Где нет общности интересов, там не может быть единства целей,
не говоря уже о единстве действий.
Фридрих Энгельс
В чем природа возникновения научных обществ, что заставляет интеллектуалов, являющихся по сути своей деятельности одиночками, объединяться в сообщества?
Нашим председателем Историко-литературного общества, Кимом Борисовичем Каневским, был поставлен этот интересный и, главное, фундаментальный вопрос. Известно: причинно-следственная связь непреложна. И любое дело людское (если только оно, конечно, по сути своей не искусственно, не фантазийно и не надумано), подсказано некой логикой и изначально отвечает на вопросы “Зачем?”, “Почему?”. «Во имя и ради чего?». Ответы важны не только с чисто-познавательной, исторической точки зрения; исследования тех или иных тенденций и инициатив наших предшественников проясняют логику тех или иных объединений, обосновывают понимание истоков, корректирования текущей деятельности и прогнозирование последующего. И то, что процессы единения и факты такового вполне привычны и традиционны, здесь ничего не меняет: Бывало не раз – вопросы «Зачем?», «Почему?» и «Для чего?» людей заставали врасплох. Объединялись, соединялись, в самых разных сферах и направлениях. Но как-то частенько не ставили вопросов, считавшихся само собой разумеющимся. И стало быть – лишними. Имеется в виду не та степень познания этого процесса, которую мотивируют элементарно: «Хороша нива – только у коллектива!» или «Гуртом и батьку бить сподручнее…».
В ходе очередного заседания нашего историко-литературного общества, существующего уже не первый день и год, вопрос такого рода стал основным в повестке дня. Что, конечно же, нисколько не ставило под сомнение целесообразность существования самого общества. Обмен мнениями на этот счёт имел не только теоретическое значение – он призван был скорректировать дальнейшую жизнедеятельность нашего историко-литературного общества, конкретизировать его планы.
Я посмотрела на этот вопрос с точки зрения глубинной психологии и европейского мистицизма. Если заглянуть в историю, мы обнаружим, что прототипом и непосредственным истоком для древнейших научных обществ Европы были рыцарские и монашеские ордена. До появления академий и университетов, именно Орден Францисканцев, Орден Доминиканцев, Орден Бенедиктинцев и др. ордена были некими научно-исследовательскими центрами и хранителями древней науки европейского мистицизма. Даже сегодня умы исследователей и кладоискателей будоражит легенда о “Чаше Грааля”, которая принесла несметные богатства Ордену Тамплиеров. Жаждущие власти и богатства, люди ищут “Чашу Грааля” во всех уголках Земли, хотя и есть достаточно обоснованное мнение, что это метафорический символ. «Чаша Грааля», видимо, есть ни что иное, как знания той древней науки европейского мистицизма, символ причастности к Большой Ложе, тем, кто хранит эти знания и посредством которых управляет миром. В рамках научных экспедиций под руководством академика УАН Олега Викторовича Мальцева, нам неоднократно встречались символы этой «Чаши знаний». С результатами этих исследований вы можете познакомиться в книгах «Правдань», «Знающие люди», «Корабельный Бог».
Страница из книги «Знающие люди»
Думаю, следует пояснить, что европейский мистицизм — это древняя европейская прикладная наука, предшествующая современной академической науке, то есть, это, опять-таки, исток, протонаука, которая включала в себя все области знаний: от естествознания, до знания трансцендентных и духовных категорий. Почему сегодня эта наука называется “европейским мистицизмом” — потому что истоки ее в Европе, а мистицизмом она стала в силу деградации ума человеческого и потери большей части тех знаний. Человеческому разуму свойственно мистифицировать то, что он не понимает. На самом деле, для ученого мистики не существует, все зависит от уровня познаний.
“Чем выше уровень подготовки, тем меньше паранормального”.
Виктор Павлович Светлов, Наставник О. В. Мальцева, один из представителей европейской рыцарской традиции.
Важно отметить, что выходцы из европейских духовно-рыцарских орденов, были выдающимися деятелями сразу в нескольких областях, в отличие от узкой специализации большинства современных ученых.
Иеронимо де Карранза (1539 — 1600) — командор духовно-рыцарского Ордена Иисуса Христа, создатель испанской школы фехтования Дестреза («дестрезой» также называлась наука фехтования). Автор трактата «Философия оружия», написанного на стыке нескольких наук, что свидетельствует о высочайшем уровне интеллекта автора.
Роджер Бэкон (1214 — 1292) — член Ордена Францисканцев, философ, естествоиспытатель. Был профессором богословия в Оксфорде. Занимался исследованиями в области астрологии, математики, физики, химии, разработал ряд теорий в области оптики.
Раймунд Луллий (1235 — 1315) — член Ордена Францисканцев, поэт, философ, теолог, один из родоначальников европейской арабистики и комбинаторики.
Франческо Петрарка (1304 — 1374) — францисканец, итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса.
Орден Бенедиктинцев внес огромный вклад в развитие литературы, искусства, музыки и архитектуры. Орден Госпитальеров был научным центром и кузницей кадров в области медицины и глубинной психологии.
