Морская столица: месторождение кадров

Так сложилось, что – по распоряжению самой истории – Одесса стала морской столицей Украины и главной базой её флота.  Флот – понятие и явление широкое и многогранное. Но и его прямо касается принцип: «Кадры решают всё». Наш специальный корреспондент встретился с доктором технических наук, профессором, ректором Национального университета «Одесская морская академия» М.В. Миюсовым. Михаил Миюсов —  академик Академии наук судостроения Украины, академик Транспортной академии Украины, член исполнительного комитета Международной ассоциации морских университетов, почетный работник морского и речного транспорта страны, заслуженный работник образования Украины, полный кавалер ордена «За заслуги». В 2009 году Международный биографический центр в Кембридже (Великобритания) присвоил Миюсову М.В. почетное звание – «Ведущий деятель образования 2009 года» (в области морского образования).

 

 Михаил Валентинович, могли бы рассказать о том, что лично Вас привело на морскую стезю? С чего все началось?

Мой отец — Миюсов Валентин Александрович — выпускник первого выпуска судомеханического факультета Одесского высшего мореходного училища (так назывался наш университет с дня основания в 1944 году). Так получилось, что он по состоянию здоровья не смог работать на флоте.  По распределению отец был направлен в проектно-конструкторское бюро Министерства морского флота, которое занималось различными проблемами, связанными с дноуглубительными, аварийно-спасательными работами, судоподъёмом и экологией.  Это бюро выросло в научно-производственное объединение, которое объединило КБ и судоремонтно-судостроительный завод. Отец также занимался наблюдением за постройкой судов в Польше, Германии, Финляндии, защитил кандидатскую диссертацию, работал главным инженером и генеральным директором НПО.

Нас, сыновей, было в семье трое. Мы все закончили физико-математическую школу. Старший брат – программист, учился сначала в Московском физико-техническом институте, потом завершил обучение в институте народного хозяйства, защитил диссертацию в вычислительном центре Академии наук в Москве. Средний брат тоже программист, закончил мехмат. Ну, а я решил пойти по стопам отца, приехал в Одессу, поступил в ОВИМУ на факультет автоматики, который на тот момент был самым популярным и с самым высоким конкурсом. Так и получилось, что я связал свою жизнь с морской профессией.

 Вы — ректор академии уже 20 лет. Этот период можно, по Паустовскому, назвать Временем Больших Ожиданий. Как бы Вы охарактеризовали жизнь ВУЗа за эти годы?

Первый мой ректорский контракт был пятилетним, затем академия получила статус национального учебного заведения, поэтому два последующих контракта у меня были по семь лет. Естественно, что заключению каждого контракта предшествовало увольнение и процедура выборов на конкурсной основе. Последний раз я был уволен с должности ректора в связи с окончанием контракта и в течение двух месяцев работал на должности профессора кафедры, пока не был подписан новый контракт.

За последние 20 лет, действительно, в академии произошли существенные изменения. Особенно они заметны тем нашим выпускникам, кто не был в вузе достаточно давно.  Мы проводим ежегодно встречи выпускников. Многие удивляются, не веря своим глазам: поменялся облик зданий, благоустроены прилегающие территории, факультеты оснащены новым лабораторным и тренажерным оборудованием. Нам удалось убедить ряд компании в целесообразности вложения средств в обучение курсантов для того, чтобы получить хорошо подготовленных и высококвалифицированных специалистов.  С помощью партнеров мы реализовали несколько крупных дорогостоящих проектов, в том числе: созданы тренажерные комплексы для судоводителей, механиков и электромехаников, проведена реконструкция и оснащение малого актового зала и другие.

Конечно, значительный объем работ выполняется за счет собственных средств академии, прежде всего, полученных от контрактного обучения. Следует отметить, что около половины всех курсантов дневного обучения учатся по контрактам. Кроме того, мы создали целый ряд учебных и производственных центров, которые оказывают услуги морякам и дают дополнительные доходы.   Например, в академии есть медицинский центр, который имеет соответствующую лицензию и аккредитацию Минздрава, он аккредитован целым рядом международных организаций и администраций – это клубы взаимного страхования, такие как, American Club, UK P&I Association, морские администрации Норвегии и Нидерландов. Моряки проходят медицинское освидетельствование и, как правило, компании его оплачивают. Для курсантов все виды медицинских услуг мы сумели сделать бесплатными.

