Таков уж темпоритм нашей повседневности – нередко даже коренные одесситы, люди вполне культурные, но живущие не по туристским законам – предостаточно загруженные (читай – перегруженные) необходимыми делами, как-то забывают посетить хоть изредка те очаги культуры города, которыми всегда гордились и гордятся. В этом смысле трудно переоценить роль газеты, журнала, радио и ТВ, материалы которых помогают совмещать такие посещения, так сказать, без отрыва от повседневных хлопот. Этой публикацией журнал наш приглашает в старый добрый дом на бывшей Гаванной – потом Халтурина, теперь опять Гаванной, который известен с младых ногтей всякому уважающему себя одесситу, куда бы их судьба не занесла. Да и многим хорошим гостям Одессы. Здесь остановлены мгновенья истории нашего города – от его появления на свет Божий.
Наш корреспондент в Одесском областном историко-краеведческом музее побеседовал с главой этого хранилища биографии Одессы. Присоединяйтесь, дорогой читатель.
– Вы по образованию, не трудно предположить…
– Я историк, кандидат исторический наук и музейщик: всю сознательную жизнь работаю в музее. Первым был Алупкинский дворец-музей. С 1983 года в Одессе работаю в историко-краеведческом музее, директор – с 1998 года.
– Традиционно, директор в той или иной сфере, обычно более администратор, организатор. Координатор. Распорядитель финансов. Первая подпись. Если угодно, менеджер. Вы историк, человек учёный, вам велел Бог дышать этим воздухом, так сказать – пылью веков. А вот что Вас привело на пост директора?
– Наверно мотивация использовать свой профессиональный опыт для создания музея, как важного центра науки и культуры. Однажды, тоже ведь – история: наступил момент. И выбор просто пал на меня. Вот и стала директором. А дальше – практика, опыт, сын ошибок трудных. Самообразование, курсы повышения квалификации, стажировки. В рамках международных программ проходила обучение по темам «Менеджмент в среде культуры», «Театры и музеи как стимул экономического и демократического развития общества», «Волонтер в культуре», «Современные культурные практики для развития общества» в Украине (г. Одесса, Киев) и США (г. Детройт) …
– Ваша практика на должности директора уже ведь не один и не два дня, в какой связи она находится с Вашим историческим образованием?
– Для меня научные интересы вполне совместимы с руководством музея. Историк, ведь, это не просто строка в университетском дипломе. Историк в музее – это нечто особенное… Музей – это пространство для общения, диалога. Каждый день узнаю и получаю много информации, а работая в интересной творческой команде, учусь у своих коллег. И главное, у меня есть пространство для творчества, моих исследований по истории и культуре причерноморских немцев, изучения истории музейного дела Юга Украины, в частности музейных коллекций Одессы. В этом плане собрание Одесского историко-краеведческого музея – это что-то неисчерпаемое. Краеведческий музей интересен тем, что по градации он проходит как комплексный музей. Музеи такого профиля собирают, сохраняют, изучают и экспонируют материалы, рассказывающие о истории, экономике и культуре определенного края. Специфика краеведческих музеев заключается в том, что они имеют широкий диапазон экспозиций, сочетающих черты музеев исторического, этнографического, художественного, литературного направления. Кстати, краеведческие музеи — это самая многочисленная группа среди музеев нашей страны.
— Известны случаи: в некоторых музеях вдруг оказывается, что в запасниках что-то «залежалось» и его нашли, открыли. А это оказался мировой шедевр. Была ли у вас такая практика?
– У меня было подобное с Музеем еврейской культуры, который существовал в Одессе в 1927-1940 гг. Считалось, что его коллекции безвозвратно исчезли. И неожиданно, в фондах Одесского историко-краеведческого музея, находим документы, подтверждающие, что часть этого музейного собрания была передана в 1953 г. в Киевский государственный исторический музей (совр. Национальный музей истории Украины).
– А у вас ведь много общего с археологическим, потому что, по сути, он ведь тоже исторический музей и краеведческий. Они же, как правило, и здесь, так сказать, копают, и в области?
– Совершенно, верно, археологические музеи относятся к музеям исторического профиля. Основу их собраний составляют памятники материальной культуры от древнейших времен до эпохи средневековья, обнаруженные во время археологических исследований. К самым старейшим таких музеев в Украине относится Одесский археологический музей НАН Украины. Наличие в Одессе крупнейшего археологического музея в стране обусловило отсутствие археологического отдела в нашем музее, хотя, как правило, такие отделы свойственны краеведческим музеям.
