«Я родился в Одессе. Вы думаете, я хвастаюсь. Нет, это действительно так. Многие хотели бы родиться в Одессе, но не всем это удаётся».
Леонид Утесов
1.
Спрашивать о том, прогуливались ли Вы по одесским улицам и переулкам, площадям и бульварам, считаю неприличным. Одесса волею Божию принадлежит к тем знаменитым городам, в которых, хочется думать, всякий цивилизованный землянин хоть раз в жизни – да побывал. Как минимум, мысленно. А можно ли, в таком случае, не сохранить ярких впечатлений. Что уж тут говорить о тех, чья судьба – изо дня в день, из года в год видеть это. Казалось бы, всё ясно, лучший город на Свете. Ну, хорошо-хорошо, один из лучших. А вы пробовали читать его дома? Да-да, именно: читать? Представьте, многие наши фасады написаны, как книги. С иллюстрациями. И чтение такое, нисколько не отрицая одесскую роскошь, поведает вам о непростоте этого полиса. Об этом, впрочем, во второй главе моего рассказа. Пока же – некоторые вступительные размышления, протестующее против общепринятой банальности.
Вот против чего придирчивый читатель не станет возражать: денно и нощно, шепотком и громогласно говорится о том, что Одесса – красавица. И что, соответственно, и те, кто её видел хоть однажды, и те, кто в ней родился, влюблены в этот город на веки вечные. И хоть сие точнее было бы отнести к правде искусства, чем к правде самой жизни (как у любой красавицы, у Одессы всегда было предостаточно недругов и даже ненавистников, наше время – не исключение), традиция считать её красотой описуемой, роскошью сказанной, жемчужиной у моря доказала свою жизнеспособность. С пушкинских времён и по сей наш светлый день об этом сказано – в стихах, в прозе и нараспев, написано, нарисовано и снято столько всего, что автору этих строк даже как-то и неловко становиться в такую очередь. Всяк, кому повезёт, с младых ногтей знает: город-порт, город-курорт, город-живописец, скульптор, график, монументалист и прикладник. Город-театр. Даже город-цирк. Город-завод. Город-фабрика. Город-моряк, город-солдат. Да не просто солдат – герой. И живут, мол, в нём одесситы – совершенно особенные люди, всему свету известные своим чудесным языком, неизбывным юмором и феноменальной находчивостью…
Попытки трезвых, разумных, наблюдательных и не бездарных одесситов указать на то, что – мол, город, как город, в чём-то своеобразный, а в чём-то и похожий на остальные города (в свою очередь могущие сказать о себе то же самое), всё ещё тонут в грохоте салютных восторгов. Где тут услышать, к примеру:
Мой красивый, мой солнечный город,
Полный гомона, света и книг,
Из такого же камня, что горы,
И по тем же законам возник…
Загадка легендарной этой живучести разрешима, кажется, только академической наукой. И заводов-фабрик в Одессе осталось – всего-ничего, и с портом большущие проблемы. И великие одесские художники кисти и слова стали великими одесскими художниками кисти и слова, лишь оставив эту жемчужину Чёрному морю и предпочитая ностальгировать по ней у других морей и рек. И подвиг этого героя на войне уже давно трактуется всяко-разно. Как и сама война. И собственно коренных одесситов в Одессе уже давно не так уж много. Да и вообще – горожан. А вот, поди ж ты, всё реет она над этими улочками-переулочками, над широкими площадями-бульварами, над застраиваемыми всё более пляжами – слава единственного и неповторимого, горячо любимого, солнечно-шикарного, архидоброго и гипергостеприимного города. И когда читаешь Бог знает в какой раз об этом магнитном феномене, притягивавшем издавна, привычно теплеет на душе. Рефлекс?
В какой семье не стесняются выходцев – воров, бандитов, налётчиков и жуликов? Да-да, в одесской, где последние давно уже стали чуть ли не визитной карточкой. Тоже ведь – предметы особой гордости. Куда ни приедешь, ни прилетишь, ни приплывешь, как узнают одессита или одесситку, сразу же: давай за анекдоты, за Беню Крика, за Костю-моряка и рыбачку Соньку. И за другую Соньку – Золотую ручку. При всей живучести шумных обывательских охов и ахов, разумные, трезвые люди, зрячие и с нормальным слухом, уже давненько различаю их фальшивые нотки – пошлые и неискренние. Нередко их во всю издают инструменты и целые ансамбли, втихомолку ругающие Одессу и одесситов – хоть и немало сил потратили для того, чтобы перебраться сюда и обустроиться здесь. Причём, часто это у них выходит много комфортабельнее, чем у коренных одесситов. Что тоже вошло заметной составной в своеобразие нашего города.
