Неожиданная война – не последняя в нашей истории… Часть VII, продолжение

(Продолжение части VII).

«…Кременчугъ – весьма важный городъ и, судя по всему, густо населенъ. Какъ во всехъ главныхъ городахъ Россіи, улицы здесь широкіе, а некоторые дома построены изъ камня. Мы покинули его около двухъ часовъ дня (9 іюня), направляясь въ Полтаву.

Равнина на северномъ берегу Днепра холмистая и имеетъ пріятный видъ изъ-за ее неровностей и разнообразія деревьевъ, такихъ какъ дубы, ели, тополя и пр., а кое-где стояли загородные дома, число которыхъ увеличивалось по мере нашего приближенія къ Москве. Всякий разъ, когда мы достигали возвышенности, намъ открывался видъ на церкви и деревни вдали, на молодые насажденія и возделываемые земли повсюду, куда ни посмотри, что оживляло местность. Я сказалъ «молодые насажденія», потому что въ этой части деревни я заметилъ, что все ели выглядели какъ молодые саженцы. Ихъ посадили такъ близко другъ къ другу, что они росли прямыми и длинными и заставляли дубы расти такими же, поскольку не оставляли этимъ широко раскидывающимся деревьямъ места для ветвей. Единственный способъ объяснить малость этихъ деревьевъ – это предположить, что они были срублены, какъ только достигли определенного размера (примерно отъ десяти дюймов до фута въ диаметре). Мое предположеніе подтвердилось, когда я увиделъ огромное количество дровъ въ лодкахъ на речкахъ. Поскольку уголь не потребляется, спросъ на древесину долженъ быть большимъ.

Когда мы подъезжали ко второй станціи по пути изъ Кременчуга, намъ встретился русскій курьеръ, который собирался въ Одессу. Онъ задержалъ свой отъездъ, чтобы побеседовать съ моимъ спутникомъ, его братомъ, офицеромъ Шарманомъ, и я тогда отметилъ про себя, что не исключено, что онъ является исполнителемъ приказа Императора объ обмене пленными.

Курьеръ ехалъ въ транспортномъ средстве подъ названіемъ «телега», которое широко используется въ этой стране. Представьте себе бочку длиною шесть-семь футовъ и такого же диаметра, распиленную вдоль и поперекъ, одна половина которой поставлена на четыре колеса безъ рессоръ. Спереди находится доска, на которой сидитъ кучеръ, а путешественникъ можетъ лежать во весь ростъ внутри либо на соломе, либо на подстилке, укрывшись плащомъ, так что въ действительности она не нуждается въ навесе, хотя иногда его устанавливаютъ. Эти транспортные средства меняютъ вместе съ лошадьми отъ станціи къ станціи. Они очень легкіе и въ нихъ очень удобно лежать любому, кто путешествуетъ днемъ и ночью.

Я вырвалъ листокъ изъ карманного блокнота, написалъ на немъ несколько строкъ своимъ товарищамъ въ Одессе и передалъ курьеру. Въ записке я упомянулъ место, до которого добрался, и назвалъ станціи, на которыхъ, какъ я полагалъ, имъ будетъ лучше всего разместиться.

Во время путешествія по Россіи хозяинъ или хозяйка гостиницы часто просили меня засвидетельствовать качество ихъ жилья, и однажды въ Валкахъ, где мы обедали, я не смогъ удержаться, чтобы не отметить въ своемъ свидетельстве, что хозяйка действовала въ соответствіи съ настоящимъ и полнымъ значеніемъ словъ «Сей часъ», поскольку у насъ былъ хорошій обедъ, который былъ поданъ быстро.

