14 октября 1941-года, вторник… Сегодня почти на всех участках фронта под Одессой боевых действий не велись. Противник прекратил атаки в Южном секторе. И приступил (видимо, опасаясь очередного массированного контрудара), к укреплению своих позиций. Только дежурные подразделения на отдельных участках продолжали обстреливать наши позиции. Такое развитие событий еще раз свидетельствовало об успехе подготовки к осуществлению внезапной эвакуации. Город как бы готовился не к сдаче. Город как бы готовился к борьбе с противником в новых условиях. Ещё с августа-41 велась планомерная работа по созданию подпольных органов и тщательной организации нелегальной борьбы в тылу врага. Имелся в виду возможный захват противником города. Да, это не исключалось с начала обороны Одессы, этого требовали объективные законы войны. Ибо, как известно, на войне – как на войне…
Подбирались люди, готовые физически, морально и профессионально к борьбе в условиях возможной оккупации Одессы и Одесской области немецко- румынскими войсками. Отрабатывались конспиративные квартиры, явочные, базовые и резервные, биографические легенды подпольщиков, варианты их деятельности – официальной и реальной. Закладывались запасы оружия, боекомплектов, средств наблюдения и связи. Продовольствия. Наконец, денег. При политотделе Приморской армии действовало отделение по работе с диверсионными группами, партизанскими отрядами и частями Красной Армии, действовавшими на флангах и в тылу врага.
Это отделение работало в тесном контакте с парторганами, областным управлением НКВД, оперативным и разведотделом армии и Черноморского флота по подбору кадров ядра партизанских отрядов, их вооружении и переброске за линию фронта. Для координации действий подпольных райкомов и руководства борьбой с фашистскими захватчиками был учреждён Одеский подпольный обком КП(б)У — в составе двух секретарей и нескольких связных. Для подпольной работы во вражеском тылу были отобраны 118 коммунистов, которые составили 29 первичных организаций – «троек», в свою очередь объединяемых райкомами – Ленинским, Воднотранспортным, Ильичевским, Ворошиловским, Приморским и Пригородным. В разных районах города были подготовлены дополнительно явочные квартиры. Часть подпольщиков базировалась в катакомбах. Не впервые знаменитые одесские катакомбы принимали воинов-нелегалов под свои своды.
Здесь в годы первой русской революции собирались на сходки люди рабочих революционные рабочие окраин Одессы. В годы гражданской войны и иностранной интервенции большевики-подпольщики здесь печатали газету «Коммунист» и листовки, хранили оружие. Теперь катакомбам предстояло стать одной из баз борьбы. В ночь с 13-е на 14-е октября, менее чем за два дня до завершения окончательной эвакуации советских войск из Одессы, семь членов Пригородного подпольного райкома КП(б)У во главе с первым секретарем С. Ф. Лазаревым, а также первый секретарь Овидиополъского подпольного районного комитета партии И. Г. Илюхин и еще три члена этого райкома ушли в катакомбы возле села Усатово.
Один из журналистов, готовящих специально для «Вестника Грушевского» эту хронику обороны Одессы, в 60-е годы был лично знаком с Иваном Гавриловичем Илюхиным, который дожил до победы и после, уже в мирное время был директором одесской фабрики «Трудпобут».
В Нерубайских катакомбах разместился диверсионно- разведывательный отряд патриотов, возглавляемый прибывшим из Москвы капитаном (в дальнейшем – майором) госбезопасности В. А. Молодцовым (Бадаевым). В катакомбы перебазировался и партизанский отряд А. Ф. Солдатенко. Отряд Молодцова-Бадаева имел в своем распоряжении 60 винтовок, 7 пулемётов, около тонны тола, 200 гранат, 40 тысяч патронов, радиостанцию, полугодовой запас продовольствия и горючего.
С 6-го по сегодня, по 14-е октября вся работа промышленных предприятий города практически была свернута, наиболее ценное оборудование вывезено, остальное – подготовлено к уничтожению.
