Дамоклов меч ущербности

На что мне такие утешения, над которыми висит непрестанно
Дамоклов меч разочарования? Безопасна только одна истина.

Толстой Л.Н., «Учение о жизни»

Рассуждение о жизни человеческой (ее смысле, управляемости, фатальности) роду людскому не дают покоя уже многие столетия. Причем, вопросов с течением времени меньше не становиться. Даже наоборот — в быстро меняющемся мире появляются, откуда ни возьмись, все новые и новые вопросы. При том, что не уходят безответные старые. То есть, не то, чтобы безответные вообще. В отличие от науки, художественное творчество и наши коллеги-литераторы в особенности издавна как бы вносят как бы ясность в запутанное это дело. Вплоть до категорического утверждения, бывшего в советской школьной программе темой выпускного сочинения: «Человек создан для счастья, как птица для полёта!». Даже те, кто принимали школу буквально, выходя за её порог с аттестатом зрелости, довольно быстро вынуждены ставить этот тезис под сомнение. Увы, и строго между нами, неспроста Марк Твен оставил нам и такую свою кривоватую улыбку: «Я никогда не доверял школе вопросы моего образования». Да-с, даже самых доверчивых однажды переставала учить школа – начинала учить жизнь. И ясность её смысла, и ясность её цели, затуманивались повседневностью, не замечать каковую мало кому удавалось. Если вглядеться в историю, не может не броситься в глаза милейший парадокс: мир во многом меняется, а люди остаются, в сущности, прежними. Меняются, так сказать, числовые значения. Детали. Меняется арифметика. А что касаемо алгебры – «А» плюс «В» почему-то неизменно равняется «С». И проблемы с этой, вполне научной точки зрения — все те же на протяжении уже многих и многих веков. Пытаясь их решить или уйти от них новыми технологиями, люди обнаруживают себя утопающими в море-океане изобретений, не только не дающих им покой и экономию бесценных времени и силы, но даже и наоборот – всё более вяжущих их по рукам-ногам, обременяющих и утомляющих. Что-то вроде отчуждения вожделенного некогда прогресса: он – сам по себе, мы – сами по себе. И кто – для кого, и кто кому служит, и кто тут главный – уже не вполне ясно. Как говорится, кто впереди – телега или лошадь?

 Подумать только, во сколько сил, времени, пота и даже крови обошелся человечеству этот самый научно-технический прогресс. Как мешали ему обобщённо именуемые тёмными силами. Как алкали, как добивались его лучшие люди и их сообщества в мире. Какие имена, какие свершения рождены в этой борьбе, какие яркие страницы вписаны в историю человечества. Как радостно-всенародно встречали на центральных улицах и площадях жизни колоны прогресса-победителя. Любо-дорого… И вот – ходят среди этого повседневного торжества прогресса наследники, эти самые мыслящие люди. Многие, очень многие из них ощущают себя, так сказать, на ущербе. И диковато озираются. И публикуют свои ощущения под заголовками «После всего…», «С приездом…» или даже «За что боролись…». А иные даже слышат откуда-то в ответ тёмно-сильное: «Ну, что, сынки, помогли вам ваши ляхи?». И по-своему счастливы те, кто от природы не столь наблюдательны и чувствительны, и умеют принимать запросто те условия, которые навязываются ходом жизни. По принципу – начальству виднее (когда в роли начальства выступает не вполне познанная природа вещей).  Но, как говорится, — не всем такое счастье…

Тем, кто не воспринимает эти и подобные размышления чрезмерно абстрактными и понимают-ощущают насущность современных вопросов личности и судьбы, предлагаю всмотреться в результаты исследований, которые могут стать пусковыми в разрешении большого спектра вопросов, связанных именно с личностью человека и его судьбой. О такой категории, как ущербность мы уже не рас упоминали на страницах нашего «Вестника». Однако не лишним будет напомнить о том, что это совершенно новая категория глубинной психологии, которая, по сути, полностью описывает предмет исследования психологии, как таковой.

Сама по себе психология — прелюбопытнейшая наука… Еще в 1940 году в своей книге «Основы общей психологии» Сергей Рубинштейн писал об её истории следующее:
«Психология — и очень старая, и совсем ещё молодая наука, — она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся ещё в будущем. Её существование, как самостоятельной научной дисциплины, исчисляется лишь десятилетиями, но её основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей — с другой».

Еще античные мудрецы уделяли внимания проблемам природы человека, его души и разума. На их труды опирались европейские философы средневековья в своих работах, которые тогда в большей степени были сконцентрированы на вере и разуме (в силу того, что оплотом науки были монастыри). Как самостоятельная научная дисциплина, психология стала существовать лишь в 19 веке. Уже в 20 веке зародилась глубинная психология. Именно она является стержнем исследовательской науки психологии и была создана тремя метрами: Карлом Гюставом Юнгом, Зигмундом Фрейдом и Липотом Сонди. Без научной деятельности этих троих ученых не было бы не просто глубинной психологии, как дисциплины, но и многочисленных психологических школ, которые мы сегодня наблюдаем. Они все в большей степени вторичны по отношению к глубинной психологии и возникли на ее фундаменте.

