Комментарии обозревателя
«Мы должны быть рабами Закона, чтобы стать свободными…»
(Марк Тулий Цицерон. 106-43 гг. до н.э.)
…И с чем только не сравнивали Закон. Он, мол, как дышло – куда поверни, туда и вышло. «Закон – как телеграфный столб: переступить нельзя, но обойти можно». Или вот: «Закон – как паутина: шмель проскочит, а муха увязнет». «Дуракам закон не писан». И даже так: «Законы – миротворцы, да законники – крючкотворцы». А ещё говорили: «Бог любит праведника, а судья – ябедника». Одни высказывания благоговеют перед Законом, другие подтрунивают над ним. Иные откровенно пугаются. Как тот каравай – кого хочешь выбирай. Много, ох как много споконвеку сложено поговорок этого, так сказать, идейно-тематического круга. Просто золотые россыпи. И сие не случайно – велика роль Закона в жизни нашей из поколения в поколение. Автору этих строк ближе те, которые связывают «Закон» и «Свободу». Может быть, потому что ещё в юности застряло в памяти высказывание «Свобода в том, чтобы зависеть только от Закона». Оно приписывается Вольтеру, но встречается и у древних. Дело, в конце концов, не в авторстве, а в связи с реальной нашей повседневной жизнью. Да-с, без Закона – никуда. Но и с Законом, выходит, не всё так просто. О том и речь…
В ранге публициста-обозревателя сегодня вчитался я в свежий материал Вилли Фотре, оригинал которого помещён в «The European Times». Не читали? Настоятельно рекомендую, чему и посвещена настоящая публикация. Познакомьтесь, если не знакомы, с указанным автором в общих чертах. Вообще говоря, публицист и общественный деятель довольно известный. прошлом – что называется, сhargé de mission. Профессия, должность и работа более чем серьёзная, сложная, ответственная и отнюдь не узкопрофильная. Если коротко и буквально – ответственный за миссию. На деле это в цивилизованном мире — разрешающий задачи или проекты, требующие владения особыми эрудицией, вниманием, корректностью и правовой координацией. В настоящее время Вилли Фотре – директор неправительственной организации «Human Rights Without Frontiers (HRWF)», которую он основал в Брюсселе зимой 1988 года.

Учреждение это занимается, в основном и главным образом, правозащитой граждан. То есть, их защитой их представителей от всевозможных посягательств вообще, защитой представителей этнических, религиозных и других меньшинств от покушений на свободу открытого выражения взглядов и на права женщин и вообще современников, нуждающихся в таком вмешательстве. Стремление к максимально возможной объективности обуславливает независимость этой организации от каких бы то ни было политических движений и религий, глубокое изучение реальных ситуаций в сфере прав человека более чем в двадцати пяти странах. Вилли Фотре – член авторитетного Пресс-клуба в Брюсселе, читает лекции этого тематического круга в университетах, публикует статьи в известных научных журналах. Он – правозащитник при ООН, Европейском парламенте и ОБСЄ. Словом, что называется, человек интересный.
Ну, как сказал поэт, людей не интересных в мире нет. Для серьёзного обозревателя-комментатора нет и неинтересных публикаций. Хотя иные из них, откровенно говоря, интересны как раз неинтересностью своей. Но понять мой особый интерес именно к этой статье просто: автор делится своим мировоприятием и миропониманием касательно полицейского и судебного преследования академика Олега Мальцева. Публикаций об этом «Деле», по которому проходит множество и других граждан, уже немало – думаю, со временем они могут составить интереснейшую книгу публицистики эпохи. Разумеется, в этом случае будут там и мои эссе из периодики, поскольку речь идёт о людях, с которыми я работал и которым многим обязан. И вот известный в Европе деятель подробно высказался на этот счёт. Как тут пройдёшь мимо…
Хороший читатель увидит-услышит: недвусмысленно и внятно здесь озвучивается не только драма отдельно взятого Олега Викторовича (лишены свободы и некоторые другие его сотрудники – в основном слабого пола); речь о том, что сама судебная система не желает отстаивать права граждан под давлением на них силовых структур. Сквозь строки этого автора явно проступает вопросительный знак: какое отношение сие имеет к движению Украины по европейскому пути.
