Эффект становления жертвой преступления. Часть 2

Продолжение статьи. Первую часть можно прочесть здесь.

– Можем ли мы провести аналогию между средой палача и жертвы, и странами, социалистического ого режима — типа России и Китая? И со странами Европы? Вопрос связан с тем, что количество заболевших в этих странах значительно отличается от аналогичного показателя демократических стран.

– Не думаю, что можно провести такую аналогию. Здесь мы говорим именно о надзирателе фактически. Суперэго — это структура третья, то, что наблюдает и за палачом, и за жертвой. Эта структура больше поощряет фигуру палача, мало того она не редко в него интегрируется. Но система палача носит характер гораздо более разрушительный, потому что с одной стороны она делает человека гораздо более социализированным, но одновременно накапливает в нём эффект бунта — стремление как-то противостоять. С другой стороны, именно эта система очень активно провоцирует человека к большей модели жертвенности. Потому, как перенесенное страдание может развернуть человека к авелевским тенденциям. Каинистические и авелевские тенденции связаны с двумя тенденциями в обществе: с некими стремлениями, как с большей архиистичностью структуры общества, так и с гуманистическими тенденциями. Мне кажется, в рамках современного мира, система государственного устройства не влияет на распространение коронавируса. Играет роль то, как государство использует механизмы регулирования в обществе на то, чтоб препятствовать распространению вируса. Здесь естественно широкий спектр — начиная от качества медицины, в отношении к самому человеку в этом обществе, и так далее. Но, провести тенденцию, что это как-то играет на психологическом состоянии, и сказывается на скорости и качестве распространение вируса здесь сложно. Понятно, что в более либеральных государствах, где больше свободы у населения, можно наблюдать больше каинистические тенденции. Классические модели «меня это не коснется» в результате приводит к последствиям нарушения безопасности других людей.  Хотя, всё тоже зависит от уровня развития масс – на сколько люди способны авелевски вести себя по отношению к друг другу; насколько они уважительны к тем же личным границам другого человека. Там, где подобные традиции есть, мы в целом, в принципе, сможем увидеть прирост или уменьшение количества заболеваний. Но, математические модели, с которыми ранее сталкивались в статистике, четко показывают: там, где действует довольно жесткая государственная система взглядов для регулирования подобных явлений, где порой даже происходит ущемление взглядов и желаний человека – его удерживают от стремления нарушить эти правила. Там, конечно, происходит более качественный карантин и ниже заболеваемость.

В обеих случаях мы видим —  как только государство получает право жёстко регулировать массы и влиять на индивидов, нередко развивается каинистическая тенденция, как желание подчинить массу. Здесь мы сталкиваемся с явлением влечения к власти, влечением атестас, как его, в свою очередь, называл Леопольд Сонди. Это же мы наблюдаем во многих странах мира и сейчас.

С другой стороны, есть и своя противодействующая сила. В любом случае, мы знаем, что законы синергетики, законы равновесия системы – непреодолимы. Система, рано или поздно, все равно выравнивается. Человечество начинает стремиться к авелевским тенденциям, реализовать свой аспект индивидуации, как аспект творчества, как создание цивилизации.

В этом есть свои перерывы, но вектор, тем не менее, сохраняется. И однако, нас интересует день сегодняшний, где мы наблюдаем уникальный феномен глобализации. Время, когда большинство масс достаточно едино, вопреки границам, политическим, религиозным взглядам. И тут проявляется человечество, которое совместно реагирует на потенциальную реальную угрозу, которая влияет на нас в свою очередь.

– Сегодня витают мнения, в той же Википедии, что западные коллеги не признают науку Виктимология.  Могли бы прокомментировать этот момент?

–  Западные коллеги не то что не признают Виктимологию, они не признают сам подход, обвинение жертвы в том, что она жертва. Нужно отметить: там есть огромное искушение, что человек не попадает в позицию жертвы, очень хочет обвинить жертву и сделать её жертвой.  Но, конечно, очень высок определенный момент виктимности жертвы за ее состояние. Мы довольно часто наблюдаем тенденции, когда жертва провоцирует свои страдания, делает всё чтобы создать их. Но сказать, что это универсальное правило — нельзя. Это довольно позитивистский взгляд, что жертва сама виновата.  Тенденция, которая во многом помогает жертве сбегать от идентификации с жертвой. Это происходит на уровне банальных механизмов, чтобы избежать сопереживания. Это отделяет позицию жертвы как виктимности, и жертвы как фигуры человека, которая объективно попадает в состояние страдания, при этом заслуживающей той же поддержки и помощи и так далее. Это не значит, что жертве нужно помогать. Это вопрос именно психологического среза, он отделяет стремление жертвы остаться жертвой. Когда жертва стремится зафиксировать себя в позиции этого страдания, мы можем говорить о виктимности, как психологическом эффекте. Также мы нередко сталкиваемся с понятием «Тирания жертвы». Человек попадает в определенную ситуацию и делает это чуть ли не своим флагом избранности, особым внутренним ощущениям, связанным с аспектами мазохистского влечения психики, особым чувством надстояния над окружающими людьми.  Здесь мы можем поговорить об эффекте саморазрушение. Но мы не можем исключать того, что жертвой преступления может стать абсолютно любой человек. Это не говорит о том, что человек виктимен. Точно также, как сегодня заразиться вирусом способен любой человек. В этом отношении провести границу сложно. Но научный подход виктимологии обязывает стремиться к поискам этого философского камня.

