11 августа 1941

Продолжение

11 августа 1941 года был, что называется, день тяжелый – понедельник. Хотя и предыдущие дни обороны города были не легче. И имелись все основания предполагать, что таковыми  будут и последующие дни. Если не тяжалее… Противник силами 3-й ,  7-й пехотных дивизий и 1-й кавалерийской бригады по трем направлениям вел наступление на позиции 95-й дивизией. Следите, следите по карте:  из Елизаветовки – на Бриновку, из Штерна – на Калиновку, из Калантаевки – к железнодорожной линии «Раздельная (!) – Одесса. Все атаки противника на рубеже обороны 95-й дивизии были отбиты. На левом фланге три полка вражеской пехоты, поддержанные авиацией, артиллерией и танками, пытались прорвать линию «Красная Вакуловка – Мангейм – Кагарлык – озеро Попово», которую обороняли полки 25-й Чапаевской дивизии – 31-й и 287-й. Упорный бой шел в районе села Красная Вакуловка, где противник, стремясь оседлать железную дорогу на участке «Раздельная – Одесса» , предпринял десять атак. Противнику существенно продвинуться не удалось.

На правом фланге, обойдя Приморскую армию с севера, противник в этот день предпринял ряд ожесточенных атак, пытаясь прорваться к Одессе с северо-востока. Мощная атака обрушилась на позиции  26-го полка НКВД, занявший рубеж обороны между Аджалыкским лиманом и железнодорожной линией «Одесса – Вознесенск». На его позиции наступали крупные силы неприятельской пехоты,поддержанной танками. В результате длительного ожесточенного боя правофланговые части Приморской армии вынуждены были отойти на рубеж «Григорьевка – Булдынка – южная окраина Свердлова – п. Шевченко – Ильинка – Чеботаревка». На остальных участках фронта наши войска в понедельник продолжали удерживать занимаемые рубежи. В этот день принял  боевое крещение истребительный батальон Ленинского района Одессы, занимавший оборону у железной дороги на Вознесенск. Когда неприятельские подразделения пытались просочиться к железнодорожной линии, бойцы истребительного батальона, незаметно приблизившись к ним по неубранному пшеничному полю, внезапной атакой заставили их отступить.

11-го числа командовние обсудило  вопросы, остро вставшие в ходе первых боёв и решении проблем выравнивания фронтовой линии обороны. В первый период  еще не было налажено регулярное снабжение с Большой земли. И  Приморская армия испытывала острую нехватку вооружения и боеприпасов. Особые трудности возникли у артиллерии. Учет запасов на 11 августа выявил большой некомплект 76-миллиметровых снарядов, а 122-миллиметровые вообще были уже на исходе. Военный совет армии принял решение временно ввести ограничения в расходовании боеприпасов, установив для многих артиллерийских батарей жесткие нормы. Вышло тк, что гаубичный дивизион 265-го артполка,у которого  просто  кончились 122-миллиметровые снаряды, пришлось отвести с фронта в тыл. Не хватало также миномётов, особенно 82-и 50-миллиметровых, почти совсем не осталось ручных гранат. Но армия стала уже ощущать реальную помощь  промышленных предприятий Одессы. В этот понедельник  руководители «Январки» — завода имени Январского восстания – передали защитникам города бронепоезд, сооруженный коллективом предприятия. На деле это был обычный товарный паровоз и несколько патформ,  обшитые листами корабельной стали. Костяком экипажа блиндированного состава сталирабочие завода. Таким образом, у Приморской армии появился подвижной резерв – бронепозд № 22.

Кстати, о «Январке»:  в числе  воинских эшелонов, застрявших под Одессой после того,  как фашисты перерезали железнодорожную магистраль на участке «Помошная – Одесса», было несколько составов с поврежденными танками. В начале августа один из таких составов

с 26 боевыми машинами поступил на завод. Значительную часть оборудования уже эвакуировали. Да и многие рабочие ушли на фронт. Тем не мене, удалось восстановить два танка. На завод стали поступать и другие  поврежденные танки, из частей которых январцы собирали боеспособные машины. Так ли трудно себе представить, чего это стоило…

Продолжение следует

Подписывайтесь на наши ресурсы:

Facebook: www.facebook.com/odhislit/

Telegram канал: https://t.me/lnvistnik

Почта редакции: info@lnvistnik.com.ua

Комментировать