Разставшись съ курьеромъ, мы продолжили путь и въ двенадцать часовъ добрались до станціи въ шестнадцати верстахъ отъ Полтавы, где и остановились на ночь. По дороге кучеръ сбился съ пути, и намъ пришлось выйти изъ экипажа и рыскать въ темноте, пока не нашли дорогу. Такое нередко случается въ странахъ, где дороги не имеютъ изгородей. Это происшествіе заставило насъ стараться избегать подобного въ будущемъ, и после этого мы чаще путешествовали днемъ и реже ночью. Это также стало причиною задержки, не позволивъ намъ добраться до Полтавы вечеромъ, какъ предполагалось. На следующее утро (10 іюня) мы возобновили наше путешествіе и къ завтраку добрались до Полтавы, которая находилась всего въ одномъ этапе отъ того места, где мы ночевали. Насъ отвезли въ новую и очень большую гостиницу съ непроизносимымъ названіемъ, которое я, конечно, не помню. На улице, где стояла наша гостиница, съ одной стороны был рядъ хорошо построенныхъ домовъ въ два или три этажа: первый этажъ служилъ для магазиновъ; съ другой стороны были только магазины, безъ комнатъ надъ ними, и образовывали нечто вроде базара; внутри нихъ были большіе зеркала. Полтава занимаетъ значительную площадь, но не кажется густонаселенною. Улицы чистые и мощеные, а дома хорошо построены. Я заметилъ несколько дамъ, которые шли съ зонтиками, но без шляпокъ – вместо нихъ, они носили легкую вуаль, свисавшую съ макушки головы, но отнюдь не такую изящную, какъ испанская мантилья. За ними следовали слуги, такъ что я не могъ ошибиться въ ихъ принадлежности къ высшему обществу.

Пока готовился завтракъ, мы прогулялись по городу и вскоре вышли на главную улицу, въ верхней части которой расположены зданія, стоящіе полукругомъ съ огороженнымъ круглымъ садомъ, въ центре которого стоитъ бронзовая колонна съ орломъ на вершине, установленная въ 1809 году въ честь столетія Полтавской битвы. Орелъ держитъ въ когтяхъ лавровый венокъ и обращенъ къ Военному училищу, которое стоитъ въ центре этого полукруга. Остальные зданія отведены для проживанія военного губернатора и государственныхъ служащихъ.

Вскоре насъ окружили несколько евреевъ, которые хотели стать нашими чичероне и проводить насъ къ могиле шведовъ, павшихъ на поле Полтавской битвы, но мы не поддались на ихъ уговоры, такъ какъ тогда мы бы потеряли время, поскольку это место находилось въ миле или двухъ отъ города. Мы съ нетерпеніемъ ждали продолженія нашего путешествія, такъ какъ устали отъ плохихъ дорогъ и знали, что черезъ определенное разстояніе мы должны выйти на обычную большую дорогу, которую прокладываетъ правительство и часть которой мы уже видели, но она еще не закончена.

Поэтому мы отправились въ путь въ десять часовъ и ехали на пяти лошадяхъ со скоростью примерно восемь-девять миль въ часъ, пока не добрались до Валокъ между четырьмя и пятью часами вечера, чтобы пообедать.

Я не могъ не заметить своему спутнику, сколько новыхъ домовъ было построено въ деревняхъ, мимо которыхъ мы проезжали, и что другіе дома уже разваливались и требовали обновленія, хотя, очевидно, не были долговечными, и заметилъ, что строители, должно быть, очень неуклюжи въ своей работе. Онъ заверилъ меня, что, напротивъ, плотники очень ловко обращаются со своими инструментами. За исключеніемъ ручной пилы и коловорота, они используютъ только одинъ инструментъ, который похожъ на обычный топорикъ, только меньше, съ короткою легкою ручкой, которымъ они орудуютъ очень ловко: один конецъ служитъ молоткомъ, а другимъ они строгаютъ и обрабатываютъ все дерево.