Нередко гражданам рекомендуется знакомство с историей Одессы. Что само по себе естественно, познать древо можно только от корней. Но… история-то эта – тоже своеобразна. И прежде всего – тем, что она – не едина. С некоторых пор нам известны историки (не какие-нибудь там безответственные мещане-любители, а присягнувшие науке передовые остепененные профессионалы), которые насчитали Одессе лет шестьсот-семьсот. Знакомы нам и те, кто утверждает: город наш едва разменял третью сотню. Ну-с? Какую историю жемчужины прикажете принять к сердцу? Где искать корни? Впрочем, Одесса ещё исторически недавно принадлежала стране, история которой переписывалась за семь десятков лет – раз десять принципиально, с исчезновением и возвращением имён и переменой знаков. А в деталях этих раз не счесть. Тоже ведь, нечто вроде традиции.
Не поддающийся учёту приплод публицистов-краеведов и экскурсоводов указывают на одесскую архитектуру: строили немцы, итальянцы и французы. Заради чего снимались с насиженных мест и приезжали лучшие люди Европы. В Одессе открыли биржу – вторую по счёту в Российской Империи. Что свидетельствует об интересе к городу весьма богатых людей. Архитектурная роскошь этого финансового храма на Пушкинской (тогда – Итальянской) известна всему цивилизованному миру. .Но… опять незадача: проектировщики и строители учитывали специфику учреждения – полная тайна вкладов и оборотов. Отсюда и необычность интерьера – гасит звук, в двух шагах не слышно. И именно в этом здании давным-давно расположилась и чувствует себя, как дома, одесская филармония. То есть, храм музыки и пения, где особенно важны беспрепятственное распространение звука, акустика. «Ну, что же вы хотите, Одесса есть Одесса!» скажет скептик. И будет прав.
Не нужно быть финансистом для того, чтобы понять: в строительство Одессы вкладывались значительные средства. Да что там: просто громадные. Говорят, Маленький Париж. Или Маленькая Вена. Или – Маленький Рим. Не Стамбул, не Пекин – Европа. И об этом любят у нас бубнить, ни мало не смущаясь тем, что слова – даже самые простые и хорошие – от частого употребления стираются, как монеты. Дня и часа не проходит, чтобы там и тут не услышать дежурные перечисления : дворец Абазы, театр Оперы и балета, Потёмкинская лестница, Дерибасовская и Ришельевская. Дом Руссова, здание гостиницы “Bristol”, Дом Фальц-Фейна и многие другие. Недавно прочла: « Одесса – это европейский город». Неужели? Кто бы мог подумать! Как будто все мы – двоечники-второгодники, не помним пушкинского «Здесь всё Европой дышит, веет…». И на карте мира никогда не различали европейского субконтинента…
Может быть, кому-то Одесса представляется этакой избалованной красавицей, которой сыплешь комплименты и она млеет. Мне лично ближе образ красивой сильной и мудрой женщины, которая многое пережила, видала виды. И хорошо знает цену дешевым восторгам. И разговор с ней, с красавицей, должен быть простой и прямой. Разная она, эта самая наша Одесса. И более чем европейская, и вполне европейская, и не совсем европейская. И даже совсем не европейская. Большой город. Всякий. Заслуживает ли она любви? Безусловно. Но…какой? Помните, у Льва Толстого: сколько сердец, столько родов любви. Говорят, любовь слепа. Но касается это чувства мальчика к девочке, юноши к девушке. Тут работает совсем другой механизм, во многом до сих пор не бесспорный для самых серьёзных учёных. Любовь же к отечеству, к городу своему должна быть зрячей. Иначе она при неизбежной встрече с реальностью рискует рассыпаться – яко прах. Или более того, перейти в свою противоположность. И тогда душевный разброд, шатания. Колебания. Терзания. А то и – давай, Бог, ноги. Как у того же поэта:
Ах, как сладко выбирать –
Где придётся умирать.
