В поисках силового компонента

«Тварь я дрожащая или право имею?»

Ф.М. Достоевский

 Прежде, чем приступить к изложению основной идеи — каким образом человек обретает силу, какие этапы он проходит и становится независимой и сильной личностью, — небольшое уточнение: сила или силовой компонент человека будет рассматриваться не с физической, а с психологической и философской стороны. При сопоставлении этих граней человеческой силы, выясняются некоторые коллизии… Кто же не слышал историй, в которых внешне сильные парни, способные «горы свернуть», впадают в панику при виде медицинской иголки.

Тема отнюдь не нова и ты, дорогой читатель, согласишься с этим, если, минуя длинную тираду на счет обретения человеком силы, приведу некую категорию, ради которой и пишется этот материал. ВЛАСТЬ! Как много в этом звуке для ума и сердца взрослого человека! Верно? Давнее, древнее дело. И давняя, древняя проблема. Всю историю человечества (за исключением, пожалуй, доисторического периода, поскольку нет документов) можно представить себе ещё и как историю борьбы за власть. В былые времена вопрос о власти, тоже не простой и противоречивый, социально разрешался просто: власть, как правило, разыгрывалась в высших слоях общества и попадала в руки их представителей – исключения не в счет. Конечно, даже так называемая абсолютная власть (абсолютизм) на деле были не безграничны. И все же, это была именно власть, в своих границах влиявшая на все и вся – близко к абсолюту.

Раскольников. Художник И. Глазунов

Д. Шмаринов. Старуха-процентщица

 Эта тема ярко и многогранно отображена в литературе и искусстве, стала центральной во многих произведениях. И касается не только мифических богов и героев, королей, князей, графов и баронов, но и простых смертных – отдельных людей и их сообществ. Чего только стоит роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и коронная фраза его героя, ставшая крылатой и не потерявшая актуальность в наше время: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». У Раскольникова, как вы знаете, не было ни власти, ни денег. У него не было даже приличного костюма. Но в его душе бушевали страсти, порожденные ужасающим не соответствием желаний и возможностей. Он, его автор и их современники, конечно же, даже не догадывались о том, что исторически скоро – в XXI веке академик О. В. Мальцев проанализирует эту и подобные ситуации с позиции науки.

«Качественно сформированные движки определяют, насколько прочны эти связи, насколько велик, соответственно, силовой компонент, и насколько вы усердны в ре­трансляции этого силового компонента. Таковы и власть, и положение в обществе, и профессии, и всё остальное. По факту, как следствие, ровно такую жизнь и форму бытия индивид себе и построит». (из монографии «Философия Юга Италии)

Альфред Адлер – австрийский психологпсихиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии. Согласно теории Адлера, стремление к власти (доминирование над другими), основная движущая сила поведения и деятельности человека. Вместо сексуального влечения (которое, по Фрейду, является основным мотивационным фактором поведения человека) Адлер вводит формулу другого влечения — стремление к власти. Согласно положениям его теории индивидуальной психологии, стремлением к власти над другими людьми субъект пытается компенсировать ощущение своей неполноценности. Ученым были написаны такие труды, как «Комплекс неполноценности и комплекс превосходства», «Мотив власти» и многие другие. Психолог утверждает: главной движущей силой поведения и деятельности человека является стремление к преимуществу, доминированию над другими людьми. Именно стремление к власти, с его точки зрения, является тем фактором, который предопределяет активность субъекта.

«Стремление к превосходству никогда не исчезает, и фактически, именно оно формирует разум и психику человека. Как мы говорили, жизнь — это достижение цели или формы, а стремление к превосходству — это движущая сила для достижения формы. Это своего рода поток, несущий вперед весь материал, который может найти» (Адлер А.Наука жить)

Альфред Адлер (Alfred Adler)

Невротическое стремление к власти нашло отражение в теории Карен Хорни (американский психоаналитик и психолог, одна из ключевых фигур неофрейдизма). Ощущение власти, по мнению К. Хорни, может возникнуть у нормального человека в результате реализации (или осознания) своей способности и силы. Его стремление к власти может вызываться также политическими, семейными обстоятельствами, идеей. Однако невротическое стремление к власти, как утверждает Хорни, возникает из тревожности, ненависти и ощущения собственной неполноценности. Иными словами, нормальное стремление к власти возникает из ощущения силы, а невротическое — из слабости.

