В современном научном дискурсе выделяют следующие школы социологии: австро-германскую, французскую, итальянскую и американскую. Социология в Европе — это социология отдельных известных людей, которые пытаются перенять на свою сторону как можно больше учеников. Американская социология развивалась другим путем, она выстраивалась в институциональном контексте: создавались исследовательские центры, департаменты, исследовательские группы. Чикагская социологическая школа, как ее принято называть, оказала значительное влияние на развитие социологии в Соединенных Штатах Америки и на принятие ее в научных кругах как полноправной академической дисциплины.
Чикагский университет был основан в 1857 году и спустя короткий промежуток времени, в первой половине XX в. признан крупным научным центром мира, который пользуется славой и по сей день. Под руководством университета было создано несколько научных школ, а в 1942 году здесь осуществили первую цепную ядерную реакцию, под руководством Э. Ферми. Сегодня знаменитый Чикагский университет может принять на обучение свыше 6 тыс. студентов.
В 1892 году Альбион Смолл назначается главным профессором социологии в Чикагском университете, где создается первый в Америке социологический факультет. Роберт Парк — ключевая фигура Чикагской школы социологии, с которым школа социологии обрела грандиозную популярность.
Предпосылкой для открытия научных школ послужил период бурного роста Чикаго. По мере расширения новых отраслей, диверсификации торговли, услуг и притока миллионов прибывших иммигрантов, город приобрел беспрецедентные размеры, что, в свою очередь, сместило фокус жителей Чикаго с сельских ферм на городские улицы. Безусловно, мегаполис предоставил университету значительную группу потенциальных студентов и обеспечил финансовую поддержку от его покровителей, самыми значимыми из которых была семья Рокфеллер. Но, в то же время, стояли и другие задачи. Социологи были привлечены к проблемам миграции, этнической принадлежности, правонарушений и социального порядка. Педагоги увидели возможность опробовать новые теории обучения. Социальные работники хотели решить проблему неравенства в сфере занятости, ухода за детьми и общественного здравоохранения. Политологи были обеспокоены коррупцией муниципального управления, властью партийных структур и будущим демократической системы. Для ученых, во всех этих областях, город Чикаго предлагал идеальную лабораторию для исследований, экспериментов и открытий.
(Роберт Э. Парк)
Роберт Парк внес уникальный вклад в изучение городских сообществ, расовых отношений и разработку эмпирически обоснованных методов исследования. Свою карьеру Парк начинал в качестве репортера, что в последующем наложило весомый отпечаток на методы его исследовательской деятельности. Стоит также отметить особый способ написания социологических работ, основанный на цитатах из множественных интервью, дневниках, добытых с помощью внедрения групп студентов-исследователей в естественную среду изучаемых субъектов. Таким способом работы стали отображать реальное положение дел в постоянно растущем мегаполисе. Объект исследования “заговорил” и мог быть представлен в исследованиях как действующее лицо с правом голоса. Эффективность Роберта Парка как учителя была продемонстрирована списком известных ученых, которые учились под его руководством, включая Франклина Фрейзера, Чарльза Джонсона, Эдгара Томпсона, Брауна, Луи Вирта, Эверетта Хьюза и Хелен МакГилл Хьюз.
Доктор Роберт Парк также известен работами в области экологии человека, расовых отношений, миграции людей, культурной ассимиляции, общественным движениям и социальной дезорганизации. «Экология человека» — это введенный Парком термин, обозначающий междисциплинарное и трансдисциплинарное исследование отношений между людьми и их естественной, социальной и искусственной средой. Такие концепции взаимодействия и динамика отношений в обществе были полезны для направления социологии к научному анализу, не отрицая важности социального учения.
Тема расовых отношений оставалась важной частью жизни Парка, как в качестве профессора кафедры, так и исследователя. Он чувствовал, что наблюдает «исторический процесс, благодаря которому культура, не только в Чикаго, но и в других городах, трансформировалась, вовлекая в поле своего влияния постоянно прибывающих в город иммигрантов из разных уголков планеты». Прибыв в 1914 году на факультет социологии и антропологии Чикагского университета, Парк обрел идеальную лабораторию для изучения феномена коллективного поведения и взаимоотношений. Потому как Чикаго, как и любой другой мегаполис, был домом для множества рас и народов, со своими традициями, обычаями и философией жизни, сконцентрированных на небольшой географической площади.
Парк писал: «Город — это состояние души, совокупность обычаев и традиций, а также организованных взглядов и настроений, присущих этой традиции. Другими словами, город — это не просто физический механизм и искусственное сооружение. Он участвует в жизненных процессах людей, которые его составляют, это продукт природы и особенно человеческой природы.»