То ли там, от ностальгии,
Задыхаясь и дрожа,
То ль от здешней хирургии –
От кастета и ножа.
На излёте глупой жизни
Этот выбор всё трудней:
Там – от нежности к отчизне,
Здесь – от ненависти к ней.
2.
И однако же – продолжим и мы нашу экскурсию. Обратите внимание: на лучших домах нередки те или иные архитектурные символы – скульптуры, барельефы, горельефы. Медальоны. Мозаики. Их чаще замечают транзитные туристы, чем коренные одесситы в N-колене. Привычка. Если верно, что архитектура – библиотека в камне, то эти элементы можно считать её иллюстрациями. Но… как записаться в такую библиотеку? Как стать её постоянным и компетентным читателем? Да-да, главное – как читать её книги?
По мнению академика Олега Викторовича Мальцева, ключом является наука о Европейском мистицизме. Вот его слова: “Европейский мистицизм – очень рациональная наука, она учит человека заниматься бизнесом, держать оружие в руках, учит тактике и стратегии, вертикальной и вертикально-горизонтальной системе решения задач. Эта наука выстраивает человеку строгую философию жизни, строгое понимание действительности и триумфальный жизненный путь.”
Те, кто заказывали, проектировали, строили такие дома, явно имели в виду не просто жилища – нагружали их определенной символикой. И интересовала она их не только чисто эстетически, но и как оберег власти, стабильности, благополучия, своего положения в иерархии. Интересующимся темой нужно разобраться в языке, дающем возможность прочесть эту архитектуру. То есть, вникнуть в суть Европейского Мистицизма. Учёные предлагают не путать это явление с мистикой. Мистика – признание сверхприродного, сверхъестественного, вера в него. Мистицизм же – прикладная наука, для которой свойствен особый взгляд на миропостроение, предполагающий особый, рационально-практический взгляд на мир и всё сущее в нём. В нём нет малейшего места магии, колдовству и прочему, тому подобному. В этом плане вам предстоит – кто не знаком, конечно, – интересное и полезное знакомство. Три исторические личности, признанные самыми яркими представителями Европейского мистицизма: Никола Тесла — сербский изобретатель, ученый, физик и инженер; Карл Густав Юнг — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии; Леопольд Сонди — венгерский и швейцарский психолог и психоаналитик, основатель концепции Судьбоанализа. Эти имена часто фигурируют в исследованиях академика О.В. Мальцева, толкующего о ключе к чтению символов Европейского мистицизма, о которых – речь. Касался этого Олег Викторович и в недавних своих лекциях в рамках международного исследовательского проекта «Говорящий город». Вчитываемся:
“Язык Европейского мистицизма имеет несколько слоев. Каждый слой – это глубина проникновения в суть, в тайну знаний. У Европейского мистицизма практически нет букв, это символьный язык. А если встречаются буквы, то они – отдельно стоящие, как символы. Научиться дешифровке этих символов, с одной стороны, не сложно, а с другой, достаточно сложно. Потому что человек привык видеть то, что он хочет видеть, а не то, что там написано. Современные архитекторы нередко помещают на фасад здания те символы, которые им нравятся или которые просит заказчик. Но когда на это смотрит ученый, он понимает, что это полный абсурд. Такой фасад не содержит никакой информации, это новострой. Поэтому, нужно не только научиться читать этот язык, но и научиться отличать настоящую символьную систему, от абсурда новостроя.
Давайте начнем с самого простого символа — ракушки и двух львов.
В центре мы видим пустую ракушку, а по бокам сидят два льва. Как в легенде об острове Фавиньяна, где львы стерегут сад, здесь они стерегут ложу. Ракушка символизирует ложу, а львы символизируют стражу. У криминальной традиции Италии тоже есть организации в виде ложи. При этом, существует Большая ложа и множество Малых лож. Все это – сад, а вход в сад стерегут львы. В ракушке может быть фигура человека или, например, Дева Мария, это говорит об организации, которая принадлежит этому человеку или поклоняется этой фигуре.
Закрытая ракушка — символ испанской криминальной традиции. Также есть перевернутая ракушка — она может означать множество вещей, и криминальную традицию, и Малую ложу. В Европейском мистицизме есть такой персонаж, как Св. Рок, его часто изображают с перевернутой ракушкой или двумя. Когда мы видим персонаж с перевернутой ракушкой, мы знаем, что это покровитель криминальной традиции.
