Физика — это воздух, которым я дышу с детства

 Как известно, одним из показателей цивилизованности общества с давних, даже – с древних лет является школа. Конечно, по идее самая первая в жизни школа – семья. Но, во-первых, есть она далеко не у всех даже и в детстве. А главное, институт родителей обычно самодеятелен; чтобы стать отцом и матерью, педучилища, институты, университеты и дипломы не требуются. Во всяком случае, пока. Как сказал классик, чтобы детей иметь – кому ума не доставало. Так что, в смысле образования и воспитания на школу куда больше надежд: право служить в ней предоставляется только дипломированным специалистам. Опять-таки, и учителя, и школы бывают разными, разные следы оставляют в умах и душах, по-разному вспоминаются выпускникам. Которые, в свою очередь, тоже не во всём одинаковы. Человеческий фактор…

Тем не менее, за тысячи лет цивилизации нашей ничего иного, кроме школы, не придумано: от первых шагов в звании ученика-ученицы до последнего звонка именно здесь можно системно запастись необходимыми знаниями и навыками. Далее могут быть и средняя специальная, и высшая школы. Но эта, самая первая, а нередко и единственная – тот минимум, который, теоретически говоря, формирует грамотного зрелого гражданина. Не случайно документ об окончании средней школы называется Аттестатом зрелости. Разумеется, и каждая наша школа в отдельности, и все они вместе не предоставлены сами себе и не вольны в выборе путей подготовки будущих граждан. Имеются соответствующие программы, установки, рекомендации, инструкции и методические указания. Программа.  Насколько она отвечает требованиям современности? И кто же они, современные наставники нашего будущего?  О ком и много лет спустя вспоминают выпускники, читая некрасовские строки:

Молясь твоей многострадальной тени,
Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!

Сэкономлю место-время на обзоре бесчисленных дискуссий о нынешнем состоянии дел в этой судьбоносной сфере. Расскажу о своей встрече с одним, отдельно взятым учителем. Конечно, о многом говорит присвоенное преподавателю физики Ришельевского лицея П. А. Виктору звание Заслуженный учитель Украины. В 2009 году Павел Андреевич стал победителем Всеукраинского конкурса «Учитель года». Его ученики – победители международных Олимпиад по физике. Звучит? Конечно. Но главное — ему удалось добиться того, что физика увлёкла и вовлёкла очень многих учеников, можно сказать, стала для них своей ношей. А она, как известно, не так тяжела, как чужая и чуждая.  Дело в том, что Павел Андреевич записывал онлайн-уроки на YouTube и они приобрели большую популярность — до десятков тысяч просмотров. И подписчиков на канале сейчас — более 500 тысяч.

Об одесском учителе физики СМИ рассказывают уже не первый год.  Но, как стало известно недавно, Павел Андреевич собирается издать книгу о физике, что и стало поводом для интервью. В чем же секрет учителя, предметная специализация которого, признаться, не слишком популярна в школярской среде? Как ему удалось сделать уроки по физике столь интересными для широкой аудитории?

— Физика — тот воздух, которым я дышу с детства. Мой отец — учитель физики, мама — учитель английского языка. Поэтому учительская атмосфера мне очень хорошо знакома. Но мальчишкой меня больше заинтересовала физика. Хотя английским языком тоже занимался с мамой, а затем достаточно серьёзно изучал его в школе, что помогало во время поездок на международные турниры юных физиков в ранге руководителя команды или члена жюри.

Я присутствовал на уроках и у мамы, и у папы. Видел, как отец демонстрировал различные опыты. До сих пор по некоторым темам я просто копирую его демонстрации — например, по тепловому расширению. Мне просто этим интересно заниматься. Да, интерес к учительству и прежде всего к физике – из семьи.

 — Роль отца и матери здесь ясна и понятна. Но не трудно предположить, что есть для вас и другие авторитеты?

— Безусловно, отец заложил фундамент. Но он работал в средней школе. Я могу и ряд других назвать своими учителями как физики, так и жизни. Я закончил физический факультет Одесского государственного университета имени И. И. Мечникова, затем аспирантуру. У меня был руководителем сам ректор — Виктор Васильевич Сердюк.

