1941 год. 3 сентября, среда. Ночью по всей линии фронта не утихали бои. Особенно ожесточенный характер носили они в Западном секторе, где враг упорно стремился прорвать рубежи нашей обороны. Тактика противника была незамысловатой и однообразной. Его командование не жалело своих солдат, гнало их под кинжальный ружейно-пулемётный и орудийный огонь. Части 95-й дивизии, так же не мудрствуя лукаво, подпускали неприятельские подразделения на близкое расстояние и расстреливали их в упор. Но противник бросал в бой все новые и новые силы. Яростные ночные атаки неприятеля почти всюду были отбиты. Бои продолжались и в течение всего дня. Серьезного успеха враг не добился, лишь на участке 90-го полка ему удалось захватить хутор Вакаржаны, понеся при этом огромные потери. По показаниям пленных румынских солдат, в их ротах оставалось по 15–20 человек.
В Восточном секторе противник в районе к востоку от Куяльницкого лимана пытался прорваться вдоль железнодорожной линии к селу Корсунцы. Все атаки были отражены с большими для врага потерями. День этот отмечен появлением в геройском реестре войны имени и фамилии Нина Онилова. В бою на этом участке особо отличилась пулемётчица 1-й роты 1-го батальона 54-го Разинского полка Нина Онилова – одна из многих тысяч девушек и женщин Одессы, которые добровольно пошли в Красную Армию. Перед войной она, работница одесской трикотажной фабрики «Друзья детей», в осоавиахимовских кружках освоила пулемёт и санитарное дело. Онилова попала в знаменитую Чапаевскую дивизию. Ей хорошо был памятен образ знаменитой Анки-пулемётчицы из фильма «Чапаев».
Сначала Онилова служила медсестрой, а затем ей доверили пулемёт. И в первом же бою применила тактику Анки-пулемётчицы, проявив изумительное самообладание и отвагу. Когда на участке, обороняемом 1-й ротой, создалась опасная обстановка, Онилова подпустила цепи наступающего противника на 80–100 метров и несколькими пулемётными очередями опрокинула их, уничтожив несколько десятков вражеских солдат. Так она и стала для своих боевых товарищей новой Анкой-пулемётчицей1. Н. А. Онилова вскоре была ранена. После выхода из госпиталя вернулась в свой полк и участвовала в обороне Севастополя. В боях под Одессой и Севастополем она уничтожила более 350 фашистских солдат и офицеров. Пулемётчица погибла. Ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В Одессе есть переулок Ониловой.
Значительные потери понесли войска противника в Южном секторе. Здесь с утра продолжали наступление части 25-й стрелковой и 2-й кавалерийской дивизий, которые, несмотря на отчаянное сопротивление неприятеля, несколько раз переходившего в контратаки, сумели продвинуться в западном направлении на полтора–два километра.
Большую помощь сухопутным частям оборонительного района оказывали авиация и корабли Черноморского флота. Бомбардировочная флотская авиация при поддержке истребителей 69-го авиационного полка нанесла несколько бомбовых ударов по местам сосредоточения вражеских войск, уничтожив до 20 танков и автомашин и много другой техники.
Назначенный на 3 сентября фашистским командованием парад на улицах Одессы не состоялся. Противнику пришлось в этот день парадировать свои потрепанные части в тыл для доукомплектования. Только на левом фланге, обороны наши войска за первые три дня сентября разгромили не менее двух вражеских дивизий. В тот день было приняло постановление «О начале учебного года в школах города». Городскому отделу народного образования было дано указание начать учебный год в группах по месту жительства детей 15 сентября.
Никогда не теряющие самообладания, обладающие чувством юмора, одесситы выразили свое презрение к врагу в сатирической листовке – письме участников героической обороны города военно-фашистскому диктатору Румынии Антонеску. В этом письме, написанном в стиле известного послания запорожских казаков турецкому султану, говорилось:
«Нещодавно ми написали листа фюреру Гiтлеру, з яким ти перебуваеш в союзi i лазиш перед ним на пузi. А щоб не думав ти, шо ми тебе забуваемо, то ми i тобi листа складаемо… Не тобi з дурною головою виступати проти нас війною. Вогнём i мечем розправимось з тобою, балдою. Нiмецька марионетка ти i генерал-лакей, що продався фюреру за кiлька лей, пiдлабузник i кровопивця, нещасна моська i боягуз, якого ти чорта у вiйну вгруз? Що виграв ти для румунського народу Вiд мальбруювського походу? Запам’ятай, що наша Одеса, як i вся Украiна, буде тiльки радянською, а не твоею боярською. Про це ти, фашистський холуй, i Гiтлеру вiдрапортуй… Про тебе, враже, добре украiнське прислiв’я каже: пiшов собака у прийми – хвоста позбувся i назад вернувся. Отак i ти, вояка, тшатимеш, мов собака. Тiльки май на увазi, а хоч запиши собi на бумазi, що де ти не появится, жлоб, ми тебе битимемо прямо в лоб, щоб забезпечититобi надійніший гроб…».
Продолжение следует…
Подписывайтесь на наши ресурсы:
Facebook: www.facebook.com/odhislit/
Telegram канал: https://t.me/lnvistnik
Почта редакции: info@lnvistnik.com.ua