САМОЕ СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ…

 Рассказы об Экспедиционном Корпусе ОРО УАН, о его поездках-походах образуют главы совершенно необычной и чрезвычайно увлекательной книги, которая со временем получит хорошего своего читателя. Сегодня, можно сказать, очередную главу вносит в общий этот труд эксперт-психомотолог и судьбоаналитик Марина Николаевна Ильюша, руководитель НИИ «Международное судьбоаналитическое сообщество».

 — Вероятно, как и каждый участник таких встреч, я должна рассказать о своей встрече с экспедиционным корпусом и о попадании в него?
 
Совершенно верно. То есть, не то, чтобы должна – желательно.

 — Если коротко: к моменту моего включения в экспедицию, корпус уже жил полной жизнью и действовал четыре года. То есть, мы в научном подразделении занимались, опять-таки, научной работой. Когда группа отправлялась в экспедиции, мы здесь, на месте, участвовали в подготовке, и полевой работе — обрабатывали весь материал, который оттуда передавался. И, уже в зависимости от поставленных задач, что-то из принятого преобразовывалось в видео, в публикации, в документы и прочее. В широком смысле это тоже было участием в экспедиционной работе, хотя и здесь, на базе. Конечно, очень хотелось поучаствовать прямо, в самой экспедиции. И вот, в 2018 году мне впервые посчастливилось: с научной группой отправилась в Хайдельберг в Германии.

 — В качестве кого вы участвовали в первый раз?

 — Назначалась и отправлялась я туда помощником Олега Викторовича. Ну, а уже, по ходу самой экспедиции, в зависимости от исследуемых объектов, городов, явлений, всем участникам ставились различные и вполне конкретные задачи. В том числе – и мне. Допустим, какой-то храм. Или, скажем, замок. Входим туда. Один из нас фотографирует общие планы, другой – интерьер, детали, оформление, фрески, барельефы, скульптуры. Были и другие поручения. Результатом такого разделения труда была высокая его эффективность. Время для этого всегда ограничено. И корпус получал важенейшие материалы по наиболее интересным науке моментам данного объекта.

Команда экспедиционного корпуса в Г. Хайдельберг

Многие объекты, которые исследовала Экспедиционная группа: замки, музеи и храмы, фотографировать было запрещено. Поэтому порой нам приходилось выполнять поставленные задачи очень осторожно и незаметно. Так как, за соблюдением правил строго следили работники замков и музеев, которые могли и выгнать нас.

— Сколько в вашей коллекции таких экспедиций?

— Работала в трех экспедициях. Дважды была Хайдельберге, в 2018 мы исследовали все рыцарские ордена. За 14 дней экспедиции Мальцевым О.В. было написано 5 книг – «Тень европейского континента», «Компас судьбы», «Вековой обман», «Машина судьбы» и «Предохранитель счастья». В 2019 было продолжение исследования европейского рыцарства и науки европейского мистицизма, а так же — исследования прототипологии и механизмов памяти человека; написана книга «Рыцарский орден русских воров». В 2020 году в Украинской экспедиции целью исследования было воссоздание среды как системы, определяющей идентичность украинского народа. За две недели мы проехали 8 городов. К сожалению, в 21 веке большая часть Украины в интересующем нас плане находится в захудалом, полуразрушенном состоянии, а сохранение архитектурного наследия предков здесь мало кого интересует. Более того, на это никто не обращает должного внимания. Даже то немногое, что осталось пока еще целым, свидетельствует о великом духе европейского наследия. Совершенно очевидны наличие европейских рыцарских и монашеских орденов на территории Украины, обилие синагог и практически полное отсутствие свидетельств «православного» прошлого. Как сказал наш капитан Олег Викторович: «Украина — это шедевр, это мировая держава, которую пытаются сделать «страной Третьего мира».

— Ваши колеги, люди во многом разные, достаточно однообразно отвечали на вопрос, какие поездки оставили самое яркое воспоминание? В один голос: тусклых вообще не было, все яркие. Но среди ярких все- таки выделяли что поярче. Что бы вы выделили?

