Начну с цитаты, сохраняя стилистику оригинала: «Одесское Фотографическое Общество имеет целью теоретическую и практическую разработку светописи по всем ее отраслям, а также распространение полезных сведений о ней; поощрение к возможно большему и разнообразному применению светописи в научных исследованиях и трудах, как самого лучшего во всех отношениях графического способа; поддержка и содействие развитию путешествий фотографов-любителей с научной и художественной целью для сбора материала к изучению родины, а также, иллюстрирование древних памятников, выдающихся архитектурных сооружений, живописных местностей, видов и городов, имеющих значение для истории родины и развития искусства». Это — из Устава Общества 1891 года, утвержденного Его Превосходительством, Господином Одесским Градоначальником.
Такое начало, как Вы понимаете, неслучайно – ещё и потому, что в 1891 году цели общества, в большей степени, остались неизменными по сей день. Сегодня, как и 130 лет назад, члены Общества относятся к фотографии, как к исключительно научной категории и великому искусству, изобретенному нашими предшественниками в далеком 1826-м году.
Архивный документ об утверждении устава ОФО, 1891 г.
«В 1822 году французским изобретателем Жозефом Нисефором Ньепсом было получено первое в мире изображение, привычное для современного человека, но кадр, который он получил, не сохранился должным образом. И только в 1826 году ему удалось получить полноценный кадр под названием «Вид из окна». Именно этот снимок вошёл в историю как первая фотография, хоть и до привычного нам качества было ещё далеко».
«Вид из окна». Жозеф Ньепс 1826 г.
После создания, фотография, как и многие научные разработки — совершенствовалась и постепенно популяризировалась. Однако, еще долгие годы, оставалась доступной лишь очень узкому кругу людей, исключительно высшему сословию.
Одесское Фотографическое Общество (ОФО) было основано в Одессе в 1891 году и стало самым первым фотографическим обществом на территории Российской империи.
Итак, среди инициаторов и учредителей общества, собравшихся 17 ноября на Ямской улице были видные одесские ученые, преподаватели, предприниматели, чиновники и деятели искусства. Вот лишь некоторые из них:
— Александр Андреевич Вериго — российской химик-органик; профессор Императорского Новороссийского университета;
— Александр Константинович Кононович — российский астроном, ординарный профессор Новороссийского университета, статский советник;
— Григорий Григорьевич Маразли — общественный деятель и филантроп, городской голова Одессы с 1878 по 1895 годы;
— Юрист и статский советник Шимановский Митрофан Васильевич.
Также материальную и весьма значимую поддержку на первом этапе Обществу оказал граф Михаил Михайлович Толстой.
Членами правления ОФО были в разные годы многие фотографы — владельцы фотозаведений, такие как:
— одесский мещанин Борис Фомич Готлиб;
— одесский мещанин Абрам Исаевич Горнштейн;
— сын коллежского регистратора Дмитрий Иванович Пудичев.
Изучая историю ОФО, мы долгие дни проводили в научных библиотеках и областном архиве, и нужно сказать, нашли там не мало документов, свидетельствующих о деятельности Общества. И вот, пожалуй, один из самых значимых найденных документов, свидетельствующий об официальном начале работы Общества.
Архивный документ о начале деятельности ОФО
«18 ноября 1891г.
Его Превосходительству Господину Одесскому Градоначальнику.
Имею честь, Ваше Превосходительство, что в заседании гг Членов Одесского Фотографического Общества 17 Ноября сего года избрано Правление и Общество с сего числа считается открывшим свою деятельность в помещении на Ямской ул. дом 84, квартира №6.
Председатель …»
У Общества была своя фотолаборатория, курсы фотографов, библиотека, постоянная комиссия судебно-фотографической экспертизы, депо фотографических приборов, где можно было приобрести любые принадлежности для фотографии, а также проявить и напечатать пленку. В депо также продавались паспарту фотографического общества, на которое можно было наклеить фотографии собственного изготовления.
В Обществе регулярно проводились публичные лекции, конкурсы, выставки и экскурсии. Общество издавало научные пособия и журналы посвященные фотографии.
Затем, в 1912 году, на празднике 20-ти летия деятельности Общества, было принято решение о создании собственного журнала, который мы знаем, как Вестник Одесского Фотографического Общества. Как писали члены общества:
«Этот праздник в нашем Обществе создал тот подъем настроения, в котором отчасти порождена осуществляемая нами мысль об издании журнала. Этот же праздник, что еще важнее, был днем подведения итогов пережитому и сделанному в области фотографии нашим Обществом, а отчасти и человеческой мыслью».