Карен Хорни

Эрих Фромм (немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик) мотивацию к власти выводил из стремления индивидуума избежать изоляции (одиночества). Субъект власти (человек-садист), по Э. Фромму полностью зависит от слабого человека, которым распоряжается. Садисту нужен тот,  кто ему принадлежит безраздельно, поскольку его собственное ощущение силы основывается на том, что он может кем-то владеть или руководить. Эта зависимость, как правило, является целиком неосознаваемой.

Эрих Фромм

Академик, руководитель Одесского регионального отделения УАН, PhD Мальцев О.В. в одной из глав монографии «Философия Юга Италии» подробно проанализировал то, каким образом человек может управляемо обрести силу. К слову, монография получила высокую оценку в рецензии доктора философских наук, профессора Максима Лепского. Приведу несколько цитат:

«Изучив данную монографическую работу, могу со всей определённостью сказать, что уже вижу тенденции будущих исследований и открытий, новых экспедиций и создание концептуальных двигателей философии, психологии, социологии, криминологии и теории управления на серьёзном философско-мировозренческом и историко-культурном фундаменте закономерностей развития человека, социальной группы, общности, социальных институтов. Думаю, очень скоро нас ждут новые философские открытия и концепции в традиции перипатетики, в любви к мудрости как способе жизни

С полной версией читатель может ознакомиться здесь.

Согласно приведенной в монографии концепции об источниках формирования силового компонента личности, данная система состоит из четырех двигателей. Как отмечает ученый, проблема заключается в том, что они бессознательные, то есть человек об этом ничего не знает и об этом не думает. Но бессознательное его толкает на этот путь обретения силы.

Первый бессознательный двигатель запускает дефицитарность, возникает конфликт между человеком и окружающей средой:

«Дефицитарность порождает для человека необходимость компенсации. Человек всегда стремится к тому, чего у него нет. Это и есть проявление конфликта с внеш­ним миром. То, чего вас лишали с самого детства, чего вам остро не хватало — это и стало вашим двигателем».

Чтобы более подробно познакомиться с категориями дефицитарности человека, каковых существует четыре разновидности, предлагаю читателю познакомиться с предыдущей монографией Олега Викторовича «Философия Липота Сонди» . Здесь же приведу краткое пояснение:

«В рамках научной парадигмы о четырёх бессознательных векторах-двига­телях, представленной в предыдущей главе отметим, что у каждого человека существует один ключевой движущий вектор (он же двигатель, как в автомо­биле). Итак, получается: один вектор = двигатель, и он основной, а остальные три вектора — второстепенные. Из данной модели произрастает ряд логиче­ских вопросов, как-то: почему движущий вектор один-единственный; как он становится непосредственно двигателем; что определяет, какой вектор из четырех станет двигателем?

-Если, например, в семье не прекращались скандалы, вы росли в постоянном состоянии напряжения, вам не давали разрядки, лишали внимания и призна­ния, отбирали то, что вы хотели, вас никто не любил — вашими двигателями стали «h — s».

-Если вы жили в грязи, антисанитарии, с родителями алкоголиками/нарко­манами или были беспризорником — вашими двигателями стали «e — hy». Люди с таким «двигателем» постоянно размышляют о справедливости и не­справедливости, в результате чего становятся фанатиками и преданными тем, кто вытащит их из этого «дна».

-Если вас били, постоянно унижали ваше достоинство, предавали, разменива­ли, всячески демонстрировали, что вы «никто» и зовут вас «никак» — вашими двигателями стали «k — p».

— Если у вас было голодное детство, вам нечего было есть — вашими двига­телями стали «d — m»».

Согласно пояснениям, которые приводятся в труде «Философия Липота Сонди», двигатель формируется до 14–16 лет, и остаётся неизменным на всю оставшуюся жизнь, причём со временем его влияние только усиливается. Ведущие движущие факторы создают, в свою очередь, предрасположенность к профессии, поэтому М. Ахтних (швейцарский психолог, педагог и ученик Леопольда Сонди) не рекомендовал проводить тест профес­сионального ориентирования детям до 16 лет. Выбор профессии должен компенсировать дефицитарность, поэтому человек выбирает тот вид деятельности, который восполнит дефицит. Более того, это может оказаться, как социально приемлемая профессия, так и преступная.

Но вернемся к той системе, которая позволяет сформировать человеку силовой компонент, стать личностью и реализовать потребность во власти. Второй двигатель возникает у человека в тот момент, когда он присоединяется к организации, которая позволяет реализовать ему фантомный образ своего будущего.

«Совокупность фантомов и представлений о будущем, как должна ретрансформироваться жизнь человека, включают второй двигатель в момент присоединения к организации. Второй двигатель это то, что позволит обеспечить желаемое будущее».