Справка: Виктор Васильевич Сердюк (17 марта 1934, Харьков, — 11 февраля 1994, Одесса) — советский учёный, специалист в области физики полупроводников и диэлектриков. Ректор Одесского государственного университета имени И. И. Мечникова с 1975-го по 1987 гг. Кавалер Ордена «Знак Почёта», Заслуженный работник высшей школы Украинской ССР. В. В. Сердюк прошёл путь от старшего лаборанта до ректора университета. В период его работы ректором Одесский университет получил статус ведущего вуза Украины по научно-исследовательской работе среди 70 вузов СССР и 7 — в Украине.

-Но был еще один человек, который, как говорится, «держал меня за руку» — это Владимир Владимирович Зотов. Он читал у нас на факультете курс атомной физики. Кстати, этот курс я также читал, когда он уехал работать за границу на некоторое время. Он был моим учителем, как говорится, и по жизни, я очень многим обязан ему. К сожалению сейчас его с нами нет… Он научил меня общаться с аудиторией. Самое главное, говорил он, по-настоящему понимать и уважать аудиторию, и дать ей это понять. Все началось с того, что меня отправили в колхоз с четырехкурсниками в качестве их руководителя. А я на тот момент был на первом курсе аспирантуры. Нужно было как-то выстроить отношения с ребятами, которые младше меня всего на 3-4 года. И  Владимир Владимирович научил меня этому искусству — во всем должна быть логика, здравый смысл, тогда ты можешь руководить.

Второй человек, которого я считаю своим учителем — ныне здравствующий, хотя ему уже за 80 лет — это Вадим Леонидович Манакин. Светлейшая личность, оптимист. Но дело не только в этом: он великолепно знает физику. Помню беседы с ним — он задавал мне различные, в том числе и каверзные вопросы, а я должен был на них отвечать. Это было и в университете, и в лицее, он — мой коллега и работает в лицее до сих пор. Я у него очень многому научился. Например, нельзя считать, что ты владелец истины в последней инстанции — никакой физический закон на самом деле не описывает природу абсолютно точно. Мы все время приближаемся к истине, но никогда ее не достигнем. Поэтому физики никогда не останутся без работы. Вадим Леонидович, например, любил такие вещи. Говорит: «Паша, давай я тебя сейчас завалю по какой-нибудь теме. Выбирай любую. Я тебе сейчас покажу, что ты ничего не знаешь — получишь двойку». Я отвечаю: «Ну, давайте, Вадим Леонидович, закон всемирного тяготения». Он начинает задавать мне вопросы. На пятерку я тогда не вытянул, но четверку получил.

К тому же, Вадим Леонидович великолепно умеет решать задачи. А это очень важно для физика. Он излагал разные хитрые подходы — когда решение задачи не расписывается на страницы, а задача решается с помощью какого-то фокуса, буквально в пару строк. Переняв его опыт, на своих уроках я тоже так делаю — сначала решаю задачу четко по алгоритму. А  затем говорю, что эту задачу можно решить и устно. И показываю, как это можно сделать красиво. У учеников после такой демонстрации просто глаза загораются.

Как удалось добиться того, что уроки физики пользуются такой популярностью?

-Что касается канала на YouTube, то ничего специально не делал, все происходило как-то само собой. Канал появился изначально в связи с карантином — в помощь детям, которым я преподаю физику. Карантин в этом году обрёл космические масштабы, но он вовсе не первый; на карантин лицей закрывают практически каждый год. И  чтобы дети не пропускали физику, я сначала пробовал записывать уроки на видеокамеру, затем монтировал и выкладывал на YouTube. В то время YouTube только начинал развиваться — это было около 10 лет назад — можно было выкладывать ролики не длиннее 15 минут, затем YouTube это ограничение снял. Появилась возможность выходить в эфир в режиме прямой трансляции — это резко облегчило работу, потому что не нужно было монтировать видео. Я просто выходил к доске и проводил урок. Карантин закончился, дети вернулись в класс. И появилась идея — а почему бы не записать курс физики в том виде, в каком он преподается в лицее без какого-либо монтажа. Во-первых, это не трудозатратно, а во-вторых, полезно для детей, которые находятся дома.