– А в порядке, так сказать, оптимизации кадров, как это сейчас принято, вас не собираются сливать?
– «Сливать», в смысле объединять? Нет, у нас юридически, нет точек пересечения. Одесский археологический музей относится к Национальной академии наук Украины. Одесский историко-краеведческий музей находится в ведении Департамента культуры, национальностей, религий и охраны памятников культурного наследия Одесской областной государственной администрации.
– В Одессе это привычно и законно, что есть свой историко-краеведческий музей, потому что серьезный регион. Я думаю, это почетное место – руководить таким «храмом», верно? Шутка ли, история всея Одессы! Можно несколько слов о коллективе?
– У нас также — «кадры решают все». Я считаю, что кадры Одесского историко-краеведческого музея отличает достаточно высокий уровень профессионализма, и без этого мы бы не могли жить, развиваться, обновлять свои экспозиции. Музейные экспозиции – результат работы конкретных людей. Именно музейные микроколлективы берут на себя ответственность за генерирование и трансляцию посланий того, что отобрано ими самими в качестве культурного наследия.
– Вспомним фильм Ростоцкого «Доживем до понедельника». Учитель и директор школы были историками. И учитель требовал отпуск посреди года. Или – уволить. Пришел новый учебник истории, честный историк отказывался по нему работать. Директор спросил – «А куда ты пойдешь?». «В музей!». «А ты думаешь, там экспонаты не меняются?». Как это прокомментировать?
– Конечно меняются, это только со стороны может казаться, что в музеях застывшее все: время здесь, мол, замерло, остановилось. А время не остановить. Никому. Музей — это же не склад вещей, как было принято когда-то полагать, где всё находится на полочках, разложено, подписано, и покрыто пылью. Музей – это живой организм. И он меняется, и от того, что нас окружает, и от того, как меняется социум, это все находит отражение в музее, в его экспозициях.
– А вот передёрнуть его, как в игре при сдаче карт, попытки бывают. К вопросу о том, что меняются школьные учебники и музейные экспонаты. И о явлениях, навязывающих эти перемены. До героической обороны Одессы и вообще, до Второй мировой войны, имели место и другие события, которые также подробно отображались здесь. Революции, например. Известных в истории многострадального нашего отечества числом – три. На видном месте в этом музее был, помнится, макет броненосца «Потемкин». Имелся он и на гербе города — одно (и довольно-таки, долгое время). В связи с известными переменами «Потёмкин» с нашего герба исчез. Причём, автором беспотёмкинского эскиза герба оказался тот же художник, что и придумал герб с «Потёмкиным». И по чистой случайности это был… главный художник города.
– Так ведь сказано: всё меняется. Ещё древние говорили: «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». После обретения независимости, на волне повышенного интереса к национальной культуре подлежала переосмыслению как общественная роль музеев в целом, так и особенности постсоветской трансформации исторических экспозиций. Поэтому у нас были созданы совершенно новые экспозиции такие как «Одесса и край в эпоху революций и войн. 1917-1921», «Всегда готовы», посвященная Вооруженным силам Украины. На правах отдела был создан и новый музей– Музей «Степова Україна», где представлены уникальные материалы по истории освоения Причерноморья украинским казачеством и представителями других этносов. Новым для музея стало не только создание экспозиций, усовершенствование и постоянное обновление действующих экспозиционных комплексов, но и научно-издательская деятельность. Мы гордимся своими каталогами коллекций, путеводителями, и особенно изданием «Вестника Одесского историко-краеведческого музея» (уже 18 выпусков), в котором освещаются актуальные проблемы исторической науки и музейного дела.
– Интересно было бы поговорить с историком на эту тему, хоть она и достаточно скользкая. Дабы убрать «Потёмкина» с герба города – ничего особенного не потребовалось. Кроме социально-психологического индифферентизма населения и соответствующего решения горсовета. А вот отменить звание всемирно известной, воспетой и любимой одесситами лестницы на Приморском бульваре – «Потёмкинская» пока ни одному мэру не удаётся. Но хоть бы кто напомнил, что броненосный крейсер «Князь Потёмкин Таврический» никак не связан с так называемой октябрьской революцией семнадцатого года. Его просто в горячке перемен спутали совсем с другим кораблём – с крейсером «Авророй». Которая и впрямь, зайдя в Неву и пальнув из бакового орудия, стала символом того переворота. Так ведь дело было в семнадцатом и плавала «Аврора» на Балтике. А «Потёмкин» — на Чёрном море. И история с ним вышла в девятьсот пятом. То есть, в ходе антицарской, буржуазно-демократической революции. И пострадал он в борьбе с монархией «Дома Романовых» и стал символом совсем другой революции, провозглашавшей святость собственности, «Долой самодержавие», за развитие капитализма, за рынок и свободу торговли на море и на суше. Таким образом, он ведь должен появится на гербе Одессы после исчезновения СССР. Скорее всего, боюсь, что полуграмотный, но не в меру энергичный мер того времени с помощью своих консультантов спутал бедного «Потёмкина» с Авророй. Перемены – переменами, знаете ли, а дурость – дуростью.
