науки о духе» («Einleitungindie Geisteswissenschaften», 1883), в ней проводится обоснование методологических принципов этой науки. Дильтей в своих работах рассматривает ряд вопросов, лежащих в основании «наук о духе» (скажем, историчность этих наук, их языковая природа, а также проблемы переживания и понимания). В самом начале работы он отмечал: если до начала XVIII века над науками об обществе и истории довлела метафизика, то уже с середины этого столетия они попали в столь же безысходное подчинение к естественным наукам.
2. ЧЕМ РАЗДЕЛЬНЕЕ, ТЕМ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЕЕ…
Обращу-ка я ваше внимание на трансформацию традиционного разделения наук, ведущего свою историю от Аристотеля по линии Кант — Коген — Бахтин. А именно — разделение логического, этического, эстетического и совершенно особым образом религиозного опыта ответственности. Уточним:
- В логике рассматриваются причинно-следственные отношения объективного в смысле естественно-научной рациональности, в этом отношении мир анализируется с позиции субъекта, который определяет и упорядочивает объекты мира сущего. В некотором роде, это определённый масштаб отношения к миру явлений, как ко всеобщей и абсолютной субстанции.
- В этике отношение к другому, как к самому себе, в этой области формулируются значимые нравственные максимы и ссылки на авторитет.
- В эстетике речь идет об отношении автора и героя, зрителя и произведения. В этом плане всегда сталкиваются два несовпадающих друг с другом сознания, где одно завершает другое во всех трансгредиентных (фон, образ, художественное оформление и пр.) моментах.
- Область религии коррелирует с этическим, но выходит за пределы этого разделения, поскольку речь идет об общении с Богом (в том числе чтение религиозной литературы, форма этого общения и проч.).
Здесь, в первую очередь, мы имеем дело с когеновской идеей заданности исследования выбранным способом и отношением к описанию или же, говоря словами Г.Когена, «методология подхода конституирует предмет исследования».
В статье «Время картины мира» Мартина Хайдеггера мы читаем о том, что в гуманитарных науках критика источников (их обнаружение, выборка, проверка, использование, сохранение и истолкование) соответствует экспериментальному исследованию природы в науках естественных.
М. М. Бахтин в работе «К философским основам гуманитарных наук» пишет: «Предмет гуманитарных наук — выразительное и говорящее бытие. Это бытие никогда не совпадает с самим собой и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении».
Но основная задача гуманитарного исследования, по мнению Бахтина, заключается в проблеме понимания речи и текста как объективаций производящей культуры. В гуманитарных науках понимание проходит через текст — через вопрошание к тексту, чтобы услышать то, что может только сказаться: намерения, основания, причины цели, замыслы автора. Это понимание смысла высказывания движется в модусе анализа речи или текста, событие жизни которого, «… его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов» (встреча двух авторов).
Таким образом, первичной данностью всех дисциплин гуманитарного спектра наук является речь и текст, а основным методом становится реконструкция смысла и герменевтическое исследование. Ключевая проблема интересующих нас в данном случае гуманитарных наук — проблема понимания. М. Н. Эпштейн в своих книгах по теории этого научного разряда характеризует их как саморефлективные: в них сам субъект познания — человек и человечество — становится предметом изучения. «Парадокс самореференции стоит в центре гуманитарных наук, определяя сложное соотношение их гуманитарности и научности. Гуманитарные науки изучают самого изучающего, именуют именующего…». Поэтому в гуманитарных науках «…человековедение неотделимо от человекотворчества. Субъект человековедения потому и не может быть полностью объективирован, что находится в процессе становления, и каждый акт самоописания есть и событие его самопостроения. В гуманистике человек не только открывает нечто в мире субъектов, но и производит в ходе самопознания собственную субъективность». Как отмечает Н. И. Басовская: «Гуманитарные науки отличаются интересом и вниманием к человеку, его деятельности, и в первую очередь — деятельности духовной». По Г. Ч. Гусейнову — «гуманитарий занят научным изучением результатов художественной деятельности человека». Согласитесь, наиболее концентрировано этот принцип выражен в науке искуссвоведения.
К. О. Апель в работе «Трансформация философии» (1973) пишет следующее: «Эти дисциплины, например, разновидности филологии, просто-напросто не входят в теорию науки неопозитивизма — обстоятельство, которое, конечно, может быть связано и с тем, что в англоязычных странах «humanities» — «гуманитарные дисциплины» — всё ещё понимаются из донаучного горизонта гуманистических «artes» — «искусств», — в частности, риторики и критики литературы, тогда как понятие «science» — «науки» — продолжает ориентироваться на идеал естественно-научного метода. Само собой, разумеющаяся предпосылка законосообразного (причинного или по меньшей мере статистического) «объяснения» объективных процессов как единственная мыслимая цель научного познания господствует в неопозитивистской теории науки даже там, где она явным образом обращается к возможности «понимания» человеческого образа действий.
