«Освобождение Христа из-под стражи»

Из истории одной картины…

Одесса. Ночь. Угол улиц Пушкинской и Греческой. Несколько человек проникают в здание музея западного и восточного искусства через крышу соседнего здания, пробираются в помещение, где находится картина «Взятие Христа под стражу» кисти Микеланджело да Караваджо, вырезают полотно из подрамника и скрываются в ночи…

Нет-нет, это – не рассказ в жанре детектива, не сценарий захватывающего фильма: совершеннейшая реальность. Событие вышеописанное действительно произошло в 2008 году. Столь тихая и дерзкая кража, естественно, вызвала довольно много шума. Любопытно, как бы отреагировал сам художник, узнав о том, что спустя 400 лет к его славе прибавится и такой звучный штрих. Ведь это — вполне в его вкусе. Караваджо – как известно искусствоведам, художникам и вообще культурным людям, мастер страстный, неровный, буйного нрава и… сомнительного поведения. Кроме полотен откровенно музейного достоинства, за ним числилось множество всевозможных « подвигов», вплоть до убийства. Что следует из множества описаний жития художника и воспоминаний о нём самых разных современников (1), в архивных «Делах» неаполитанской и сицилианской полиции, равно как в судебных отчётах и нотариальных актах. Микеланджело да Караваджо не сдерживал свой буйный нрав и в повседневности,  и в творчестве. Что, как видим, отнюдь не помешало ему  войти в разряд реформаторов искусства, в когорту бессмертных и остаться в ней навсегда.

Оно конечно, в бессмертии его путь был также неровен, как и в земной жизни: имелись времена забвения – и довольно продолжительные. На столетия он исчезал из поля интересов коллег, коллекционеров, аукционистов, искусствоведов и знатоков. Но ведь, в конце концов, возвращался. И не спроста. Полагаю, тут – нечто вроде замкнутого круга: помнят тех, о ком говорят, говорят о тех, кого помнят. В любом творчестве, и эстетическом, и научно-техническом, зримо и незримо присутствует этот эффект. История на самом деле не ограничена исключительно именами, канонизированными хрестоматией: очень многие остаются исключительно в поле зрения знатоков. А иных и там нет — стёрты навсегда. Так что художника далёкого прошлого, чьё полотно с таким риском похищается в ХХI веке, даже если он и забывался на пару сот лет, мы можем считать счастливчиком. Не говоря уже о грубо-материальной стороне дела: по мнению экспертов из Германии и Италии, картина может стоить от 200 до 500 тысяч евро. Правда, по версии следствия, полотно почему-то (почему?) оценивается в… 900 тысяч гривен. Но на различных ведомственных сайтах МВД цена «Взятия Христа под стражу» колеблется от $100 млн до 50 млн евро. А такой фактор добавочной сенсации, как похищения и возвращения этого полотна, скорее всего только повысит его цену…

Совсем недавно стало известно: картина «Взятие Христа под стражу» Микеланджело Меризи да Караваджо, единственное полотно мастера в Украине, будет отреставрировано к юбилею художника — 29 сентября следующего года. В 2021 году исполняется 450 лет со дня рождения великого художника. Напомню: еще в 1901 году картина была подарена Одессе Санкт-Петербургской Академией художеств. И  экспонировалась в Одесском музее западного и восточного искусства вплоть до ее похищения в 2008 году. Затем последовали само исчезновение картины, расследование инцидента, спецоперация по возвращению полотна из тени на свет и в Украину, судебные тяжбы и уже изрядно затянувшаяся его реставрация. Помимо того, в 1993 году возник вопрос о подлинности картины, который до сих пор остается открытым. О необычной её судьбе нашему корреспонденту поведал и.о. директора Одесского музея западного и восточного искусства Игорь Пороник.

Игорь Пороник

После похищения два года судьба картины великого художника XVI-ХVII веков была неизвестна. И вот, в 2010 году выяснилось: полотно находится в Германии… Когда картину вернули в Украину, она была в ужасном состоянии: оказалось, ее долгое время хранили в гараже среди хлама, скрученную, словно ковер. Для возврата полотна и поимки подозреваемых была организована операция с участием подставного покупателя – американского коллекционера, роль которого сыграл полицейский Роман Топилов.

После возвращения картины в Украину и поимки пяти подозреваемых, начались судебные разбирательства, которые продолжаются по сей день. За эту пятилетку один из пяти подозреваемых успел скончаться, так и не дождавшись приговора. Да и добиться разрешения на реставрацию удалось не вдруг — только в 2018 году. К работам приступили в Национальном научно-исследовательском реставрационном центре Украины ( Киев), при этом специалисты из Италии занялись провенансом картины, так как большой отрезок времени – около 150 лет — в ее истории остается неизвестным. Работы по реставрации полотна также продолжаются до сих пор. И вплоть до 14 сентября не было известно, когда их планируют завершить. Только после визита президента Украины Владимира Зеленского в Одессу, когда Игорь Пороник при встрече с ним поднял этот вопрос, дело сдвинулось с мертвой точки.