Третий двигатель включается, когда человек начинает поиск авторитета или Наставника, и это происходит по определенной причине:

«В определенный момент жизни у человека наступает разочарование в родителях. Разочарование в собственных родителях — обязательный элемент в жизни человека. Поэтому все находятся в поиске великих родителей».

Еще мэтр глубинной психологии К. Г. Юнг писал о том, что индивидуация начинается только в момент, когда человек уходит от родителей и начинает самостоятельную жизнь.

Четвертый двигатель включается, когда человек начинает эксплуатировать иерархию:

«Иерархия позволяет человеку иметь власть над другими людьми, находящимися вне этой иерархии. Когда воз­никает четыре двигателя — у человека возникает власть. Инстинкт власти человек реализовывает в двух направлениях: в свою пользу и в пользу той иерархии, частью которой он является».

Система обретения человеком силового компонента, состоящая из четырех двигателей, работает по определенным принципам:

— второй и третий двигатель могут меняться местами, то есть изначально возникает авторитет или Наставник, а затем только организация;

-первый и четвертый двигатели всегда располагаются неизменно на своих местах;

— четвертый двигатель возникает только после включения третьего двигателя.

Проявление работающих трех двигателей у человека выражается в наличие трех компонентов: интеллекта, силы и решимости.

Как отмечается, проблема — в следующем:

«Мы акцентируем внимание на том, что двигатели, то есть факторы или побуждения человека, формируются бессознательно. Вся «соль» этой машины за­ключается в том, что она бессознательная. То есть, никто не знает, как её сформировать сознательно. Она автоматическая.

Человек инстинктивно ищет реализацию удовлетворения дефицита, он инстинктив­но ищет способы реализации будущего, он инстинктивно ищет компенсацию сво­их родителей, и он инстинктивно ищет власть. Всё это инстинктивно происходит у среднестатистического человека. И поэтому формирование может длиться 10–20, а то и несколько десятков лет (мы никогда не знаем, сколько)».

Зачастую возникают ситуации, когда у человека работает только один из четырех двигателей, но почему-то уверен, что у него действуют все четыре. И он стал частью некой иерархии. Человек может занять должность, например, прокурора и почувствовать себя частью «государственной иерархии». Однако данная система таким образом не работает. Что в результате? В результате крах: все может закончиться просто увольнением, а может быть и намного хуже – например, возбужденное уголовное дело, крушение карьеры.  А все — по причине того, что у человека не сформированы двигатели, как упоминалось выше, отражающиеся на интеллекте, силе и решимости. Внешний мир создает ситуации и указывает человеку его место.

За человека, безусловно, этот путь никто не пройдет и только он вправе решать, формировать собственный силовой компонент, становиться личностью или нет. Однако, у всего есть свои последствия, и в данном случае, они подробно описаны в монографии Лунёвым Виталием Евгеньевичем — академиком УАН, кандидатом психологических наук, профессором.

«Однако не стоит ли нам пойти от обратного (или как сказали бы математики, «от противного») и рассмотреть последствия тех психических и психологических откло­нений, которые возникают в жизни человека, не желающего причащаться к силовому компоненту и вообще как-то заботиться о включении четырёх двигателей?

Как бы можно было охарактеризовать такого рода жизнь человека, чем она полна?

Полагаю, ответить на эти вопросы возможно одним сочетанием — и это «комплекс неполноценности». Так, люди без силы — неполноценны»».

Как отмечает профессор, человека делает неполноценным накопительный эффект неудач. И в заключении, для пущей убедительности, приведу его слова для тех, кто еще сомневается, нужно ли формировать четыре двигателя и становится сильной личностью:

«Неспособность человека делать выводы, нежелание что-то менять, а самое главное, нежелание на базе фундаментальной науки разбираться в сути проблемы и про­должать действовать бессознательно — гарантированно ведут человека к неудачам и поражениям. Через некоторое время у него сформируется комплекс ненужности и неполноценности, с которым человек будет вынужден жить.

Вся проблема в том, что окружающая среда начнет реагировать на человека, как на бесполезную личность, неудачника, а то и вовсе как на опасную личность, потому что таким людям что ни поручи, какую задачу ни поставь — они обязательно все испортят, все провалят и создадут массу неприятных последствий. Обычно таких людей обходят стороной, в результате чего возникнет не только комплекс неполно­ценности, но и достаточно серьезное состояние одиночества».

Автор: Хамицевич Анжела

Комментировать