Одесса поросла штыковой щетиной…

Продолжение

30 августа, суббота. Утром прибыла морем первая партия маршевого пополнения, выделенного Ставкой для Одесского оборонительного района, – 5000  обученных, вооруженных и экипированных бойцов. Среди них —  много кадровых квалифицированных рабочих, донецких шахтеров и Сталинградских металлистов.  Накануне, как уже сообщалось,  была подавлена вражеская дальнобойная батарея, обстреливавшая порт. И потому  высадка прибывших маршевых батальонов прошла спокойно и быстро. Без прилюдий, прямо с причалов пополнение было отправлено на передовую: в Восточный сектор – 1500 бойцов, в Западный – 1500 и в Южный – 2000 (по 1000 человек для 25-й стрелковой и 2-й кавалерийской1 дивизий). На некоторых участках  по указанию Генштаба 1-я кавалерийская дивизия была переименована во 2-ю кавалерийскую дивизию. Изменилась и нумерация двух полков: 5-й был переименован в 15-й, 3-й – в 20-й. 7-й полк сохранил прежний номер.

В Восточном секторе утром, после полуторачасовой артиллерийской подготовки, противник вновь пошел в наступление. Очень тяжелое положение сложилось между Куяльницким и Хаджибейским лиманами, где враг накануне захватил Августовку; отсюда он рвался по кратчайшей дороге к Пересыпи – индустриальному району Одессы. Оборону здесь держали 3-й батальон 54-го стрелкового полка и 1-й батальон 136-го запасного, оба измотанные и обескровленные в предыдущих боях. Против них противник бросил два свежих полка. На помощь оборонявшимся подразделениям пришла артиллерия крейсера «Червона Украина», лидера «Ташкент» и других кораблей. В течение первой половины дня вражеской пехоте не удалось продвинуться буквально ни на шаг. Но во второй половине дня противник бросил на наши корабли значительные силы авиации. Их главной целью был лидер «Ташкент» – новейший корабль Черноморского флота: на него было сброшено 12 бомб. Умелым маневрированием командиру В. Н. Ерошенко удалось уберечь корабль от прямого попадания, но одна бомба взорвалась в непосредственной близости от «Ташкента». Образовалась пробоина в кормовой части, был разрушен спардек,  повреждены надстройки. Лидер остался на плаву и своим ходом ушел в Севастополь. Тем временем,  противник крупными силами возобновил атаки и потеснил батальон 136-го запасного полка. Враг был уже в пяти (!) километрах от Пересыпи. Это –  20 минут езды на современном для того времени танке.  Слава Богу —  подоспело пополнение, прибывшее из порта и с ходу вступившее в бой. На выручку пришла артиллерия Западного сектора с противоположного, западного, берега Хаджибейского лимана. Опасность прорыва врага к Пересыпи была ликвидирована. Не удалось ему продвинуться и на других участках правого фланга обороны. В вечерней сводке командование Восточного сектора, сообщая об отражении дневных атак противника, отметило, что они были отбиты «при участии прибывшего сегодня пополнения».

В Западном секторе с раннего утра в течение нескольких часов противник вел изнурительный артиллерийский обстрел позиций 95-й дивизии, а в 11 часов крупными силами пошел в наступление, стремясь с северо-запада, со стороны хутора Важного, прорваться к Дальнику. Положение на этом участке становилось все более напряженным. Оно улучшилось лишь во второй половине дня, после того как из Одессы прибыло пополнение. На поддержку 95-й дивизии командование Приморской армии направило также бронепоезда «За Родину» и № 21. Наступление неприятеля было сорвано с большими для него потерями.

Третьи сутки не стихали ожесточенные бои в Южном секторе. В полдень противник овладел хутором Красный Переселенец, расположенным между Фрейденталем и Дальником. Контратакой  частей Южного сектора при поддержке авиации враг был отброшен в исходное положение. Но затем части вновь пополненной 3-й румынской пехотной дивизии возобновили атаки и к вечеру вышли к кургану, расположенному восточнее Красного Переселенца, где были остановлены 287-м стрелковым полком 25- й дивизии.