Теперь давайте посмотрим на эту композицию.
Вверху мы видим пиковую масть. Да будет вам известно, что масти в картах появились именно из Европейского мистицизма. Большая и Малая ложи делятся на четыре отсека. Верхняя ложа (Большая ложа) делиться на крестовую и червовую масть, а нижняя на бубновую и пиковую. Пиковая масть в этой композиции сделана в виде механизма, который означает силовой компонент.
В Европейском мистицизме существуют силовые механизмы, это элементы сознания человека, которые изображаются определенными символами. Всего силовых механизмов сознания человека существует 16-ть. Каждый механизм сознания отвечает за отдельную функцию. В данной композиции мы не видим, какая здесь функция, но вам следует знать, что эти механизмы из невидимых ретрансформируются в видимые. Поэтому мы видим пиковую масть, которая означает криминальную традицию.
Ниже мы видим два механизма, как звезды, связанных между собой неким бантом. Это два управляющих механизма. Второй тип механизмов в Европейском мистицизме — это управляющие механизмы.
Давайте дадим соответствующие названия этим механизмам. На языке прикладной науки, на языке Европейского мистицизма, силовые механизмы называются ГДС — глобальная духовная система. Это элементы вашего сознания. Управляющие механизмы называются ВИС — высокоиерархичная структура. Всего управляющих механизмов 12-ть. Эти структуры могут работать вне человека и в режиме управления человеческим телом. Как говорил академик Г. С. Попов, прежде чем человек что-то делает, появляется форма, эту форму обеспечивает ВИС. Например, есть 9-й механизм, который имеет форму кобры, и в режиме управления телом, двигательные человека могут повторять кобру, человек может стать хитрым, даже походка и речь у него будет извивающаяся.
Мы видим пятиконечную звезду, потому что у ВИС существует пять функций (терапевтическая, реализационная и другие), а у ГДС две функции: силовая и реализационная. С помощью ГДС тоже можно обрабатывать данные, но тогда отключается силовая функция. Поэтому нам нужны два механизма.
Чтобы вам было проще понять, давайте представим это на модели автомобиля. ГДС это газ у автомобиля, когда вы нажимаете педаль газа, сила и скорость увеличивается. ВИС – руль автомобиля, посредством которого вы управляете направлением движения. Автомобиль, по сравнению с человеческой жизнью, очень простая модель. Потому что у человека 16 «педалей газа» и 12 «рулей».
Эти механизмы могут работать в трех режимах: автоматический, полуавтоматический и в режиме ручного управления.
Дальше на композиции мы видим щит и герб с инициалами. Это говорит о том, что это Малая ложа. Герб и флаг являются символами Малой ложи, то есть, какой-то организации.
Когда мы говорим о мастях, вам может быть известно, что православная традиция предполагает наличие символа сердца. Но этот символ не принадлежит православной традиции. Сердце может быть разного цвета и может иметь разное значение, этот символ нужно читать в контексте, сам по себе он ничего не говорит.
Мы можем встретить символ: сердце и от него исходят солнечные лучи. Не путайте это с православной символикой. Современное православие появилось после Второй мировой войны, представителей этой конфессии во всем мире называют ортодоксами, а не православными. Изначальное православие сильно отличалось от современного. Если взять модель корабля изначального православия, то это центральная мачта корабля. Сердце с солнцем — это символ триумфа, притом, явного триумфа. Потому что если бы была крестовая масть, это означало бы тайный триумф.
Рассмотрим следующую композицию, здесь целая гирлянда механизмов реализации.
Это символьное изображение Управляющей системы (УС). Что она делает? Помните, мы говорили об автомобиле и множестве механизмов, которые нам нужно задействовать при решении задачи. Мы можем либо задействовать все механизмы последовательно, либо используя Управляющую систему. УС соединяет в себе конфигурацию нескольких механизмов.
Когда, например, вам нужно организовать встречу с нужным человеком, можно поочередно задействовать несколько механизмов. Но можно использовать только один УС, который задействует группу механизмов, и вот вы уже сидите за столом переговоров. То есть, ваша встреча с нужным человеком состоялась. Когда скорость играет важную роль в вашей жизни, это очень ускоряет решение задачи. Управляющие системы могут работать с приоритетами и подстраиваться под задачи. Мы можем работать со своими системами координат и с чужими. Можем работать с миром вокруг себя, а можем работать с собой.
