«Как известно, человек по природе своей есть животное общественное. А тот, кто в силу всё той же своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, живет вне общества, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек… Тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодостаточным, не чувствует потребности в нем, уже не составляет элемента общества, становясь либо зверем, либо божеством».
Аристотель «Политика», ок. 328 г. до н.э.
Аннотация
Данная статья посвящена одной из самых давних и в то же время – почему-то всегда самых современных тем: проблематике разрешения социальных противоречий в обществе. Материал реализует синтез теории и практики, на примере конкретных решений показывая, как проблема превращается в изобретательскую, управленческую задачу и разрешается на деле.
Введение в проблематику
Отечественные разговоры о том, что Человек – царь природы, вроде бы остались в прошлом. Нацарствовались вдоволь, результатам сами не рады. По крайней мере, хоть в этом отношении мы трезвеем. Человек – частица природы вообще, в том числе и природы общества. Живет он в социуме и рассматривать его отдельно от общества просто не разумно. Оно конечно, «животность» человека, о каковом писали Аристотель иже с ним, не исчерпывает его характеристики. Человек, безусловно, принципиально отличается от животного. И прежде всего – поведенчески: локомоции человека не ограничиваются только инстинктами, удовлетворением биологических потребностей, они отличаются своей разумностью, осознанной самоорганизацией. Человек овладевает речью, планирует свою деятельность, ставит задачи и цели — действует на основании модели будущего с вычислением вероятности, как утверждал Н. А. Бернштейн. Человек в социуме, — это еще и набор его реакций (эмоций, чувств, соответствующей модели поведения) на внешний раздражитель, вызванные социальными отношениями. Заложенное в нас природой, стремление к социальной гармонии невозможно реализовать без разрешения социальных противоречий. И в этом невозможно переоценить роль науки. Хотя, конечно, разные учёные по-разному воспринимали эту проблематику, трактовали её, шли к истине разными путями. Карл Маркс в своих трудах раскрывает сам смысл общества; по его мнению, смысл этот содержится не в самих людях, а в отношениях, в которых они находятся друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. С точки зрения безопасности жизнедеятельности это так же важно, поскольку социальные противоречия порождают социальные конфликты.
Своевременное и актуальное разрешение социальных противоречий — не только условие саморазвития любой социальной системы, но и отличный инструмент для внедрения новых решений и появления изобретений. Смотрим малый академический словарь (МАС): слово «Противоречие» означает положение, при котором что-либо одно исключает другое, несовместимое с ним. Нужно, конечно, оговориться: это — не единственная трактовка явления «Противоречия». В истории человечества наука знает достаточно систем, сочетающих противоречие с единством и обеспечивающих своё существование именно противоположностями, их борьбой и единством (всё по тому же Марксу). Но разговор наш в данном случае — о социальных противоречиях, порождающих и обостряющих борьбу противоположных, взаимоисключающих сфер и отношений, вызванную несовместимостью целей, интересов, желаний и требований различных социальных групп и социальных слоев. В одной из работ академика О.В. Мальцева говорится о том, что человек в социуме — либо воздействует на другого человека и окружающую среду, либо зависит от других людей и условий, либо противодействует друг другу, либо взаимодействует друг с другом, подчиняясь общим целям и желаниям. А если учесть, что социальная система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое, то становится понятной и задача, которую надо разрешить – превратить воздействие, зависимость и противодействие во взаимодействие. Разрешить противоречие, значит наладить взаимодействие противоположных, взаимоисключающих требований и желаний, интересов, а значит и устранить причину конфликта. Элементами социальной системы являются непосредственно сам человек со своими социальными, биологическими, духовными потребностями; социальные группы для реализации замыслов человека; социальные институты, регулирующие общественную жизнь; техника, как продукт жизнедеятельности человека, дающая условное господство над природой; природа, как источник всей жизни, условие существования самого человека и социальной системы. В результате взаимодействия этих элементов рождаются экономические, социокультурные, политические подсистемы и происходит обмен энергией, веществом, информацией. И когда людьми осознается несоответствие между результатами их деятельности и поставленными целями — возникают социальные противоречия, потребности не удовлетворены. Учитывая то, что социальные потребности являются топливом для социальной активности, это приведет к торможению процессов социальных изменений — застою, к кризису в обществе и социальному конфликту. Причины несоответствия различные, это естественные и искусственные препятствия при достижении целей, несогласованность действий в социальных группах, непонимание друг друга из-за разности мышления, отсутствие необходимых условий и средств. И это далеко не полный перечень причин.