Мы с уверенностью можем сказать, что такое положение дел сохранялось вплоть до 20 века. Подтверждением этому является выдающийся ученый, один из основоположников глубинной психологии, создатель школы судьбоанализа Леопольд Сонди, последовательницей чьей школы я являюсь. В результате нашего расследования запутанной биографии Липота Зонненшайна (настоящее имя Леопольда Сонди), проведенного под руководством академика Мальцева, было установлено, что мэтр Сонди был членом Ордена Госпитальеров и оставался им до последнего вздоха.
Теперь вернемся к нашему главному вопросу и посмотрим на него с точки зрения психологии. Известно, что сильные и результативные личности, интеллектуалы, тем более, получившие общественное признание, не склонны примыкать к какой-либо группе. Объединяться в группу или прятаться в толпе свойственно слабым личностям, которые хотят переложить ответственность или распределить внешнее давление на всех. Выдающийся французский социолог Жан Бодрийяр называл таких людей “молчаливое большинство”, “масса”, “отсканированные”, то есть, люди, которые, по сути, не способны отделиться от толпы, из-за слабости своего духа и интеллекта.
Так что же заставляет интеллектуалов индивидуалистов объединяться вместе? В европейском мистицизме есть принцип: “Все строится сверху вниз” — именно так строится мир, именно так рождаются научные открытия и изобретения. Например, выдающийся мистик изобретатель Никола Тесла сначала создавал свои аппараты и проводил эксперименты мысленно, в некой невидимой умственной лаборатории. А затем реализовывал свои изобретения и опыты в физическом мире.
„Мне не нужны модели, рисунки, эксперименты. Когда у меня рождаются идеи, я в воображении начинаю строить прибор, меняю конструкцию, совершенствую ее, и включаю. И мне совершенно безразлично проводятся испытания прибора у меня в мыслях или в мастерской — результаты будут одинаковыми. За 20 лет у меня не было ни одного исключения.“
Никола Тесла
Сначала возникает замысел, нематериальная идея, а затем она реализуется в физическом мире. Но здесь возникает краеугольный вопрос: результат замысла, воплощенный в физическом мире, не существует, пока его некому воспринять. Любое творение существует в силу наличия стороннего наблюдателя, который его воспринимает. Поэтому ученый должен представить результат своей научной работы третьей стороне, чтобы он был воспринят и констатирован, как существующий. Эта фундаментальная концепция подробно описана академиком Мальцевым О. В. в ходе собрания Историко-литературного общества, основателем которого и является Олег Викторович. Открывший указанную встречу, его доклад убедительнейшим образом ответил на «объединительные» вопросы в области науки. Сообщения члена-корреспондента Украинской Академии Наук Константина Владимировича Слободянюка, главного редактора журнала «Вестник Грушевского» Кима Борисовича Каневского развивали эту тему применительно к литературе и конкретно – к журналистике.
Теперь от причины мы спускаемся к вопросу “Зачем“. Зачем объединяться вместе, если ученому достаточно опубликовать результаты своих исследований в научном журнале или представить их на научной конференции и продолжать свой путь одиночки, как говорил Л. Сонди: “Мудрое, сильное и одинокое Я”. Здесь нам следует снова обратиться к прототипологическому методу, так как все в мире имеет прототип, который повторяется (тиражируется) в разных вариантах. Как говорил академик Г. С. Попов: «В мире ничего не меняется, все приходит в некую степень абсурда». Что заставляет людей, даже врагов, объединиться в группу — это проблема большая чем есть, или задача большая чем персональные задачи у каждого члена группы, или глобальная общая цель, которую можно достичь только объединив усилия. Это пусковой механизм создания любой религии, субкультуры, криминальной организации или бизнеса. Этот принцип работает и для рыцарского ордена, и для научного общества.
Таким образом, мы можем сказать, что выдающихся ученых, интеллектуалов, писателей, индивидуалистов по природе своей деятельности, побуждала объединяться в научные сообщества некая проблема или цель, которая по значимости и сложности превышала их персональные цели. В зависимости от исторических, социальных, экономических, политических и других условий, эти цели будут отличаться.
Приведем пример, когда в Европе начали появляться первые университеты, они требовали объединения ученых с целью разработки учебных программ, написания учебников, подготовки преподавательского состава. В Гейдельбергском университете, одном из самых мощных научных центров Европы, с которым мы сотрудничаем, традиция рыцарских орденов трансформировалась в две ветви: научные общества и студенческие братства.
Экспедиционный корпус в Гейдельбергском замке, в рамках научной экспедиции, 2019 г.:
В тоже время, некоторые группы современных ученых трудятся над научным обоснованием культурно-исторических проектов, называемых также историческими “Диснейлендами”, чтобы направить туда потоки туристов.
В 2020 году под патронатом Одесского отделения Украинской Академии Наук, возрождена работа нескольких научных обществ с целью развития науки и подготовки молодых ученых, как альтернатива современной симулятивной академической науке, замкнутой в бесконечной теоретизации и не способной решать актуальные задачи, которые стоят перед современным обществом.
Исходя из вышеизложенного, мы могли бы взять на вооружение эти уроки истории и увидев появление нового объединения профессионалов индивидуалистов, ученых или экспертов, задаться вопросом — какую глобальную цель они реализуют, кому это выгодно и какую роль сыграют плоды их деятельности для развития отрасли или общества в целом.
Автор: Ильюша Светлана – главный редактор газеты «Твоя судьба», координатор проекта «Говорящий город», научный сотрудник НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество», член Историко-литературного общества.