Праздник 20-летия Общества. На вечернем семейном собрании
Редактировал журнал надворный советник Георгий Сергеевич Михайлов-Мучкин, бывший в то время председателем общества. Затем в 2013 году на должности редактора его сменил дворянин Николай Михайлович Волков.
Назначение Вестника обозначалось так:
«Прежде всего отражать жизнь Одесского Фотографического Общества со стороны осуществления им тех задач, которые положены в основу его деятельности и связывают членов его в живой организм. Но отражая подробно жизнь и деятельность Одесского Фотографического Общества, наш Вестник, вместе с тем, будет служить разработке вопросов фотографии, популяризации искусства фотографии и добываемых в ее области знаний; ведению летописи успехов фотографического знания и руководству в практических занятиях фотографией. В этих целях в журнале будут помещаться оригинальные и переводные статьи, извлеченные из русских и иностранных журналов по вопросам фотографии, обзоры фотографической литературы, биографии и некрологи выдающихся деятелей в области фотографии, краткие, имеющие научный и общественный интерес сведения о жизни фотографических обществ, отделов и кружков, сведения о текущих новостях в области промышленности и техники, и будут даваться необходимые рецепты по фотографии и практические разъяснения» — Вестник ОФО, июль 1912 года.
Однако Вестник Одесского Фотографического Общества выпускался лишь в течение трех лет, с 1912 по 1914 года. Как писал позже его редактор «пока не создались условия, мешавшие правильной работе». Затем, в 1915 году Михайлов-Мучкин основал новый журнал «Русский фотографический вестник», который уже не был частью Общества и описывал общие положения развития фотографического дела на территории государства. Этот журнал издавался в течение двух лет, пока Георгий Сергеевич не занялся организацией, пожалуй, самого значимого и масштабного проекта в своей жизни — основанием первого в Российской империи учебного фотографического заведения.
В 1916 году ему удалось осуществить этот грандиозный проект, и вот с каким обращением он выступил перед своими коллегами и будущими студентами уже в день открытия курсов:
«В течение долгого времени, утилизируя для своей пользы разнообразные силы природы, человек меньше сотни лет тому назад подошел к утилизации особым способом самой божественной из сил природы — силы света.
Мы, фотографы, своим искусством, созданным силой гениев Франции (Дагерром) и Англии (Тальботом) уже реально пользуемся этой божественной силой света, взяв от него графическую изобразительную силу, одинаково важную, как для науки, где она является острым орудием познания, так и для искусства.
Обращаясь к существенным чертам этого нового изобразительного способа -фотографии, нужно отметить, что успех ее исключительным образом связан с успехами науки. Фотография есть в полном смысле слова — дочь науки. От науки, от точного знания она родилась, и быстрое совершенствование ее идет в полном соответствии с развитием знания.
Отсюда — необходимость для деятелей нашей области, желающих с успехом оперировать с силой света, для полной утилизации его графической изобразительной силы, в систематическом изучении ряда научных областей. Отсюда-же — необходимость в учебном заведении для прекрасной, обширной области фотографии”.
Обратите внимание на педагогический персонал курсов, который формировался с огромной ответственностью и научным подходом. Заведующий курсами, преподаватель общего курса фотографии и временный руководитель практическими занятиями по фотографии — Г.С. Михайлов-Мучкин; законоучитель — священник о. Е. Иваницкий; преподаватели: словесности — инспектор pеального училища В.П. Симинел; английского языка — лектор высших женских курсов — Д.Э. Питерс, математики — инспектор классов института благородных девиц В.Н. Кравченко, физики — приват-доцент И.Я. Точидловский, механики и технологии — инженер И.Ф. Иванушкин, химии и фотохимии — приват-доцент Е.С. Ельчанинов, рисования и живописи — академик К.К. Костанди. Врачем курсов назначена В.Д. Глебова.
Однако через год после открытия Фототехнических курсов произошли Октябрьская революции, свержение временного правительства и установление советской власти, что существенным образом повлияло на дальнейший ход отечественной и мировой истории. Не обошли стороной, к сожалению, эти события и судьбу фотографического учебного заведения города Одессы.