Какое отношение ко всему этому имеет изобретательство? Нам пригодится это слово, вернее – явление, им обозначенное, — для полноты понимания написанного. Изобретательство — творческий процесс, направленный на разрешение противоречия между необходимостью достижения значимых целей и недостаточностью (а то и полным отсутствием) для этого средств. Позитивным результатом изобретательской деятельности является само изобретение как способ разрешения названного противоречия. В зависимости от целей создания и сферы использования, изобретения могут воплощаться в материальные объекты и становиться предметами труда (созданные человеком виды сырья, материалов) или орудиями труда (машины, станки, оборудование). Они могут, также, первоначально иметь нематериальную природу (новые способы, принципы хозяйственной и иной деятельности человека), не исключающую получение ощутимых, в том числе материальных, результатов в контексте социально-экономического закона разделения труда. И, что в данном случае особенно важно подчеркнуть, явление это всё в меньшей степени остается индивидуальным творческим процессом и все в большей — приобретает организованные, коллективные формы (См.: Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколо. О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — С. 356).
Лучшим примером противоречий и их причин, наверное, будет басня И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Если рассматривать повозку, как общее дело, а героев басни, как некую социальную группу — «везти с поклажей воз взялись и вместе трое все в него впряглись», то видим в их действиях противоречия — «из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу» и причину — «да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду». Если рассматривать персонажей, как друзей – «когда в товарищах согласья нет», то им очень не хватает взаимопонимания и согласия. Они не замечают возможностей других, каждый эгоистически тянет повозку на себя, «лезут из кожи вон», чтоб сделать по-своему. И как только «выйдет из него не дело, только мука», рождается конфликт – «кто виноват из них, кто прав — судить не нам». Если рассматривать с точки зрения профессиональной деятельности, невооруженному взгляду видны изначальные, природные противоречия в двигательных навыках при реализации групповой задачи – «да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду». Соответственно, возникает вопрос как разрешить эти противоречия, как решить эту проблему? Превратим её в изобретательскую задачу! В нашем случае перед нами разноплановые двигательные действия, технические и социальные противоречия, в том числе в сфере управленческих решений. Взаимоисключающие требования предъявляются в одном и том же месте, в одно и то же время. В отличие от математических задач, изобретательские задачи могут иметь несколько правильных ответов. Разноплановые двигательные действия, а следовательно, и разнонаправленное приложение усилий, как и технические противоречия из-за разности среды (вода, суша, воздух) можно разрешить в пространстве за счет изменений и ресурсов надсистемы (каждая техническая схема является частью какой-то большой системы) с принципами объединения и универсальности, а можно разрешить за счет изменений структуры системы или процесса (См.: Певзнер Л.Х. ТРИЗ для «чайников». Приемы устранения технических противоречий. — КТК Галактика, 2018).
Г. Я. Перельман, к примеру, эту историю превратил в механическую задачу на сложение нескольких разнонаправленных сил, действующих под углом одна к другой. Тяга лебедя, направленная против силы тяжести, делает меньше трение колес о поверхность земли, облегчая тем самым вес воза, а может быть, даже вполне уравновешивает его. Силы рака и щуки направлены под углом одна к другой, и в какую сторону сдвинется воз, зависит от соотношения сил и от величины угла между ними.
Первое изобретательское решение, по принципу универсальности и объединения, могло бы выглядеть как экраноплан. Это высокоскоростное транспортное средство, летящее в пределах действия аэродинамического экрана, на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли. Экраноплан объединяет в себе лучшие качества судна и самолета, с небольшим превалированием качеств воздушного судна — «Лебедя». Второе изобретательское решение могло бы выглядеть как вездеход-амфибия. Это транспортное средство (колесное, на воздушной подушке) способно передвигаться по разным типам поверхности – по ровной земле, по воде, по льду, песчаным пляжам и болотистой местности. Вездеход-амфибия объединяет в себе качества наземного, воздушного и водного транспорта с превалированием качеств наземного судна – «Рака». Третье изобретательское решение могло бы выглядеть как скеговое судно на воздушной подушке (десантный корабль, ракетный корабль). Применяемый динамический принцип поддержания, позволяет судну передвигаться с высокой скоростью и над водой, и над ровной, твёрдой поверхностью на небольшом расстоянии над ними, с помощью воздушной подушки, образованной нагнетаемым под днище воздухом. Скеговое судно на воздушной подушке так же объединяет в себе качества наземного, воздушного и водного транспорта с превалированием качеств водного транспорта – «Щуки».