Необходимо вспомнить слова Юнга «неважно что со мной сделали, важно то, что я сделал с собой потом».  Это довольно волевой подход, который не всем доступен. Но на сегодняшний день можно было бы сказать, что это наиболее продуктивный подход развития психики человека.  Мы действительно не можем координировать всё то, что с нами происходит – материальный мир, сферы влияния окружающего мира, который на нас влияет. Но от нас зависит, как мы в последствии будем действовать и что переделывать.

Конечно, здесь играют огромную роль авелевские тенденции сообщества. То, что относится к самореабилитации жертвы. Начиная от людей с инвалидностью, людей с ограниченной дееспособностью и заканчивая психологическими аспектами воровства, кражи, грабежа и убийств, явлений с которыми сталкивается человек в жизни.

В науке существует понятие ожидания наблюдателя – это явление активно влияет на любые процессы. Взгляд человека, находящегося в том или ином сценарии, субъективен.  Если в целом собрать статистические данные, то можно наблюдать такую картину, как стремление к жалобе: «всё плохо», «все не так». С другой стороны, всё выглядит так потому, что мы находимся внутри этой атмосферы. В практике такие тенденции встречаются даже в весьма развитых странах. С чем связана эта модель страдальчества? Чувство неудовлетворённости — это то чувство, без которого человеческое развитие психики невозможно. Второй момент: есть некие культурные традиционные уклады: где есть на кого валить вину за такое развитие. Здесь всё начинается от соседей и заканчивается финансовыми машинами и конспирологическими взглядами. Внутренний момент неудовольствия – свидетельство не реализованного потенциала психики. Этот потенциал подталкивает человека искать новые пути самореализации. Как говорилось: «Дайте человеку всё, и он скажет, что его обманули». Это то, что помогает человеку расти, являясь той пружиной индивидуализации, которая заставляет человека постоянно двигаться вперёд. Необходимо разделить понятия неудовлетворённости как самореализации, от понятия неудовлетворенность, когда человек уверенно считает, что мир вокруг достаточно плох и ему не дали всё что он хотел. Вторая тенденция — это тенденция инфантильности, обиженного ребёнка. Такой человек считает, что мир ему должен. Это встречается далеко не всегда, но, потенциально присутствует в каждом человеке.  Поэтому, в психологии существует такое понятие, как инфантильный регресс. Большинство людей пытается в это состояние сваливаться, поэтому существует понятие психотерапии: помогает человеку осознавать эти аспекты самоотката, самодеградации и внутренние ресурсы потенциала, чтобы двигаться вперёд. Словами Сонди – это когда человек обретает свою судьбу, движимый чувством довольства. Иногда человек находится в не вполне благоприятных условиях, но то, чем он занимается, дает ему возможность двигаться вперёд. Если это является его внутренней потребностью, то в большинстве случаев и выравнивается его социальное положение.

Может ли в таком случае, например, работодатель становиться темной фигурой? А наемный работник становиться обиженным ребенком?

В большинстве случаев мы говорим не о палаче, а об инфантильный проекции, когда проецируется родительская фигура. Родительская фигура не дает желаемую «конфету», из-за чего она превращается в темную фигуру. Становится «плохим папой или плохой мамой».  Однако  если человек способен объективно разделять реалии, в которых он находится, то такие тенденции не исчезают, но сводится к минимуму. Не настолько влияют на него. Но для виктимно настроенных фигур это становится плодом воображения, как будто весь мир против него. В рамках некого поиска общности, подобные фигуры начинают объединяться в своеобразные коалиции. Поэтому можно услышать «Только со мной поступают так несправедливо»…

Фигура, которая принимает условия и понимает, что эти условия её не устраивают – ищет активную позицию выхода из виктимности. Она начинает активно этому противостоять. Отношение и позиция внутреннего ребенка ломается и возвращается аутентичное созидательное начало.

Не нужно забывать, что человек — это вместилище и ада, и рая. Кроме божественного начала, у человека есть его оборотная сторона – демоническая. Есть то, что способно его толкать к деструктивному тормозящим началу, к танатосу, как говорил Фрейд. Противостояние этих двух начал, это и есть судьба человека. Его путь выбора баланса; кто по сути воплощает индивидуальность человека и реализует заложенный внутренний потенциал.

Подписывайтесь на наш Telegram канал: https://t.me/lnvistnik

Автор Мирослав Бекчив

Комментировать