Месяц оборонного стажа…

Продолжение

7 сентября в 1941 году на календаре  одесситов, как и у всех их современников в Европе, день был воскресным. Хотя, конечно, земляки наши уже давно практически ничем не отличали воскресные дни от будничных. Уже почти месяц город был в осаде. Привычными были для земляков наших проход с рассветом колонн женщин и девушек с кирками и лопатами в положении «На- пле-чо» — туда, к строительству дотов, дзотов, траншей, окопов, ходов сообщений и прочих фортификационных  чудес. Обыкновением уже были узкие полоски газетной бумаги, крест на крест оклеившие окна, обязательное затемнение этих окон. Бомбоубежища и бомбощели в каждом дворе и на каждом квартале. Взрывы авиабомб и дальнобойных артиллерийских снарядов на улицах, площадях, бульварах и переулках. Артезианские колодцы и «Карточки» на воду. Листовки на каждом углу – «Одесса была, есть и будет советской» и бесконечные слухи о скором оставлении Одессы армией и флотом. Картина…

Этой ночью, открыв сильный артиллерийской и миномётный, ружейно-пулемётный огонь по всему фронту новорождённой Одесской дивизии, противник вновь предпринял попытку наступления на позиции  войск ООР в Восточном секторе. Наши стрелковые части при поддержке дивизионной артиллерии отразили ночные атаки врага. А днем 1-й и 2-й полки Одесской дивизии сами перешли в наступление и, несмотря на сильный огонь неприятеля, продвинулись в северном направлении на 500 метров. «Полкилометра! Подумаешь, великое дело!» — заскрипит современный одесский обыватель, не менее скрипучий, чем классический. Ах, если бы люди, так называемого мирного нашего времени могли понять:  что это такое – те полкилометра!

В бою был тяжело ранен командир одного из подразделений 1- го полка. Создалось критическое положение. И в это время прозвучал голос комиссара полка старшего политрука В. А. Митракова: «За Родину! Вперед!» Бойцы во главе с комиссаром ринулись на врага. В атаку. В штыковую. И враг опять дрогнул. Не выдержав, отступил. Этот эпизод – один из многих примеров храбрости и отваги, которые подавал морским пехотинцам их любимый комиссар, всегда находившийся впереди. Отважный комиссар был награжден орденом Красного Знамени.

В Западном секторе противник с утра в течение двух часов вел массированный артиллерийский огонь по боевым порядкам 90-го и 161-го полков 95-й стрелковой дивизии. Вступившая в бой дивизионная артиллерия подавила вражеские батареи. В течение дня неприятель пытался наступать по всему фронту дивизии, но каждый раз с большими потерями отбрасывался в исходное положение.

Войска Южного сектора продолжали наступление в направлении на Ленинталь, стремясь ликвидировать вражескую группировку, вклинившуюся в этом районе в расположение наших войск. Срезать клин не удалось, но части 25-й дивизии оттеснили противника на расстояние до 600 метров, овладели южной окраиной Петерсталя и Францфельдом.

7-го сентября с главной базы Ч Ф  в Одессу прибыл командующий Черноморским флотом вице адмирал Ф. С. Октябрьский.

Состоялось заседание Военного совета оборонительного района совместно с представителями местных партийных и советских органов. Вице-адмирал Октябрьский информировал Военный совет ООР о положении дел на юге. И сообщил о том, что народный комиссар Военно-Морского Флота приказал разработать операцию по высадке тактического десанта в район Дофиновки — для нанесения удара в тыл противника, чтобы обеспечить наступление частей Одесского оборонительного района в северном направлении между Аджалыкским и Куяльницким лиманами. Командующий сообщил также, что Военный совет Черноморского флота будет просить наркома и Ставку об отправке в Одессу новой стрелковой дивизии. Командирам дивизий дано указание дооборудовать рубеж Крыжановка – междулиманные хутора – Гниляково – Дальник – Сухой Лиман и использовать для усиления обороны новое оружие одесского производства – огнемёты. Лидер «Харьков», эсминец «Дзержинский» и несколько транспорта доставили в Одессу пополнение для частей ООР и значительное количество оружия – 120 миномётов крупных калибров с тремя боекомплектами мин, 150 станковых и 200 ручных пулемётов, 5000 винтовок, 300 автоматов, много патронов. Во время разгрузки начался налёт вражеской авиации, а затем и артиллерийский обстрел; в трюм парохода «Ташкент» попала 250-килограммовая бомба.

Она не разорвалась (бракованная, видать), но образовала большую пробоину, в трюм хлынула вода. Члены экипажа своими телами закрывали пробоину до тех пор, пока не был подведен брезентовый пластырь. У борта судна ложились вражеские снаряды, осколки попадали и в открытые трюмы, заполненные оружием. Но никто из портовиков не покинул своего поста. А бомбы продолжали падать. Одна из них разорвалась недалеко от выгруженных ящиков со смертоносным грузом. Прибывшие за боеприпасами военные шоферы Г. Расулбеков и А. Мазур под разрывами бомб и снарядов вместе с грузчиками стали оттаскивать ящики в сторону и рассредоточили их. Боеприпасы были спасены и доставлены на передовую. Взбешенный стойкостью защитников Одессы и своими неудачами, враг подвергал Одессу все более ожесточенным воздушным налётам и артобстрелам. Только за два дня ближайших – 6 и 7 сентября – было разрушено 59 зданий, убито 92 и ранено 130 человек, повреждены водопровод и канализация, в пяти местах повреждена трамвайная линия, возник 21 пожар. Город мужественно боролся с последствиями налётов. Город держал фронт вот уже целый месяц…

Продолжение следует…

Подписывайтесь на наши ресурсы:

Facebook: www.facebook.com/odhislit/

Telegram канал: https://t.me/lnvistnik

Почта редакции: info@lnvistnik.com.ua

Комментировать