23 августа, суббота. Как вам уже известно, в этот день маршал Антонеску, вопреки собственному приказу, так и не принял парад румынских и немецких войск по центру Одессы – в честь взятия ими нашего города . И по очень простой причине: Одессу они не взяли. Приказ и расчеты кое-чего не предусмотрели. Одесские хозяйки по этому поводу шутили: домашние расчёты с базарными не сходятся. Вместо пышных торжеств и расправ с упрямыми одесситами оккупантам пришлось 23 августа по-прежнему вести ожесточенные бои на подступах к городу, встречая упорное сопротивление. Правда, войскам нашим, полностью блокированным с суши, удерживать позиции становилось всё трудней. Людские и материальные ресурсы были на грани истощения.
«В частях и подразделениях армии ощущается большой недостаток винтовок, пулемётов, мин, 76-мм снарядов для полковых и дивизионных орудий, 122-мм снарядов… Обученные резервы исчерпаны полностью, необученных имеется 4000 человек…» — читаем мы, потомки, в журнале боевых действий Приморской армии за 23 августа. И все же немецко-румынский парад не состоялся. Они не прошли. Не смогли. Наша – взяла.
В Южном секторе 6-й полк 14-й румынской пехотной дивизии атаковал позиции наших войск севернее и южнее Фрейденталя на стыке 287-го и 31-го полков 25-й Чапаевской дивизии. Состоялась ещё одна психическая атака на позиции защитников города: солдаты и офицеры шли парадным шагом, ротными коробками во весь рост, с оркестром. Да-с, .очередная психическая атака, подобная той, которую враг предпринял за три дня до этого на правом фланге. И которая оставила перед нашими позициями почти третью часть атакующих, брошенных в безрассудную кровавую оперетку своим командованием. . Видимо, их штабам этого тогда показалось мало. Само собой, на сей раз всё кончилось для них также плачевно. Наступавшие колонны были встречены дружным огнём из всех видов оружия с оптимальных дистанций. Зоны поражения противника перед нашими позициями были хорошо разведаны и пристреляны. Срабатывал и опыт – сын ошибок трудных, доставшийся дорогой ценой и усвоенный прочно. Один вражеский батальон был окружен и почти полностью уничтожен, остальные два, попав под сильный заградительный артиллерийско-миномётный огонь, потеряли половину своего состава.
К вечеру, однако, противник, введя в бой второй эшелон 21-й пехотной дивизии, прорвал оборону 31-го стрелкового полка чапаевцев и захватил северо-западную окраину Петерсталя и северную окраину Францфельда. В Западном секторе 95-я дивизия, получив пополнение – один из прибывших накануне из Севастополя отрядов моряков-добровольцев (405 человек) и отряд народного ополчения (1300 человек), – контратаковала противника по всей занимаемой ею полосе. Враг был оттеснен на 1–2 километра. И всё же, во второй половине дня он при поддержке авиации приостановил продвижение 95-й дивизии, а затем сам перешел в наступление и захватил населенный пункт Березань. На всех остальных участках 95-я дивизия, остановив неприятеля, удержала свои позиции. Но это было достигнуто ценой больших потерь.
1-я кавалерийская дивизия за последние два дня боев потеряла… до 50 процентов личного состава и была отведена для приведения в порядок и доукомплектования в район Фоминой Балки. Всего за этот день в войсках Западного сектора выбыло из строя около тысячи человек. Дерзкий рейд совершил экипаж бронепоезда № 21. Внезапно на всех парах ворвавшись на захваченную врагом станцию Карпово и поливая противника пулемётным огнём с двух бортов, советские воины прицепили к бронепоезду находившиеся на станции платформы с поврежденными советскими танками. И немедленно – ходу! Платформы с 17 поврежденными танками были доставлены на завод имени Январского восстания. На одной из них оказалось несколько новых моторов. Это позволило январцам ускорить восстановление танков и отправить на фронт 6 боеспособных машин.
В Восточном секторе противник наступал на позиции наших войск в районе Шицли и Ильинки. Подразделения 1-го полка морской пехоты, 54-го стрелкового и 136-го запасного полков успешно отбили атаки врага. На некоторых участках наши части вынуждены были отойти, но Шицли и Ильинку удержали. Прибывшие накануне из Севастополя крейсер «Красный Крым», эсминцы «Дзержинский» и «Фрунзе» продолжали артиллерийским огнём поддерживать войска Восточного сектора. Выйдя в район Большого Аджалыкского лимана, они обстреляли неприятельские позиции у Булдынки и Свердлово.
Летчики 69-го истребительного авиаполка, нанося удары по войскам врага в районе Раздельной, вели воздушные бои с самолётами противника. Эскадрилья капитана А. А. Елохина сбила 4 самолёта Ме-109, не потеряв ни одного своего. Авиация Черноморского флота, совершив 21 самолетовылет, уничтожила под Одессой 12 вражеских танков и 24 бронемашины…
Продолжение следует…
Подписывайтесь на наши ресурсы:
Facebook: www.facebook.com/odhislit/
Telegram канал: https://t.me/lnvistnik
Почта редакции: info@lnvistnik.com.ua