(Роберт Э. Парк, «Негр: истоки рабства», конспект лекции.)
Парк часто затрагивал проблематику конфликтов между расовыми группами в Америке. В своих работах он подчеркивал важность эмпирической оценки социальных вопросов и предостерегал от навязывания моральных суждений. С точки зрения Парка, индивидуальные концепции, цели и статус вносили свой вклад в различные формы общества, которые, по мнению Парка, можно было бы понять с точки зрения социальных наук. Он сыграл важную роль в перенаправлении социологии от часто явно предвзятого анализа общества к более объективной методологии. Парк не прекращал попыток активного реформирования общества, и подчеркивал важность «концепции относительного морального порядка», разработанную Джоном Дьюи и Джорджем Гербертом Мидом.
Городская социология
Для социологов Роберта Парка и Эрнеста У. Берджесса, Чикаго был идеальным местом для исследований, в которых почти все человеческие состояния были сосредоточены в единой многолюдной городской массе. В своей книге «Город» (1925 год) Парк и Берджесс пишут, что городская жизнь дает возможность изучать единовременно все человеческое общество, с чем никогда не сталкивались ученые, исследующие изолированные племена в отдаленных местах. «Те же самые методы наблюдения, которые антропологи Боас и Лоуи, использовали для изучения жизни и нравов индейцев Северной Америки, — писал Берджесс, — могут быть также с большим успехом использованы при изучении обычаев, верований, социальных взаимоотношений и общих представлениях о жизни Маленькой Италии в Чикаго».
Опираясь на свои исследования городской социологии Чикаго, Парк и Берджесс, разработали социально экологическую теорию, в которой показывали, как города делятся на отдельные зоны — районы по классам и функциям. Они полагали, что города имеют особую историю, которая, при должном изучении и анализе, может дать объяснение культурным особенностям городов. Под руководством Парка и Берджесса целое поколение молодых социологов исследовало Чикаго, выявляли проблемы и собирали данные у различных групп населения, с целью построения объяснительных моделей.
Работы, проведенные студентами, основывались на личных контактах с субъектами исследования. Студентов-социологов учили находить людей, вести наблюдение и брать интервью у субъектов, олицетворяющих определенную социальную проблему, например несовершеннолетнюю правонарушительницу или девушку из ночного клуба, или кого-либо еще, в зависимости от поставленной задачи. В предисловии к книге Клиффорда Шоу «Джек-роллер: собственная история правонарушителя» (1930 год), Берджесс написал, что «дневники истории жизни» как микроскопы, с помощью которых можно увидеть «взаимодействие психических процессов и социальных отношений». Берджесс высоко оценил исследование Шоу, который в течении шести лет вел наблюдения за одним мальчиком-правонарушителем, и привел его как «прекрасный» пример подобного рода научных исследований.
Раса и этническая принадлежность
Один студент Берджесса, Нельс Андерсон, прежде чем поступить в университет на факультет социологии, жил и путешествовал с бродягами. Будучи исследователем, Андерсон переехал в район Мэдисон-Хальстед, известный как Гобохемия, где брал интервью у бездомных на протяжении всей своей жизни. После окончания каждого интервью, слова бродяг были дополнены документами из городских служб социального обеспечения, так что работы по субъектам были проверены и расширены. Интервью Андерсона, некоторые из которых занимают до 150 страниц, были включены в его монографию «Бродяга: социология бездомного» (1923 год). Дневники наблюдений, личные письма, автобиографии, интервью и другие личные документы, собранные социологами университета, показали, что город Чикаго быстрорастущий мегаполис, со своей историей, культурой и этническим разнообразием.
Этническое разнообразие всегда было характерным для Чикаго. Перед гражданской войной немецкие, скандинавские и ирландские иммигранты сгруппировались в отдельных кварталах города. В конце девятнадцатого века итальянцы, поляки, китайцы, греки, восточноевропейские народы, и народы других национальностей тысячами переезжали в Чикаго и создавали свои общины. На рубеже веков и в последующие годы большая внутренняя миграция послужила причиной поселения в южной и западной части города африканских американцев из Миссисипи, Алабамы, Теннесси и других южных штатов.
