Бей или беги

«Состояние, при котором организм мобилизуется для устранения угрозы..»
(согласно американскому психофизиологу
Уолтеру Кеннону)

 

«Разумно было бы чаще говорить себе: изменить я этого не могу,
остаётся извлекать из этого пользу».
Артур Шопенгауэр — немецкий философ


Неспроста данная статья начинается с цитаты немецкого философа о превращении всего, на что мы, казалось бы, не можем повлиять — в нечто, что принесет пользу. Все дело в том, что группа Экспедиционного корпуса, в состав которого входят двое украинских ученых, как раз завершила трехнедельную
научную экспедицию в Португалию. Как известно, события,  разворачивающиеся в мире из-за вспышки коронавируса, крайне неблагоприятны. Ведь в связи с эпидемией в том или ином регионе возникает ряд, мягко говоря, неудобств. И тем не менее, истинные ученые продолжают свое дело. Руководитель Экспедиционного корпуса, академик О. В.Мальцев работает над монографией «Психология Юга Италии» — одной из задач, которая реализуется в рамках научной экспедиции в Португалию. И впрямь: нет худа без добра — как отметил Олег Викторович, сегодняшняя ситуация с коронавирусом в Европе является… прекрасным полигоном для исследований поведенческих реакций. На фоне разгулявшейся эпидемии итальянцы очень ярко демонстрируют национальные психологические особенности, которые обязательно будут учтены при написании монографии.

Группа Экспедиционного корпуса на самой западной точке Европы (мыс Рока, Португалия)

Предлагаю Вам фрагмент диалога кандидата психологических наук и кандидата философских наук Олега Мальцева и его научного ассистента Ирины Игоревны Лопатюк:  ученый рассказал о первых своих наблюдениях и выводах относительно вышеизложенной темы. По сути, это — непринужденная беседа ученых.

Олег Мальцев: Италия показала себя самым наилучшим образом среди всех стран Европы на фоне эпидемии. Мы видим, что достаточно дать нагрузку на людей в виде коронавируса и мы можем изучить их психологию на 100%. По сути, все, что мы сейчас наблюдаем в Европе, возникло из-за севера Италии. Потому что эта их клановость проявилась, как побег из больницы к родственникам. Они считают, что лучше умереть с родственниками, чем одному. Они побежали буквально во все стороны, разнося коронавирус. И сегодня мы видим, что началось противостояние севера и юга Италии. Есть ряд профессоров, которые говорят, что Италия едина. Вот сейчас мы и посмотрим, насколько она едина. Если в Ломбардии мы наблюдаем откровенную истерику, то, к примеру, в Палермо разные реакции, например, там можно наткнуться на следующую надпись: «Здесь запрещено носить маски и мыть руки, здесь люди умирают, как герои с кружкой пива в руках». Притом, что инфекционная больница в Палермо сейчас переполнена и людей определяют в остальные медучреждения.

Ирина Лопатюк: я вспомнила слова профессора Массимо Интровинье, который сказал, будучи у Вас в гостях, что это очень опрометчиво — путать север и юг Италии. Это просто потрясающе. Вместо того, чтобы остаться дома и вылечиться, люди убегают. Вся эта ситуация крайне показательна.

Олег Мальцев: именно. Вот я сейчас изучаю психологию юга Италии и каждый день у меня проходит эксперимент за экспериментом. Мне даже ничего не нужно для этого  делать, все и так происходит. У меня есть 4 точки среза, я только получаю информацию, как они себя ведут. К примеру, португальцы вообще холодные сами по себе, а вот север Италии – это просто неистовые дети..

Ирина Лопатюк: это сродни театральной зарисовки, когда на кухне резко включается свет и все тараканы разбегаются в свои норы. Этот психологический фактор истерии и заразности этой истерии, мне кажется, похлеще, чем сам вирус.