Еще мне кажется, что популярность этого канала связана со стилем — ведь это не консервированная физика, которая укладывается специальными методами в короткие ролики по 10-15 минут, чтобы дети не уставали от просмотра. Видео снимались непосредственно во время проведения уроков в лицее. Поэтому те, кто смотрят, ощущают себя учениками этого класса — дети выходят к доске, у них иногда что-то не получается. Меня даже один раз токам ударило — это все делает урок живым и привлекательным для зрителей.

Кроме того, оказывается, большая часть зрителей канала — это не дети, а студенты, а также и те, которым за 30-ть. Судя по комментариям на канале — это действительно учителя и студенты.

Есть ли у вас обратная связь со зрителями, кроме комментариев на канале?

-Комментарии, пожалуй, единственный способ общения с аудиторией, потому что иначе меня просто завалят. Я получаю электронные письма, мне пишут в скайп и другие коммуникационные средства, приходят различного рода запросы, но всем ответить невозможно. Поэтому я отвечаю только в комментариях. Принцип следующий — если вопрос задают в комментариях, то ответ видят все и обучающая функция распространяется не только на того, кто задал вопрос, но и на всех, кто заходит на канал. Некоторые комментарии я вообще оставляю без ответа. Например, помогите мне решить задачу №5.47 — если задача действительно интересная, то я решение не рассказываю, а подсказываю идею, как решить, иногда это помогает…

Ваши уроки физики смотрят только украинские граждане?

-География просмотров — весь мир. После Украины идет Казахстан, Беларусь, Туркменистан, очень много восточных стран бывшего СССР.

Популярность моего канала, я подозреваю, не от хорошей жизни. Дело в том, что учитель физики — это человек, которого пора уже записывать в красную книгу. Нас остается очень мало. Тех, кто действительно занимается физикой и интересуется ей, извините за грустные слова, им в этой стране делать нечего. Потому что наука у нас просто уничтожена — будем называть вещи своими именами. Недавно закрыли физический факультет в университете, выпускником которого я являюсь — там просто нет абитуриентов. Физика не стала предметом, который нужно сдавать на вступительных экзаменах, даже в ВУЗы по физическим специальностям. Физика пошла «в расход», но мы так долго не протянем — превратимся в «банановую республику» — лысые горы, кругом поля, засеянные рапсом и заводские корпуса уже исчезают. Может те, кто руководят страной, одумаются и поймут, что нам нужно идти по другим стопам, например, Сингапура. Тогда наши талантливые ребята не будут уезжать за границу, как сейчас, к сожалению, происходит. Появится спрос на физиков, хотя бы на инженеров, которые будут работать на заводах и обслуживать оборудование. Посмотрите на томографы, когда приходишь в стоматологическую поликлинику и тебе делают панораму в течение 30 секунд — это очень сложная аппаратура. А чтобы ее обслуживать, нужно очень хорошо знать физику.

Ваши уроки в аудитории вызывают такой же интерес у учеников, как и уроки, записанные на YouTube?

-Чтобы быть успешным учителем, мне кажется, нужны две вещи: первое — быть самим собой — не пытаться казаться умнее, чем ты есть на самом деле. Я тоже ошибаюсь, но я этого не стесняюсь и дети мне помогают. То есть быть самим собой и не претворятся. А ребята это очень хорошо чувствуют. Во-вторых, нужно любить свой предмет. Если ты с удовольствием рассказываешь тему урока, то ребята видят, что мне это интересно. Я обожаю физику — она второе зрение, ключ к пониманию того, что происходит.

Кстати, если говорить о видеоуроках, то мне сейчас и раньше приходилось записывать уроки в пустом классе — несравненно хуже получается, чем, когда дети сидят за партами. По двум причинам, во-первых, мне самому не интересно. Во-вторых, меня некому поправить, если я что-то где-то пропущу. Я могу допустить ошибку и никто этого не заметит. Дети же в классе мгновенно реагируют, они знают, что я благодарен им за то, что они находят у меня ошибки и не дают этим ошибкам дальше завести меня в тупик, особенно в прямом эфире.

У меня был ученик Рома Салецкий — он сейчас уже студент. Кстати, у него три медали международных олимпиад – бронза по астрономии, серебро и золота на международных олимпиадах по физике. Так вот, я излагал определенную тему и он нашел у меня ошибку — я неправильно вычислил угол. Этот материал я взял не из учебника, а сам сочинил. Делаю я это довольно часто, чтобы оживить урок. И я допустил ошибку. А следующий урок построил именно на этой ошибке. То есть, из исправления ошибки удалось сделать интересную задачу благодаря Роме.