 — В том-то и непростота ответа, что яркость экспедиций вообще очевидна. Но… если, так сказать, относительно – пожалуй, назову Германию. Хайдельбергский замок. Город-университет, На немецком звучит так: Гейдельберг. Но даже сами немцы говорили, что на русском правильно — Хайдельберг. Хайдельбергский университет, древнейший в Европе. А над городом, на горе, стоит замок. Конечно, уже многие стены, многие строения на сегодняшний день обветшали и разрушены. Но вот попадаешь туда впервые, видишь мощь архитектуры, И не на туристских открытках и буклетах – своими глазами. Руками можно потрогать! Это – подлинное величие. И думаешь о людях, которые всё это задумывали, проектировали и возводили. Каким же уровнем подготовки, какими технологиями и техникой нужно было обладать! Это впечатляет даже самых уравновешенных из нас. Как-то сложно описать словами, но ощущается некое силовое поле, определённо воздействующее на настроение, на память человека. На прилив сил. Конечно, запас ярких впечатлений не считается главной экспедиционной задачей. Мы не этюды, не поэмы пишем. Но всё это и впрямь вдохновляет. Материалы собираются интереснейшие и полезнейшие. И эмоциональная сфера незабываема.

 — Такой эффект получался и в других местах?

 — Впечатляет и Палермо в Сицилии. Пожалуй, самый красивый город на Земле. Театр Массимо, Кафедральный собор, храмы. Это грандиозно. Опять-таки, думаешь о людях, разумом и силой которых некогда возникла эта архитектура. В это нельзя не влюбиться. И – на всю жизнь. Бесценный материал для науки. В Палермо были организованы и проведены симпозиумы. Даже теоретические мероприятия в такой атмосфере проходят совершенно особенным образом. Этот эффект касается не только науки и настроений. И коллеги, и наши гости, которые приезжали на симпозиумы в Палермо, обращали внимание на то, что… в результате простой прогулки здесь приходят новые, свежие мысли, идеи — как решить свои жизненные вопросы, задачи по бизнесу. И это – не мистика, а факт.

 — Всё это, нужно понимать, связано не только с вашими экспедиционными поручениями, но и вообще входит в круг ваших личных научных интересов?

 — Входит. Ещё как. Предшественники оставляли нам, можно сказать, книги в виде архитектурных сооружений. Храмы, крепости, другие строения с различной символикой. И всё это нужно читать. Для чего следует глубоко изучать язык европейского мистицизма. Лично я ещё не обладаю достаточным для этого уровнем подготовки но, кое-что, всё же, читаю. Увереннее это «чтение», конечно, под руководством академика Мальцева Олега Викторовича. Его прочтение тоже преобразуется в учебники и другие произведения, вырабатывает технологии решения современных жизненных задач.

 — Сейчас вы в этом смысле более начитанный человек?

— Да, лучше читаю, чем вначале, когда ещё проходила такую азбуку. Как говорится, век живи – век учись. Но должны признаться, и такое чтение захватывает. Зрение так перестраивается, что даже и здесь, дома, обращаешь внимание на то, что раньше было привычно и неинтересно. Книги многих фасадов о многом и говорят.

Хайдельбергский замок



— Мне один ваш коллега сказал, что в некоем месте, настолько пахло средневековой северной Европой, что хоть снимай там фильм про Гамлета. Вот то, что вы видели — на что это было похоже? И что бы вы там снимали? Какой фильм?

— Ну, в Палермо, конечно, что-нибудь из жизни мафии. Можно сказать, Палермо — это мафия. Только не та, с которой наш обыватель знаком по советским художественным кинофильмам. О настоящей мафии. И ещё о том, что люди прошлого вовсе не были сплошь тёмными, невежественными, отсталыми и примитивными. Если бы это было так – они не задумали бы и не создали бы такую величественную и долговечную красоту. О, они многое знали, умели и могли – из того, что нам, передовым современникам, не очень-то даётся.