Олег Мальцев: К примеру, Ломбардия проявила себя в этой ситуации самой истеричной. Вот отличный пример – ребенка напугали бабой Ягой  и он начинает убегать и прятаться под кроватью, под столом. Поэтому будет просто шикарная книга по психологии юга Италии. Мы используем социологические и психологические методы наблюдения. У нас работает специальный штаб по Европе. И к слову, то, что мы наблюдаем — это не психология — это психиатрия. Паника – это психиатрия. Поведение в условиях эпидемии   очень ярко характеризует психологию. Внешний измеритель – это то, что ярче любых других показывает факт. Ни один тест не показывает так факт чего-либо, как внешний измеритель. Ведь любое тестирование происходит в спокойной обстановке. Любой тест может не дать точной картины, а вот ситуация идеально показывает поведение, а затем уже можно подключать тесты и давать объяснения. Внешний измеритель – идеальный демонстратор психологии.

Ирина Лопатюк:
мы даже можем предположить, что вынуждены использовать тесты, когда не можем оперировать внешними измерителями.

Олег Мальцев: конечно. Иногда я не имею права по закону создавать определенную ситуацию. Сейчас же все происходит естественно, и можем это использовать в нашей научной работе. Вот еще интересно наблюдать за правительством Италии, оно — точная копия своего народа. Сейчас мы можем наблюдать, что правительство издает противоречивые законы. Вот, к примеру, сбегать нельзя, но если заплатить 216 евро, то можно. К тому же, они отправили всех судей в отпуск до 16 апреля, а в законе прописали, что за побег из зараженной области предусмотрен арест до 3-х месяцев; но арестовать может только судья. Как можно арестовать человека 16 апреля, если он убегает сейчас? В общем, все это очень интересно наблюдать. Уже есть интересные выводы о психологических и социологических реакциях. К тому же, мы видим, что службы не работают. В Европе никто не отреагировал на ситуацию, пока Бавария не начала вводить контроль в Мюнхене. Мы видим, что все реагируют постфактум. Если бы север Италии закрыли, то в Европе бы сейчас этого не было. Но ведь это нарушение прав человека – его право на свободное перемещение. Никто не думает, что это здоровье других граждан. В условиях эпидемии так действовать нельзя. И еще мы наблюдаем, как эту проблематику с
коронавирусом освещают СМИ. Вся эта истерика достаточно любопытна…

P.S. Вот такой фрагмент, согласитесь, совершенно необычной беседы. Сама беседа не менее необычна. Почем и рекомендую читателю ознакомиться с полной записью интервью по ссылке.

P.P.S. К слову, пока готовился материал к публикации, Олег Мальцев дал еще один крайне занимательный комментарий о том, как ведут себя СМИ в Европе при условиях эпидемии. Опять-таки, у Экспедиционной группы есть уникальная  возможность наблюдать за тем, что делают СМИ, правительства, правоохранительные органы стран Европы и сравнивать с тем, что происходит на самом деле, находясь в гуще событий. Просто не могу не поделиться с Вами еще одним фрагментом — статьи, которая была опубликована в журнале «Гранит науки» на основании выводов академика  Мальцева. Кстати, он обмолвился: обязательно еще напишет об этом несколько статей, чтобы обратить внимание на проблематику.

«СМИ используют коронавирус для того, чтобы поднимать рейтинги своих изданий, и им совсем не стыдно делать это в Европе, на родине общечеловеческих ценностей, родине прав человека – устраивая панику, издеваться над людьми, которые и так перепуганы. Если бы мы имели грамотные действия правительств, если бы СМИ сотрудничали с правительствами и были заинтересованы в локализации коронавируса, его бы уже давно не было в Европе. И вспышка эпидемии уже давно была бы погашена. К сожалению, СМИ на сегодня – главный распространитель коронавируса».

И эту статью в полном объеме можно прочесть по
ссылке, что настоятельно рекомендую.

Автор: Анастасия Гужва

Комментировать