Экраноплан
Малый ракетный катер на воздушной подушке
Вездеход-амфибия
А может ли стремящийся в облака лебедь помочь раку, который пятится по земле? Может! Творческая изобретательная мысль объединила несопоставимые друг другу стихии. Инженеры Виноградов и Дегтярев нашли применение списанным, по меркам авиации, реактивным двигателям. Требования авиации не дают им продолжать трудиться в небе, но «пенсионеры» еще полны сил для наземной/подземной работы. Реактивный авиационный двигатель применили в землеройной технике. Установка, которую создали инженеры, похожа на дальнобойное сверхмощное орудие. Залп делается породой, вытянутой экскаватором, такими «пушечными ядрами» бомбятся отвалы, и этот залп производит реактивный авиационный двигатель. Мощность струи равна мощности десятков наиболее крупных самосвалов. За час такая установка перебрасывает четыре тысячи кубометров породы.
Вот так в результате разрешения технических противоречий мы получили изобретения.
Теперь разберем социальные противоречия. Согласно одной из версий, содержание произведения Крылова «Лебедь, Щука и Рак» несет в себе намёк на события того времени, а именно, на недовольство русского общества действиями политических союзников императора Александра I в войне Шестой коалиции против Наполеона. По другой версии, сюжет басни связан с неурядицами между членами Государственного совета – реформы и комитеты, затеваемые Александром I, не в силах были стронуть с места глубоко увязший в разногласиях воз самодержавия.
Все начинается с постановки конкретных, понятных всем участникам целей (зачем и почему двигаем воз) и делегирования полномочий наиболее подходящему и ответственному из тройки героев басни, либо утверждение в должности руководителя выборным способом.
Непосредственно руководитель ставит задачи и координирует действия подчиненных. Руководитель должен быть более компетентен, чем любой подчиненный, в конкретном вопросе. Генри Минцберг, кроме прямого управления, выделял такой механизм координации, как стандарт процесса. Речь идет о стандартных процедурах, которые не изменяются. Вводятся нормы и правила, по которым работают и взаимодействуют друг с другом сотрудники: регламенты, инструкции, устные распоряжения, алгоритмы технического процесса. Однако, стандартные процедуры не подходят для неалгоритмических случаев, стандартизация не ведет к развитию организации. Для этого существуют рабочие процедуры, которые, как говорил академик Мальцев О.В., «призваны изменять свойства системы». И если стандартные процедуры, это изначальные ингредиенты, не поддающиеся изменению, то рабочие процедуры сравни миксеру, который превращает изначальные ингредиенты в новый продукт-коктейль. В качестве таких рабочих процедур могут выступать: учебно-воспитательные занятия, производственные совещания, курсы повышения квалификации, учебно-тренировочные задания, внедренные управленческие технологии. Такие рабочие процедуры, как производственные совещания и учебно-тренировочные задачи, способны привести к взаимопониманию в рабочей группе и взаимному согласованию, что позволит наиболее эффективно выполнить поставленную задачу по результату и по времени. Во избежание возможных конфликтов, по Генри Минцбергу, вводится стандарт результата — каждый сотрудник получает индивидуальную задачу и сам решает, как её лучше выполнить. Для продуктивности работы, по Мальцеву О.В., вводится персонализация результатов – каждый сотрудник в рамках общей задачи имеет персональную и несет за нее полную ответственность. С одной стороны есть коллективная задача, а с другой – ряд не связанных между собой персональных задач. Еще один механизм координации – стандарт квалификации. Выполняющие задачу должны быть и квалифицированы, и исповедовать морально-этические принципы. Но этого еще недостаточно, желательно иметь общий уровень подготовки, единую школу подготовки, согласующиеся профессиональные и мировоззренческие убеждения. Это ускорит и облегчит процесс взаимопонимания в коллективной работе. Чтоб цели компании совпадали с личными целями сотрудника, существует такой механизм координации, как индоктринация – приобщение к существующей доктрине и воспитание в ее духе. На практике, безусловно, можно использовать не один механизм координации, а сразу несколько или все одновременно.
Разберем еще разрешение социальных противоречий на примере дошкольного и школьного (начальные классы) учреждения и войскового соединения (учебная армейская часть).
