Ах, боже мой, наука так пространна,
А наша жизнь так коротка.
Мое стремленье к знанью неустанно,
И все-таки порой грызет меня тоска.
Как много надо сил душевных, чтоб добраться
До средств лишь, чтоб одни источники найти;
А тут, того гляди, еще на полпути
Придется бедняку и с жизнею расстаться.
«Фауст», Иоганн Вольфганг Гёте
В преддверии международной научно-практической конференции «Проблемы и аспекты источниковедения в современной науке и сопряженных отраслях» — поговорим об основных аспектах тематики предстоящей встречи, обсуждаемых на ней проблемах и необычных казусах в этой сфере.
Предстоящая конференция призвана создать условия конструктивного диалога для разрешения вызовов современности – на основе источниковедения как отрасли междисциплинарного прикладного знания.
Организаторами конференции выступают:
- EUROPEAN ACADEMY OF SCIENCES OF UKRAINE
- CENTRE FOR CRIMINOLOGY
- ACADEMY OF THE PROFESSIONAL SERVICES INDUSTRY
- THE HISTORICAL AND LITERARY SOCIETY
- INSTITUTE OF POLITICAL AND ETHNO-NATIONAL STUDIES NAMED AFTER I.F.KURASA, NAS OF UKRAINE
- STRATEGIC FORECASTING AND PLANNING CENTER
В течение пяти дней, с 23-го по 27-е ноября на онлайн панелях будут обсуждаться следующие фундаментальные вопросы:
• Системное ориентирование в источниках и проблема приоритетов;
• Проблема манипуляции данными в науке и дальнейшая репрезентация научных данных широкой аудитории;
• Инструменты работы с информацией на предмет определения её объективности и достоверности;
• Неписанные правила в науке или — почему принято делать то, что никак не связано с результатами научной деятельности, зато удовлетворяет бюрократический аппарат в научной сфере;
• Где начинается или заканчивается «научное» и кто за этим следит? Есть ли некие параметры, технологии разграничения «научного» и «псевдонаучного»?
• Содержание научной работы и её оформление: что важнее? Способ донесения информации или обязательная её зашифровка?
• Почему иные деятели от науки превращают несуществующее в «достоверное научное», тем самым, выполняя частные заказы заинтересованных лиц? И почему научная и широкая общественность никак на это не реагирует?
• НЕУЖЕЛИ язык современной академической науки должен быть непонятен интересующимся людям и всем, кто ищет прикладные решения и рабочие технологии?
• МОЖНО ли авторитет автора именовать гарантией качества и надежности предоставляемой им информации?
• Если факты противоречат науке, тем «хуже для фактов» или… всё-таки что-то требуется поставить под сомнение в системе научных подходов и представления итогов научной деятельности?
• Как исследователю основываться на принципе объективности в эпоху постправды — “in the Era of Truth Decay”?
Эти и многие другие вопросы сегодня открыты, требуют инновационных подходов и открытого, объективного научного диалога. К такому диалогу приглашаются мировые эксперты, учёные, исследователи, практики и знатоки, которые готовы к проведению научной дискуссии о валидности и научности, проблематике и достижениях современных знаний о работе с источниками информации.
Едва ли кто-нибудь из трезвых людей смеет отрицать роль информации в жизни отдельного человека и любых его сообществ – от семьи, соседства, села, микрорайона и города – до страны, континента и человечества включительно. Нет никакого преувеличения в известных словах «Информирован – значит, вооружен». Как известно, информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Натан Ротшильд говаривал: «Кто владеет информацией, тот владеет и миром». В истории мы ясно видим: тяжкие последствия очень многих бед, случавшихся с человечеством, связаны с непредвиденностью, с неинформированностью, с недоверием к некоторым имеющимся информациям. Как пел Владимир Высоцкий, «…Но троянцы не поверили Кассандре – Троя, может быть, стояла б и поныне». Душераздирающая катастрофа парохода «Титаник» вызвана была, прежде всего, игнорированием информации о ледовой обстановке по курсу. Тяжкие последствия начала войны 1941-1945 годов для народов СССР во многом связаны с недоверием руководства страны к информации, довольно точно указывавшим на дату и районы начала боевых действий.