Какъ уже отмечалось, дома снаружи не крашены (за исключеніемъ оконныхъ рамъ, размалеванныхъ аляповатыми зеленою и красною красками), палящее летнее солнце коробитъ и высушиваетъ доски, а постоянные дожди и зимніе холода, несомненно, приводятъ къ ихъ загниванію. Кроме того, строители неумело возводятъ дома, что въ значительной степени способствуетъ ихъ обветшанію. Когда требуется построить домъ на склоне холма или на неровной поверхности, вместо того, чтобы выровнять это место и сделать фундаментъ, они кладутъ одинъ конецъ нижней балки, на которой должна стоять стена, на поверхность земли, а другой ее конецъ – на большой камень, чтобы сохранить горизонтальное положеніе, и затемъ возводятъ на ней стену. Вследствіе этого дожди со временемъ размываютъ нижнюю часть стены, камень смещается, и стена утрачивает перпендикулярность, такъ что въ деревне можно увидеть дома, наклонившіеся другъ къ другу подъ разными углами. Въ городахъ дома, конечно, строятся съ большею щепетильностью. Планъ соединенія бревенъ другъ съ другом, какъ это практикуется въ Канаде, несомненно, очень хорошъ, и, хотя на это требуется много древесины, дома строятся быстро. Стены покрываются досками или глиною, и въ обоихъ случаяхъ на нихъ воздействуетъ жара и холодъ. Забавно было наблюдать, какъ примерно въ это время люди были заняты ремонтомъ своихъ домовъ, когда готовились къ какому-то празднику. Глины на улицах хватало. Женщины и дети топтались по глине босыми ногами, размешивали ее и устраняли поврежденія после дождя.

Именно здесь хозяйка гостиницы получила мое свидетельство о быстроте обслуживанія и о томъ, что она говорила «Сей часъ» и все делала въ соответствіи со значеніемъ этого слова. Въ Валкахъ, где мы только обедали, мы не увидели ничего интересного. Затемъ мы отправились въ Харьковъ, куда прибыли около часу ночи, и остановились на станціи, где тоже была гостиница и предоставлялся ночлегъ большому числу путешественниковъ, которые прибыли ночью въ своихъ экипажахъ, направляясь въ свои загородные именія. Я заметилъ, что экипажи были более длинными, чемъ наши въ Англіи, и въ некоторыхъ изъ нихъ были матрасы, чтобы дамы могли на нихъ полулежать – очень удобный способъ путешествовать на большіе разстоянія, и пассажиры могутъ спать в дороге, что невозможно въ англійской повозке.

Общий вид Харькова (XIX век)

Людей въ этой гостинице было очень много, такъ какъ Харьковъ расположенъ на пересеченіи несколькихъ дорогъ, и люди, похоже, ехали въ свои именія. У насъ был диванъ, на которомъ можно было спать. Этотъ предметъ мебели является общепринятымъ въ этой стране. Обычные же кровати и спальни, похоже, есть только въ гостиницахъ Одессы, Москвы и Санктъ-Петербурга, где европейцевъ больше и эти предметы роскоши необходимы.

Рано утромъ следующего дня (11 іюня) мы выехали изъ Харькова и направились въ Белгородъ, куда добрались вечеромъ, проехавъ за двенадцать часовъ семьдесятъ пять верстъ (пятьдесятъ миль). Дороги были очень тяжелыми, и все время шелъ дождь. Гостиницу въ Белгороде содержитъ немецъ, который тогда отсутствовалъ, но его жена приняла насъ, и я попросилъ у нее дополнительное покрывало для моего слуги, у которого былъ приступъ лихорадки. Хозяйка говоритъ по-французски и составила намъ пріятную компанію при чаепитіи.

По мере продвиженія на северъ дни становились длиннее, и когда мы закончили трапезу, еще не стемнело, и изъ окна дома были видны зданія напротивъ. Я былъ пораженъ почтеніемъ, которое люди проявляли, проходя мимо воротъ женского монастыря и церкви на противоположной стороне улицы, и, хотя некоторые были не очень трезвы, поскольку это былъ воскресный вечеръ, большинство останавливались, чтобы перекреститься передъ иконою, висевшею надъ дверью, и пока они проходили мимо священного сооруженія, все ихъ крики и шумные восклицанія прекращались.

