Всё остаётся людям…

Материал, который редакция предлагает вниманию читателя, написан и прислан В. И. Гайдаенко – публицистом, заместителем председателя Одесского областного совета мира. У Валентины Ивановны есть ещё один титул, на наш взгляд – довольной высокий: она – дочь Ивана Петровича Гайдаенко. Ещё некоторое время назад представлять его было бы пустой потерей времени: кто же его не знал, кто же о нём не слыхал и кто же его не читал.   Но меняются времена, меняются и обстоятельства. Словом, предваряем публикацию В.И. Гайдаенко биографической справкой.

С 20 по 90 годы прошлого столетия в нашем городе жил и творил одессит, известный советский писатель-маринист Иван Петрович Гайдаенко. Классик украинской литературы Максим Тадеевич Рыльский, выступая в Киеве перед молодыми поэтами, советовал им: «В Одесi є чарiвна людина, обов’язково заприязнiться з ним. То – Гайдаенко…». Так об Иване Петровиче говорили и космонавты, и актёры, моряки, служители церкви и другие —  кто хоть однажды общался с этим человеком.

Иван Петрович Гайдаенко родился 07.01.1914 г. в селе Семиозёрном, в Казахстане. Семилетним мальчишкой, попав в Одессу, влюбился в море и никогда уже не расставался с ним. В 1932 году, окончив Одесскую мореходную школу, плавал на торговых судах. В 1936 году, во время гражданской войны в Испании, с экипажем теплохода «Комсомол» Иван Гайдаенко был захвачен в плен франкистами и приговорён к расстрелу; приговор был «смягчён» тридцатью годами каторги на Канарских островах. Лишь в 1938 году по требованиям советского правительства и мировой общественности команда «Комсомола» была освобождена из тюрьмы «Санта Мария».

С первых дней Великой Отечественной и до 1946 года И.П. Гайдаенко сражался на кораблях Черноморского флота, Волжской флотилии, принимал участие в исторической Сталинградской битве.  Награждён боевыми орденами и медалями. Флот и литература стали его стихией до последних дней. При жизни писателя было издано более пятидесяти двух его книг. В 1967 году был опубликован исторический роман «Санта Мария», а в 1975 году — его продолжение «Оливы горят». Роман был номинирован на Государственную премию имени Т.Г. Шевченко. Шестнадцать лет творческой жизни он отдал Одесской организации Союза писателей Украины, избирался его председателем.

И.П. Гайдаенко, основал в нашем городе миротворческое движение и создал Одесский комитет защиты мира, четверть века избирался его председателем. Он был депутатом областного и городского Советов, делегатом съездов писателей Украины, СССР и партийных съездов cтраны. Ушел из жизни 8 сентября 1994 года.

В 1971 году, к 30-летию Всемирного Совета мира Иван Петрович Гайдаенко вместе с известными одесситами Митрополитом Одесским и Херсонским Сергием, академиком, директором Института глазных болезней и тканевой терапии им. В. Филатова — Н. Пучковской был награжден ЗОЛОТОЙ МЕДАЛЬЮ «БОРЕЦ ЗА МИР».

Вероятно, найдутся среди читателей  этого журнала те, кто иногда, время от времени просматривают старые документы, фотографии.  Письма. Им  будет проще  понять нижеследующее.  Да и многих других  эти сроки, возможно, вдохновят остановиться, оглянуться, полистать прошлое. Оно, конечно,  у нас вышло разным. Что было – то было.  Но ещё древние знали: память, обращение к прошлому – отличительная черта   собственно человека.  И одно из  постыднейших проявлений цинизма – шельмование прошлого сверху донизу  и по всем диагоналям. Так вышло, что строки эти рождены небольшим перерывом в моём погружении в семейный архив…

Ни один уважающий себя одессит не поколеблется в убеждении: Одесса – город более чем своеобразный. Признаётся это и во всём цивилизованном мире и не вызывает особых возражений. Но своеобразие это разными землянами и их сообществами трактуется по-разному. Есть и курьёзные, и откровенно досадные трактовки – когда, приезжая в другие города, слышишь: «А…Одесса… Это там, где Беня Крик? Расскажите за Молдаванку и Пересыпь! Как там Мишка Япончик! Давайте одесские хохмы!». Горячо интересуются – чем торгуют на одесской барахолке. Что привозят «мореманы» из-за рубежа. Увы, в представлении  многих землян город наш  — месторождение воров, налётчиков, жуликов и хулиганов.  И что все одесситы испытывают к прототипам героев Бабеля  горячие симпатии. В этом духе воспитывают детей, живут хитростью и жульничеством.   А досуг коротают, рассказывая друг другу и приезжим, анекдоты.