За прошедший период успехи академии были отмечены государством. В 2002 году академия получила статус национального учебного заведения и получила наименование Одесская национальная морская академия, а в 2015 – статус национального университета и наименование Национальный университет «Одесская морская академия» (НУ «ОМА»). Можно говорить об успехах в различных сферах деятельности академии – международной, научной, учебно-методической, издательской, спортивной, общественной. Получила развитие и организационная структура академии со структурными подразделениями в Одессе, Мариуполе и Измаиле. Создан Институт Военно-Морских Сил НУ «ОМА» и военное отделения Мореходного колледжа технического флота.

Профессия мореплавателя, вне зависимости от специализации, всегда считалась одной из самых романтичных. Одно только хождение под парусами, в т.ч. и «кругосветка» курсантов даже в эпоху современных судов и кораблей —  чего стоила. Вместе с тем, работа эта всегда требовала точности, трезвости, практицизма, реального взгляда на вещи. Сохранились ли романтические традиции флота сегодня? Играют ли они роль в воспитании будущих «морских волков»?

Непростой вопрос. На этапе поступления в академию, безусловно, романтика играет свою роль. Как правило, молодые люди, которые поступают к нам, в своей жизни ещё не были за границей. Обучение в академии, не говоря уже о последующей работе, дает достаточно интересный опыт, когда молодой человек в возрасте лет 19-20-ти летит на судно в какой-то порт на другом конце света, а смена экипажа может быть и в Китае, и в Соединенных Штатах, где угодно.  Естественно, ему приходится столкнуться с другой реальностью, с другим миром, с новой работой и обстановкой на судне, как правило, в многонациональном экипаже. Но дело в том, что сегодня специфика работы очень сильно изменилась.  Когда-то мне пришлось полтора месяца простоять на рейде порта Хайфон в ожидании причала, на Кубе под разгрузкой провести три недели и за это время не только погулять по городу, но и поиграть футбол с местными жителями. Сейчас такие ситуации вряд ли случаются. Как правило, стоянка судна очень короткая, а если это контейнеровоз или ролкер, то часто выгрузка-погрузка осуществляется в течение суток, или иногда даже нескольких часов. Члены экипажа несут определенные обязанности во время стоянки в порту: в машинном отделении всегда есть срочные ремонтные работы, которые выполняются только на стоянке; на палубе, как правило, работы, связанные с грузовыми операциями, получением бункера и снабжения. Танкеры могут вообще осуществлять погрузку и выгрузку даже не заходя в порт. Поэтому часто бывает такое, что за несколько месяцев рейса у членов экипажа нет возможности попасть на берег.

Составляющая, связанная с романтикой, немножко поменялась. Но с другой стороны, зарплаты, которые получают моряки, позволяют затем осуществить многие планы и желания, в том числе, путешествия по всему миру. Чем не романтика…

О «морских волках» … Вы понимаете, сама работа на судне —  достаточно тяжелая и сложная. Если посмотреть на молодых людей, которые приходят в академию, то видно, как они меняются после практики на судах. Заметно, что это уже взрослые люди, которые столкнулись с тяжелой работой и со стихией.

Нужно заметить, что суда тоже бывают очень разные. Мне, например, довелось побывать в рейсе на небольшом судне типа «Волго-Балт», которое было не в достаточно хорошем техническом состоянии. Ну, что сказать, если мы…  даже не могли в шторм выгрести против волны. Пришлось поменять курс и возвращаться. То есть, ситуация была такая, что пришлось о многом задуматься. Зато удалось увидеть уникальный Коринфский канал.

Нашим выпускникам приходится работать на разных судах, и больших, и маленьких. Например, новые контейнеровозы могут перевозить до 23 тысяч TEU (контейнеров). Просто огромные суда. И   естественно, не сравнить качку на судне дедвейтом 3-5 тысяч тонн и на таком огромном судне.  Но, тем не менее, на любом судне есть свои особенности и трудности. Конечно, многое зависит от его возраста и состояния. На новых судах может быть не так много работы, связанной с ремонтом, но для небольшого экипажа объем текущей работы настолько большой, что часто не хватает времени на отдых и сон.

Кстати, о воспитании: долгие годы эту миссию выполнял партком, комитет комсомола и другие политструктуры. Их отменило новое время. Что заполнило образовавшиеся ниши?  Как ведётся и координируется воспитательная работа?

В любом коллективе, безусловно, есть лидеры. Но мы должны лидеров готовить и воспитывать. Мы сохранили определенные традиции академии: есть старшины групп и рот, курсовые офицеры. Активно работают органы курсантского самоуправления и профсоюзная организация. В общем-то, воспитывает и сам коллектив, потому что обычно есть какая-то совместная деятельность курсантов.  Когда-то, в начале второго курса, мы ездили в колхоз на уборку урожая ­– картошки, помидоров, это ведь был не только трудовой, но и воспитательный процесс. Сейчас этого нет, но есть самообслуживание в экипаже, наряды по роте и камбузу, большая приборка и т.д.