Кстати, возвращаясь к моим учителям, тот же Вадим Леонидович Манакин, о котором я уже рассказывал, говорит ученикам: «Кто найдет у меня ошибку, тому я сразу ставлю 12 балов ( у нас сейчас 12-ти бальная система)».

Дистанционное обучение сейчас входит в повседневность образования. Как вы к нему относитесь и видите ли в такой форме обучения эффективность и может ли она стать основной формой образования?

— Дистанционное образование ни в коем случае не может стать основной формой образования. Это суррогат и оно не от хорошей жизни. Палочка-выручалочка в ситуациях, подобной той, в которой мы оказались — когда нельзя собраться в классе. Это конечно выручает детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать уроки в школе, но заменить живой урок, не может ничто. Я где-то даже читал, что есть такая тенденция, что дистанционное образование — это дешевый вид образования, который может позволить себе кто угодно. А настоящее образование — очень дорогое, поэтому его может себе позволить только элита. К счастью, у нас в лицее это не так, у нас все, кому интересно, могут получить образование без каких -либо ограничений.

Как возникла идея написания вашей книги, которая должна выйти в декабре?

-Идея принадлежит не мне, а руководителю издания BookChef Вадиму Савельеву. Он со мной связался и сказал: «А что, если мы сделаем вот такую книгу? Я не собирался этого делать, потому что представлял, какой это будет объем труда. Сейчас не просто представляю, а знаю, поскольку занимаюсь корректурой книги.

 

Вообще, я думал, отсниму последние уроки и успокоюсь, такое у меня уже было, когда я отснял всю старшую школу — более 470 уроков. Затем набрал 7-ми классиков и тут снова грянул карантин. Начал записывать уроки основной школы — с 7-го класса по 9-й. А если уже начал, то нужно доводить дело до конца. Но о книге даже и не думал.

-Что же ждет читателей в книге?

-Если все действительно будет доведено до конца, то будет не одна книга. Дело в том, что книга, которую сейчас планируем издать — это только один раздел физики — механика. А всего в физике пять основных разделов, в зависимости от того, как классифицировать курсы. Если эта книга будет удачная, то будем продолжать и дальше. Существует у этой книги особенность — текст создается по видеоурокам. Но, дело в том, что устная речь очень сильно отличается от стиля написания учебника. Может поэтому ученикам более понятен рассказ учителя — устная речь, чем написанный текст. Книга же создается на основании устной речи, поэтому будет содержать более многословный и подробный текст, там есть и повторы. Как я говорю, детям нужно втирать информацию, чтобы они запомнили, а это может вызвать серьезный шквал критики — якобы таким образом раздувается объем книги. Но на самом деле, благодаря этому книга легко читается и станет доступна тем, для кого обычный учебник слишком лаконичен. Это наиболее волнующий момент перед выходом книги, поскольку эта особенность может отразится, как очень хорошо, так и очень плохо.

 

— Насколько я помню, выход книги запланирован на 16 декабря. Все ли идет по плану?

— Все идет по плану. Я стараюсь не подводить издательство. Мне приходится вычитывать книгу и не один раз, и все происходит параллельно с уроками. А учителя сейчас, к сожалению, болеют, приходится подменять их, поэтому времени свободного вовсе не остается. Сегодня планирую отправить последнюю корректуру. Книга выйдет на двух языках- поэтому нужно дважды вычитывать — на русском и украинском.

В этой книге будет еще одна особенность. И неизвестно, как она будет воспринята читателями. Дело в том, что книга будет содержать qr-коды — ссылки на те или иные фрагменты уроков. Вот, допустим, мы рассказываем о каком-то явлении, а на уроке, я его демонстрировал, то есть текст будет содержать qr-код на демонстрацию, при чем не начало урока, а на тот фрагмент, где можно сразу увидеть это явление. Интересно, что с этого получится… Думаю, в данном случае отзывы должны быть положительными.

Автор: Хамицевич Анжела

Почта для обратной связи: info@lnvistnik.com.ua
Подписывайтесь на наш Telegram канал: t.me/lnvistnik

Комментировать