– Тем не менее, всё сложилось так, как сложилось. Критерием истины в данном случае является историческая практика. Каковую и отражают музейные экспозиции. И что интересно: у нас в музее работает Оксана Кривохатская, дочь первого директора в истории одесского телевидения Игоря Кривохатского. Она же – правнучка одного из матросов «Потёмкина».
– Вот уж, действительно, эстафета поколений. Из каких бурных бремён прибегает сюда к Вам огонёк по вековечному фитильку. А работа, вроде тут тихая, размеренная, монотонная.
– Размеренная, монотонная, однообразная жизнь в музее… – это восприятие несведущего человека. Такой взгляд со стороны не соответствует действительности. Сегодня в музей хлынул поток новых технологий и новых практик, но при этом до сих пор не преодолен концептуальный кризис в украинских музеях. Здесь прослеживается взаимосвязь с продолжающимся кризисом самой исторической науки, а для музеев это связано с языком презентаций того наследия, которое хранит музей, и языком интерпретации.
Хороший музей сегодня – это сплав артефактов, умения их презентовать и современных мультимедийных технологий, которыми уже никого не удивишь. Если Вы придете в музей и увидите одни мультимедийные технологии, одни рамки, экраны, направленный звук – это, конечно, хорошо, но все-таки человек приходит за какой-то подлинностью. Поиски золотой середины при подаче артефактов не менее важны и при создании выставок, отражающих события современной действительности. Если раньше считалось, что исторические музеи пересказывают историю, с использованием реальных предметов, экспонатов и документов, то совершенно ясно, что современные музеи работают совершенно по-другому. В них нет пересказа, но есть совершенно другой тип коммуникации, диалога с посетителем. Музеи активно работают над созданием своего привлекательного образа, т.к. привлекательный музей – это посещаемый музей, а значит – успешный. Этому способствуют тематические мероприятия, проводимые в стенах музея, а также создание новых выставок и экспозиций.
– А и впрямь, для обывателя работа в библиотеке или в музее – мечта: тишь да гладь, да Божья благодать.
– Но ведь Вы понимаете, что это совсем не так. Современный музей (даже, если он является не художественным, а историко-краеведческим) ориентирован на современность. Если еще лет 25 назад музей всматривался в прошлое и собственные коллекции (в центре экспозиции был исторический объект), то теперь музей всматривается в публику – своих посетителей и сегодняшний день, пытаясь понять, как связаны его коллекции и настоящее (в центре экспозиции – отношения, осмысление, рефлексия). Музейщикам сегодня приходится постоянно всерьёз размышлять о том, как взаимодействовать с городским сообществом и чем музей может быть полезными/ интересным одесситам?
– Всё, о чём Вы говорите, близко той проблематике, размышлять о которой постоянно приглашает читателя наш журнал. Кстати, поскольку «Вестник Грушевского», в том числе является часть истории Одессы, возможно — он со временем займет свое место в вашем «запаснике»? Разве не историческое событие, что рождённый учёным и первым главой независимой Украины М.С. Грушевским, наш журнал его имени, возрождён в наше время и именно в Одессе.
– Возрождение «Вестника Грушевского» – это действительно событие. Мы были бы рады такому поступлению.
– А мы в свою очередь были бы рады, чтобы время от времени ваши пишущие люди попадали на наши страницы. Это чрезвычайно интересно. Кстати, Вы ведь, что называется – остепенённый человек, имеющий научную степень. Помните ли Вы тему своей кандидатской работы? И как она связана с дальнейшей Вашей деятельностью.
