Великое прошлое нашей истории

В редакцию журнала «Вестник Грушевского»

Уважаемые коллеги!

Позвольте поделиться с Вами некоторыми размышлениями, которые всё чаще посещают меня в последнее время – сами понимаете, не случайно. Связаны они и с некоторыми особенностями современной жизни вообще, и с исследованиями, которые ведутся в нашем НИИ Памяти и в Международном судьбоаналитическом обществе. Хорошо знакомая с «Вестником», думаю – материал этот может заинтересовать Вашего читателя.

Для вступления – вопрос: сколько нужно времени для того, чтобы стереть из памяти народа его великое прошлое? Пожалуй, такая постановка вопроса покажется чрезмерно абстрактной – из тех, по поводу которых можно долго философствовать. Сузим тему: возможно, есть люди, которые вас восхищают, которым вы хотите подражать. Ну, пусть не кумиры, но – ориентиры в жизни. Как полагаете, сколько потребуется времени для того, чтобы забыть этих людей? Как известно, человек смертен; рано или поздно наступает время, когда все мы уходим. Как вы считаете, сколько времени потребуется для того, чтобы люди забыли даже тех, кем они восхищаются, кого они считают яркими, сильными, авторитетными, умелыми, способными личностями, достойными подражания? Как бы это печально ни прозвучало, по результатам недавнего научного исследования, которое проходило в НИИ «Памяти» и в НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество», выяснено: требуется ни много, ни мало, а 15 лет. Что такое 15 лет для человека? По сути, это даже не возраст одного поколения: 15 лет – это 10 лет школы и 5 лет института. Ну, а что такое 15 лет для человечества? В масштабе многотысячелетней истории – всего лишь мгновение, миг, капля в море, даже меньше, чем песчинка в пустыне. Практически ничего. Но как же мы можем восстановить историю и говорить о том, что было 100, 1000, а уж тем более — 10 000 лет назад? Известное дело: настоящих учёных, людей пытливых, любознательных, почемучек всегда тянуло за этот горизонт. Это и формировало науку со звёздным именем «История» (Иштар, Ишатар, Астра, Эстэла, Истра – звезда), в том числе и так называемый доисторический период. Честно говоря, чаще всего такого рода усилия –  всего лишь попытка проникнуть в тайну прошлого, восстановить его стертые следы.

Не претендует на открытие сентенция о том, что стране, в которой мы с вами живем, существуют определенного рода проблема: у многих отсутствует глубокое осознание собственной принадлежности. Кто мы — нация, этнос, народ, украинцы? Зачастую для обывателя, занятого целыми днями простыми житейскими обязанностями и проблемами, этот вопрос даже не возникает. А если, так или иначе, всё же появляется в сознании человека, то, увы, часто он просто не может дать простой-ясный-исчерпывающий ответить. Вопрос национальной идентичности и принадлежности, за все 30 лет существования независимого государства Украины, для очень многих наших сограждан остается открытым. Безусловно, есть фигуры великих, которых мы чествуем, как украинцев. Существует не меньшее число споров и жарких дискуссий о том, что это были советские люди, выходцы из других стран, они даже по-украински не говорили — и многое-многое другое.

В этом плане главный вопрос, который заставляет призадуматься: почему сегодня очень многие из нас не могут гордиться своей страной? Почему обязательно должно произойти какое-то идейное, политическое, экономическое чудо или нависнуть некая угроза катаклизма для того, чтобы кто-то задумался — а украинец ли он? Смею предположить, что у нас огромные проблемы с собственной памятью, а именно с тем наследием прошлого, которого мы попросту не знаем. Ведь, если чего-то не знаем, мы не можем гордиться, восхищаться своей страной. Более того, мы не в состоянии ничего по этому поводу сказать. Если, конечно, иметь в виду искренний разговор. И за последние несколько десятилетий, не только в Украине, но и за ее пределами, наблюдается любопытное явление: Интернет, новейшие технологии, диджитализация (когда кажется — оцифровано уже почти все), открывают огромное количество путей и возможностей для воссозданию новой истории, которой на самом деле не существовало. И для затиранию той истории, которая когда-либо была на самом деле.

Для чего это все сказано? В свое время Михаил Сергеевич Грушевский — одна из действительно видных фигур украинского народа, — в конце XIX века основал «Литературно-научный вестник», внеся значительный вклад в историю украинской журналистики, литературы, искусства, науки и национальной культуры. Мы по праву гордимся тем, что историю этого издания писали такие великие фигуры, как Дмитрий Донцов, Владимир Гнатюк, Леся Украинка, Иван Франков, Александр Борковский, Осип Маковей и многие-многие другие.

А теперь представьте на минуточку, что будет, если пройдет 15 лет, и мы не впишем в историю имена тех, кто трудились во благо своих потомков, тех, кто пытались сделать жизнь в нашей стране, в отчизне, родине благополучной. Если сегодня не будут прилагаться усилия в этом направлении, то через 15 лет не вспомнят ни вас, ни ваших детей, ни даже ваше самое восхитительное окружение.

Поэтому, по моему субъективному мнению, мы не просто должны поздравлять и благодарить тех, кто возобновил деятельность первого всеукраинского литературно-научного и общественно-политического журнала «Литературно-научного Вестника», но и призадуматься о том, что каждый из нас сделал во имя памяти своих предков, собственной родины. И в заключение, вспомним строчку из песни ДДТ и зададимся вопросом: «Что же останется после меня?».

 

Член-корреспондент УАН, Директор НИИ «Памяти»,
Председатель историко-литературного научного общества,
 Секретарь Психолого-философского научного общества.
 Ирина Лопатюк

Комментировать