Второй год, почитай, учёный О.В. Мальцев находится в Одесском следственном изоляторе БЕЗ ПРИГОВОРА. Подозревается в целенаправленной подрывной деятельности – что он, разумеется, категорически отрицает. Защита не менее определённо, но куда более аргументировано настаивает на том, что криминал в данном случае притянут за уши. Или попросту говоря, сфабрикован. И что мотивы жесткого и жестокого преследования Олега Мальцева совершенно иные. Автору этих строк не раз и не два приходилось подчёркивать: подобные подозрения-обвинения не укладывается в его голове. Равно как и содержание Олега Викторовича иже с ним в СИЗО без права выхода под залог. Притом, что не понаслышке знаю о состоянии его здоровья: осенью-24 академик был доставлен в тот «Санаторий»… на инвалидной коляске. И если его адвокаты говорят об отсутствии там необходимого лечения, то думаю – читатель поверит им на слово.
Лично для меня дело это абсурдно по нескольким причинам. И этим мне тоже близок Вилли Фотре, обзор публикации которого – в вашем распоряжении. Хотя вполне достаточно обернутся к году 2023: в том декабре Олег Викторович с экспедиционным корпусом работал в Италии и уже знал: в Украине по его адресу открыто криминальное расследование. Как и то, что по официальному адресу его адвоката уже приходили письма с мирными предложениями по-одесски «договориться и замять для ясности». И он возвращается под грозные эти тучи на одесском небосклоне. Тут явно сработали и простое желание вернуться из дальних странствий домой, и незнание за собой греха противоправия, и вера в разрешение вопроса законным путём. И конечно же, надежда на справедливость.
Людям психически полноценным, увлечённым и некриминальным по натуре, это понять легко – даже в военное время, усложняющее и обостряющее многое, но не отрицающее Закон и Совесть. Ещё и ещё раз: война спишет многое, но не всё. И однако же, как тут не вспомнить: говаривал мне один из простых и великих знатоков этой сферы — на деле есть Право и Правоприменительная практика. В последнем случае нередко оказывается всесильным так называемый Человеческий Фактор.
Закон, знаете ли, законом, Право – правом, а люди бывают разные. Поэтому к разнообразно известному тезису «Кадры решают всё» несладкий исторический опыт добавляет: «Кадры должны быть именно кадрами»…
Уважаемый Вилли Фотре приглашает нас с вами, дорогой читатель, к расследованию дальнейшего: выходит так, что формальным основанием для обысков, задержаний и ареста стала экспертная оценка видеозаписи встречи и беседы академика Мальцева с сотрудниками Европейской Академии Наук Украины. То есть, учёного долгое время лишают воли по инициативе одного из подразделений СБУ – на основании… произвольной трактовки его высказываний о безопасности на той встрече? Как известно, в экспедиции академик организовал и провёл ту самую онлайн-встречу, где познакомил участников со своим проектом плана действий на случай, если российские войска ворвутся в пределы Одессы.
Да, были поставлены под сомнение возможности местных структур защитить граждан от нашествия. А у кого, собственно говоря, тогда не было подобных сомнений? Все ведь знали о том, что в начале войны случилось с Херсоном. Автор приводит данные The Washington Post: уже в начале марта-22 в центре Херсона не было полиции и прочих сил госдепартамента. И что в дальнейшем херсонскй экс-мэр В. Николаенко, не мудрствуя лукаво, сказал: уже двадцать четвёртого февраля в городе не было ни полиции, ни военных. Так и сказал: город оставили те, кто обязан был его защищать…
Что же странного в том, что разумные и мужественные одесситы считались с этом драматическим опытом? Но это, считает автор обозреваемой статьи, не очень-то понравилось некоторым местным властям. А ведь горожане вполне могли (тьфу-тьфу-тьфу через левое плечо) оказаться лицом к лицу с оккупантами, с вооруженными до зубов и ошалевшими от крови грабителями и мародёрами. Ведь могли же, верно? Не отсюда ли и план собственной самообороны, защиты сотрудников, маттехнической базы академии и населения.
Но вот автор знакомит нас со статьями Криминального кодекса, инкриминируемые О.В. Мальцеву. Статья 109-я, трактующая вопросы заговора с целью насильственного свержения конституционного строя и захват государственной власти. И статья 260-я – создание незаконного вооруженного формирования.
