Одесса: трамвай идет на фронт…

Продолжение

В 1941 году 10-е сентября было средой. У киосков «Союзпечати» и уличных газетных стендов с утра толпились одесситы. Нарасхват шел сегодняшний выпуск ЦО ЦК ВКП(б) «Правда». Передовица на первой полосе была озаглавлена:«Одесса стоит несокрушимо». И все понимали – сейчас, в утренний этот момент, вся огромная страна читает эту статью.  «В героические дни обороны город и фронт сплелись в одно целое, – подчеркивала газета. – И на переднем крае обороны, и на постройке баррикад, и у станков неумолкающих заводов каждый твердо знает и верит, что Одесса была, есть и будет советской». И это было правдой. Всех? Нет, конечно. Люди и их сообщества так уж устроены, что одна правда на всех встречается только в литературе,  искусстве и правительственной пропаганде при тотальности формации. Но совершенно ясно – это было правдой значительного большинства одесситов и  одесситок самых разных возрастов и сословий. От мальчишек, приписывавших себе года и насиловавших охрипших райвоенкомов насчёт призыва в армию или записи в ополчение. И до старушки, получившей сообщение о том, что её единственная надежда — сын, младший политрук Сквирский Савелий  Аркадьевич, верный присяге, пал смертью храбрых в бою под Раздельной.

И ей,  старой одесситке, посвятил известный тогда поэт стихи, опубликованные в отнюдь не литературной газете – в той же «Правде»:

Нет права у тебя

ни на какую

Особую, отдельную тоску.

Пускай, последним

козырем рискуя,

Она в упор приставлена

к виску.

Не обольщайся.

Разве это выход?

Всей юностью оборванной

своей

Не ищет сын поблажек

или выгод

И в бой зовёт мильоны

сыновей.

И в том бою,

в строю неистребимом,

Любимые чужие сыновья

Идут на смену сыновьям

любимым

 Во имя правды, большей,

чем твоя.

Во имя правды, большей чем та, материнская, другие сыновья и дочери Одессы клали юные свои прекрасные  жизни у стен нашего города. И клали в землю незваных пришельцев. И иначе было просто нельзя. Но в ту среду была передышка. А противник  особой активности не проявлял, перегруппировывал и пополнял свои силы, потрепанные в боях. В Восточном секторе Одесская стрелковая дивизия удерживала его на почтительном расстоянии. Левофланговые батальоны дивизии продвинулись несколько вперед между Куяльницким и Хаджибейским лиманами.

Аналогичное положение было в Западном секторе. Противник атак не предпринимал, вел беспорядочный огонь по всему фронту. Артиллерия сектора подавила батареи неприятеля в районах Березани и хутора Важного. 95-я дивизия выравнивала свой фронт, выбивая вклинившегося местами противника.

Однако в Южном секторе все попытки частей 25-й стрелковой дивизии срезать вражеский выступ в районе Ленинталя успеха не имели. У противника здесь появилась еще одна дивизия – 10-я пехотная, которую он вводил в клин, готовясь расширить прорыв.

69-й авиационный полк штурмовал наземные войска врага, вел воздушные бои, производил разведку, прикрывал наши части. За день произведено 76 самолётовылетов. К 10 сентября было закончено формирование танкового батальона – командир старший лейтенант Н. И. Юдин. Батальон имел 39 восстановленных на заводе имени Январского восстания танков, в основном БТ-7, Т-26 и бронированных тракторов. В ночь на 10 сентября продолжался методический обстрел города вражеской артиллерией; немецкие самолёты сбросили на Одессу около тридцати фугасных бомб.

Исполком Одесского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление об оказании единовременной помощи гражданам, пострадавшим от бомбардировки вражеской авиации 6–7 сентября. На эти цели ассигновано 150 тысяч рублей. Исполкомы районных Советов приступили к выдаче единовременных пособий.

Очень трудно было с водоснабжением. Источники пресной воды, которыми стали пользоваться в городе сразу же после захвата врагом Беляевки и водопроводной станции «Днестр», были явно недостаточны для удовлетворения даже минимальных потребностей населения. Исполком городского Совета депутатов трудящихся энергично занялся изысканием дополнительных источников водоснабжения в самом городе. Под руководством заместителя председателя горисполкома А. Ф. Жолудева ученые-геодезисты, возглавляемые доцентом университета Е. Т. Малеваным, в короткий срок выявили старые шахтные и артезианские колодцы, а также места, где можно было пробурить новые скважины. На восстановление старых и сооружение новых колодцев вышло свыше 1200 трудящихся города. В течение нескольких дней было оборудовано шесть буровых скважин, вырыто и отремонтировано 58 простых и артезианских колодцев.

Все же, чтобы обеспечить экономное расходование воды, пришлось ввести нормированный отпуск её для нужд населения и других хозяйственных целей. Исполком горсовета 10 сентября вынес решение, согласно которому воду стали отпускать по карточкам. Дневная норма составляла 4–5 литров на человека. В центральных районах города возле артезианских скважин выстраивались большие очереди.

Бесперебойно работали во фронтовом городе коммунально-бытовые предприятия. Городская электростанция обеспечивала электроэнергией армейские учреждения, объекты, промышленные предприятия и бытовые нужды населения, доводя энергетическую нагрузку до 110 процентов установленной мощности.

Одновременно в мастерских электростанции изготовлялись миномётные детали, металломёты, противотанковые рогатки. Это стало возможным благодаря  усилиям и творческой инициативе всего коллектива энергетиков. Ни на один день не прекращалось трамвайное движение. Этим видом городского транспорта пользовалось не только население Одессы – трамваями доставлялась на передовую часть военных грузов, перевозились в госпитали раненые бойцы. Одесситы знали: трамвай идёт на фронт.

Бомбардировки и артобстрелы часто выводили из строя контактную сеть, трамвайные пути и вагоны. Но работники трамвайного парка, не считаясь с опасностью, без промедления устраняли все разрушения и повреждения.. На Московской улице, соединявшей центр города с фронтом Восточного сектора обороны, бомбардировкой было нарушено около 120 метров сети и 10 метров трамвайного пути. Еще рвались бомбы,а  через два часа движение было восстановлено.

Исключительно четко работали связисты Одессы. Они быстро извещали население о воздушных тревогах, обеспечивали бесперебойную телефонную связь в войсках и в городе, а также переписку жителей Одессы с фронтом и с Большой землей. В дни обороны телеграф принимал и отправлял телеграммы во все концы Советского Союза. Ежедневно до 8 часов вечера в городе работали магазины, столовые, кафе, бани, парикмахерские.

Продолжение следует…

Подписывайтесь на наши ресурсы:

Facebook: www.facebook.com/odhislit/

Telegram канал: https://t.me/lnvistnik

Почта редакции: info@lnvistnik.com.ua

Комментировать