По определенным причинам наши предшественники не сумели сохранить документов, освещающих нам дальнейшую деятельность, как фототехнических курсов, так и самого Фотографического Общества.
Однако, спустя чуть более ста лет, мы силами нового состава Одесского Фотографического Общества, возобновили не только великое дело наших предков, в виде процветающего научного фотографического общества, но и деятельность вестника общества «Пленка, Фотография, Жизнь», который вновь издается с марта 2020 года, преследуя все те же цели, что и 100 лет назад.
Инициатором возрождения ОФО стал его будущий председатель, руководитель одесского регионального отделения Украинской Академии Наук, академик Мальцев Олег Викторович. Его деятельность ученого-прикладника всегда была тесно связана с фотографией, ведь любая наука требует доказательств. Об этом Олег Мальцев и говорил на первом общем собрании возрожденного ОФО, которое состоялось 29 августа 2019 года.
«Светопись — это самый главный инструмент, который документирует научную информацию. Какую бы работу мы не делали: криминалистическую в юриспруденции, научную или психологическую — нам в любом случае понадобятся доказательства. Мы, как и наши предшественники, много лет назад, хотим, чтобы этот вид документирования и искусства стал более популярным, важным для каждого ученого и мы будем этому всячески содействовать» — председатель ОФО Олег Мальцев.
Председатель ОФО академик Мальцев О.В.
С того времени, под руководством нового председателя Олега Мальцева, ОФО активно ведет свою деятельность на территории Украины и за ее рубежом. В состав Общества входят фотографы и ученые из Украины, России, Италии, Германии и США. На регулярных общих собраниях, члены Общества докладывают о проделанной работе в плоскости научной фотографии. В эту работу входят:
— проведение открытых лекций и семинаров в области фотографии;
— перевод различных фундаментальных книг по фотографии с иностранных языков;
— написание собственных книг и монографий;
— регулярные интервью со всемирно-известными фотографами, с целью расширения кругозора в области фотографии членов Общества;
— научные экспедиции в различные страны мира;
— обзоры на старые и новые камеры;
— члены Общества ведут и развивают сайт, регулярно пополняя его новыми статьями, заметками и лекциями по фотографии.
Кроме этого, впервые был снят большой документальный фильм о деятельности общества, посвященный 129-й годовщине со дня создания.
На одном из общих собраний ОФО в 2020 году
Также, в знак уважения старым традициям, членами Общества был восстановлен жетон, как некий символ причастности к общему делу.
В 1901 году к 10-летнему юбилею был выпущен солидный серебряный жетон, в центре которого на фоне красной эмали размещены стилизованные буквы ОФО. К 25-летию Одесского Фотографического Общества, отмечавшемуся в 1916 году, одесским гравером Людвигом Пахманом, активным членом ОФО, был изготовлен серебряный прямоугольный жетон с динамичным сюжетом.
Восстановленный жетон, был выполнен из золота, и сделан в виде броши. Этот символ был торжественно подарен членами Общества его председателю в знак уважения.
В течение 2020 и уже 2021 года, несмотря на трудное для всех людей планеты время, члены ОФО продолжают свою деятельность на поприще развития и популяризации научной фотографии. Мы любим то, чем занимаемся, и будем с еще большим усердием трудиться в будущие годы.
«Мы являемся потомками великих людей, стоявших у истоков Одесского Фотографического Общества, и оглядываясь назад мы помним, что являемся ответственными перед этими людьми, которых уже нет в живых за то, что носим их имя. Мы не можем быть хуже, чем они, нам необходимо стремиться стать лучше, а наши ученики и воспитанники должны стать лучше, чем мы. Именно в этом заключается эволюция. Наше Общество — это, своего рода, альма-матер для ученого, для фотографа, для человека, который хотел бы добиться высот в научной деятельности. Это ворота в мир фотографии, в мир науки, искусства и философии, в мир антропологии, социологии, и самое главное, в мир, который понятен, в котором хочется жить.
Основной задачей Одесского Фотографического Общества является подготовка молодых ученых. И поэтому, мы могли бы уверенно сказать, что если и дальше будем держать такой темп, то у нас будет шанс, через какое-то время, стать лучше, чем были наши предшественники. Мы сможем в полной мере реализовать ту ответственность, которую они на нас возложили, и стать достойными людьми в Европейском Обществе» — председатель ОФО Олег Мальцев.
Автор статьи — секретарь Одесского Фотографического Общества Катерина Сидорова