Бог весть почему не принимается во внимание то очевидное обстоятельство, что и на той встрече в ОРО УАН, и в дальнейшем речь шла об организации самообороны в условиях (вспомним! Или и впрямь уже забыли?), возможного тогда вторжения российских войск. Или это от нечего делать мирные улицы Одессы впервые с осени 1941 года баррикадировались, а граждане вооружались, как могли? Нет-с, читатель дорогой, в воздухе явно пахло грозой. Между тем, ещё зимой-25 защита академика представила результаты комплексной судебной лингвистической и семантико-текстуальной экспертизы видеозаписи, использованной обвинением для его лишения воли. Вывод экспертов Национального научного Центра судебных экспертиз имени заслуженного профессора М.С. Бокариуса подчёркивает: академик и его коллеги обсуждали вопросы создания организации самообороны помещений, имущества, академического состава и вообще сотрудников ЕАНУ на случай вторжения недобрых соседей и их попытки захвата Одессы.
И защита в этом деле отнюдь не безосновательно настаивает на том, что само «Дело» надумано, а преследуется учёный совсем по другим мотивам. Адвокаты опровергают представленную трактовку экспертного вывода СБУ, без которой содержание О.В. Мальцева под стражей было бы практически невозможным. Кто же делит с академиком Мальцевым его неволю? Автор приводит материалы следствия, членами якобы несанкционированного вооруженного формирования являются коллеги Олега Викторовича, работники НИИ и члены Европейской Академии Наук Украины, домохозяйки, журналисты и переводчики. Видели бы вы этих «опасных преступников»! Ни один (ни одна) из них в армии не служили и боевым опытом не располагают. Дворовой генерал сороковых-пятидесятых, могу вспомнить: мы, дети Победы, играли в войну, но и то — девчонок не брали. А ведь детство наше давно прошло, а война – вот она, не игрушечная. И согласитесь, трудно подобрать менее подходящий контингент для госпереворота.
Адвокат Александр Бабиков настаивает на полнейшем отсутствии доказательств какого бы то ни было вооруженного формирования, военизированного лагеря, военной подготовки и незаконного оружия. А опора следствия – собственная и весьма противоречивая интерпретация беседы О.В. Мальцева с коллегами, его выступления на известной встрече.
В интервью адвокат Бибиков подметил: «По версии следствия, подозреваемые собирались захватить миллионный город. Ту самую Одессу, которую за годы войны не решились взять российские войска». Вот уж случай, позволяющий вспомнить классику: «Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…»
Цитирует Вилли Фотре и известную итальянскую правозащитницу Анну Сассу, ранее сотрудничавшую с «Human Rights Watch»:
«Содержание доктора Олега Мальцева под стражей более года без права внесения залога – наказание, а не предупредительный акт. Игнорируя независимые экспертизы и закрывая глаза на возможную прокурорскую коррупцию, судьи рискуют оказаться на пути политически мотивированных преследований. Такие решения бросают зловещую тень на их карьеру. Страсбург этого не забудет».
Хроника и география этого дела не стоит на месте. «Дело» академика Мальцева теперь рассматривается в Брюсселе и далее. К примеру, в марте 2025 года на 58-й сессии Совета ООН по правам человека полномочный представитель Coordination des Associations et des Particuliers pour la Liberté de Conscience (CAP/Liberté de Conscience, Франція) та Human Rights Without Frontiers (HRWF, Бельгія) Кристин Мирр выступила с заявлением по указанному делу: сотрудник контрразведки СБУ Е. Волошенюк, вполне возможно, организатор сфабрикованного уголовного дела против Мальцева. Далее: по инициативе Европейской академии наук Украины сорок пять научных работников и экспертов из двенадцати стран мира письменно выразили глубокую встревоженность беспрецедентным преследованием О.В. Мальцева. ЕАНУ, подчёркивает автор, в сотрудничестве с ведущими международными правозащитными организациями так же твёрдо намерена добиваться освобождения украинского учёного.
В итоге автор этой статьи выходит от документальной конкретики к обобщению: считает, что в этом деле, как в капле воды, отражается крайнее нездоровье судебной системы в стране вообще и в Одессе – в особенности. Налицо – необходимость радикального лечения.
А оно невозможно без подлинной истории болезни, без авторитетного консилиума, серьёзных правоведов и публицистики, ярко и честно освещающей ход выздоровления. В случае, конечно, коль скоро Украина и впрямь стремиться в Европейский Союз. Свыше она снабжена всем, что нужно для мирной счастливой жизни, Оттуда же издревле дислоцирована в самом центре европейского субконтинента. Куда же ей стремиться? Но по ходу великого этого движения – давайте не забывать, что Олег Викторович Мальцев уже второй год лишен нормальной жизни, нормального питания, нормального лечения, нормальных отдыха и работы – заодно с молодыми коллегами, менее всего похожими на террористов…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ : Україна, підозра у фабрикації кримінальної справи