Курсант должен научиться не только отдавать приказы и руководить, но и подчиняться, выполнять приказы и распоряжения. Без этого на флоте невозможно. Следует отметить, что наша ментальность существенно отличается филиппинцев и других моряков из Азии, которые однозначно отвечают «Есть, сэр» и выполняют беспрекословно всё, что им говорят. У нас же, как правило, курсанты и моряки хотят разобраться — «А зачем?», «А почему?», «А может быть, это не моя работа?», «Может, это должен делать кто-то другой?». Это может стать причиной отказа некоторых компаний от наших моряков. Конечно, в основном, это относится к рядовому составу. Что касается офицеров, то всё-таки, за годы обучения и практики происходит определенная адаптация и селекция. Человек, который не готов работать в таких условиях, скорее всего не будет плавать, может успешно построить свою карьеру на берегу. Работа на флоте предусматривает очень высокий уровень ответственности, прежде всего, за экипаж, жизни людей, и, конечно же, за судно и перевозимый груз стоимостью в десятки и сотни миллионов долларов.

Всякое говорится о качестве современного образования вообще. Что можно сказать по этому поводу – относительно теоретической и практической подготовки будущих мореходов?

Можно очень много рассуждать о качестве подготовки, о том, что, может быть, это качество сегодня стало ниже, не таким, каким было, не таким, как должно быть. Ну, всегда и в любом обществе, в любом коллективе, в любой учебной группе были разные студенты. Кто-то учился лучше, кто-то учился хуже. Например, если посмотреть по прошествии многих лет, ребята моего выпуска, которые не очень хорошо учились, сумели успешно работать и достичь высоких должностей. Тот, кто смог завершить обучение, справлялся в дальнейшем со всеми жизненными сложностями. Если говорить о сегодняшней ситуации, да – наверное, есть и слабые курсанты, и те, кто заканчивает обучение не на высоком уровне. Но, в целом, о системе морского образования можно судить по количеству украинских моряков и офицеров на мировом рынке труда. Мы находимся в пятёрке мировых лидеров по количеству офицеров, и на втором месте по количеству моряков, работающих под флагом Евросоюза. Это объективный показатель. Если судовладельцы нанимают наших моряков, значит они удовлетворены качеством подготовки. Есть и естественная селекция: того, кто не соответствует стандартам и требованиям, компания просто не возьмет или отправит на берег в ближайшем порту. Поэтому, можно сказать, что качество подготовки соответствует тем требованиям, которые предъявляют судоходные компании.

Что касается оплаты труда украинских моряков, то она достаточно высокая, не ниже других национальностей. Да, бывают случаи, когда на некоторые суда, например, пассажирские или офшорные, на командные должности компании берут только граждан определенных стран, и у них заработная плата выше. Но если на эту позицию попадёт моряк из Украины, то он получает те же деньги.

В принципе, существует опасность, что наши моряки уже не согласны работать на более низкие зарплаты. И не исключено, что соответствующие рабочие места будут заняты кем-то другим. Например, представителями Мьянмы, Индонезии, Малайзии, стран Латинской Америки и Африки. Я уже не говорю о таких конкурентах, как Филиппины, Китай и Индия. Сейчас конкуренция достаточно большая. Многие страны инвестируют средства в развитие морского образования, а большинство компаний имеют свои кадровые агентства в разных странах.

Обернёмся к прошлому и посмотрим в будущее. После аннексии Крыма курсанты Академии Военно-Морских Сил имени П. С. Нахимова продолжили обучение во вновь созданном в Одесской морской академии факультете военно-морских сил. Удалось вывезти тогда тренажеры, оборудование? Как обстоят их дела?  Какое будущее ждет военно-морских офицеров?

Факультет военно-морских сил в составе нашей академии был создан решением правительства Украины в июне 2014 года. Значительная часть научно-педагогического и вспомогательного состава и курсантов прибыла в Одессу. Совместно с командованием Военно-Морских Сил были оперативно решены вопросы по размещению личного состава, организации обучения, питания и быта курсантов. Что касается оборудования, то, конечно, возможности его вывезти не было. Все осталось в Севастополе. Факультет был создан на базе помещений и оборудования кафедры военной подготовки и в 2015 году был преобразован в Институт Военно-Морских Сил, который полностью базируется на основных фондах нашей академии. Мы предоставили институту отдельный учебный корпус, два этажа в общежитиях №№ 5 и 6 (экипаж), выделили необходимые помещения для камбуза и столовый зал, другие помещения для размещения различных служб института. Академия за прошедшие годы сделала очень много для того, чтобы создать все необходимые условия для обучения и проживания курсантов. Следует отметить, что одновременно в академии было создано еще одно структурное подразделение – военное отделение колледжа технического флота для подготовки старшинского состава Военно-Морских Сил.