Что же их объединяет? Начальная школа и учебная армейская часть, это начало формирования субъектов со стандартным и усредненным набором знаний, способностей, навыков. Формирование происходит, в том числе в процессе разрешения противоречий, прежде всего из-за разности предварительной подготовки (физической, умственной, психологической); разности понимания и мышления, как актов коммуникации и кооперации людей в деятельности; особенностей в анатомии и физиологии. Различия во взаимодействии между сверстниками (а это второй по значимости, после семьи, институт социализации ребенка) и взрослых с детьми в условиях дошкольных/начальных школьных учреждений исследовали Б.Фагот, Р.Хаган, М.Лейнбах. Согласно полученным данным, воспитатели явно чаще отвечали на обращения девочек, чем мальчиков. Ответная реакция воспитателей на плохое поведение мальчиков была чаще, чем на аналогичное поведение девочек. Процесс интеграции мальчика в социальную систему происходит посредственно, они учатся хуже, чем девочки, хотя уровень интеллекта в среднем чуть выше. Выстраивание отношений и их регулирования для мальчиков более сложная задача. Половые различия проявляются в способности слушать и воспринимать большие объемы информации. Мальчики успешнее в материальном труде, девочки в переговорах, обсуждениях. У девочек более высокая познавательная активность, а мальчикам чаще нужны различные стимулы и разнообразие, чтобы преодолеть скуку. Мальчики способны лучше воспринимать, анализировать и конструировать пространственные связи. В силу этого им легче справляться с задачами проектирования, черчения, составления схем и карт. Рассуждения у мальчиков в основном опираются на законы дедукции – от общего к частному. Рассуждения у девочек опираются чаще всего на законы индуктивного мышления, они идут от конкретных примеров и частных случаев к обобщению информации. Их память обладает в среднем большим объемом и хранит много случайной информации. Память у мальчиков сохраняет логически упорядоченную информацию, с конкретикой и мелочами. Девочкам меньше свойственна состязательность и желание самоутвердиться, но мальчики быстрее принимают решение в рискованных ситуациях. Различия обнаруживаются и на физическом уровне, и на уровне органов чувств.
Как видим, этих примеров достаточно для понимания того, что треугольник «мальчик-девочка-взрослый воспитатель», — идеальная питательная среда для противоречий. И, чтобы исключить социальное соревнование между мальчиками и девочками, которое приведет к ориентации девочек на мужские модели поведения, а мальчиков на женские, нужно наладить взаимодействие.
Первым таким примером для разрешения ролевых противоречий являются сюжетно-ролевые игры (военные игры, семья, больница, транспорт, режиссерские игры) со сверстниками своего и противоположного пола. Исследования Л. А. Арутюновой в области организации совместных игр, требующих эмоционального сотрудничества девочек и мальчиков, показали обогащение модели поведения по отношению к противоположному полу и успешное налаживание взаимодействия. Вторым примером для разрешения вышеперечисленных противоречий и налаживания средней успеваемости обучения в классе, является техническое изобретение – парта на двух учеников. Именно двухместный предмет школьной мебели для учеников среднего и дошкольного образования, усовершенствованный Петром Коротковым (изначальная парта Эрисмана была одноместной), при правильном распределении обучающихся, позволяла «подтягивать» отстающих в обучении. Воспитатель и руководитель начальных классов, из соображений эффективности учебного процесса, рассаживали по парам «мальчик-девочка» или «успешный ученик-отстающий ученик». Таким образом получали не соперничество, а взаимодействие. В тренировочном процессе спортсменов, работа в парах «сильный-слабый» позволяет подтянуть уровень подготовки «слабого» спортсмена на другую, более качественную ступень. При изучении нового материала лучше объединять в пары «сильный-слабый» или «сильный-средний».
При обобщении и закреплении материала лучше создавать равносильные пары: «сильный — сильный», «средний — средний», «слабый — слабый». Такая работа по очереди друг с другом позволяет работать по принципу: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех; каждый попеременно то «учитель», то «ученик». Похожий пример мы может наблюдать в учебной части Французского Иностранного легиона. После отбора в Иностранный легион курсант попадает в «учебку» (4-й учебный полк) в городе Кастельнодари, она длится примерно четыре месяца. Основное социальное противоречие в этот период времени, это языковой барьер, так как основное комплектование в Иностранный легион происходит преимущественно из иностранцев. Как же разрешили эту задачу? Для формирования базовых навыков курсантов распределили по небольшим группам (4-5 человек), среди которых обязательно находился один франкоговорящий. Взаимодействуя в рамках своей группы (по служебным, материально-бытовым, организационным вопросам), в отведенное на то время, иностранцы очень быстро «подтягивали» знание французского языка без отрыва от учебной службы. Вот такое вот управленческое решение.