Цель гуманистики — самосознание и самотрансформация человека, причем не только индивидуума, но и его сообществ, вплоть до всего человечества. Технологии шагнули очень далеко вперёд. Гуманитарные науки, не ограничиваясь чисто исследовательским подходом, призваны изменять то, что они изучают. Отсюда один из самых острых методологических вопросов: о практическом, конструктивном потенциале гуманитарных наук, об их воздействии на сознание общества, на этику, на культуру, литературу, искусство, язык. Если естественные науки преобразуют природу посредством техники, а социальные науки преобразуют общество посредством политики, то гуманитарные науки еще только находятся в процессе разработки методов своего практического воздействия на культуру.
- НАУКИ — БРАТЬЯ и СЁСТРЫ…
Исследователи говорят, что современное общество ориентировано на STEM-образование. То есть, акцентирует на важности изучения технологий, которые и определят будущее нашей планеты. Ещё недавно практика эта называлась ранней профориентацией. С соответствующими акцентами. Но… понадобятся ли в сверхтехнологичном мире философия, музыка, литература, изобразительное искусство и другие гуманитарные науки? Стоит ли их вообще изучать? В связи с этим можем предложить материалы современной научной конференции, состоявшейся на Global Education & Skills Forum в Дубае. Профессор Лондонского университета Сара Черчвелл, исследуя общественное мнение относительно гуманитарных наук, отмечает — «тренд современного образования — значительный акцент на точных и естественных науках. И было бы глупо отрицать их необходимость. Однако в обществе сложилось ложное представление об истинном положении вещей. Политические деятели вольно или невольно пытаются сформировать у молодежи пренебрежение к гуманитарным наукам — по их мнению, неважным. Это реальность, которую я наблюдаю в культуре. Мы ошибочно полагаем, что гуманитарные науки и STEM — противоположные полюса образования. Мы не должны отговаривать молодежь от того, что ей интересно, отбивать интерес к тому, что нравится, потому что мы не знаем, к каким грандиозным сдвигам это может привести. Необходимо предоставить людям возможность свободно и независимо выбирать сферу интересов. Меня, как профессора по вопросам общественного восприятия гуманитарных наук, — отмечает она, — часто спрашивают о самом определении этого термина. Безусловно, их много, но я всегда отвечаю, что точные и естественные науки изучают мир природы, а гуманитарные науки изучают мир человека в природе. Лично мне это определение нравится тем, что оно намекает на взаимозависимость между этими двумя группами».
Люди — существа природные, но они также создают свой, человеческий мир в этой природной среде. Поэтому важны все науки. Мы не сможем решить глобальные проблемы человечества без использования знаний как гуманитарных, так и точных наук. Например, справиться с проблемой изменения климата можно только понимая, как разные культуры реагируют на это изменение. А множество конфликтов нельзя урегулировать без достаточных знаний о религии и языковых особенностях участников, об истории регионов, о контексте возникновения этого конфликта. Идея того, что гуманитарные науки — неважны, исходит из представления о том, что значит быть продуктивным членом общества. И большинство говорит, что невозможно разбогатеть за счет гуманитарных наук.
Но, возможно, вы недавно слышали новость о том, как человек по имени Бен Милер предоставил Университету Джона Хопкинса $75 млн на изучение философии. Что должны знать и уметь ученики в 2018 году: рекомендации PISA все обсуждали, что для исследования в области философии это значительные средства, но никто не уточнил того, что этот человек заработал свое состояние, которое теперь может пожертвовать, именно изучая философию. Небольшой обзор показал еще несколько примеров успешности людей и их специализаций: Барак Обама изучал политологию и английскую литературу, Хиллари Клинтон — политологию, Эмманюэль Макрон — философию, Тереза Мэй — географию. А большинство британских политиков изучали PPE (Philosophy, Politicsand Economics).
О том, что гуманитарные науки наравне с точными и естественными способны привести общество к обогащению, свидетельствует история и годы опыта. А вот то, что утилитарный выборочный акцент способен на такие же результаты, еще не доказано. Председатель Королевского колледжа музыки США Пол Гриффитс отмечает: есть понимание того, что развитие технологий поможет избавиться от рутинных процессов. Таких, как длинные очереди, постоянно возникающие, например, в любом аэропорту. Мы стараемся избежать всех этих неудобств, используя технологические достижения. И в этом человечество всё больше и больше окружает себя всё более сложной техникой. Но людям не очень-то и нравится, когда их обслуживают машины. Мир не вполне готов к такому окружению.