Слава Богу, и в Одессе, и в стране нашей, и в мире достаточно тех, кто считает наш город исконным культурным центром Юго-Запада  большой страны, университетским центром, морской столицей Украины.  Это город-порт, город-музей, город-театр, город-художник и город-писатель. Вот, что создаёт и поддерживает, несмотря на разъедающее «кислотно-щелочные» и прочие побочные воздействия, настоящее своеобразие Одессы и её атмосферы. И в числе тех, чья жизнь стала яркой составной этого подлинного своеобразия, неизменно звучат имя и фамилия Ивана Гайдаенко – легендарного одессита, писателя-фронтовика и общественного деятеля.

Да, именно такие  люди в нашем городе создавали и поддерживали неповторимый его  духовный и моральный климат, ауру разума, добра и справедливости. Разумеется, ничто не вечно под Луной – на расстоянии из дня сегодняшнего, из ХХI века Иван Петрович и его коллеги видятся людьми своей эпохи, которая, так уж распорядилась судьба, ушла вместе с ними.  На часах, на календаре и в реальности   другое время, страна другая. Меняемся и мы, коренные жители этого города.  К лучшему ли? К худшему?  Разные мнения  есть у разных людей и на этот счёт.  И пусть, как всегда, настоящую оценку дадут время и память идущих за нами.   А личности и судьбы ушедшего поколение – сегодня есть наша история и наша благодарная память о них.

«Всё остаётся людям!».  Отец любил часто повторять эти слова.  Уйдя, он оставил  не только более 52-х книг – своё литературное наследие, но и то, что обычно оставляет после себя каждый творческий  человек – большой архив. Это неповторимая информация, собранная за годы жизни писателя: короткие заметки, газетные вырезки, фотографии, мысли, записанные  на клочках бумаги и  ресторанных салфетках. Пригласительные на юбилеи известных людей, их письма, свои путевые дневники, мандаты съездов и конференций. Это сплошной калейдоскоп незавершённой работы и недописанного писателем.

Только через девять лет после смерти отца, в 2003 году, когда работала над книгой «Я С ВАМИ! И Я ЕЩЁ МОЛОД…», я смогла обратиться к его архивным материалам. Начать заново разговаривать с ним…

Когда открываешь папку за папкой, кажется, ты нашёл давно спрятанный клад. Приоткрывая завесу прошлого, ты постигаешь уже неведомую нам, современным людям, психологию и философию того мира —  чем жили и о чём мечтали наши предшественники. Тем ценнее становится содержимое найденного,  тем важнее его изучение. Убеждена: это важно не только потому, что интересно, ярко, своеобразно –  оно даёт нам, потомкам, понять и предвидеть многие «неизвестные» нашего с вами завтра, жизни, которую мы проживаем «по-новому».

Передо мной —  папка «Письма читателей» — увесиста по объёму и разнообразна по географической палитре: Тюмень, Барнаул, Вологда, Астрахань, Украина, Башкирия и Казахстан, Киргизия и Грузия. Письма от людей из всех концов большой страны. Я —  не склонна читать чужие письма, но здесь совершенно другое –  по традиции, открытый архив известного писателя становится документальным свидетельством эпохи, который необходимо публиковать, изучать и беречь.

На одном, ничем не приметном,  конверте с адресом отправителя из Житомирской области, из города Коростень написано – «Личное» и дата —  17.03.1986 г.  Начинаю читать,  и понимаю: письмо пришло из мест заключения от осуждённого, на то время 38-летнего Александра Тихоновича Анохина. Если в его дальнейшей судьбе всё сложилось благополучно, то этому человеку сегодня исполнилось 72 года. А 34 года назад его заставила взяться за перо статья нашего земляка, писателя Ивана Гайдаенко «Лик и нутро мещанина», которую Александр Тихонович прочитал в журнале «Агитатор».

«Вы правы во всём, — пишет Анохин, обращаясь к автору статьи. Вы открыли ещё одну сторону жизни, которая толкает людей на преступление…   Признаюсь, у меня в той жизни были мысли побольше накопить, побольше урвать. Сейчас стараюсь всем объяснить вашими словами,  что мещанство позорное, уродливое явление и от него надо избавляться, пока оно не затянуло всё наше общество в своё страшное болото…».