 — Коллеги рассказывали о встречах там, в самых известных исторических местах, с элементарной дешевой липой, с декоративной бутафорией, которая выдается за что-то древнее и подлинное и подсовывается туристам-ротозеям. На вашем пути были такие встречи?

— Увы. Вот была экспедиция во Флоренцию. Всемирно воспетая Пизанская башня — это бутафория, которая создана именно для привлечения туристских денежек. А выдается это издавна за подлинный исторический объект. И никому до нас в голову не приходило, что это надувательство. Наклонившаяся, но загадочно не упавшая (вопреки физике) башня стала притчей во языцех. И даже предметом международной дискуссии о том, как не дать ей упасть и выровнять её вертикально. Возникали и шумно обсуждались самые разные проекты – что, видимо, тоже было своего рода рекламой. Потому что, вполне вероятно, имеется огромный практический интерес к тому, чтобы она «не выровнялась». А самое смешное — при этом был найден город, недалеко от Флоренции, где стоит точно такая же башня и вот она-то как раз является древней. Но этот город малоизвестен, в стороне от проторенных туристских путей-дорожек. И нашли мы его благодаря именно этим сомнениям и размышлениям. Тоже ведь – штрих к портрету нашего корпуса.

Команда Экспедиционного корпуса в Вилково, 2020 год 

— Знаете, был когда-то кинофильм «Улица полна неожиданностей…» Можно это сказать об улице экспедиционного корпуса? Встречали вы неожиданные повороты?

— Ну, вот эта история с башней, вернее с башнями, была неожиданной встречей. Были, конечно, и другие. Но они становились всё менее неожиданными. Опыт. Экспедиция чему не научит. Никого из нас уже не удивит, что обозначенное на карте и привычное ещё по школьным учебникам, на указанном месте отсутствует. И вообще, видимо, никогда не присутствовало. С подобным мы встречали даже в экспедиции по Украине. Как сказал классик, всё врут календари. Но врут и учебники, и карты. Туристские – в особенности. Не говоря уже об Интернете. В Германии такое было: тщательно планировали, приехали за тридевять земель. С научным, можно сказать, аппетитом. А там ничего подобного нет и в помине. Со временем нас это перестало удивлять. Хотя, конечно, и приятного мало. Но маленькие немецкие города, их узкие чистенькие улочки и какие-то игрушечные дома, черепичные крыши с трубами и флюгерами радовали глаз.

 — Вспомнили, наверное, детство своё золотое, когда вам читали сказки Андерсена и братьев Гримм? Или мультики смотрели?

-Да, да. Скорее всего, это напоминало именно сказки Андерсена. Что-то оттуда. Верно. Как говорится, было на что приятно посмотреть. Но мы ведь не туристы в круизе. Строго говоря, любоваться особенно и некогда. Нужно работать. У каждого – своё рабочее звено, а цепь едина. Сбой в одном месте нарушает всю цепь.

 — Итак, вы – в корпусе. И для него уже давно – свой человек. А кто-что он для вас, экспедиционный корпус? В вашей судьбе, в вашей биографии, в вашем мировоззрении, мировосприятии, мироощущении и миропонимании?

 -Лично для меня… Даже не знаю, с чего начать ответ. Знаете, подготовка к экспедиции и выезд — самое счастливое время. Ты себя там по-другому ощущаешь. Вот на железной дороге есть такое явление и понятие: «Полоса отчуждения». Об этом размышляли Ильф и Петров в «Золотом телёнке». Там, мол, всё по-другому. И люди становятся другими. В экспедиции если не всё, то очень многое по-другому. И я воспринимаю себя иначе. Хотя для самоанализа возможностей не так уж много, работать нужно интенсивно, условия разные и непростые. То есть, наша экспедиционная группа работает в любых условиях. Но с чем сравнить чувство прикосновения к правде, к подлинной истории? А проникая в прошлое, познавая его, совсем иначе воспринимаешь настоящее. И это касается не только дальних странствий. Я по-настоящему стала познавать Украину только здесь. И всё это – он, экспедиционный корпус.