Поэтому стоит улучшить сервис, добавить больше вдохновения и человечности, поощрять людей больше взаимодействовать друг с другом. Именно это станет ключевой задачей в будущем. И именно гуманитарные науки могут поспособствовать этому взаимодействию.
Я бы советовал не отвергать гуманитарные науки, а сделать их основой развития качественной повседневной жизни. Доказано, что изучение искусств способствует академической успеваемости учеников. Так, в Массачусетском технологическом институте проводили эксперимент по обучению девочек 12-15 лет математике с помощью танцев. Ведь математика, так же, как и танец, является универсальным языком, позволяющим с помощью четко определенных действий выразить себя. Благодаря этому, девочки улучшили результаты по математике на 273%. Если вы сторонник STEM-образования, просто добавьте к нему искусство, и вы будете поражены эффективностью. В искусстве нет единоправильных ответов. Ученики должны анализировать то, что они видят перед собой, тренировать понимание. Это помогает человеку развиваться, понимать других, воспитывает эмпатию и умение действовать в условиях неопределенности. И это навыки, которые понадобятся в будущем, потому что никто точно не знает, каким оно будет.
Британский философ Джулиан Баджини задает вопрос, почему нам всегда нужно оправдывать важность гуманитарных наук, показывать их преимущества? Почему мы не можем ценить их просто за то, что они есть? Каждое исследование теперь обязательно содержит подраздел о нейронаучном аспекте, когда при сканировании мозга было обнаружено, что, скажем, прослушивание музыки Моцарта влияет на определенную часть мозга и имеет какие-то практические полезные последствия. Это неправильно. Экономическое развитие и технологии — это лишь инструменты деятельности. Целью нашего будущего является становление цивилизованного общества. А оно невозможно без гуманитарных наук. Если считать, что люди должны заниматься только тем, что является практичным и дает экономическую выгоду, тогда возникает вопрос — кто захочет жить в таком мире?
- НЕЗАБЫТО СТАРОЕ…
В этом смысле, развивая европейские традиции гуманизма, 23 октября 2019 года в Одесском региональном отделении Академии Наук Украины состоялось первое заседание Гуманитарного научного общества. Оно является правопреемником Общества правоведения и государственных знаний при Новороссийском университете, основанного в 1913 году, предшественником которого, в свою очередь, было Юридическое общество Ришельевского лицея (на базе которого и возник университет), основанное вследствие судебной реформы 1864 года.
Членами упомянутых выше обществ были учёные, адвокаты, судьи и, в обязательном порядке, одесский прокурор. В президиум воссозданного Гуманитарного общества выбрали кандидата юридических наук, судью Барвенко Виталия Константиновича, доктора юридических наук, доцента Сотулу Александра Сергеевича, заслуженного журналиста Украины Каневского Кима Борисовича, адвоката Панченко Ольгу Викторовну и члена-корреспондента УАН, заместителя руководителя Одесского регионального отделения УАН Слободянюка Константина Владимировича. Председателем общества избран доктор юридических наук, профессор, академик УАН Александр Сергеевич Саинчин.
Хорошо бы современникам узнать: в 1885 году, под эгидой Новороссийского университета, впервые в Одессе было создано гуманитарное общество, которое за первый год существования пополнили 123 члена. Деятельность общества проходила в форме заседаний, на которых обсуждались актуальные вопросы проблем гражданского и уголовного права. Ежегодные протоколы заседаний были изданы отдельными томами. Из них видно, сколько разногласий существовало между профессорами-теоретиками и практиками. Кроме того, работе общества мешало ограничение университетской автономии и репрессии после убийства Александра II, которые, собственно, и закончились тем, что в 1885 году министр народного образования закрыл Юридическое общество при Новороссийском университете, предложив создать другое вне его стен. Так появилось Одесское юридическое общество, его заседания проходили по вторникам в здании Судебной палаты на улице Греческой, 14. В 1888 году вышло три тома «Трудов Одесского юридического общества», также сохранились протоколы его заседаний за 1885-1892 годы.
Общество правоведения и государственных знаний при императорском Новороссийском университете, 1913 год.