Следующая очень серьезная композиция.
Этот сложный механизм называется Тавур, встретить его большая редкость. Тавур это глобальная система миропостроения Богом, посредством человека. Как видим, целая многоуровневая гирлянда спускается на человека. Существует две системы в мироздании: Ранут и Тавур. Ранут — это божественная система воспитания человека.
С точки зрения Европейского мистицизма, Бог строит Мир по определенным чертежам, при этом, посредством человека. А разрушает мир, без человека, например, происходит стихийное бедствие. Это общие понятия Европейского мистицизма, которые есть у венецианской и норманнской традиции. У греческой традиции нет Тавура, но у них есть заменитель этой системы. Так, с точки зрения Европейского мистицизма, человек постоянно связан с Богом.
На следующем фото мы видим Храм Нормы, стоящий на здании
Когда Норма стоит на здании, это венецианская традиция
Орел является главным символом норманнской традиции
Ваза это символ статуса. Когда мы видим вазы на домах или сад, расположенный над головами прохожих, это символ того, что здесь живут люди, а внизу «черви». Это символ правящего класса.
Человеческая фигура в виде змеи — это символ греческой традиции.
Как видите, в Одессе собраны все три мировые традиции. Нужно сказать, что подобное собрание встречается крайне редко.
Вот еще одна сложная композиция.
Это читается так: сознание человека с механизмами реализации. В иллюминаторе никого нет, то есть, неизвестные наблюдают за вами. Над иллюминатором мы видим символ Гюль-Голь (фигуру). Это символ первого периода истории, состояние без деградации. Механизмы внизу – реализационные механизмы. Пока мы не расшифровываем эту композицию подробно, она достаточно сложна.
Это тоже сложная композиция: норманнская традиция, о чем говорит еврейский храм наверху. Якорь — символ убежища. Композиция говорит о принадлежности хозяев этого дома к норманнской традиции.
Нужно сказать, что это лишь общее объяснение символов, их значение много глубже. И поэтапно мы будем проникать в эту глубину.
На этом фасаде мы видим две ракушки, то есть, две ложи. Но, дело в том, что две ложи быть не может. Поэтому ученый сразу понимает, что это новодел архитекторов, которые «хотели как лучше». На фасаде, в данном случае, абсурд, не имеющий смысла.
Так выглядит символ механизма сознания (ГДС). Это одна из форм изображения ГДС, не персонажная. Встречаются ГДС персонажной формы, их мы увидим в Мюнхене и Палермо.
Это еще один абсурд, с точки зрения европейского мистицизма. Две колонны, балкон и ничего больше. Это непарная Полнодиапазонная технология, в Европе мы видим парно расположенные Полнодиапазонные технологии. Потому что именно так они используются.
Полнодиапазонная технология (ПДТ) — это самый мощный инструмент Европейского мистицизма.
На этом фото мы видим символьное изображение устройства ПДТ. Вверху мы имеем дело с силовыми компонентами, ниже мы видим символ информационно-энергетической системы, еще ниже мы видим ВИС и реализацию. Этот рисунок описывает полное устройство ПДТ.
Таким образом, обучение человека происходит в три параллельные линии:
Первая: человек живет в этой среде говорящего города и символьная система взаимодействует с механизмами его памяти.
Вторая: человеку преподают некоторые вещи, чтобы он быстрее приобретал нужные навыки. Существуют методики быстрого обучения. Конечно, если человек родился в норманнской традиции, то первое, чему его учат, это владеть оружием. Чем больше он идет вверх, тем больше навыков приобретает.
Третья: практика, на базе первых двух линий человек решает задачи в жизни и деятельности.”
«Знания высвобождают силу»
Академик Олег Мальцев
ПОСЛЕСЛОВИЕ – едва ли оно здесь было бы нужно, если бы не решение редколлегии нашего журнала развить эту публикацию Вашими отзывами, читатель дорогой. Уж коренной вы одессит или – в полуторном колене, или вообще в Одессе случайно, а только согласитесь: город стоит вашего внимания, как и наука читать его фасады. На что обратили внимание вы? Что запомнили? О чём задумались? Книгу какого одесского дома хотели бы прочесть? Так что – не прощаюсь.
Автор – Виктория Флинт