Сам термин «Информация», напомним, условен и имеет различные значения. В целом можно назвать информацию содержанием того, о чём вы узнали. Дело, между прочим, древнее. Наши далёкие предки в борьбе с природой и себе подобными выжили и передали нам эстафету жизни ещё и потому, что были любознательны, очень внимательны к информации, накапливали и систематизировали её, а в дальнейшем фиксировали-сохраняли-приумножали из поколения в поколение. Современность и в этом плане бьёт рекорды, выдвигая идею… информационного общества. Наш журнал, наряду с другими серьёзными изданиями, очень часто публикует материалы, связанные с жизнью и научной деятельностью Жана Бодрийяра. В контексте его исследований информацию должно сравнить с пищей – которая необходима организму для полноценной жизни. Параллель эта тем более правомерна, что и физическая, и интеллектуальная, и духовная жизнь человека во многом зависит от качества этой пищи. И стало быть «Какого качества информация?» — для цивилизованного общества если не самый главный, то один из главнейших вопросов качества жизни и самого существования.
С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась – каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Большие объемы данных об окружающем мире способствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом – человек смог научится управлять различными видами материи и энергии.
С течением времени роль источников информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно было изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества – литературу, искусство, архитектуру и т.д. Сейчас, в первой половине 21-ого века, роль информации и в жизни отдельного человека является определяющей – чем больше полезных навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе. Мы постоянно имеем дело с информацией. Она позволяет оценить происходящие события, принять решение, найти оптимальный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация — это то, чем каждый из нас сохраняет и пополняет собственный багаж знаний. Явление это — сильнейшее средство воздействия на личность и общество в целом. Естественен, в этой связи, наш интерес к источнику информации. В науке на этом общем вопросе сосредотачивается источниковедение.
Взаимосвязь: [Человек — произведение — человек]
Благодаря источниковедению, создается основа для интеграции наук и междисциплинарных исследований. Источниковедение носит междисциплинарный характер, а значит занимает место одной из фундаментальных дисциплин в образовании специалиста-гуманитария. В той или иной мере касается это и других наук – какая из них обходится без информации и, стало быть, индифферентна к её источникам?
Интересно: задолго до появления разнообразно известной «Википедии», самой большой энциклопедией считался созданный по приказу китайского императора Юнлэ справочник, содержащий знания обо всех источниках императорской библиотеки — включая канонические, исторические, философские и художественные произведения. Он был создан в 1407 году и удерживал рекорд около 600 лет.
Классификация и структура
Источники информации разделяют по типу деятельности, породившей документ:
- Государственно-административные;
- Производственно-административные;
- Общественно-политические;
- Научные;
- Нормативно-технические;
- Справочно-информационные;
- Художественные.
Критерий классификации исторических источников Л. Н. Пушкарева — способ кодирования информации:
- Письменные;
- Вещественные;
- Устные;
- Этнографические;
- Данные языка;
- Кинофотодокументы;
- Фонодокументы.
Систематизации источников с учётом их содержания широко применяются в проблемных источниковедческих исследованиях.
С.О. Шмидт (1922—2013) предложил свой вариант классификации:
- Вещественные источники;
- Изобразительные (художественно-изобразительные, изобразительно-графические, изобразительно-натуральные);
- Словесные;
- Конвенциональные (системы условных обозначений);
- Поведенческие;
- Аудиальные.
Источниковедческое исследование сложная процедура, включающая в себя два основных этапа: источниковедческий анализ и источниковедческий синтез, составляющие основу метода источниковедения.
В советский период историки начали использовать термины «Внешняя» и «Внутренняя критика». Данная терминология связана с позитивистским подходом к изучению источников. Так, источниковедческий анализ делился на 2 стадии:
- Выяснение происхождения источника, его подлинности, авторства, времени, места, условий его возникновения;
- Специальное изучение содержания источника с целью выяснения полноты, достоверности и точности сведений, который содержит источник.
С развитием источниковедческой науки исследователи стали критиковать данный подход относительно структуры исследования. И. Д. Ковальченко говорил о том, что такое деление нарушает целостную структуру исторического источника. Историк предлагал следующую структуру работы с источником:
- Поиск, выявление источников;
- Источниковедческий анализ или историческая критика. Определение внешних особенностей памятника, установление его подлинности, прочтение текста источника, установление времени, места, авторства, обстоятельств и мотивов происхождения текста, истолкование текста, определение его достоверности, полноты, представительности, научной значимости;
- Разработка методов изучения, обработка и анализ данных, содержащихся в источнике.
В современных учебниках сформулированы цели источниковедческого исследования:
- Установить подлинность, достоверность и полноту источника;
- Выяснить его информационные возможности, для ответов на какие вопросы он может быть привлечен в историческое исследование, какие темы представляется возможным изучить на его основе;
- Дать оценку источнику с точки зрения его научно—познавательной ценности.