Под эгиду университета общество снова попало лишь в 1913 году, хотя работа в этом направлении велась с 1898 года, когда группа ординарных профессоров и приват-доцентов создали проект устава Общества правоведения и государственных знаний при Новороссийском университете. В соответствии с уставом, целью общества была теоретическая и практическая разработка отечественного права и содействие распространению юридических и государственных знаний. Председатель и секретарь общества должны были выбираться из преподавателей университета. Не менее половины всего состава совета общества должны были составлять преподаватели юридического факультета. Этот проект не был утверждён властью и отложен на целых 15 лет. Уставом 1913 года членство в обществе могли получить, кроме преподавателей, выдающиеся судебные и административные деятели. После революции 1917 года гуманитарные общества не возрождались и не функционировали до настоящего времени.
- В О З Р О Ж Д Е Н И Е
С тех пор, как южное направление Украинской академии наук возглавил академик, дважды кандидат наук (психологических и философских) Олег Викторович Мальцев, был взят курс на возрождение научных обществ. В одной только Одессе в XIX веке работали 42 (!) научных общества, причём среди их членов было много иностранцев. Коллективом УАН была проделана большая работа по отысканию в архивах и просто у частных лиц документации этих обществ. В результате лишь за один октябрь 2019 года переговорный зал отделения УАН в Одессе принял презентации Фотографического, Историко-литературного и Гуманитарного научных обществ. На очереди открытие Психолого-философского, Инновационного, а также Научно-технического обществ. И это не предел.
«Президентом УАН Онипко Алексеем Фёдоровичем мне была поставлена чёткая задача: растить молодых учёных, воспитывать их, — рассказал О.В. Мальцев. — И, на мой взгляд, участие в научном обществе – самый эффективный для этого метод. Учёный должен, в первую очередь, помнить о практическом смысле своего научного труда, быть полезным обществу. Кроме того, моей задачей, как руководителя отделения, является налаживание европейских связей. Чтобы в этих обществах, как и прежде, в старину, участвовали иностранцы, нужны именно такие модели – других они не приемлют. Иностранные учёные не понимают, что такое государственные научные академии, в которых учёный может годами не показывать реальных результатов своей научной деятельности, и при том получать зарплату с надбавками за звание».
Первыми результатами деятельности Одесского гуманитарного общества станет научный труд о психологическом портрете киллера (наёмного убийцы). Также в настоящее время разрабатывается тематика на стыке экологии и законодательства. Об этом вкратце на первом заседании общества рассказал доктор юридических наук, профессор А.С. Саинчин. Следующее заседание общества состоится в конце года. Заинтересованные по всем вопросам могут обращаться к секретарю нашего гуманитарного общества Майе Шнедович .
Считаю существенным отметить: почти 30 лет своего существования УАН объединяла и учёных военно-промышленного комплекса. Поэтому появление в ней Гуманитарного общества крайне отрадно. Ведь при жизни гуманитария редко признают – а при этом гуманитарная сфера не так уж безопасна: это – сфера убеждения человека, его эмоционально-настроенческая парадигма.
Особенностью всесторонних исследований в рамках Одесского гуманитарного общества является то, что все они будут совершаться на стыке всех гуманитарных наук, в том числе и правовых. Осознать, насколько европейская программа ушла в эту плоскость, другое, не привычное нам понимание – это просто переворот сознания, особенно для среднестатистического украинского учёного, который как будто сидит в железобетонном бункере и подсматривает за миром в амбразуру. Чувствуя себя при этом крайне неполноценным, но (или вследствие!) комично демонстрируя поведение снисходительного превосходства. Просто счастье, что нашлись деятельные, результативные, небезразличные, опытные учёные, которые взялись за создание специальной среды, которая будет питать новое поколение украинских учёных – а значит, обеспечивать наше будущее как страны и государства.
Первое, самое главное, с чего все начинается и к чему все тянется – это, конечно же, сила, а физическим проявлением силового компонента организации, их символом является герб.
Герб гуманитарного общества, утвержденный на первом учредительном собрании.
Появление при региональном отделении АНУ научных обществ, в том числе и общества гуманитарного, горячо приветствовал Президент Академии Наук Украины А.Ф. Онипко. В его послании – пожелания удач в этом непростом и благородном деле. К ним присоединились многие серьёзные учёные Украины и зарубежья. Само собой, очень хотелось бы знать – что пожелают нам читатели возрождённого научно-популярного журнала «Вестник Грушевского», на страницах которого надеемся публиковать наши материалы. Полагаю, пожелания эти найдут место в следующем выпуске.
Профессор, доктор юридических наук, академик АНУ САИНЧИН А.С.