А ведь затянуло.  Ещё как. Только спустя годы это называется сейчас по-другому  — красивая, богатая жизнь.  И не стремиться к ней, значит не быть в «тренде», быть явным «отстоем».  Понятие «мещанин», «мещанство» вообще исчезло из нашего лексикона, как и постепенно уходят понятия чести, достоинства, совести, честности, справедливости, нравственности. Некогда Владимир Маяковский посвятил этому термину и явлению известные свои стихи с характерным названием: «О дряни». «…Подёрнулась тиной советская мешанина и вылезло из-за спины РФССР мурло мещанина». Правда, не случайна и его же стихотворная оговорка: «Меня не поймаете вы на слове, Я вовсе не против мещанского сословия. Мещанам без различия классов и сословий моё славословие…». Конечно, и у меня речь – не о сословном происхождении того или иного современника.  Тем более, формально сословия давно   в прошлом. Но что же такое «мещанин» на языке современном?  Толковые словари и даже интернет трактуют это слово ещё и как «Человек с мелкими, ограниченными   собственническими интересами и узким идейным и общественным кругозором».  Я ни в коем случае не пропагандирую пуританство и аскетизм. В конце концов, в понятие «Цивилизованная, культурная жизнь» входит  культура быта и потребления.  Но где мера, где у нас эта красная черта в обогащении? Всё чаще у власть имущих и в центре, и на местах, отказывают тормоза, и они теряют чувство ответственности перед обществом.

«Идеалы мещанина низменные и пошлые – писал   Иван Гайдаенко, — обязательное владение дачей, личным бассейном, фонтаном, радужной ванной и золочёным унитазом, аквариумом в стене и собственным выездом: дорогостоящей автомашиной, катером… Главное в его   жизни – комфорт и роскошь, и стремясь к этому, он не останавливается перед преступлением…»

Вот мы и подходим к главному. Не только коррупция, не она сама по себе считающаяся одной из основных наших бед, мешает жить нам с вами, а и мещанство, как основной постулат современного украинского общества. Мещанство рождает щупальцы   коррупции и воровства, контрабанду, браконьерство, спекуляцию, полное при этом  безразличие к человеку, бескультурье и  раболепие перед  денежной массой.

«Особо опасен мещанин в руководстве, — продолжает писатель. Оседлает тёплое местечко – не жди от него справедливости, чуткости, добра. Руководящий мещанин и власть употребит только в своих интересах, и всякую инициативу  убьёт, и раздор посеет, и путаницу учредит. Заведёт непроходимый бюрократизм и чинопоклонение.  А бюрократизм перерастёт в «БЕРИкратизм», расцветут вымогательство, поборы, взятки, приписки,  незаслуженные премии».

Пророческие слова: так оно и вышло. И дальше пошло. Сколько же таких примеров в нашей с вами действительности. Вполне возможно и скорее всего мои оппоненты возразят: писатель этот – трибун другого времени и жил он при социализме, а наша цель совсем иное общество — капиталистическое.  Но я думаю, любое достойное, развитое, культурное и разумное   общество не будет ставить во главу угла и возводить в ранг закона самые низменные качества человека. После того, как статья писателя о мещанстве прозвучала ещё и по Всесоюзному радио, писем Ивану Петровичу от слушателей и читателей значительно  прибавилось.

«Публіцисту Івану Гайдаєнко, — писал Матвей Кириллович Кравчук из города Раздельная, 22.06.1987 г. — Як нам зганьбити цю заразу, чуму – наживу? Якось їхав дизель-потягом до Одеси. В купе були одні чоловіки. Між нами був один моряк. Говорив, як він розбагатів за вісім років роботи в загранплавані. Має на книжці не одну тисячу. Вся сем’я носить все заграничне. Ми уважно слухали, не перебивали. А потім запитали:  а якщо завтра зникнуть гроші ?

  • Ну і що, — каже моряк. – Хто схоче за три дев’ять  земель тинятись по океанах ? За що ? Гроші та золото завжди кликали у дорогу. Так було і буде, — закінчив моряк.

А що Ви скажете про таку філософію ?»

Писатель ответил: «Представьте себе, что весь род людской  станет на путь наживы. Тогда наше общество, при всём его трудолюбии, не сможет обеспечить  нормальное существование. Оно будет обкрадывать и обманывать само себя. Главное богатство человека – знания, разум, умение мыслить и понимать, что ты смертный и надо успеть внести свою лепту добра в жизнь…   Мне кажется,  что это отличает нас от животного…».

Неужели, чтобы осмыслить дорогу идущему и свои ошибки на этом пути, надо оказаться в местах, не столь отдалённых?  Сколько же ещё нам надо лет, чтобы мы уже жили и не «по-новому» и не по-старому, а просто достойно, убив в себе этот заразный вирус мещанства?

Эти  мысли вызвали у меня два письма из архива писателя, совершенно разных людей той эпохи, а как перекликаются люди, письма и время.

 

Валентина  Гайдаенко,
дочь И.П. Гайдаенко, публицист,
член национального Союза Журналистов Украины,
заместитель председателя Одесского областного Совета Мира. 

Комментировать