На рассвете в Одессу начали прибывать суда для эвакуации основного контингента войск. У причалов порта стали транспорты «Украина», «Грузия», «Абхазия», «Армения», Котовский», «Жан Жорес», «Восток», «Калинин», «Большевик», «Курск», «Чапаев». Минные заградители «Лукомский» и «Сызрань», гидрографические суда «Зенит» и «Черноморец». В порту, прикрытом дымовыми завесами, имитировалась их разгрузка, колонны автомобилей демонстрировали переброску подкреплений в дивизионные тылы, в эфире появились позывные новых радиостанций…
Это был последний рейс транспортных судов в осажденную Одессу. Последний из многих и многих рейсов, каждый из которых был подвигом. Огромную работу проделали труженики моря за время обороны города. Восемнадцать рейсов с начала войны сделал в Одессу экипаж теплохода «Грузия», доставляя сюда воинские части, боеприпасы и снаряжение и вывозя из города гражданское население, раненых бойцов и командиров, оборудование заводов и фабрик. Двенадцать раз ходил в Одессу пароход «Пестель», доставивший в оборонительный район 4600 бойцов и командиров и вывезший отсюда 5 тысяч человек и 420 тонн различного оборудования. Теплоход «Чапаев» за десять рейсов доставил в Одессу 8 тысяч бойцов и командиров, 5 тысяч тонн боеприпасов, 120 автомашин, 72 орудия и другие военные грузы, вывез 1100 человек, 68 орудий, 12 тысяч тонн заводского оборудования, 2500 тонн зерна. Пароход «Курск» также в десяти рейсах доставил 3240 бойцов и 2500 тонн боеприпасов, вывез 4600 бойцов Приморской армии, 5 тысяч человек гражданского населения, около 6 тысяч тонн оборудования и 4 тысячи тонн продовольствия. Восемь раз приходил в Одессу теплоход «Ногин», семь раз – теплоход «Крым», шесть – теплоход «Жан Жорес», по четыре раза – пароходы «Большевик», «Восток» и «Фабрициус», буксирный катер «Тайфун»…
…А к вечеру 14 октября в Одессу прибыли крейсеры «Червона Украина», «Красный Кавказ», эскадренные миноносцы «Бодрый», «Смышленый», «Незаможник», «Шаумян», канонерские лодки «Днестр» и «Буг», быстроходные тральщики «Щит», «Взрыватель», «Искатель», «Якорь» и сторожевые катера. Полным ходом шла подготовка к завершающему этапу эвакуации. В здании управления Одесского порта состоялось широкое совещание, на которое были приглашены капитаны прибывших судов, командиры соединений, руководители порта, коменданты причалов, армейские офицеры. Командир Одесской военно-морской базы контр-адмирал И. Д. Кулишов поставил задачу по эвакуации главных сил и арьергарда, а начальник штаба базы капитан 3-го ранга К. И. Деревянко детально проинструктировал собравшихся. В работе совещания приняли участие контр-адмирал Г. В. Жуков, генерал-майор И. Е. Петров, дивизионные комиссары Н. М. Кулаков и Н. Ф. Воронин.
Детализируя разработанный план, командиры дивизий отдали соответствующие приказы своим частям. В тот же день вместе с командирами частей они произвели рекогносцировку, маршрутов и районов посадки на транспорты и корабли. Эскадра боевых кораблей Черноморского флота получила задание прикрывать отход, сопровождать транспорты и принять на борт часть грузов.
Эсминцы «Бодрый» и «Смышленый» ночью поставили в районе Сухого лимана 117 мин, чтобы затруднить использование противником порта после отхода наших войск. 69-й истребительный авиаполк и находящиеся в его оперативном подчинении эскадрильи других полков ВВС ЧФ завершили перебазирование на крымские аэродромы. Доблестно сражались наши отважные летчики в небе осажденной Одессы. Они уничтожили более 80 самолётов противника, совершили около трех с половиной тысяч вылетов. Теперь… теперь им предстояло сражаться в небе Крыма.
Продолжение следует…
P.S. Хронологическая таблица числит последней датой обороны Одессы в сорок первом – 16-е октября. Сколько в этот день оставалось Одессе быть советской – подсчитайте сами, читатель дорогой…
Подписывайтесь на наши ресурсы:
Facebook: www.facebook.com/odhislit/
Telegram канал: https://t.me/lnvistnik
Почта редакции: info@lnvistnik.com.ua