Надо понимать, что неразрешенные противоречия ведут к конфликту. Среди многообразия управленческих противоречий можно выделить основное, которое порождает другие противоречия, и в какой-то степени присутствует в них. Это противоречие между установленной системой норм и правил с одной стороны, и потребностью людей иметь статусы, свободу деятельности и возможность для самовыражения – с другой. Ученые, исследовавшие феномен конфликта, всегда пытались ответить на вопрос: конфликт создает необходимые условия для развития социальной системы? Или конфликт — это фактор, угрожающий безопасности социума и сдерживающий общественное развитие? В связи с этим сформировались противоположные подходы: структурно-функциональный подход (Р. Мертон, Л. Коузер, Г. Спенсер, Э. Мэйо, Т. Парсонс, Г. Зиммель и др.) и конфликтный подход (Р. Дарендорф, К. Маркс, Р. Коллинз, К. Боулдинг, Дж. Рекс и др.). Структурно-функциональный подход базируется на том, чтобы избежать конфликта, появление которого признается фактором, угрожающим стабильности и целостности общества. Конфликтный подход базируется на исследовании потенциала обновления, присущего конфликту, который просто необходим, как условие развития социальных систем. Олег Викторович Мальцев в своих исследованиях говорит о том, что основой формирования навыков является конфликт. Академик выделяет несколько видов конфликта: с самим собой, с другим человеком, с группой лиц, с системой, с Творцом. К примеру, противоречие между желанием и возможностью приведет в первую очередь к конфликту «с самим собой». Неудовлетворение потребностей, желание отомстить за проигранный поединок, как ни странно, является сильным импульсом для формирования навыков. Эффективный менеджмент позволяет регулировать конфликты, не допуская приобретения ненужных навыков.
С точки зрения Ч. Дарендорфа, в регулировании конфликтов помогут следующие факторы:
- обоюдное, совместное принятие правил игры организации и их соблюдение;
-
налаживание эффективных коммуникаций между конфликтующими;
-
участники конфликта должны иметь не только права на свою позицию, но и видеть причину существующих разногласий;
— предварительная, превентивная работа на регулирование самих проявлений конфликта;
И во главе всего, безусловно, должны стоять критерии справедливости и объективности.
Из вышенаписанного можно сделать вывод: противоречия создают необходимые условия для роста и развития человека в группе, и в целом коллектива. Противоречия необходимы для оздоровления общества, и способствуют появлению изобретательских и новых управленческих решений. Управляемый конфликт порождает правильный навык. И задача в том, чтобы не пасовать перед подобными противоречиями, а использовать их по назначению, научиться их разрешать.
Список использованной литературы:
- Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 368-369.
- Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколо. О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — С. 356
- Фейгенберг И.М. Николай Бернштейн. От рефлекса к модели будущего — М.: Смысл, 2004. — 239 с.
- Евгеньева А.П. Малый академический словарь — Институт русского языка Академии наук, 1957-1984
- Альтшуллер Г.С., Стандарты на решение изобретательских задач/рукопись, Баку 1975 г. 55 с.
- Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата /под редакцией Е. И. Изотовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 222 с.
- Мальцев О.В. Философия Сонди, Издательство: Середняк Т.К Год издания:
2019 – 183 с. - Дарендорф Ч. Современный социальный конфликт — М.: РОССПЭН, 2002. — 288 с.
- Зарипова И. Р. Конфликтология в социальной работе: учебно-методическое пособие — Казань, 2008. — 87 с.
- Ахмедов М. М. Социальное противоречие: эволюция понятия и роли в обществе — Махачкала, 2005.
- Светлов В., Семенов В. Конфликтология. — СПб., 2011.
- Певзнер Л.Х. ТРИЗ для «чайников». Приемы устранения технических противоречий. — КТК Галактика, 2018
- Зубков Б.В., Медведев Ю.Э., Муслин Е.С. Сто изобретений — «Советская Россия», М.,1963
- Перельман Я. Занимательная физика, СПб., 1913
- Гин А., Кудрявцев А., Бубенцов В., Серединский А. Теория решения изобретательских задач. Учебное пособие I уровня, 3-е издание, Издательство Томского политехнического университета, 2017
- Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации, издательство «Питер», 2011
Для обратной связи на публикацию пишите на почту: info@lnvistnik.com.ua
Подписывайтесь на наш Telegram канал: t.me/lnvistnik
Автор Олли Грин