 — Открытие своего Отечества?

 — Можно сказать и так. Когда мы начали изучать разные города, что называется – читать архитектурные объекты, лично мне на территории Украины стали заметны в большом количестве старые, старинные, древние строения. И те места, в которых они когда-то были, а теперь присутствуют только на фото в Интернете. В Украине — огромное количество архитектуры именно европейской. Мы видим итальянскую, мы видим норманскую архитектуру. То есть, это впечатлило еще даже при подготовке к экспедиции. Ну и, конечно, когда проехали по Украине — восемь городов. Побывали в украинской Венеции, Вилково. Интереснейшее это место — украинская Венеция. Мы ходили на катере по этим, как там называются, улицам. Улицы, как улицы, только вместо мостовых — вода. Каналы, собственно говоря. Колоритные, старинные места. Ни дать, ни взять – Венеция. Европа. То же — Херсон, Николаев. Но старина у нас сохранилась плохо. В Европе дорожат ею, хранят её. Даже придумывают и декорируют, как уже сказано. А у нас отношение к этому было, я бы сказала, индифферентное.

 Cело Лиманское Раздельнянского района, а в прошлом – крупная немецкая колония Зельц (Selz)

— Ну, а что касается Одессы?

 — Изучали и Одессу. Для меня было открытием, что еще в 1820-х годах в городе выходили газеты на французском языке, а на русском они появились гораздо позднее. Здесь, на территории Украины, жили люди, которые могли читать на французском языке. Я, конечно, этого не знала. Любила Одессу, но многим не интересовалась. То же можно сказать и об Одесской области. Подготовка к экспедиции – прорыв в знаниях. Поднимаем все материалы, науку, литературу, искусство. По крупицам собираем данные, чтобы сложилось наиболее полное и объективное представление о прошлом.

 — У Пушкина прямо сказано – «Здесь все Европой дышит, веет». Это «Евгений Онегин»: именно — Европой. Правда, у классика речь шла о ХIХ-ом веке. Но как это касается основной вашей научной деятельности?

 -Ну, мое основное направление в Академии – это глубинная психология, судьбоанализ. Так как в европейском мистицизме за каждой фигурой, за каждым символом стоят знания, есть в нем и фигуры, отвечающие за судьбу человека. Например, Св. Екатерина – символизирует будущее и способность управляться с собственной судьбой. Каждый человек стремиться к стабильности и обеспеченному будущему. Поэтому, Св. Екатерина говорит: учись держать оборону и защищаться. Есть так же фигура Св. Рока – это центральная фигура европейского мистицизма, которая отвечает за судьбу человека. В глубинной психологии существует понятие программной судьбы, вариативной судьбы, общественной и божественной судьбы. Фигура Св. Рока прежде всего символизирует божественную судьбу, которая порождает общественную судьбу, создает вариативный ряд жизненных ситуаций и разбивает программную (навязанную) судьбу. Именно Св. Рок указывает на то, что родовая программа судьбы человека неправильна и никогда не приведет к триумфу в жизни. Рок обладает непреодолимой силой судьбы человека, он будет устраивать человеку веселую жизнь до тех пор, пока тот не поменяет свое мировоззрение. Фигура Св.Рока может проявится в жизни человека в виде Наставника, или в виде судьбоносных ситуаций в жизни.

 Но это – довольно широкое направление. Да и в корпусе у нас нет узкой специализации. Мы одно дело делаем. Хотя, конечно, каждый — на своём месте. Не говоря уже о естественной любознательности: собственно, эта тенденция и приводит в науку. Лично мне интересно и то, что делают мои коллеги и что выходит за рамки порученного лично мне. Очень интересно. И очень полезно.

Подписывайтесь на наши ресурсы:

Facebook: www.facebook.com/odhislit/

Telegram канал: https://t.me/lnvistnik

Почта редакции: info@lnvistnik.com.ua


Комментировать