Волшебство… Казалось бы, термин не вполне научный. Даже вполне не научный. Но действительно настоящих ученых не случайно называют в народе волшебниками. Да и публицистика — разве преувеличивала что-нибудь, когда именно этим былинным словом снабжала имена авторов первых искусственных спутников Земли и человека в космосе. Волшебники всемирного тяготения и электричества, ядра Урана и генетического кода, летательных аппаратов тяжелее воздуха и лазерного скальпеля легче пуха – наука, техника, но ведь и откровенное волшебство. Даже привычные нам мобильный телефон и ноутбук поначалу вызывали у широкого потребителя ощущение чуда. И ведь многие из этих чудес – прежде чем явиться в голову их непосредственным создателям и стать повседневностью, были воображены другими волшебниками – писателями, мыслителями и фантазёрами. Как говорится, «Задолго до…» они одолевали тысячи миль под водой и летали на Луну. Речь не только о волшебниках воображения и пера-бумаги, но и о чудесах предсказания. И какие только их пророчества не составляют сегодня реальность!
В журнале нашем возрождённом нередко звучали имена Жюля Верна, Герберта Уэлса, Конана Дойля и братьев Стругацких. Оно конечно, их чудеса сотворены умом и талантом, знаниями и навыками художников и исследователей. Но признаться, нередко, кажется – тут имела место и некая волшебная палочка. С вашего разрешения, читатель дорогой, сегодня мы потолкуем о французском философе Жане Бодрийяре, который (кажется – без особых усилий) попросту предсказал состояние современного общества. Будьте добры, вчитайтесь в нижеследующие строки. Это – впечатления автора от беседы нескольких основных моментов беседы двух таких обладателей волшебных палочек – о третьем.
Для тех, кого по-настоящему заинтересует материал, в конце публикации даётся сноска, пройдя по которой, можно познакомиться с полной версией этой встречи.
Честь имею представить тем, кто ещё почему-то не знаком: академик МАЛЬЦЕВ Олег Викторович, украинский учёный, кандидат психологических наук, кандидат философских наук, руководитель Одесского регионального отделения Украинской Академии Наук, писатель и путешественник.
Мальцев Олег Викторович
Люсьен Оулахбиб (Lucien Oulahbib) – французский писатель, исследователь, профессор социологии и политической философии. Корнями уходит в глубины алжирского севера. Большую часть жизни он прожил во Франции. Потомок берберов — этнической группы народов северной и северо-западной Африки (бывш. французские колонии). Гордится своими корнями: берберы с греческого переводится как «дворяне».
Люсьен Оулахбиб (Lucien Oulahbib)
Разговор – о ещё одном «обладателе волшебной палочки» — помянутом уже французском философе, социологе Жане Бодрийяре и его трудах. Люсьен Оулахбиб был лично с ним знаком, они часто беседовали на различные темы. Бодрийяр предлагал ему совместное творчество. Исследованием философии Ж. Бодрийяра ученого и всего, что с ним связано, Олег Викторович Мальцев занимается относительно недавно – с конца прошлого года.
В ходе этого изучения, Олег Викторович провел не одну беседу с учеными. В данном случае речь шла о Ж. Бодрийяре, как о социологе. И о тех методах и концепциях, которые ученый использовал для исследований. Как отметил Люсьен Оулахбиб, Жан Бодрийяр крайне отличался от социологов того времени тем, как он проводил исследования, какой подход использовал. Он практически не употреблял при анализе цифры и статистику, как редкое исключение — когда необходимо было иллюстрировать выводы. Например, в книге «Общество потребления». Он анализировал тенденции, факты в контексте окружающей среды. А еще Люсьен Оулахбиб упомянул о поразительной интуиции, которой, на его взгляд обладал Бодрийяр.
В качестве примера рассмотрел ситуацию, которая сегодня сложилась в мире в виду вспыхнувшей пандемии коронавируса. Ученые строят прогнозы относительно распространения коронавируса, используя математические показатели, определенный стандарт и на его базе создают правила, которым должны почему-то подчиняться во всех уголках земного шара. В результате в разных странах действуют одинаково и вводят одни и те же меры. Бодрийяр исходил из того, что каждый народ в чём-то и одинаковы, но во многом – разные. И, соответственно, по-разному реагируют на те или иные обстоятельства. Поэтому он подходил при исследовании к каждой культуре или среде по-разному, то есть, учитывая их коренные характеристики.
В результате беседы, вопросов, приведенных примеров, ученые пришли к согласию: Жан Бодрийяр при исследованиях использовал эвристические модели, строил концепции, применял прототипологические модели, культурологический анализ.
Как отметил Люсьен Оулахбиб, помимо всего прочего Бодрийяр был еще и хорошим антропологом. Он глубоко и точно анализировал примитивные общества, как прошлое человечества. А в книге «Америка» он высказал такую мысль: «Первое примитивное общество современной арены – это Америка». Так ли уж трудно вообразить себе реакцию на это самой Америки. Мало того, все вышеописанные инструменты исследования Бодрийяр использовал комплексно, полученные результаты, подвергая анализу. Такой подход позволял одни данные проверять другими и практически не допускать ошибок.
Олегу Викторовичу удалось проникнуть в тайну методологии Жана Бодрийяра. В приводимой беседе Люсьен Оулахбиб подтвердил, что это именно то, что использовал Жан Бодрийяр. Академик Мальцев смог выработать системную исследовательскую концепцию. Не формулируя сути действия данного инструмента, отмечу, что концепция эта содержит три вектора: интеллект, масштаб, время и психологическую составляющую, в качестве которой можно выбирать все что угодно, например, психологию Зигмунда Фрейда.
Люсьен Оулахбиб был неподдельно удивлен столь глубокому пониманию украинским ученым философии и социологии Жана Бодрийяра. Его ответы звучали примерно так: «Да». «Именно так». «Очень точная формулировка». Когда же дело дошло до самой аналитической концепции, то он ответил следующим образом — и в этом ответе кроется весь масштаб, вся значимость проделанной работы и ее результатов: «Единственное, думаю, что Жан Бодрийяр боялся бы, что это может попасть в чужие руки. Потому что это позволяет анализировать и целые государства».
Беседа завершилась плодотворно: Люсьен Оулахбиб, когда узнал, что Олег Викторович пишет книгу о Бодрийяре, с радостью согласился стать ее рецензентом. Кстати, книга «Маэстро. Последний пророк Европы» уже написана. Ей еще предстоит научная и литературная редакция, в виду этого, окончательный вариант книги будет готов примерно к концу года.
Видео можно посмотреть по ссылке:
Подписывайтесь на наш Telegram канал: https://t.me/lnvistnik
Автор Анжела Хамицевич
2 thoughts on “Это не должно попасть в чужие руки…”