«Я просто объяснил губернатору Максиму Куцему, а потом и президенту Украины Владмиру Зеленскому, значимость этого произведения для нашего музея, города, страны и то, что Украина будет выглядеть не в лучшем свете, когда 29 сентября весь мир будет отмечать день рождения Караваджо, а мы, имея единственное полотно мастера, уже 10 лет его не экспонируем и не можем привести в порядок», — комментирует Игорь Пороник.

Вопросы о подлинности картины не возникали вплоть до 1991 года, когда в Дублине обнаружили одноименное полотно, которое располагалось в здании иезуитского Общества Иисуса Христа. Картину передали в Национальную галерею Ирландии. И ее сотрудники заявили, что она-то и является оригиналом, а в Одессе находится копия.

Слева — картина Дублина, Справа — картина Одессы

«Как доказательств, приводится документ о том, что художник Джиованни ди Атилли сделал копию картины «Взятие Христа под стражу» спустя 16 лет после смерти Караваджо, а ему за это уплачено 12 скудо. Я поинтересовался, что такое 12 скудо для того времени. Выяснил: один скудо —  около 30 грамм серебра ( символично в контексте сюжета картины), что, по сути, весьма небольшая сумма – за эти деньги он бы даже материалы и краски не смог купить. А они стоили достаточно дорого, и гонорар Караваджо, например, составлял по тем временам 200-400 скудо. Я обратился к итальянским коллегам с просьбой сообщить дословный текст расписки. Текст следующий: «3 сентября 1626 оплата Джиованни ди Атилло художнику 12 скудо за копию «Presa di N.S.».ВСЕ! Так вот, там нет описания картины, а в то время очень многие писали библейские мотивы и непосредственно этот сюжет. А еще Наталья Чечикова провела серьезные исследования и не нашла никаких иных сведений о Джиованни ди Атилло, ни в одном музее не числятся его картины и о нем самом нет никакой информации, кроме этой расписки», — рассказал Игорь Борисович.

Интересно вот еще что: в Дублине не рассматривают версию о том, что обе картины могут быть оригиналами. Ведь известно, что художники создавали авторские копии своих успешных картин. У самого Караваджо есть четыре авторских версии его картины «Лютниста» и две его работы «Ужин в Эммаусе».

 «В девяностых годах, когда нашлась картина в Дублине, наши специалисты пытались обменяться данными с Национальной галереей Ирландии о полотнах. Возможно организовать совместную выставку и экспонировать сразу две работы. Но они тогда не пошли на контакт. В итоге появилось два лагеря: те, кто говорят, что у нас — копия и те, кто утверждают, что — оригинал. И периодически выходят статьи: в пользу нашей картины и в пользу Дублина», — рассказал Игорь Пороник.

Странно, что после заявления в Дублине о находке оригинала картины, сотрудники музея не показывают рентгенограмму, сделанную с полотна, и не ведут диалог с группой специалистов из Италии, которые в 2009 году начали масштабное исследование работ Караваджо и по его итогу выпустили двухтомную работу. К слову, на рентгенограмме, сделанной с картины из одесского музея, видно, что работа является оригиналом, а один из авторов труда о Караваджо профессор Джулия Гия, которая лично занималась реставрациями работ художника, видела полотно вживую и подтвердила, что это оригинал. Помимо того, подлинность картины подтверждается и экспертизами красок.

Игорь Пороник, профессор, директор Национального научно- исследовательского реставрационного центра Светлана Стрельникова, доктор искусствоведения Наталья Чечикова, реставратор Джулия Гия , уполномоченный посол Италии в Украине Давиде ла Чичелия

После завершения реставрации картины будет решаться вопрос о передаче ее на ответственное хранение в Одессу, ведь полотно до сих пор находится в статусе вещественного доказательства, представляя ещё и узко-судебный интерес. Но, Игорь Пороник заверил: этот вопрос решаем. Поэтому есть все шансы, что полотно вернется в Одессу к 450-летию со дня рождения Микеланджело Меризи да Караваджо и его смогут показать публике.
«Я назвал эту операцию – «Освобождение Христа из-под стражи». По сути, сейчас у нас три задачи: первое – реставрировать полотно – вернуть ему достойный вид; второе — вернуть картину в Одессу; третье – доказать, что это оригинал и вернуть доброе имя», — поделился Игорь Пороник.

Источники:
1. Журнал «Коммерсантъ Власть» №46 от 21.11.2011, стр. 50

  1. Газета «Общественный прибой». «История картины Караваджо в Одессе: почему полотно 17 века некоторые стали считать копией?«

Автор – журналист Гужва Анастасия

Почта для обратной связи: info@lnvistnik.com.ua
Подписывайтесь на наш Telegram канал: t.me/lnvistnik

Комментировать