– Ну, конечно, помню. Такое не забывается – «Формирование и развитие документальных коллекций в составе фондов одесских музеев (1825–2003 гг.)». Для меня всегда документы из архивов и музейных собраний, будучи объектами моих исследований, воспринимались как исторические источники. Если мы говорим о нашем музее, например, однажды мне попался в руки такой документ – афиша Одесского немецкого рабоче-колхозного театра. Такой театр существовал в Одессе в 1933-1938 гг., он был передвижным. Его постановки с успехом проходили в немецких селах Одесской и Николаевской областей. Поэтому естественно, что афиша спектакля «Великая сила» была на немецком языке. Из текста афиши стало известно, что постановку осуществил Л. Абелиов – режиссер Одесского еврейского театра. Благодаря тому, что на афише указаны имена актеров, занятых в спектакле, можно было получить представление о составе театральной труппы и установить, что директором театра был Артур Готлибович Гефт, отец разведчика-нелегала, руководителя разведывательно-диверсионных групп на территории оккупированной Украины и Польши – Николая Артуровича Гефта. Столько информации было почерпнуто только из одного документа…
– Казалось бы, наш земляк, антифашист, разведчик, который был здесь резидентом во время оккупации, потом погиб на территории Польши… В 1950-е годы, один из этажей здания на Гаванной, был отведен под музей «Героическая оборона Одессы», и он был скромнее, чем современный историко-краеведческий музей. Музей «Героическая оборона Одессы» школьникам очень нравился, особенно мальчикам.
Помнится, нас приводили классом, а все были дети фронтовиков, которые еще совсем недавно воевали. Поэтому нам этот музей гораздо интереснее и ближе, чем, например, картинная галерея или художественный музей. Мы очень радовались каждому посещению. Ребята знали, что увидят настоящее оружие, наше и трофейное. Боевые знамёна. А самое главное, что экскурсоводами были мужчины, фронтовики, они донашивали ещё военную форму, с нашивками за ранения, с орденами и медалями. Были среди них и инвалиды. Это делало каждую экскурсию особенно интересной и убедительной.
– У нас фондах находятся фотографии экспозиции музея «Героическая оборона Одессы», сохранились и воспоминания сотрудников об этом музее. В 1948 г. была открыта его экспозиция, здесь в этом здании, на улице Гаванной, тогда на улице Халтурина. Конная милиция перекрывала движение по улице, потому что было столько желающих попасть в музей. Тогда посетители стремились увидеть экспонаты и документы еще недавнего военного времени. До сих пор, люди старшего поколения помнят, что в этом здании был музей «Героическая оборона Одессы».
– Увы, старшие поколения, так сказать, сходят на нет… А нужно ведь, чтобы и детвора, и юношество, молодежь тоже знали об этом что-то. Оно не находит отражение в их позиции?
Находит, разумеется. Благодаря собранию бывшего музея «Героическая оборона Одессы» у нас, на данный момент, существует три экспозиции, связанные с военной тематикой. Это экспозиции «Одесса и край в годы Второй мировой войны. 1939-1945» и «Оружие из коллекции музея» (ул. Гаванная,4), а также Мемориал героической обороны Одессы «411 береговая батарея» (ул. Дача Ковалевского, 150). Это наш филиал с уникальными образцами военной техники и вооружения 1920-1980-х гг.
– Вы – педагог по образованию, как вы чувствуете, им это интересно? Ведь существует мнение что для современных детей музеи – это скучно.
– Я Вас разочарую, основные наши посетители – это учащиеся школ, лицеев и ВУЗов. Именно с такой возрастной категорией посетителей мы проводим уроки в экспозиции, читаем лекции, готовим научно-практические конференции и чтения. Например, конференции к 100-летию провозглашения Соборности Украины, к Международному дню памяти жертв Холокоста, ко Дню памяти героев Крут, к 75-летию освобождения Одессы от нацистских оккупантов, по Движению Сопротивления на Одесчине в годы Второй мировой войны, ко Дню освобождения Украины от нацистов и др. проходили при участии учащихся гимназии №2, студентов Одесского медучилища №2, курсантов Одесского лицея с усиленной военно-физической подготовкой, студентов Одесской национальной академии пищевых технологий. Для детей и взрослых у нас пользуются популярностью различные мастер-классы. Это «Арт-терапия предков» (по декоративному искусству), «Этномозаика» (по созданию гравюры для студентов Одесского художественного училища им. М.Б. Грекова в рамках проекта «Мамай мандрує»), а также разовые мастер-классы по вышиванию рушников, художественной вышивки лентами и др.