Каждый из трех мэтров исследовал определенную категорию. Зигмунд Фрейд называл психикой систему рефлексов. Именно так и зародилась психология Фрейда. Если говорить об аналитической психологии Карла Густава Юнга, то она и вовсе не укладывается в современную парадигму академической науки: Юнг исследовал инстинкты и сложные модели поведения. Липот Сонди исследовал побуждения, и его категория является уникальной, потому как она не соотносится ни с биологией, ни с физиологией. К сожалению, последователи и прочие создатели школ психологии не создали практически никаких новых категорий. В большинстве своем последующие школы психологии основываются на этих трех фундаментальных категориях, являясь либо неким сплавом, либо неким отклонением. Ущербность – это машина, объединяющая в единую систему рефлексы, инстинкты и побуждения.

«Ключ к пониманию мира, к его устройству, ключ к величию – эта самая ущербность. Если человек сможет ее осмыслить и сможет ею воспользоваться, он добьется всего, что только возможно и даже невозможно…».
Доктор философии, кандидат психологических наук,
академик УАН Олег Викторович Мальцев.

Введение в новую категорию глубинной психологии — «Психологию ущербности» описано в книге «Психология фотографа» (о которой подробно написано в нашей статье). Здесь вы можете подробнее ознакомиться с одной из глав данной книги, которая описывает дозу и предел ущербности. Академик Олег Мальцев, автор  упомянутого труда, поясняет:

 «ущербность — динамическая категория, соответственно, она изменяется с течением жизни, достигая в определённый момент своего предела».

А вот когда этот предел наступит, никто не знает. Ущербность, словно Дамоклов меч, нависает над человеком на нити, которая по мере накопления этой самой ущербности в течение жизни, становиться все тоньше и тоньше, пока в какой-то момент не обрывается. Этот момент обрыва становиться «точкой невозврата» — критической точкой, после прохождения которой невозможно вернуться к исходному состоянию. Необратимость. Люди так и говорят порой: «Моя жизнь больше никогда не будет прежней». С течением истории мы действительно наблюдаем события, которые кардинально вносят изменения в их жизни, оцениваемые как положительные или отрицательные. Олег Викторович указывает:

Пределом ущербности всегда выступает одно из пяти событий:

1.Смерть

2.Преступление

3.Форма заболевания

4.Тупик

5.Развал личности

Автор подчеркивает, по факту достижения предела ущербности происходит одно из пяти событий. Иных не существует и всегда случается что-то одно, например, только преступление или стремительное попадание в тупик. Однако же, предсказать, какое именно событие и когда станется, человеку неподвластно.

Под смертью, естественно подразумевается физическое прекращение существования человека. И тут уж пути ущербности неисповедимы! Так как смерть может настигнуть и самого человека, чья нить ущербности оборвалась, и его близких.

Сила ущербности человека воздействует на его окружение

Преступление может произойти по вине самого человека (то есть, он его совершит), и третьего лица по отношению к человеку, чья ущербности достигла своего предела.

Под формой заболевания подразумевается не биологическая форма, а некое состояние болезни, которое человек может придумать или назначить себе сам. Эта болезнь будет служить неким препятствием, которое не будет позволять человеку что-либо реализовывать в жизни. Тут можно привести пример (неоднократно зафиксированные случаи), когда у ребенка поднимается температура, если он очень не хочет идти в школу.

Тупик — это то, что приводит человека к депрессии, алкоголизму, наркомании и т. д. У тупика обязательно будет некий «простой и удобный выход», который пагубно скажется на жизни человека.

Что касается исхода в виде развала личности, в данном ключе речь идёт о психиатрическом заболевании, которое может привести человека даже на стационарную форму лечения в психиатрической больнице.

Олег Мальцев, описывая предел ущербности, приводит модель чаши. Она, как сосуд, день за днём наполняется ущербностью, пока однажды, в момент «Х» не заполнится до краёв. Анализируя данную модель, необходимо также обозначить зависимость сосуда и дозы ущербности. Накопившаяся в чаше ущербность остаётся в ней и человек не может уже от неё избавиться, но может изменять форму самой чаши.

«Например, если рассматривать эту задачку геометрически, попробуйте поднять дно чаши до самого верха и тем самым исключить объём полностью. В этом случае, ущербности не останется места в сознании человека, чаша опустошится и предел исчерпает сам себя. О том, как именно это происходит, нам ещё предстоит поговорить в будущем, и возможно, это будущее гораздо ближе, чем кажется…», — пишет ученый в своей книге.

P.S. О такой категории, как доза ущербности, мы с Вами потолкуем в следующей статье.
P.S.S. Редакции журнала будет интересно ознакомиться с мнением читателя о прочитанном: info@lnvistnik.com.ua

Любой желающий может скачать книгу «Психология фотографа»: https://bit.ly/3dmBunR

Подписывайтесь на наш Telegram канал: https://t.me/lnvistnik

Автор – журналист Гужва Анастасия

One thought on “Дамоклов меч ущербности

Комментировать