Справедливости ради следуетъ отметить, что пьянство въ Россіи отнюдь не такъ распространено, какъ принято считать – по крайней мере, я пришелъ къ такому выводу на основаніи личныхъ наблюденій, поскольку за время моего пребыванія въ стране я виделъ очень мало случаевъ опьяненія, и то оно только придавало немного веселости.

На следующее утро я всталъ въ пять часовъ и, прежде чемъ отправиться въ путь, тешился темъ, что смотрелъ въ окно. Я виделъ, какъ люди, шли на работу, и каждый клалъ грошъ въ мешокъ старой монахине въ черномъ одеяніи у воротъ монастыря. Казалось, она следила за моими передвиженіями, решивъ дать мне возможность подать милостыню и пополнить ее денежный сборъ. Какъ только экипажъ подъехалъ къ двери, и я собрался сесть въ него, она перешла улицу такъ быстро, какъ только позволялъ ее возрастъ, и протянула впередъ свой мешокъ на конце палки. Я, конечно, выполнилъ ее просьбу. Въ Белгороде я не увиделъ ничего, кроме широкой улицы, проходящей черезъ весь городъ, и обособленныхъ домовъ съ широкими дворами позади нихъ.

Дорога изъ Белгорода (12 іюня) была очень тяжелой, такъ какъ еще не была проложена правительствомъ, и въ одном месте кучеръ, сокращая путь по очень неровной местности, опрокинулъ бы экипажъ, если бы не спрыгнулъ съ козелъ и съ помощью моего слуги не восстановилъ бы равновесіе повозки.

Сегодня мы обогнали большое число новобранцевъ. Я не могъ не заметить скудость регулярныхъ войскъ, хотя мы постоянно проезжали мимо военныхъ колоний, построенныхъ на обочинахъ дороги, которые, однако, казались покинутыми всеми, кроме женщинъ и детей. Эти колонии были построены упорядоченно, все избы были построены по одному плану, были одного размера и располагались на площади, съ садами между ними. Мужская часть населенія могла быть занята на поляхъ, но общее отсутствіе войскъ въ этой части страны было поразительно. И правда, мы не видели солдатъ больше, чемъ въ путешествіи по Англіи.

У новобранцевъ были небольшіе одноконные телеги для перевозки багажа. Они были очень молоды, и ихъ сопровождалъ солдатъ въ обычной форме. Однажды я увиделъ несколько небольшихъ тележекъ съ примерно тридцатью мальчишками летъ десяти, очевидно еврейского происхожденія, и мне сообщили, что ихъ собираются воспитывать музыкантами.

Мы также встретили много женщинъ разного возраста, но некоторые изъ нихъ были очень старыми, убого одетыми, въ соломенныхъ лаптяхъ и дополнительною парою лаптей, висящею сбоку. Некоторые несли узлы со всемъ, что они могли взять на продажу въ большіе города, куда они направлялись, некоторые были паломниками, несущими свои подношенія, но все выглядели одинаково бедными, и поскольку мы обогнали множество такихъ людей, идущихъ въ одномъ направленіи, пока не добрались до Москвы, я заключилъ, что это и есть та цель, къ которой они все стремились. Все, кого мы встречали или обгоняли, неизменно кланялись или выражали свое почтеніе мундирамъ, которые они видели въ экипаже, не зная, кому они такъ подчиняются.

Насколько я могъ видеть, здесь и вплоть до Москвы сельская земля по обе стороны дороги выглядела постоянно возделываемою, и теперь я заметилъ удобренія, используемые на поляхъ, а земля была не такою богатой, какъ на другомъ берегу Днепра. Местность была не холмистой, но волнистой, и вдали находилось огромное количество церквей и деревень, перемежающихся насажденіями деревьевъ и пшеничными и ячменными полями».

Продолжение следует…

Перевод материалов статьи со староангл. и авторство: Елена Эрманн

Комментировать