На базе музея проходят и семинары. В рамках одного из них, семинара-практикума «Развитие творческого потенциала личности средствами музейной педагогики», сотрудниками музея совместно с Одесским областным гуманитарным центром внешкольного образования и воспитания, были проведены практические занятия для руководителей школьных музеев по достаточно актуальным темам : «Реэкспозиция музеев исторического и краеведческого профилей учебных заведений в контексте декоммунизации общественной жизни»; «Новейшие технологии в выставочно-экспозиционной работе музеев»; «Основные направления комплектования фондов и особенности создания экспозиционных разделов по истории Одесской области и края периода Второй мировой войны, военных конфликтов с 1945, включая освещение событий в АТО»; «Методика проведения экскурсии в музее исторического профиля» и т.д.
– Вообще говоря, во многих областных центрах имеются краеведческие музеи.
– Правильнее сказать в каждом областном центре есть краеведческий музей. Краеведческие музеи были важным проектом советской эпохи.
Посетитель, выходя из такого музея должен был не столько обогащаться знаниями об исторических особенностях развития данного региона, сколько убеждаться в том, что и здесь, в этом регионе, история развивалась по одним и тем же, общим историческим законам. Обязательными сюжетами при этом являлись борьба крестьянства и рабочих за свои права, участие в революциях 1905-1907 гг. и т.д. Краеведческий музей в этой ситуации выступал не столько хранителем локального, сколько средством насаждения единого стандарта. Поэтому экспозиция Одесского историко-краеведческого музея прежде не очень отличалась от экспозиции краеведческого музея Николаева или Винницы, или другого крупного областного города. В 1983 году наш музей закрылся на ремонт – он длился долгих 11 лет, открылся в 1994 году заново. За это время многое поменялось, в том числе представления о исторических музеях, их институциональная структура, система управления, принципы экспонирования, причем от региона к региону. Поэтому и посетителям была представлена совершенно другая экспозиция, появилось много материалов, связанных именно с историей старой Одессы. Мы смогли уже без ограничений показать, как развивался город-порт, а также отразить прекрасную архитектуру, благоустройство высокого уровня, культурную жизнь Одессы XIX в. Не осталась без внимания деятельность администраторов, которые много сделали для развития города и края.
– Была когда-то экспозиция, посвященная партизанской борьбе во время войны в Одессе и на Одещине, подполье и катакомбы, был даже макет катакомб, колодца, через который туда была связь. В стеклянном аквариуме
– Да, это было в старой экспозиции до 1983 г., в новой экспозиции этот макет не представлен, хотя тема движения Сопротивления достаточно отражена на подлинных материалах.
– А что-то новое делается в этом вещественном и наглядном жанре?
– Музей — это живой организм, как я уже говорила, и человеческой жизни достаточно, чтобы увидеть его изменения. Современная жизнь предъявляет новые требования к музеям. На смену макетам приходит интерактивное оснащение музеев – с экранами, проекторами, акустикой, аудиогидами. О многом из перечисленного мы до сих пор мечтаем, но у нас уже есть сенсорный стол с терминалом, благодаря Департаменту культуры Одесской областной государственной администрации. Контент сенсорного стола был подготовлен сотрудниками в рамках музейного проекта «Революционный формат» к 100-летию Украинской революции (1917-1921гг.). В течении трех лет мы дополняли его программу документами, фотографиями, материалами, для того чтобы выстроить хронику революционных событий на Одесчине, и тем самым усовершенствовать действующую экспозицию «Одесса и край в эпоху революций и войн. 1917-1921».
Не менее актуален и важен контент терминала «Они защищали Украину». Он посвящен памяти героев, жителей Одесской области, которые погибли уже в наши дни, защищая независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины.
– Давайте пригласим одесситов и гостей, коллег сюда, в чем для них будет польза?
Посещение Одесского историко-краеведческого музея можно сравнить с увлекательным путешествием в прошлое Украинского Причерноморья. Каждый посетитель может увидеть для себя много интересного: старинные гравюры, предметы быта, фотографии, различные ценные документы, редкие печатные издания, образцы нумизматики и вооружения, произведения живописи и декоративно-прикладного искусства. Музейное собрание насчитывает около 120 тыс. единиц хранения и его считают одним из лучших в Украине.
– Очень многие одесситы давно живут не в Одессе, проживают в других странах, часто и много ностальгируют. У вас есть связь с такими людьми?
– Одесситы, которые давно живут вне Одессы, когда приезжают на свою родину, бывают и в нашем музее, общаются с нашими сотрудниками. Подолгу ходят по залам, рассматривают старинные фотографии или видовые эстампы, пытаясь вспомнить знакомые места своего детства или юности, т.е. того времени, когда они выехали из города. А мы всегда рады посетителям!
Автор Ким Каневский