287-й полк, понесший в последние дни августа очень большие потери (к исходу 29 августа в строю осталось около 740 штыков), был отведен в район Дальника для доукомплектования. Его сменил на передовой 20-й кавалерийский полк 2-й кавалерийской дивизии. Отвагу и большое мастерство проявил экипаж лейтенанта Большакова из 40-го бомбардировочного авиаполка Черноморского флота. В этот день в самолёт Большакова, выполнявший боевое задание в районе Одессы, попал зенитный снаряд. Подбитый самолёт атаковали 3 истребителя противника. В завязавшемся бою штурман Протасов, стрелок-радист Панчишин и летчик Большаков сбили все 3 вражеские машины. Это, пожалуй, был один из очень немногих на тот период войны случай, когда бомбардировщик, по определению долженствующий бомбить, сбил несколько истребителей. Впрочем, немецкие ассы всё ещё были до того самоуверенны, что  стали всё чаще попадать под  хвостовой огонь наших тяжелых самолётов.  Бомбардировщик получил еще несколько пробоин, но герой-летчик привел самолёт на свой аэродром.

Днем возобновился артиллерийский обстрел города, прекратившийся после подавления неприятельской батареи в районе Большого Аджалыкского лимана. Причем вражеские орудия вели огонь уже с более близкого расстояния. Обстрел причинял городу большой ущерб. «Одесса ощетинилась штыками» – под таким заглавием была опубликована 30 августа в газете «Правда» корреспонденция, в которой писалось:  «Вражеская подкова полукружием легла на подступах к городу. Одесса осаждена. Её черты стали суровы ми, строгими. По утрам, когда воздух чист и свеж, когда нет еще городского шума, в Одессе слышна орудийная стрельба. Город ощетинился штыками. На площадях всюду много граждан, обучающихся военному делу. Под знамена истребительных батальонов и ополченческих дружин собираются люди разных возрастов и профессий. Рядом с пожилым научным работником можно видеть юношу-подростка, рядом со слесарем из железнодорожных мастерских – бухгалтера в старомодном пенсне.

 «Не пустим немцев в Одессу!» – этот лозунг овладел умами горожан. Свои чувства одесситы слили с чувствами и настроениями войск, сражающихся с неприятелем на подступах к городу. Войска сражаются превосходно, героически, с полным сознанием своей ответственности перед Родиной…

Горы вражеских трупов лежат на подступах к позициям советских войск. Румыны и немцы не успевают убирать убитых и раненых на передовых позициях. Трудно дышать от запаха разлагающихся в жару трупов вражеских солдат. С каждым днем увеличивается количество пленных, добровольно сдавшихся советским войскам. Город отдает все силы фронту. Недавно одесситы оборудовали и вооружили два бронепоезда. На одесских заводах сооружают танки, броневики, отливают миномёты и готовят ручные гранаты. В недавних боях у румын было захвачено 25 танков. Сейчас они ремонтируются и скоро будут пущены в дело».

Все силы отдавали фронту и трудящимся, прилегающих к Одессе сел. Газета «Большевистское знамя» опубликовала корреспонденцию секретаря Овидиопольского райкома КП(б)У И. Г. Илюхина о самоотверженном труде колхозников Овидиопольского района. В газете сообщалось, что колхозники всеми силами помогают Красной Армии, снабжают её хлебом, овощами и мясом. Колхозный актив с истребительными батальонами ушли на фронт.  На фермах и полях остались их жены, матери, сестры, невесты. Все они работают напряженно – один за троих, работают много, без устали, работают на оборону Одессы. На борьбу с ненавистным врагом поднимались и трудящиеся районов области, захваченных фашистскими оккупантами.

Примечание редактора: Упомянутый одесской областной газетой от 30-го августа 1941 года Иван Гаврилович Илюхин, тогда – секретарь  Овидиопольского РК КП(б)У, при оккупации района командовал Овидиопольским  объединённым партизанским отрядом. И был мне лично знаком с начала 61-го года, когда я поступил учеником на фабрику «Трудпобут». Директором  этого предприятия и был И.Г. Илюхин, —  (Ким Каневский).

Продолжение следует…

Подписывайтесь на наши ресурсы:

Facebook: www.facebook.com/odhislit/

Telegram канал: https://t.me/lnvistnik

Почта редакции: info@lnvistnik.com.ua

Комментировать