Чикагским социологом, кто первым детально исследовал одну из этих этнических общин, был В. И. Томас, в 1892 году поступивший в аспирантуру университета и защитивший докторскую диссертацию у Альбиона Смолла в 1896 году. Томас исследовал на протяжении десяти лет польскую общину и польскую иммиграцию в Америку. Результаты его трудов, написанные в сотрудничестве с Флорианом Знаницким, были опубликованы в пяти томах под названием «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-20 годах). Томаса особенно интересовали трудности ассимиляции. Он описывал, как семьи польских крестьян после переселения в США, вступили в полосу перехода (адаптации) от старых форм социальной организации к ее современным формам. Авторы выделили несколько главных проблем в жизни исследуемых семей: соотношения типа социальной организации и индивидуализма, индивидуальной и социальной активности; “анормальности” (речь шла о различных видах социальных отклонений: преступности, бродяжничестве, проституции, алкоголизме); профессиональных предпочтений; взаимоотношений между полами; социального счастья (чувство удовлетворенности). Эта работа представляет собой фундаментальный труд, ставший первой крупной вехой в американских социологических исследованиях. Проблемы миграции, этнической идентичности и этнических субкультур, рассмотренные в ней в качестве центральных, представляют особый интерес и сегодня.
Под руководством Парка и Берджесса было проведено невероятно большое количество исследований на тему рас и этноса. Из пятидесяти пяти диссертаций по социологии, написанных в университете в период с 1919 по 1930 год, двадцать пять были связаны с расой и этнической принадлежностью, что гораздо больше, чем по любой другой теме. У самого Парка был большой опыт в этой области. До своего назначения на факультет университета он работал секретарем у Букера Т. Вашингтона в Институте Таскеги и проявлял глубокий интерес к расовым отношениям и культуре афроамериканцев. Он считал, что социология — ключ к ускорению ассимиляции темнокожих людей в американское общество.
Парк, как бывший журналист, написал книгу о чикагской иностранной прессе. В то время, когда многие американцы считали распространение иммигрантских газет угрозой, он использовал прессу как инструмент для дальнейшей ассимиляции в более широкие круги общества. Более поздняя работа на тему расизма снова возвратила Парка к вопросам расовых отношений, к которым, по его мнению, некоторые социологи еще не подходили объективно. Парк рассматривал расизм как неизбежный этап в человеческих отношениях, но также полагал, что он будет постепенно преодолен по мере развития общества.
Луис Вирт, студент Парка и Берджесса утверждал, что глубокое изучение, касающихся последствий дискриминации и этнических конфликтов, могут помочь в разработке социальной политики в отношении жилья, городского планирования и межрасовых отношений. В «Гетто» (1928 года) Вирт исследовал последствия многовековой дискриминации еврейской общины, от эпохи Возрождения Италии до Чикагской улицы Максвелл. «Гетто» послужило эталоном для исследователей университета по этническому происхождению, многие из которых позже учились у Вирта, когда он стал одним из преподавателей университета.
В то время, как большинство исследований расовых отношений проводились белыми учеными, которые составляли основную часть социологического факультета, Парк, Берджесс и Вирт стали привлекать перспективных афроамериканских ученых. Среди них оказался Чарльз С. Джонсон, первый в Америке темнокожий социолог с профессиональным образованием, который позднее занимал пост президента Университета Фиск. Вторым был, Э. Франклин Фрейзер, который исследовал объединенные проблемы семьи и расы в своем труде 1932 года «Семья негров в Чикаго». Фрейзер впоследствии преподавал в Университете Говарда и был избран президентом Американской социологической ассоциации в 1948 году.
Будучи академиком, приверженцем социологии, Луи Вирт участвовал во многих группах, комитетах и ассоциациях, которые изучали влияние расовых предрассудков на жизнь сообщества. Вирт был основателем и президентом Чикагского американского совета по расовым отношениям, который спонсировал исследования проблематики трудоустройства, образования, жилья и ассимиляции в обществе. В 1947 году на средства Фонда Карнеги и Рокфеллера, Вирт основал Комитет по образованию, обучению и исследованиям в области расовых отношений в Чикагском университете. Комитет, возглавляемый Виртом, демографом Филипом Хаузером и антропологом Солом Налсом, сыграл ключевую роль в устранении социальных и политических факторов, лежащих в основе расовой дискриминации в городе Чикаго.
В 1923 году на факультете локальных исследований посвященный городским проблемам был проведен грант от Мемориала Лоры Спелман Рокфеллер для создания комитета по изучению местных сообществ. Комитет, впоследствии переименованный в Комитет по исследованиям в области социальных наук, и усиленный дополнительными грантами Фонда Рокфеллера, стал важным источником финансирования многочисленных исследований в Чикаго университетскими социологами, историками и политологами.
Статья создана по материалам:
Отдела специальных коллекций, Библиотека Чикагского университета
Куратор отдела специальных коллекций | Алиса Шрейер
Автор статьи и перевода | Виктория Флинт
Подписывайтесь на наш Telegram канал: https://t.me/lnvistnik