Мы выполнили большое количество работ по капитальному ремонту и текущему ремонту   учебных и жилых помещений. Естественно, для обучения курсантов института предоставлена возможность использования всей материально-технической базы академии, это и тренажёры, и лабораторное оборудование, и спортивная база, и центр выживания в экстремальных условиях. То есть Институт Военно-Морских Сил здесь получил условия не хуже, чем были в Севастополе. Мы продолжаем поддерживать развитие института. Есть проекты, которые реализуются с помощью стран НАТО. По все военным направлениям институт работает под руководством командования Военно-Морскими Силами и в тесном сотрудничестве с подразделениями ВМС. Все выпускники проходят службу в ВМС Украины.

Украина, как известно – морская держава. Так сложилось, что Одесса – её морская столица. Естественен интерес наших читателей к вопросу о том, каковы тенденции развития торгового флота в Украине?

Прежде всего, нужно посмотреть на состояние экономики Украины. Если говорить откровенно, то сегодня государство не может инвестировать средства в создание крупных государственных предприятий, в том числе, судоходных компаний. Тем более, что последние годы проводится политика приватизации государственных предприятий. Поэтому развитие национального флота, национального судоходства связано с развитием национальной экономики и инвестициями частного бизнеса. Судоходство – капиталоемкий сложный бизнес, с высоким уровнем международной конкуренции и значительным сроком окупаемости вложений. Для его эффективного развития необходимо создание благоприятных условий, пока это не сделано. Хотя есть компании, которые успешно работают, несмотря на все сложности. Например, компания «Укрферри», которая сумела организовать паромные перевозки между портами стран Черного моря, приобрести необходимый флот. Другим примером является компания «Нибулон», которая начинала как сельскохозяйственное предприятие. «Нибулон» сегодня – это агрохолдинг, имеющий собственный флот и судостроительно-судоремонтный завод. То есть, они сами строят флот и сами перевозят свои грузы. Компания продолжает развиваться. Это положительные примеры, которые показывают возможность развития судоходства в Украине, в том числе, для экспортных перевозок отечественных грузов, это может быть металл, трубы, зерно, удобрения и другие грузы.

 Что Вы могли бы сказать тем, кто в непростые наши дни выбирает свой путь в жизни, планирует стать курсантом университета и связать свою жизнь с морем?

Я думаю, что морская индустрия – хороший выбор для молодых людей. Сегодня отрасль в мировом масштабе активно развивается и будет развиваться дальше. Несмотря на различные кризисные явления в мировой экономике на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция роста объема морских перевозок, количества и тоннажа мирового флота и количества моряков.  Население планеты постоянно растет растет, продолжает увеличивается объем мировой торговли, перевозка энергетических ресурсов (нефть, газ, уголь), продуктов питания и товаров потребления, других грузов. 90 % мировой торговли обеспечивается морскими перевозками. Пандемия коронавируса нанесла серьезный удар по мировой экономике. По оценкам экспертов снижение объемов мировой торговли по итогам 2020 года составит около 5 %, хотя первоначально прогнозировалось 10-20 %. Следует отметить, что экономика Китая уже показывает рост до 5%. Международная морская общественность предпринимает все возможные меры для обеспечения непрерывной и эффективной работы отрасли в условиях пандемии, прежде всего это касается смены экипажей судов и работы портов.

На планете много стран, которые заинтересованы в развитии морского образования, поэтому, безусловно, есть существенная конкуренция. Но я думаю, что в обозримом будущем спрос на украинских моряков будет высоким. Уровень заработной платы на флоте в 10-30 раз превышает среднюю заработную плату в Украине. Поэтому желающих работать на флоте много.  Заработанные средства моряки могут инвестировать в различные проекты, в бизнес в Украине. Морское образование в нашем университете открывает широкие перспективы успешной карьеры, как в море, так и на берегу.

Автор Мирослав Бекчив

Почта для обратной связи: info@lnvistnik.com.ua
Подписывайтесь на наш Telegram канал: t.me/lnvistnik

2 thoughts on “Морская столица: месторождение кадров

Комментировать