В современном источниковедении господствует наличие следующих стадий источниковедческого исследования:
- Источниковедческий анализ;
- Источниковедческий синтез.
Они предполагают следующие этапы:
Что сегодня замещает традиционные источники?
Каковы природа, механизм и последствия такого эрзаца?
Сегодня традиционные источники информации, которые мы привыкли видеть, довольно плотно замещаются электронными. Безусловно, это связано в первую очередь с доступностью использования в любой момент времени на ноутбуке или даже телефоне.
Пожалуй, источником номер один можно было бы назвать «Википедию», которая за 19 лет собрала достаточно огромное количество статей по различным тематикам. Даже несмотря на то, что Википедия свободна для редактирования любым пользователем интернета, она не теряет популярности, а наоборот в поисковиках всегда первой предлагает ссылку на материал. Мы об этом писали ранее. Хотя сама Википедия сообщает, что является свободной энциклопедией и не рекомендует ссылаться на нее как на первоисточник. Наоборот, ее создатели говорят о возможности оперативного ознакомления с информацией и рекомендуют для более глубокого изучения и получения подтверждения обращаться к ссылкам/сноскам под статьями, коль таковые имеются, конечно.
Если говорить об ученых, преподавателях и студентах ВУЗов, то они также используют в основном электронные наукометрические базы типа Google Scholar, Scopus, Web of Science и другие подобные ресурсы.
Фейковые источники
Помимо выше упомянутых источников, наличие компьютеров, гаджетов, свободного доступа к сети Интернет и социальным сетям позволяет каждому человеку быть создателем источников, в том числе и выдуманных, фантазийных, не существующих на самом деле. Сообщать ложную информацию, мгновенно и глобально ее распространять. Нельзя сказать, что в былые времена даже официальная информация сплошь и рядом была правдивой. Что уж толковать о слухах-сплетнях и прочих видах устного народного информационного творчества. Но в эпоху «пост-правды» обман является обычным, привычным, вполне традиционным явлением на всех уровнях современной жизни. Фальшивка, увы, влияет и на политику, и на науку, и на социальную информацию, что стало весьма серьёзной угрозой во всем мире. Нас в данном случае это явление интересует применительно к науке. Подрывая к ней доверие отдельных лиц и общества, «липа» значительно усложняет возможность делать осознанный и верный выбор – между добром и злом или между большим и меньшим злом. А ведь на кону нередко — вопросы жизни и смерти. По иронии судьбы, фрагменты поддельной науки встроены в нынешнюю систему околонаучных и даже прямо научных публикаций, предназначенных для распространения доказательных знаний. И пересечение прогресса и репутационных и финансовых вознаграждений для ученых и издателей стимулирует процесс создания и продвижения фальсифицированных результатов.
Заключение
В движении к истине отдельные ученые и их профессиональные ассоциации, академические учреждения и финансирующие органы должны действовать так, чтобы отстаивать порядок в своем «собственном доме», содействуя этике и честности, де-стимулированию производства и публикации ложных данных и результатов. Они обязаны выступать против ложной информации и фейковой науки, тем самым противостоять тем, кто ее пропагандирует. Они должны вносить вклад в исследования, противостоящие ложной информации в образовании, которая строит область знаний и навыков, в оценке информации и укрепления научной грамотности в обществе. Они обязаны создавать условия для упрощения и одновременно совершенствования степеней надежности и защищенности научных баз, электронных энциклопедий и т.п. Однако, ничего из выше перечисленного в должной мере не реализуется. Мы понимаем, что причиной тому служат политические и бюрократические тенденции управления человеком. Более того, на отдельных участках и отрезках жизнедеятельности они, вроде бы, срабатывают. Но науку, как и всё целостное и настоящее, менее всего интересуют латки на прорехах жизни – мы думаем и о будущем. А с такими тенденциями нас вряд ли ждет светлое будущее. Как говорили древние, можно довольно долго обманывать процесс, но нельзя обмануть результат. Поэтому сложно переоценить актуальность конференции, которая призвана пролить свет на данные вопросы.
Источники:
Богдашина Е.Н. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЭТАПОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ
http://dspace.hnpu.edu.ua/bitstream/123456789/735/1/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%95.%20%D0%9D.%20.pdf
https://studfile.net/preview/5331446/page:2/
http://nbuv.gov.ua/node/1371
https://royalsocietypublishing.org/doi/10.1098/rsos.190161
Автор Мирослав Бекчив